Рассказ деревенская община востоке истории. Типы общин на древнем востоке


ВПТ 1.

Земля и деревня в Индии.

В Индии по традиции государство предоставляло обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые составляли основу армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным – эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей. В случае войны они шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

На каких условиях государство предоставляло земли в собственность?

Почему в Индии не было крупной наследственной земельной собственности?

ВПТ 1.

Земля и деревня в Китае.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю и стремилось не дать расти земельной частной собственности, так как это приводило к ослаблению центральной власти. Поэтому государство обычно тщательно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений.

Почему государство в странах Востока не давало расти частной земельной собственности?

В Китае в 16 веке все земли делились на две части: на государственные и «народные», то есть частные. Большинство казенных земель отдавалось крестьянам в вечное держание, за это они должны были обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам и их родственникам и приближенным, и чаще всего они увеличивали свои владения за счет захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно принимались указы, запрещавшие продажу земли.

На какие части делился земельный фонд в Китае?

Как знать могла увеличивать свои владения?

Почему в Китае часто появлялись указы, запрещавшие продажу земли?

ВПТ 1.

Земля и деревня в Японии.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю и стремилось не дать расти земельной частной собственности, так как это приводило к ослаблению центральной власти. Поэтому государство обычно тщательно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений.

Почему государство в странах Востока не давало расти частной земельной собственности?

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей – воины-самураи. Знатные роды могли обвинить в неповиновении властям и отобрать земельные владения.

В чьей собственности находился земельный фонд в Японии?

Как власть увеличивала свои земельные наделы?

Чему способствовало перераспределение земли в Японии?

ВПТ 2.

Деревенская община в Индии.

В Индии все должности и обязанности, выполняемые общинниками передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине жители деревни имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за ее пределами становились бесправными, «пришлыми».

Как передавались должности и обязанности в Индии?

Как вы понимаете выражение «община привязывала жителей деревни к земле»?

ВПТ 2.

Деревенская община в Китае.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Сельским хозяйством было занято абсолютное большинство населения. В эпоху Нового времени крестьяне жили в замкнутом миру сельской общины и в деревне сохранялось общинное хозяйство. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

Какое основное занятие было у жителей нового времени?

Как вы понимаете выражение «общинное хозяйство»?

В Китае деревня (сельская община) состояла из 100 дворов. Во главе общины стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемых десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Труд для китайских земледельцев был священным долгом, любой клочок земли использовался для ведения хозяйства.

Как была устроена жизнь в китайской общине?

Как вы понимаете выражение «принцип круговой поруки»?

ВПТ 2.

Деревенская община в Японии.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Сельским хозяйством было занято абсолютное большинство населения. В эпоху Нового времени крестьяне жили в замкнутом миру сельской общины и в деревне сохранялось общинное хозяйство. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

Какое основное занятие было у жителей нового времени?

Как вы понимаете выражение «общинное хозяйство»?

Основную массу населения в Японии составляли крестьяне. Крестьяне не могли оставлять свое хозяйство, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай. Если дела шли совсем плохо, то крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары, эпидемии приводили к гибели сотни тысяч людей.

Каковы были условия жизни японских крестьян?

Какие причины вынуждали крестьян искать лучшей доли и как они это делали?

ВПТ 3.

Религии Востока. Китай.

Конфуцианство.

Китайское общество развивалось под влиянием идей конфуцианства. Создатель этого учения- мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремится человеку, какими правилами руководствоваться, живя в обществе.

Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государствесравниваются с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место

и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей

мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Какая религия определяла жизнь жителей Китая?

ВПТ 3.

Религии Востока. Индия

Буддизм- самое древнее религиозное учение, ставшее мировой религией, существующей и сегодня.

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце,но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Какая религия определяла жизнь жителей Индии?

В чем заключаются основные принципы этой религии?

ВПТ 3.

Религии Востока. Япония .

Синтоизм

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. АматэрасуОмиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Какая религия определяла жизнь жителей Японии?

В чем заключаются основные принципы этой религии?

ВПТ 4.

Сословный строй в Китае.

Во все времена в Китае выделялись три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей. "Благородных" - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество - был освобожден от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов, они были не только крупными частными землевладельцами, но и присваивали значительную часть средств, поступавших в казну.

Кто относился к категории «благородных» ?Какие они имели привилегии?

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группе принадлежали к простолюдинам, "мелкого люда". Это были преимущественно мелкие землевладельцы и ремесленники, на которых и возлагалась основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII веках в период существования государственной надельной системы основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группы "подлых людей" принадлежали неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупного землевладения привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, которых обычно прикрепляли к земле.

