Профессиональные риски и специальная оценка условий труда. Управление профессиональными рисками Производственные риски в охране труда сегодня


Сегодня все больше слышится разговоров о том, что будущее охраны труда — это оценка рисков. Безусловно это правильно, но тем, кто работает не в высоких кабинетах министерств, а на «земле» до конца не ясно что же делать с оценкой риска.

Обязательна эта процедура или еще нет? Если обязательна, то какими документами регламентирована? Можно ли сделать оценку риска самим или для этого обязательно нужно нанять стороннюю компанию? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить (по крайней мере, по состоянию государственного нормативного регулирования на дату написания этой статьи, а именно февраль 2018)

***
Нормативное регулирование

Нужно дождаться весны, чтобы увидеть запланированные изменения в 10 главе Трудового кодекса, которые обещают нам новые требования, по систематической оценке рисков работодателем.
Однако уже сейчас мы уже имеем дело с требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий. А для многих компаний это уже давно пройденный этап.
Во-первых, это всем привычная специальная оценка условий труда (СОУТ). Класс условий труда есть не что иное как риск развития у работника профессионального заболевания. Механизм проведения спецоценки достаточно близок к классическому способу оценки рисков. Общими являются следующие процессы: Идентификация опасностей; Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда; Информирование работников об условиях труда; Накопление статистических данных об условиях труда; Включение в трудовой договор характеристики условий труда; Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценивании рисков).
Самое существенное отличие СОУТ от оценки рисков, которое по сути выводит спецоценку из понятия управления риском, это статичность данной процедуры (периодичность проведения СОУТ 1 раз в 5 лет). Но тем не менее при оценке рисков обязательно учитываются результаты специальной оценки.
Во-вторых, для понимания обязаны мы делать что-то по охране труда или это только рекомендованная процедура, мы уже можем обратиться к чек-листам.
Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя наличие системы управления охраной труда (СУОТ). В нем два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При разработке положения о системе управления работодатель должен руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда №438н. Отдельно остановимся на пунктах типового положения регламентирующих процедуру оценки риска.

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (пункт 33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (пункт 34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (пункт 37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (пункт 39).

То есть, согласно положения, система управления охраной труда подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по охране труда в соответствии с выявленными опасностями.

Логично начинать оценку риска с выбора метода оценки

Существует несколько Стандартов описывающих методику выявления опасностей, в том числе в техногенных системах. Здесь мы не будем подробно их анализировать, скажем только, что все методы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы основываются на данных статистики. Приемлема такая оценка только там, где соответствующая статистика набрана. Метод может быть применим в целом к отрасли, но даже для крупного предприятия метод в лучшем случае не сработает, а в худшем только помешает, ведь факт того, что неприятность еще не произошла, совсем не значит, то что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит (интервью, опрос сотрудников), аудит безопасного поведения, аудит организации рабочих мест и прочее.
Как правило, для удобства оценки принято применять чек-листы. Тут нужно понимать, что, не смотря на определенный приказом Минтруда №438н перечень опасностей (пункт 35), он не является закрытым и не достаточно просто распечатать их на бумаге и обозвать чек-листом.

Опрос работников

На проверочных листах вообще следует остановиться подробнее, потому что неграмотно составленный чек-лист сведет на нет всю работу. На практике очень часто этот процесс представляет собой отправку руководителю подразделения опросника где содержатся пункты следующего содержания: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и в том же духе. Само-собой бригадир ответит утвердительно на все пункты и отправит анкету назад. Получивший ее специалист удовлетворенно зафиксирует низкий уровень риска, что в принципе и было нужно всем участникам процесса. Понятно, что это не имеет ни чего общего с настоящей оценкой риска.
Даже если предположить, что локальный руководитель в полной мере осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией и уровнем вовлеченности, ему как владельцу риска практически невозможно оценить его реальный уровень. Происходит это из-за целого набора психологических и профессиональных барьеров, которые мы уже и не будем сейчас повторяться. Остановимся мы на механизме аудита.
Для проведения грамотной оценки нам нужен человек со стороны (штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт). Его задача осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемый инструмент и познакомиться с рабочими процессами. При этом следует понимать, что, работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать примеры идеально безопасного поведения. Здесь следует обращать внимание на детали. Такие, например, как резкую смену или остановку работы или оперативный поиск СИЗов при вашем появлении.
Но сколько бы времени эксперт не провел в подразделении, он все равно не изучит все возможные варианты выполнения работы. Вот тут кроме интервьюирования работников и их руководителей нам ничего не поможет. Только вопросы следует задавать не «в лоб» типа: «Вы прошли инструктаж?», а спрашивать: «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа начисто разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила - следует вывод о формальности процесса. Анализируя совокупность полученных ответов, мы можем сделать вывод о том, каков уровень риска нарушения правил безопасности в подразделении.

Механизмы визуальной оценки

Мы подобрали в интернете картинки для наиболее яркой иллюстрации примеров для анализа.
Пример анализа используемого инструмента:

Два ножа для распаковки коробок, при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности.

Пример анализа рабочего места:

Свободно болтающиеся провода одна из главных причин падения в офисе.

Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
Пример анализа рабочего пространства:
Нарушение правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только рабочего допустившего нарушение, но и остальных участников рабочего процесса.
Пример анализа рабочего процесса:

Склады традиционно являются самыми наглядными примерами небезопасного поведения.

Отсутствует ограждение места проведения работ. Существует риск наезда транспорта на работника.

Отсутствие средств защиты при проведении работ в комментариях не нуждается.
Конечно это только некоторые и наиболее яркие примеры. На практике все намного сложнее и требует глубокого погружения в изучение работы компании.

Карты риска

Разберем пример составления карты анализа риска для самого распространённого риска - «риска падения».
Форма карты риска разрабатывается исходя из того, что она должна включать в себя следующие основные пункты:
Производственный процесс. Процесс в результате, которого возможна эскалация риска в нашем случае будет носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».
Опасное событие может иметь варианты (необязательно все они должны присутствовать в анализируемом подразделении):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

Могут быть и другие события, связанные с выполнением работы, которые мы не учли.
Меры управления риском. Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.
Обязательно оценивается вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события. Для этой оценки вполне приемлем «матричный метод» о котором мы тоже уже рассказывали.
Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по компании.
Удобно представить их в виде таблицы:

Шапка карты идентификации риска

Наименование

производств-енного

процесса

Опасность Опасное событие Последствия

Условия

возник-новения

опасного

события

Существующие

меры

управления

Оценка риска Ссылка на Карту анализа риска (для средних и высоких рисков)

Есть такие ошибки, которые лучше предотвращать, чем устранять их последствия. Особенно актуальным такой подход становится, когда речь идет о жизни и здоровье работников. Вредные условия труда и неверные действия персонала могут привести к потере здоровья, профессиональным заболеваниям и даже смерти. Согласитесь, никакие компенсации за причиненный в процессе труда вред здоровью не могут сравниться по своей пользе для работника и работодателя с методами коллективной защиты, оптимизации, снижения и устранения риска. Выявить наиболее уязвимые элементы производства и определить уровень защиты персонала от опасности поможет анализ риска. О том, как внедрить его в программу инструктажей по охране труда, мы сегодня и поговорим.

Впервую очередь напомним, что в организации проводятся следующие виды инструктажей работников по охране труда:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Проведение инструктажа по охране труда включает в себя следующие процедуры.

Процедура 1. Ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами.

Процедура 2. Изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах работодателя, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации.

Процедура 3. Проверка навыков применения безопасных методов и приемов выполнения работ.

Обратите внимание! Процедура инструктажа по охране труда регламентирована постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Проведение инструктажей должно быть надлежащим образом оформлено. Проведение вводного инструктажа фиксируется в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 1). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан лицом, ответственным за его ведение, и скреплен печатью организации. Ответственным за хранение назначается сотрудник службы охраны труда.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи документально оформляются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (приложение 2).

Несмотря на то, что профессиональные инструктажи являются одним из основных способов предотвращения травматизма, анализ их проведения показывает, что если на многих предприятиях первичному инструктажу еще уделяется серьезное внимание, то повторный чаще всего проводится формально. А ведь его задача - закрепление у добросовестного работника навыков безопасных приемов работы на рабочем месте и документальное подтверждение допуска к работе. В случае же, если у работника недостаточно знаний, то повторный инструктаж проводится с целью определения возможности его допуска к работе, а также для инструктирования и последующей проверки у него навыков безопасных приемов и методов работы.

«ИДЕАЛЬНЫЙ» ИНСТРУКТАЖ

Инструктаж должен быть ориентирован на анализ, устранение, снижение и управление профессиональным риском на производстве. При этом необходимо учитывать, что уровень риска при работе с вредными и опасными производственными факторами признается приемлемым в том случае, если возможный ущерб здоровью работника и окружающей среде намного ниже получаемой выгоды. Выявление опасностей в процессе инструктажа позволяет работникам оценить риск и степень защиты.

В процессе инструктажа необходимо ответить на пять вопросов: кто, что, зачем, когда и как должен делать при исполнении трудовых обязанностей.

Кстати сказать

Ряд аварий в потенциально опасных отраслях промышленности, в т. ч. на атомной станции в Японии, заставляет задуматься о том, что принцип «реагировать и исправлять», являющийся основным в концепции «техники безопасности», не отвечает требованиям времени. Ориентирование техники безопасности на источник опасности, наращивание количества систем безопасности без устранения возможных причин аварий и несчастных случаев, концентрация внимания только на «узких местах» производства и произошедших инцидентах ставит специалистов по охране труда в положение пожарной команды, лихорадочно реагирующей на кризисные ситуации, используя метод проб и ошибок.

Выходом из создавшегося положения является концепция приемлемого риска, в основе которой - принцип «предвидеть и предупреждать». Данная концепция возникла за рубежом и многие годы тщательно оберегалась. Она основана на знании объективно существующих опасностей, законов природы, физико-химических закономерностей развития аварии и снижении обусловленного ими ущерба.

Концепция приемлемого риска требует изменения традиционно сложившегося у специалистов по охране труда менталитета: система безопасности должна быть ориентирована на человека как на объект, подвергающийся опасному воздействию, а не на источник опасности. Защита человека должна быть приемлемой - только при таких условиях работа может выполняться. В связи с этим возникло понятие «профессиональный риск».

Обратите внимание! Процедура повторного инструктажа предусматривается действующей на предприятии системой управления охраной труда, разрабатываемой в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Ответ на вопрос «что?» предусматривает четкое разделение процедур выполнения работ, а именно указание видов выполняемых работ и их последов ательности.

Например, трудовым договором и производственной инструкцией определено, что работник механического цеха выполняет несколько видов работ:

  • заточку;
  • фрезерные;
  • токарные.

Работник должен быть проинструктирован по каждому из перечисленных видов работ.

Для каждого вида работ выделяют:

  • процедуры подготовки к выполнению работы (начало);
  • процедуры во время выполнения работы;
  • процедуры по окончанию работ;
  • действия в аварийной ситуации.

Для каждой профессии по выполнению каждого вида работ на предприятии должна быть утверждена инструкция по охране труда , а также стандарт выполнения работ и (или) технологический регламент производства (и (или) технологическая карта выполнения работ).

Какие требования предъявляются к содержанию инструкции по охране труда?

Инструкция по охране труда может быть интегрированной или отдельной по каждой профессии и каждому виду работ, но в любом случае она должна содержать требования к безопасным приемам и методам выполнения работ, распределению полномочий на всех этапах работы, а также предусматривать правила безопасности для любой ситуации , в т. ч. обеспечивать защиту от «дурака».