Неполноправных сословная группа состояла сплошь до XIII века из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались как вооруженная сила, батраки, которые должны были беспрекословно выполнять приказы хозяина. их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с иском на хозяина. Государственные органы способствовали розыску и возвращению беглых арендаторов и батраков, которые не внесли вовремя плату либо не отработали сроков, указанных в контракте. Только в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.

Кто относился к категории «подлых людей»?

Какое отношение в Китае было к представителям неполноправных сословий?

ВПТ 4.

Сословный строй в Индии.

В Индии были сословия – касты (варны),например, жрецов, воинов, крестьян. Но часть населения не входила в касты, составляя самый низший, бесправный слой его, - это «неприкасаемые». Считалось, что самое прикосновение к ним или даже к их тени оскверняло жрецов. «Неприкасаемые» были рабами, принадлежавшими всей общине.

Какие сословия былив Индии? Как они назывались? Кто такие «неприкасаемые»?
Варна брахманов – жрецов (brahmana - "знающий священное учение") занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.

Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев – воинов. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу.
Основная масса общинников образовала третью варну - "наделенный имуществом. Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении
Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр- слуг. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах.
Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался.

Каковы были права определенных сословий в Индии, кто обладал наибольшими правами, а кто наименьшими?

ВПТ 4.

Сословный строй в Японии.
В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили.

Какие сословия существовали в Японии?

В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Какие права и обязанности имело каждое сословие в Японии?

Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Ответы:

Деревенская община на Востоке Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Существование общин является главной особенностью социального устройства на Древнем Востоке. Многие государства Древнего Востока состояли из большого количества сельских общин, имевших свою организацию. Древневосточные общины имели родовой характер, хотя и отличались от них. Община постепенно утрачивала родовой характер и становилась организацией соседей, которых связывали общая территория, права и обязанности, как по отношению друг к другу, так и по отношению к государству. Община состояла из отдельных хозяйств, больших семей или семейных общин.

Рис. 12. Абидос – хранилище бога Осириса. Древний Египет

В общине, которая объединялась по территориальному признаку, сохраняются родственные узы, но все же на первый план выходят экономические обязательства.

Для родовой общины характерны такие признаки как: преобладание коллективного труда, разделение труда по половому и возрастному признаку. Также равное распределение продуктов, общая собственность на получаемый доход, совместное решение важных вопросов, отсутствие любого неравенства, кроме статусного, преобладание шаманизма, колдовства и магии.

Территориальная община состояла из нескольких общин низшего порядка, которые принято называть «домашними общинами» или «домами». Они в свою очередь состояли из нескольких десятков людей, во главе которых стоял отец-патриарх, которому подчинялись все члены «дома». Власть отца в семье была неограниченной и основывалась на родовом праве. В Греции такую власть называли деспотической.

Внутри самих общин существовало имущественное неравенство, выделились богатые и бедные. Богатые общинники использовали рабовладельческий труд. Но община все так же сохраняла коллективные формы жизни и производства, это в свою очередь тормозило развитие отношений частного и собственного характера. Устойчивость общинной организации, коллективных начал в быту и производстве объясняется экономическими особенностями древнего Востока, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия. Какое-либо поселение не могло самостоятельно справиться с разливами рек. Нужно было объединить усилия общин, которыми руководила государственная администрация, для создания водохранилищ, систем каналов, плотин и дамб. Руководителями таких мероприятий стали храмы, культовые вожди-жрецы. Этот процесс можно проследить на материале древнего Междуречья в V–IV тыс. до н.э. Только жречество, которое было проводником между богами и людьми, должно было обеспечить благополучие общины. Организацию крупных общественных работ отдавали наиболее мудрым и почитаемым, то есть жрецам. В подтверждение этой версии могут послужить фигура вождя-жреца на фресках Шумера и Египта, который исполняет земледельческий обряд, а также величие и роскошность месопотамских храмов и верховных жрецов, даже на самых ранних этапах развития цивилизации.