Обычно работодатели ведут журнал учета инструкций по охране труда (приложение 3). Номера инструкций, знание которых проверяется во время инструктажа, указываются в журнале регистрации инструктажа. В установленных случаях предусмотрено проведение внепланового и целевого инструктажа, а также выдача наряда-допуска на производство работ.

Действия, выполняемые на каждом из этапов работ (при подготовке к работе, в процессе ее исполнения, по окончании работы, в аварийной и чрезвычайной ситуациях) - разные, поэтому и процедуры безопасности различаются. При этом необходимо помнить, что процедуры управления остановкой и окончанием работ имеют приоритет над управлением пуском. В аварийной ситуации нужно действовать быстро и четко, а перед началом выполнения работ обычно возможно или даже необходимо выполнить простую процедуру - «Остановись и подумай: все ли учтено?».

На нашем предприятии в прошлом году произошло несколько несчастных случаев. По результатам расследований установлено, что большинство из них произошло не столько из-за грубых ошибок самих пострадавших сотрудников, сколько из-за их невнимательности и неправильной оценки производственной ситуации. Сейчас по распоряжению руководства мы проводим различные мероприятия, чтобы обеспечить безопасность на производстве. Что мы можем рекомендовать руководителям работ - мастерам, начальникам участков и др.??

В начале рабочей смены руководителю работ (да и любому исполнителю) рекомендуется потратить несколько минут на выполнение следующих действий по безопасности:

  • оценка безопасности рабочей площадки, здания, сооружения, рабочей зоны;
  • оценка безопасности оборудования и применяемых инструментов;
  • оценка требований безопасности при работе с химическими материалами, заготовками, препаратами;
  • оценка состояния здоровья персонала и допуска работника к выполнению работ.

Руководителю работ необходимо оценить изменения, произошедшие за то время, пока он отдыхал или отсутствовал. Высококвалифицированный руководитель делает эту работу, как говорится, «на автомате».

«Остановись и подумай!» означает: оцени опасности, риски, способы защиты, последовательность действий и только после этого приступай к выполнению задачи.

Многочисленные несчастные случаи происходят из-за того, что работник не подумал и перепутал оборудование, инструменты или в начале смены не получил предписанные средства индивидуальной защиты.

Так, на одном из химических предприятий ремонтные рабочие вместо сосуда с безопасным веществом по ошибке открыли аппарат с серной кислотой, в результате чего получили смертельные ожоги.

Аналогичные ошибки допускаются электротехническим и ремонтным персоналом, когда ими не оценивается обстановка и не проверяется наличие тока в ремонтируемой линии или когда обесточивается не та электрическая линия, запускается оборудование, еще находящееся в ремонте.

Часто к гибели рабочих приводит включение электротока или технологических схем неуполномоченным персоналом.

А ведь требования безопасности предписывают до начала выполнения работ вывешивать знаки безопасности: как запрещающие выполнение определенных действий и предупреждающие об опасности, так и предписывающие, указывающие и подтверждающие безопасность.

Согласно Техническому регламенту о безопасности машин и оборудования (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753), вступившему в силу в сентябре 2010 г., на каждом аппарате, машине действующего производства обязательно должен быть указан номер, соответствующий технологической схеме производства, и знак маркировки находящегося в сосуде химического вещества или смеси. В приведенном выше примере на аппарате с серной кислотой отсутствовал знак, предупреждающий о наличии в сосуде коррозионноопас- ного вещества.

Совет Внушайте сотрудникам мысль о приоритете сохранения жизни и здоровья и необходимости применения соответствующей защиты в процессе работы

Травмируются работники и в процессе работы с движущимися частями машин и оборудования при этом часто из-за того, что специально выводят из строя имеющиеся блокировки, предохраняющие от несанкционированного пуска.

Нередки также несчастные случаи, ставшие последствиями пренебрежения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Известен случай гибели в цеху двух работниц, в нарушение правил хранивших в ночную смену выданные им противогазы не на рабочем месте, а в личном шкафчике в гардеробной, хотя работа без соответствующих СИЗ была запрещена. Во время аварии женщины не сумели воспользоваться аварийным выходом из рабочей зоны, т. к. тот был захламлен, и были вынуждены идти через аварийную зону. Поскольку противогаза у работниц не было, они отравились токсичными веществами.

Сотрудник предприятия, проводящий инструктаж, должен знать, что ношение СИЗ часто вызывает дискомфорт, поэтому, чтобы работник постоянно применял СИЗ, необходимо внушать ему мысль о приоритете сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, акцентировать его внимание на опасностях, наносящих вред здоровью и жизни человека, и необходимости применения соответствующей защиты.

Вопрос «зачем проводится инструктаж?» связан с политикой предприятия в области охраны труда. Очевидно: чтобы приносить пользу, инструктаж должен проводиться с целью закрепить у работника навыки безопасной работы.

Обратите внимание! Для разовых, вредных и опасных работ необходимо проводить целевой инструктаж

Процедура организации инструктажа подразумевает необходимость выполнения определенных действий для ответа на вопросы «кто?» и «когда?». Это - составление графика проведения инструктажа с указанием времени его проведения, а также издание приказа, содержащего перечень лиц, которые проходят инструктаж и проводят его.

Периодичность проведения инструктажа регламентируется государственными нормативными требованиями к конкретному производству. Помните, что лица, уполномоченные проводить инструктаж, должны быть обучены в установленном законом порядке.

Наибольшие затруднения обычно вызывает ответ на вопрос «как проводить инструктаж?» . Именно на этом этапе рекомендуется определить профессиональные, технические, пожарные и экологические риски.

На какие моменты следует обращать особое внимание при проведе- И нии повторного инструктажа?

Для проведения повторного инструктажа следует составить программу, обязательно включающую следующие аспекты управления риском:

  • определение опасностей и рисков на рабочем месте;
  • оценка вероятности аварии, несчастного случая, вызванных опасностями, имеющимися на данном рабочем месте;
  • оценка масштаба последствий возможного инцидента, аварии;
  • оценка адекватности защиты от каждой опасности в начале работы, при ее исполнении и после окончания работы, во время возможных аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • решение об адекватности защиты, приемлемости риска, контроль и управление риском.

В международном стандарте OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» (Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements) отмечено, что оценка риска начинается с идентификации опасностей, причин реализации опасностей в аварии и несчастных случаях, выявления признаков аварийной ситуации. Таким образом, прежде чем начать действовать, работник должен задать себе три вопроса:

1. Существует ли источник вреда и опасности?

2. Кому (чему) может быть нанесен вред?

3. Каким образом это может произойти?

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ...

Основные опасности можно разделить на четыре группы.

Группа 1. Опасные здания, сооружения и рабочие площадки: работы на высоте или в ямах, подземные работы, возможность защемления, загромождения проходов, правильность складирования, работы на нескольких вертикальных уровнях, скольжение (падение) на горизонтальной поверхности, соответствие и исправность освещения, ограждений и их наличие, наличие в рабочей зоне авто- или железнодорожных путей, пешеходных дорожек, линий электропередач, проводимых рядом опасных (например, газоопасных, взрывоопасных) работ и т. д.

Группа 2. Опасное оборудование и машины: их травмоопасные элементы, движущиеся части аппаратов и машин, сосуды под давлением или с вакуумом, грузоподъемные механизмы, технические устройства, обуславливающие появление вредных физических факторов рабочей среды (шум, вибрация и ультра- или инфразвук, высокие температуры или холод, электрический ток и электромагнитные поля, высокое напряжение, излучения и т. д.), нарушение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, поверки средств измерения, контроля и регулирования, нарушение сроков диагностики и срока службы аппарата, соответствие инструментов вредной и опасной работе и т. д.

Группа 3. Опасные вещества и материалы: использование взрывоопасных, легковоспламеняющихся, горючих, окисляющих, инфекционных, коррозионноопасных, токсичных (ядовитых), радиоактивных веществ и аэрозолей фиброгенного действия, наличие маркировки, этикетки на таре и на аппарате, герметичность установки и целостность тары, штабелирование, наличие соответствующих средств защиты для обращения с опасными веществами, в т. ч. вентиляции, кондиционирования, средств для перелива, транспортирования и т. д.

Группа 4. Опасные действия и процедуры: необученный персонал, отсутствие навыков безопасного выполнения работы, работа без инструктажа на рабочем месте или разового инструктажа, работа без наличия и изучения инструкции ее безопасного выполнения, несоответствующие процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию, процессом, техническим обслуживанием, модификацией, ремонтом и демонтажем, работы в установленных нормативными правовыми актами случаях без наряда-допуска, работа без СИЗ, монотонная и (или) напряженная работа, отклонения в здоровье работника, стресс, оскорбительные действия в отношении персонала, незапланированные действия и т. д.

Для обеспечения безопасности необходимо четко разграничивать понятия «опасность», «причины, приводящие к инциденту, аварии или несчастному случаю», «последствия». Рассмотрим на примере.

Выявлена опасность - взрывоопасное, токсичное вещество (природный газ), которое может образовывать взрывоопасную, токсичную смесь с воздухом.

Одной из причин образования взрывоопасной смеси является разгерметизация оборудования, образование взрывоопасной смеси в концентрационных границах взрываемости вещества.

Последствиями образования взрывоопасной среды для работодателя являются взрыв, авария, разрушение аппарата и рядом стоящих аппаратов и сооружений, пожар, осколочные поля, ударная волна, выброс токсичных веществ. Возможные последствия образования взрывоопасной, ядовитой смеси для работника : травма, ожог, отравление, гибель, а для экологии - загрязнение окружающей среды.

...И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

После выявления опасностей, причин их реализации в инцидент (аварию) и последствий необходимо проанализировать методы защиты от каждой опасности, возможные причины инцидента (аварии), а также способы локализации и ликвидации его последствий.

Обратите внимание! Оценка рисков направлена на предотвращение возможной аварийной ситуации и защиту здоровья персонала

Инструктаж предполагает проверку знаний признаков нарождающейся аварийной ситуации, причин ее возникновения.

Например, появившийся посторонний шум или стук говорят о прибли жении или возникновении аварийной ситуации и необходимости аварий ной остановки агрегата.

Появление необычного шума может также свидетельствовать о разрушении парового трубопровода.

Посторонний, вновь возникший шум при наличии движущихся частей в аппаратах, увеличение вибрации, появление искрения указывает на возникновение поломки.

Появление капели на трубопроводе или перелив жидкости, покраснение обечайки аппарата, обледенение предохранительного клапана, провисание конвейера, прогнившие полы и лестницы также указывают на возникновение опасности аварии.

Приближение параметров рабочей среды к максимально (минимально) допустимому значению (к красной линии) на приборах контроля и регулирования, применяемых в технологических агрегатах, предполагает усиление внимания к технологическому процессу и свидетельствует о необходимости выполнения процедур защиты с учетом быстродействия средств управления производством, существующего запаса между регламентированными показателями и критическими параметрами процесса.

Работник должен быть уверен в своей защите, т. е. должен быть осведомлен о надежности, точности и быстродействии автоматических средств контроля и управления производством.

Работник обязан четко знать свои действия в случае срабатывания звуковой и световой сигнализации о возникновении аварийной ситуации, средств мониторинга производственной среды. Навыки работника по предотвращению аварии и несчастного случая должны проверяться во время повторного инструктажа. При этом должны проверяться именно навыки предотвращения, локализации и ликвидации аварийной ситуации, а не только теоретические знания.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) четко разделил на законодательном уровне вопросы охраны труда, регламентированные ТК РФ, и вопросы безопасности. Залог безопасности - доброкачественный проект, высокие технологии и высококвалифицированный персонал. Отсутствие любого из этих элементов может привести к аварии или несчастному случаю. Понимание того, за счет чего конкретное предприятие обеспечивает свою безопасность, позволяет владеть эффективными способами ее повышения.