Рис. 13. Образец древнеегипетского папируса. Британский музей. Лондон (XI век до н.э.). Фрагмент росписи с изображением последнего пути покойного в Абидос. Суд Осириса (Долина Знати. Гробница Кики)

Храм становится сосредоточением культовой и экономической жизни социума. В храмах скапливались запасы всего общества. Они хранились на тот период, если наступит голод или стихийное бедствие. Около храма скапливалось большое количество ремесленников, которые прислуживали общине в период отделения ремесла от земледелия. Первые хозяйства, которые являлись храмовой собственностью и частью хозяйства общины, не имело никакой самостоятельности и независимости. Община выделяла часть земли для поддержания культа служителей храмов. Община была обязана возделывать «поле бога» и нести некоторые повинности в пользу храма. Прежде всего, к таким повинностям относятся строительные работы. Но строительство и расширение ирригационных систем привело к срочному сплочению сельских общин в рамках определенных территорий, которые включали либо приток крупной реки, либо магистральный канал. Такие области называются номами. Впоследствии этого начинает расти роль военного объединения, что приводит к образованию профессиональных дружин и росту вождей-военачальников. Археологические обследования древневосточных поселений представляют доказательства, что в этот период выражено перемещение жителей из мелких поселков отдельных общин к центру номов, где расположились главные храмы с их богатыми запасами зерна и мастерскими.

Плотное заселение возле храмов обносят стенами, которые укрепляют эти территории. Такие меры приводят к появлению первых городов. В начале III тысячелетия до н.э. храмовые хозяйства представляют собой сложную систему, что приводит к учету их хозяйственной деятельности. В результате этого постепенно зарождается письменность. Первые документы дают представление о возрастании экономического могущества и политического влияния храмового персонала, в первую очередь главных должностных лиц. Большую часть земли община выделяла жрецам, которые состояли в высшей категории. Но большая доля доставалась жрецу, который носил звание эн. Эн являлся верховным жрецом в общине. В такой общине главным божеством считалась богиня. Жрец выводил общину за пределы внутреннего мира. Он был главой ее совета, также эн принимал участие в обряде «священного брака» с богиней. Жрица-эн существовала в общинах, у которых верховным божеством являлся бог.

Земля, которую выделяли эну, постепенно становилась собственностью храма. Собранный урожай хранили в запасном фонде общины. Его главное назначение было для обмена, для жертвы богам, для содержания персонала храма (ремесленников, земледельцев, рыбаков, воинов). Вероятнее всего, такую землю обрабатывала часть общины в качестве трудовой повинности, затем ее будут обрабатывать рабочие, которые служили при храме.

Так происходило постепенное отделение храмового хозяйства от общины. Постепенно шло формирование нового типа общины, которая называлась номовой общиной. Она и завершает иерархическую структуру общин: домашняя община, затем территориальная (сельская или городская) община, и,наконец, номовая община. Необходимость в объединении и сосредоточении сил общины способствовали возвышению роли государственной власти в древневосточных странах, образуется неограниченная монархия, которую часто называют «древневосточной деспотией». Ее особенность состоит в подавлении сопротивления рабов и свободных мелких производителей, в пользу господствующего класса. Древневосточное государство выступало в роли верховного организатора системы искусственного орошения, которая была важна для нормальной хозяйственной жизни в стране. Появляется многочисленная администрация, путем постоянного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.

Рис. 14. Египетские иероглифы

Если правитель и его государственный аппарат выступали в качестве организатора системы ирригационного орошения, а в последующем и всего земледелия, то государство определяло орошенную землю в качестве собственной. Но такое понятие как полная собственность навряд ли подходит к государственной или царской древневосточной земле. Скорее это было право на распоряжение и контроль землей, получение за нее определенного налога. В основном большая часть пригодной к использованию земли находилась во владении многочисленных общин. Часть земли отдавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим свои частные хозяйства. За использование земли люди платили налоги и выполняли некоторые повинностей, затем они могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи. Так, например, было в древнем Китае. Ван (правитель) являлся верховным собственником Поднебесной в том же смысле слова, в каком все люди в Поднебесной были его слугами. Но при этом «ван считает своим слугой чжухоу, чжухоу считает своим слугой дафу, дафу считает своим слугой ши» и т. д. Поэтому система землевладения в чжоуском обществе была такой же иерархической, как и структура социальных рангов. Как верховный собственник всей земли в Поднебесной, ван «жаловал» высшим аристократам (чжухоу) право наследственного владения частью земель Поднебесной. Чжухоу в свою очередь признавали права дафу на владение частью принадлежавшей им территории. Дафу сами не обрабатывали землю, а передавали ее во владение ши. В конечном счете земля обрабатывалась простолюдинами. Хотя деспотический правитель – ван считался верховным собственником земли, фактически известные права на нее имели представители различных социальных групп, а частной собственности в современном смысле слова не существовало. Можно сказать, что, несмотря на весомые различия в формах социальной организации и государственности, все восточные общества имеют отчетливо выраженный корпоративный характер, будь это общины, большие семьи, кланы, касты. На Древнем Востоке не сложилось условий для расцвета индивидуального начала.