Кстати сказать

В программу повторного инструктажа должны быть включены результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку назначение процедур аттестации - информировать работника о рисках, существующих на предприятии. Последующий производственный контроль рабочей среды позволяет оценить изменения результатов аттестации во времени.

Существование рабочих мест с вредными условиями труда допустимо только при технически недостижимых на сегодняшний день параметрах безопасности, от остальных вредных факторов должна быть предусмотрена эффективная защита - за счет применения коллективных и индивидуальных мер защиты, а также оптимизации риска.

К сожалению, в утвержденных методиках проведения анализов в целях производственного контроля и аттестации рабочих мест по условиям труда отсутствуют методы статистической обработки результатов измерений с применением методов оптимального планирования эксперимента, а также приемы и способы исследования, получившие признание в цивилизованном мире и позволяющие адекватно и быстро определить и оценить соответствие результатов анализов реальным условиям труда.

Процедура аттестации рабочих мест достаточно дорогая, хотя внедрение хорошо известных исследователям методов оптимального планирования экспериментов с применением приемов статистической математики позволяет при значительном снижении стоимости работ увеличить точность результата и уменьшить количество замеров.

Конечно, обеспечение безопасности требует затрат. Излишний производственный контроль, избыточный запас между регламентированными и критическими параметрами управления процессами могут привести к повышению себестоимости продукции без реального повышения уровня безопасности. Поэтому в настоящее время законодательно закреплено право работодателя утверждать программу производственного контроля.

Теории аварийного риска, обусловленного функционированием промышленных объектов, возникли и развиваются вследствие обеспокоенности населения и властных структур увеличением числа крупных техногенных катастроф. Однако малые аварии и легкие несчастные случаи также наносят ущерб как производству, так и самому работнику и его семье.

Аварии, несчастные случаи и гибель работников на производстве обуславливают необходимость скорейшего внедрения методологии анализа риска как современного способа управления безопасностью производства. Внедрение анализа риска в программу первичного и повторного инструктажей не только более эффективно обеспечит сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, но и позволит учесть опыт безопасной работы квалифицированного работника, а также может стать одной из форм повышения участия работника в деятельности по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Приложение 1

Пример оформления журнала регистрации вводного инструктажа

Приложение 2

Пример оформления журнала регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте

Важным элементом системы управления охраной труда на предприятии или в организации является управление рисками.
При отсутствии или недостатке статистических данных о рисках в организации и, в частности, на рабочем месте, при решении задачи управления рисками следует:
1. Выявить (идентифицировать) опасности.
2. Определить возможные проявления опасности и выбрать показатель ущерба.
3. Определить возможные последствия проявления опасности – возникновение того или иного ущерба здоровью и жизни работника.
4. Определить вероятность (частоту) наступления ущерба.
5. Количественно или качественно оценить (рассчитать) риск.
Рассмотрим подробнее названные пункты.

1. Выявление (идентификация) опасностей

Источники информации для выявления опасностей являются:
- нормативные правовые и технические акты, справочная и научно-техническая литература, локальные нормативные акты и др.;
- результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- результаты аттестации рабочих мест;
- результаты санитарно-эпидемиологической оценки выпускаемой продукции;
- результаты наблюдения за технологическим процессом, производственной средой, рабочим местом, работой подрядных организаций, внешними факторами (дорогами, организацией питания, климатическими условиями и т.д.);
- результаты анализа анкет, бланков, опросных листов и т.д.;
- результаты аудита (опроса) сотрудников;
- опыт практической деятельности.
Здесь под результатами понимаются протоколы, акты, справки и др. локальные документы.
Для облегчения процесса выявления опасностей их можно разделить на группы, связанные с источником их возникновения.

1. Опасности, связанные с профессиональной деятельностью работника.
1.1. Наличие движущихся физических объектов (средств и предметов труда), процессов и явлений (ударной волны, разлёта брызг, осколков и т.д.), имеющих опасную конструкцию и (или) форму и энергию, выше безопасного уровня.
1.2. Наличие неустойчивых (нестабильных) физических объектов (горных пластов, пород, средств и предметов труда и т.д.), имеющих достаточную потенциальную энергию и приходящих в движение под действием природных факторов.
1.3. Наличие средств производства и предметы труда, имеющих недостаточную, по различным причинам, механическую прочность.
1.4. Наличие орудий труда, имеющих опасную форму - острые кромки, колющие части, заусенцы, шероховатости и т.д.
1.5. Наличие скоростных потоков (струй) газовых, жидкостных, абразивных смесей и т.д.
1.6. Наличие высоко- и низкотемпературных потоков (струй) и емкостей газовых, жидкостных и т.д.
1.7. Наличие емкостей под давлением с вредными, опасными, агрессивными и др. веществами.
1.8. Наличие электрических цепей с опасным напряжением; взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ и т.д.
1.9. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов на отдельном рабочем месте.
1.10. Нарушение нормативных требований к рабочему месту.
1.11. Работы на высоте.
1.12. Работы в учебных, исправительных и др. учреждениях, где возможно проявление насилия, агрессии и т.п.
1.13. Работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение.
1.14. Работы в газоспасательной службе, добровольных газоспасательных дружинах, военизированных частях и отрядах по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированных горных, горноспасательных службах, пожарной охране.
1.15. Работы в аварийно-спасательных службах по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и другие.

2. Опасности, связанные с производственной деятельностью организации.
2.1. Наличие (деятельность) поставщиков, подрядчиков, посетителей и т.п.
2.2. Повышенные (пониженные) значения нормируемых производственных факторов, связанные с особенностями производства и применяемых технологий.
2.4. Возможность разрушения (возгорания, затопления, взрыва и т.п.) конструкций зданий, сооружений, кораблей или судов, морских буровых установок, оборудования и т.д.
2.3. Наличие скользких полов, лестниц и т.д.
2.4. Движение транспорта в цехе, на территории организации и другие.