Примерные тесты по теме:

1.Какая этническая семья включала в себя семитскую, египетскую (хамитскую),берберо-ливийскую и кушитскую ветви?

а) афразийская*

б) Индоевропейская

в) Хуррито-урартская

2.Какие племена относились к народностям, которые говорили на семитских языках?

а) арамеи

в) вышеперечисленные*

3.Народы, говорившие на симитских языках, по преданию Библии, произошли от?

4. В каком году Ф. Шампольону удалось расшифровать египетскую иероглифику?

5.Какой язык считается вымершим?

а) египетский язык*

б) кушитский язык

в) арийский язык

6.Как по-другому можно назвать урартский язык?

а) халдский

б) биайнский

в) вышеперечисленные*

7.В долине каких рек возникла Месопотамия (Междуречье)?

а) Тигр и Евфрат*

б) Инд и Ганг

в) долина реки Нил

8.В каких странах в древности развивается морская и транзитная торговля?

а) Финикия

в) вышеперечисленные*

9.В каком тысячелетии на территории Древнего Востока возникли очаги первой цивилизации?

а) III тысячелетие до н.э.*

б) IV тысячелетие до н.э.

в) II тысячелетие до н.э.

10.При какой цивилизации начала существовать система измерения времени?

а) египетская

б) шумерская*

в) китайская

11.При какой цивилизации научились вычислять площадь трапеции, треугольника, круга?

а) шумерская

б) китайская

в) египетская*

12.В какой стране впервые начали выращивать сахарный тросник?

б) Египет

13.В каком государстве в качестве жертвоприношения использовали пленных?

а) Египет

Список литературы

1. Авдусин, Д. А. Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высш. Шк., 1989. – 335 с.

2. История Древнего Востока. Под ред. В.И.Кузищина. М., Высш. школа, 1979. – 457 с.

3. История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свеницкой. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. –391 с.

4. Редер Д.Г. и Черкасова Е.А. : История древнего мира. ч.I. Под ред. Ю.С.Крушкол. М., «Просвещение», 1970. – 271 с.

5. Васильев, Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учеб. по спец. «История». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 512 с.

6. Дьяконов, И. М. Языки древней Передней Азии. М., Издательство «Наука», 1967. – 491 с.

7. Вигасин, А.А., Дандамаев, М.А., Крюков М.В. и др.; Под ред. В.И. Кузищина. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История»/ 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 462 с.

8. Аверинцев, С. С., Алексеев, В. П., Ардзинба, В. Г., Гуляев, В. И., Дандамаев, М. А. и др.; Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. Древние цивилизации. М.: «Мысль», 1989. – 480 с.

9. Пути развития древних обществ. http://mystic-chel.ru

10. Биофайл. Научно – информационный журнал. Хронологические и географические рамки Древнего Востока. http://biofile.ru

11. Википедия. http://ru.wikipedia.org

Книги для тех, кто основывает экопоселение и/или живёт в общине, поселении.

Деревенские общины на Востоке и Западе

Village Communities in the East and the West

Переводчик Н. Кутейников

Языки: Русский

Издательство: Красанд

Серия: Из наследия мировой политологии

ISBN 978-5-396-00242-5; 2010 г.

В книге известного английского юриста и историка права Генри Мэна проводится сравнительное исследование исторического развития деревенской общины в странах Запада (в основном в Англии и Германии) и на Востоке (преимущественно в Индии). Автор подробно и всесторонне рассматривает западные и восточные представления о праве, законодательную систему и обычаи Индии, влияние на них британского государства, процесс феодализации и его причины, экономические основы существования общины и др. В книге также содержится статья выдающегося английского философа Джона Стюарта Милля, в которой рассматривается значение книги Г.Мэна для философии истории, в том числе истории общественных учреждений.

Книга рассчитана на историков, правоведов, политологов, экономистов, социологов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей и закономерностями общественного развития.

Город и деревня в русской истории. Краткий очерк экономической истории России

Языки: Русский

Издательство: Либроком

ISBN 978-5-397-01643-8; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного историка Н.А.Рожкова, посвященная исследованию значения и взаимных отношений города и деревни в историческом прошлом русского народа. В своем изложении автор исходит из экономических явлений как основных, объясняя с помощью них явления социальной и политической жизни. Рассматривая пять периодов русской истории, он в пределах каждого из них касается следующих вопросов: об относительном значении в данное время главных отраслей народного производства - сельского хозяйства, торговли, добывающей и обрабатывающей промышленности; о совокупности приемов и средств хозяйства; о формах землевладения; об условиях труда, а также о социальном устройстве (делении на классы) и политическом строе общества.