3. Опасности, не связанные с профессиональной деятельностью работника и производственной деятельностью организации.
3.1. Тяжелые физико-географические и климатические условия: полярные, высокогорные, пустынные, необжитые районы и т.д.
3.2. Размещение вблизи техногенных источников опасности - плотин, АЭС, магистральных трубопроводов и т.д.
3.3. Размещение в пространстве (в космосе, над землёй, на воде, под водой и т.д.).

4. Опасности, связанные с работником, выполняющим данную работу.
4.1. Недостаточные образование, профессиональная подготовка, квалификация, стаж, опыт и т.д.
4.2. Недостаточный уровень внимания, самодисциплины, неадекватность поведения: игнорирование требований нормативных правовых, технических и локальных актов, касающихся охраны труда, в т.ч. требований пожарной, электрической, химической, биологической, радиационной, термической и др. безопасностей,
4.3. Несоответствующие антропометрические характеристики (рост, вес), состояние здоровья (телесного, духовного, социального), пол работника, возраст, образ жизни. Наличие вредных привычек и т.д.
При прочих равных условиях более вероятно причинение ущерба здоровью несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, работников с ограниченными возможностями.
На основе анализа источников информации формируется исходная база возможных опасностей. После её корректировки на рабочем месте в конкретной организации составляется реестр идентифицированных опасностей. Реестр поддерживается в актуальном состоянии.

2. Определение возможных проявлений опасности и выбор показателей ущерба

Вредные и (или) опасные производственные факторы, регламентируемые нормативными техническими актами, проявляются в том или ином уровне (шума, ультразвука, электромагнитного поля и т.д.), в той или иной концентрации (пыли, аэрозолей и т.д.), дозе излучения и т.д.
Конкретные значения фактора определяются путём его измерения по официально принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить принятым методикам (правилам). В этом случае для оценки риска можно применить косвенные показатели ущерба здоровью – классы условий труда.
Другие опасности - ситуации, операции, действия и т.д., проявляются в виде событий, являющихся причинами возникновения несчастных случаев. В оценки их последствий можно применять прямые показатели ущерба здоровью, характеризующие непосредственно ухудшение здоровья работника.

3. Определение вероятностей (частоты) наступления ущерба здоровью

Для определения вероятностей (частоты) наступления возможных последствий проявления опасности можно использовать:
- статистические данные;
- логический метод анализа дерева событий;
- метод вербальных функций;
- экспертные оценки специалистов в данной области.

4. Косвенный метод оценки рисков на основе определения класса условий труда

Все условия труда в зависимости от величины возможного ущерба здоровью и жизни работника делят на классы. Например, к первому классу относят такие условия, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных. Ко второму – условия, при которых нет превышения установленных гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника. К третьему классу – условия, при которых возможен ущерб, присущий первой группе и т.д.
Отнесение условий труда к тому или иному классу в зависимости от уровней (значений) показателей, характеризующих вредные и (или) опасные производственные факторы, тяжесть и напряжённость труда, выполнение требований безопасности труда проводят по действующим правилам, методикам, руководствам (в частности, в соответствие с P 2.2.2006 – 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда). Для этого сначала измеряют (рассчитывают) значение показателя, а затем его сравнивают с нормативными предельно допустимыми значениями (концентрациями, уровнями и т.д.). Степень (кратность) превышения является критерием отнесения конкретных условий к классу.
Каждому классу условий труда соответствует определённый риск, характеризуемый индексом профессиональной заболеваемости (в соответствие с Руководство 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки, таблица 1).
Косвенный метод оценки рисков производится на основе ранжирования уровня требований. Здесь в основе метода лежит предположение, что выполнение в полном объёме нормативных требований, например, по охране труда, не вызывает ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.
Поскольку требования, как правило, влияют на риски по-разному, их делят на группы. Например, государственные нормативные требования охраны труда относят к группе обязательных требований.
Требования, не входящие с правовой точки зрения в группу государственных, но фактически признаваемые в качестве обязательных в силу их объективной важности, относят к группе важных.
Рекомендации, не являющиеся обязательными, но применение которых желательно для улучшения условий труда, - к группе рекомендуемых.
Каждой группе присваивают определённый весовой коэффициент.
Выполнение требования в полном объёме оценивают 1 баллом, не выполнение - 0. Количество групп и весовые коэффициенты выбираются по усмотрению эксперта, определяющего риски в организации.
В случае, если требования не делятся на группы и им не присваиваются весовые коэффициенты, то формула трансформируется в простую дробь, в числителе которой находится количество выполненных требований, а в знаменателе – общее количество требований.
Этот метод используют для сравнительной оценки рисков на рабочих местах.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).

Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.

Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о Техническом регулировании).

Риск – частота реализации опасности (R) . Это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N) .

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников).

Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):

  • активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганда здорового образа жизни.

При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

  • устранение опасного фактора или риска;
  • борьба с опасным фактором или риском в источнике;
  • снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

Принципы обеспечения безопасности :

  1. Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
  2. Техническиегерметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
  3. Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
  4. Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
  5. Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.

Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени ;
  • доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда ;
  • ежегодные дополнительные отпуска;
  • льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

Тема 2.2 Функционирование системы управления охраной труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

Определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:

  • на замену оборудования,
  • на улучшение условий труда;
  • материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
  • на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
  • на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Инструкции по охране труда для работника в организации разрабатывает руководитель подразделения. Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации — не реже одного раза в пять лет.

Список документов по охране труда в организации

  1. Приказ о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Приказ о назначении ответственных за охрану труда.
  3. Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний у специалистов …
  4. Приказ о проведении инструктажей по охране труда.
  5. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда.
  6. Приказ о выдаче работникам СИЗ.
  7. Приказ о выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  8. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  9. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда с административно-управленческим персоналом и сотрудниками…
  10. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда для уборщика служебных помещений.
  11. Перечень должностей, освобожденных от прохождения первичного (повторного) инструктажа по охране труда.
  12. Перечень рабочих мест …, подлежащих специальной оценке условий труда.
  13. Перечень на I группу по электробезопасности.
  14. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  15. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  16. Журнал учета проведения занятий по охране труда и посещаемости слушателей.
  17. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу ООО…
  18. Журнал учета инструкций по охране труда.
  19. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  20. Журнал предписаний работника службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  21. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
  22. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала и сотрудников…
  23. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе на ПЭВМ и ВДТ.
  24. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе с копировально-множительным аппаратом.
  25. Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала …
  26. Инструкция по охране труда для сотрудников, выполняющих служебные задания вне территории и помещений организации.
  27. Инструкция по охране труда для кладовщика.
  28. Инструкция по оказанию первичной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
  29. Инструкция о действиях сотрудников в случае обнаружения пожара.
  30. Личные карточки учета выдачи СИЗ.
  31. Личные карточки учета выдачи смывающих средств.
  32. Распоряжение о назначении ответственного за проведение инструктажа и присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу …
  33. Положение о системе управления охраной труда.

Тема 2.3 Обучение в области охраны труда

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 212) в обязанности работодателя входит обучение работников безопасности труда.

Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда и пожарной безопасности подразделяются на:

  • вводный,
  • первичный инструктаж на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Нормативная база:

Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Повторные инструктажи по охране труда
Работники организаций полгода / квартал +
Повторные инструктажи по пожарной безопасности
Работники организаций год +
Работники организаций, имеющих пожароопасное производство полгода +

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций можно проводить непосредственно в организации по соответствующей программе (разработанной самостоятельно), либо в обучающей организации, имеющей аккредитацию на обучение по охране труда.

Если обучение проводится внутри организации, то для проведения проверки знаний требований охраны труда у сотрудников создается постоянно действующая комиссия, стоящая минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов комиссий по проверке знаний.

Обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ

Работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу.

Порядок, форма и периодичность обучения устанавливаются работодателем в зависимости от видов выполняемых работ.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании.

Нормативная база для обучения:

  1. ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения безопасности труда».
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Отраслевые правила по охране труда.
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий в зависимости от видов работ (1 раз в год) + +

Обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим

Работников рабочих профессий в течение одного месяца после приема на работу необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим.

Периодичность – не реже одного раза в год.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании при наличии комиссии по проверке знаний, состоящей минимум из трех уже обученных сотрудников.

Нормативная база для обучения:

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Персонал, причастный к работам на высоте делится на три группы:

  • 1 группа – рабочие, непосредственно выполняющие работы на высоте;
  • 2 группа – руководители работ — мастера, бригадиры; руководители стажировки; ответственные исполнители работ по наряду-допуску;
  • 3 группа – должностные лица (ответственные за безопасную организацию и проведение работ на высоте; ответственные за проведение инструктажей; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; ответственные за выдачу наряда-допуска; ответственные руководители работ по наряду-допуску; руководители и специалисты, утверждающие ППР; специалисты по охране труда; члены аттестационных комиссий и преподаватели учебных центров).

Обучение можно проводить непосредственно в организации при наличии постоянно действующей комиссии по проверке знаний либо в обучающей организации.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, имеющих 3 группу.

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ МЧС от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность 3 года +* +
Руководители и специалисты подразделений взрывопожароопасных производств 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Электробезопасность

Существуют 5 квалификационных групп по электробезопасности.

I группа присваивается неэлектротехническому персоналу. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях.

Группы с II по V присваиваются электротехническому, электротехнологическому и административно-техническому персоналу.

Для организации эксплуатации электроустановок руководитель назначает ответственного за электрохозяйство. Ответственный за электрохозяйство должен иметь IV группу в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу — выше 1000 В. Разрешено не назначать ответственного за электрохозяйство, если в компании отсутствует оборудование, питающееся от сети напряжением выше 380 В.

Руководителю организации, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  2. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Неэлектротехнический персонал (I группа) 1 год +** +
Электротехнический, электротехнологический персонал 1 год +*** +
Административно-технический персонал и специалисты по ОТ, инспектирующие электроустановки 3 года +*** +

** Инструктаж проводит сотрудник компании с группой по электробезопасности не ниже III.

*** Комиссия в составе не менее пяти человек, все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности, причем председатель и не менее двух членов комиссии должны пройти обучение в Ростехнадзоре.

Промышленная безопасность

Должностные лица организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, должны проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Подготовка может проводиться либо в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах, либо в режиме самоподготовки. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

1.2. Профессиональные риски и их оценка в охране труда
Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных или опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях , установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно Трудовому кодексу, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Классификации профессиональных рисков при этом могут быть различными, некоторые из них показаны в таблице 1.2.1.

До 2014 года уровень профессионального риска в России всегда оценивалась с помощью аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ). Однако в 2014 года ей на смену пришла специальная оценка условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда является немаловажным звеном в огромной системе управления профессиональными рисками и предоставляет возможность работодателю принимать обоснованные и рациональные управленческие решения касающиеся охраны труда.

Таблица 1.2.1

Классификации профессиональных рисков в организации


Основа классификации

Виды профессиональных рисков

Примеры

по типу риска

- механические;

Химические;

Эргономические;

Психологические;



Обрушение конструкций

Отравления

Неудобная рабочая поза

Эмоциональный стресс



по характеру ущерба

- ухудшение слуха в результате воздействия шума;

Физические раны, нанесенные опасным оборудованием;

Заболевания опорно-двигательного аппарата в результате постоянного напряжения


Тугоухость, глухота

Переломы, растяжения

Остеохондроз


С позиции допустимости для общества

- Недопустимые ни при каких условиях

Допустимые только в ограниченные временные периоды

Допустимые только при наличии эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты, регулярного мониторинга состояния здоровья и выполнения необходимых регламентных мер защиты

Приемлемые при соблюдении правил и инструкций по технике безопасности, гигиене труда и периодическом мониторинге условий труда на рабочих местах и здоровья работающих



Разрушенные взрывоопасные объекты

Спасатели водолазы, пожарные

Аварийные и ремонтные работы на объектах повышенной опасности

Работа при повышенном уровне шума, вибрации, загазованности, запыленности.



По степени предсказуемости

- Предсказуемые

Непредсказуемые



Движущийся транспорт

Стихийные бедствия, аварии



По частоте возникновения

- Редкие

Риски средней частоты

Частые


-

Оценка профессиональных рисков - это система мероприятий , которые предусматривают и СОУТ, и оценку рисков травмирования, и оценку защищенности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), и оценку индивидуальных профессиональных рисков работников. Можно сделать вывод, что принципиальным отличием специальной оценки условий труда от оценки профессиональных рисков - в масштабах:

СОУТ настроена на проверку конкретного рабочего места, оценка профрисков - на всю деятельность работника, связанной с опасностью, которой он себя подвергает.

СОУТ занимается оцениванием рабочего места, оценка профессиональных рисков - работника.

СОУТ предполагает инструментальные замеры конкретных вредных и опасных факторов и составление вывода на основе этих показателей .

Цель оценки рисков - главным образом помочь работодателю принять эффективные меры, которые необходимы для обеспечения безопасности и здоровья работников.

Основополагающими принципами, регулирующими процесс оценки профессиональных рисков и управления ими, являются:

Предвидение, идентификация, распознавание опасных и вредных производственных факторов;

Оценка и контроль рисков на рабочих местах.

Оценка профессиональных рисков - это часть общего процесса управления в сфере охраны труда. Для того чтобы понять это, необходимо четко определить три основных термина:

1) опасность - это потенциальный вред, который несут в себе различные вещества, механизмы, методы работы либо другие аспекты деятельности организации;

2) риск - это вероятность того, что конкретная опасность реализуется;

Специальной оценки условий труда (СОУТ);

Аудита охраны труда (внешнего и внутреннего);

Текущего и периодического контроля за состоянием условий и безопасности труда.

Сильные стороны оценки профессиональных рисков заключены в:


  1. Подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS;

  2. Подготовке к проведению СОУТ ;

  3. Организации контроля опасных факторов производственной среды;

  4. Предоставлении работнику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает.
Конкретной официальной методологии и нормативных актов, позволяющих определить профессиональные риски, в России пока не принято, но в 2017г. будет принято много поправок в ТК РФ в области охраны труда . Основой для оценки профессиональных рисков служат:

  • Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series);

  • Руководство по системам управления охраной труда МОТ - СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 ;

  • Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки;

  • Стандарты ССБТ .
Работодателю следует держаться двух главных принципов при оценке профессиональных рисков:

  1. Оценивать все возможные риски при организации деятельности работника ;

  2. Выяснить, возможно ли устранить риск полностью, или просчитать его вероятные последствия.
Простой пример: во время установки шумозащитных пленок на стекла в офисе или цеху, необходимо заранее оценить, смогут ли они обеспечить надлежащую вентиляцию воздуха. Если работодатель снизит уровень шума, но при этом будет нарушена вентиляция, то работодатель сможет избавиться от одного риска и в то же время приобрести другой.

Для уменьшения профессиональных рисков для конкретного работника, можно использовать различные стратегии:

Автоматизировать трудовой процесс (вывести человека из зоны риска);

Равномерно распределить нагрузку между несколькими сотрудниками;

Внедрить новые технологии, сырье или материалы, снижающие степень опасности;

Использовать более эффективные средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Цель оценки рисков - помочь работодателю принять эффективные меры, необходимые для обеспечения безопасности и здоровья работников.По закону оценку рисков организует работодатель. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Однако, если оценка проводится сторонними специалистами, то она должна проходить совместно с работниками . Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения, и участие работников является совершенно необходимым элементом успешно функционирующей системы управления охраной труда (СУОТ) в любой организации. На рис.1.2.3 показан порядок оценки профессиональных рисков.


  1. Определение перечня профессий и рабочих мест, которые необходимо оценить;

  1. Определение количества работников, занятых на той или иной должности на конкретном рабочем месте;

  1. Определение регулярно производимых работником операций и их частоты;

  1. Выявление опасностей (рисков) для каждой такой операции;

  1. Определение количества опасных операций;

  1. Определение возможности устранения рисков или тяжести их последствий;

  1. Расчет и анализ рисков.
Рис. 1.2.3 Порядок оценки профессиональных рисков

Почему так важно участие работников? Потому что мало создать условия для минимизации опасности. Согласно законодательству, работники должны быть проинформированы об их существовании, а также о способах устранения или уменьшения риска . Персоналу необходимо проходить специальное обучение посвященное охране труда. Все сотрудники обязаны знать не только как управлять вверенным им механизмами, но и как делать это безопасно. Исходя из норм и сводов правил МОТ, а также повседневной практики, можно выделить три уровня вероятности возникновения несчастного случая:

1) низкая: несчастный случай вряд ли произойдет в обозримом будущем или маловероятен;

2) средняя: несчастный случай со временем произойдет, если не принять профилактических мер;

3) высокая: несчастный случай может произойти в любой момент или в ближайшем будущем.

Тяжесть последствий мы также можем разделить на три категории:

1) низкая: может привести к легким травмам (заболеваниям) без пропусков работы;

2) средняя: может привести к пропускам работы по причине травм (заболеваний);

3) высокая: может привести к серьезным либо смертельным травмам (заболеваниям).

Работодатели обязаны обеспечить безопасность рабочих мест, механизмов, оборудования и процессов. То есть должно быть выстроено эффективное управление рисками (физическими, химическими или биологическими).