Русская община в процессе ее зарождения и роста

Языки: Русский

Издательство: Либроком

ISBN 978-5-397-01707-7; 2011 г.

Книга известного русского экономиста А.А.Кауфмана посвящена изучению истории возникновения и развития крестьянской общины на Руси. Так как письменные источники по данному вопросу были весьма скудны, автор обратился к "живой истории" развития общин у современных ему крестьян северных районов и у народов России, живущих общинным строем. Этот метод, названный "методом переживаний", позволил воочию наблюдать процесс сложения общины у народов, живущих традиционным способом, и переносить модель процесса на далекое прошлое.

Автор изучал крестьянские общины Сибири, а также проанализировал данные статистических исследований землепользования и хозяйства кочевников-киргизов. Исследование было выполнено на основе богатого материала, собранного в течение многих лет систематических экспедиций в районах Сибири, в киргизских степях, Закавказье, на Севере и в других областях России.

Книга будет интересна этнографам, историкам, обществоведам, а также широкому кругу читателей, небезразличных к истории нашего Отечества.

Поземельная община в России

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: история

ISBN 978-5-397-01661-2; 2011 г.

Предлагаемая читателю книга Н.Миславского посвящена исследованию русской поземельной общины. Основная цель работы - исторически проследить зарождение поземельной общины и выяснить природу и поступательное развитие различных форм общинного землепользования. Путем анализа историко-литературных взглядов на природу русской поземельной общины автор стремится выделить все то, что касается ее как института частно-правовых отношений. Он пытается ответить на вопрос: есть ли русская поземельная община институт, извне привнесенный в русскую крестьянскую среду, или же основа для нее жила и проявлялась в поземельных отношениях издавна? Н.Миславский также предпринимает попытку выяснить степень соответствия различных современных ему форм и типов общинного землепользования с теми проявлениями общинного начала, которые можно найти в историческом прошлом русских поземельных отношений.

Общинное землевладение: причины, ход и последствия его разложения

Общинное землевладение в колониях и влияние поземельной политики на его разложение

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология

ISBN 978-5-397-02241-5; 2012 г.

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося русского социолога и историка М.М.Ковалевского, представляющая собой первую часть его обширного труда, посвященного исследованию различных аспектов общинного землевладения. В книге рассматриваются формы общинного землевладения в странах и регионах, ставших испанскими, английскими и французскими колониями, - в Северной и Южной Америке и на островах Карибского моря, в Индии и Алжире. Исследуется поземельная политика колониальных властей и ее влияние на разложение и распад общинного землевладения.

Книга рассчитана на этнологов, историков, правоведов, политологов, социологов, экономистов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей и закономерностями общественного развития.

Переселение и колонизация

Государственная политика и крестьянское землевладение в пореформенной России

Языки: Старорусский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: этнология

ISBN 978-5-397-02254-5; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного экономиста и статистика А.А.Кауфмана, посвященная проблеме переселений в России, связанной с колонизацией новых земель. Книга включает две части. В первой части дается обзор истории русской переселенческой политики во второй половине XIX века. Описываются особенности переселений, существовавшие до и после крестьянской реформы 1861 г., отменившей крепостное право. Анализируется закон 1904 г., установивший новые правила добровольного переселения "сельских обывателей и мещан-землевладельцев". Во второй части книги подробно рассматриваются причины переселений и их значение для народного хозяйства, описано влияние переселений на крестьянское землевладение. Характеризуются условия жизни переселенцев на новых местах и их взаимоотношения с местным населением; указывается на существование таких явлений, как бродяжничество и обратное переселение. На основе проведенного исследования автор делает вывод о культурной слабости русской колонизации. В приложении рассмотрено освещение переселенческого вопроса в литературе и общественном мнении.

Очерки из истории сельского населения в Московском государстве. XVI-XVII вв.

Языки: Русский

Издательство: Либроком

Серия: Академия фундаментальных исследований: история

ISBN 978-5-397-01669-8; 2011 г.

Вниманию читателей предлагается книга известного русского историка и юриста М.А.Дьяконова, посвященная истории сельского зависимого населения в Московском государстве. Автор ставит перед собой цель изучить отдельные разряды сельского населения и отношения каждого из них к государственному тяглу в период XVI-XVII веков.

Книга содержит шесть очерков, в которых описываются следующие категории тяглого населения: крестьяне-старожильцы, или старинные; крестьяне-новопорядчики; половники поморских уездов; бобыли; задворные и деловые люди; монастырские детеныши. В работе рассматривается процесс закрепощении тяглых людей, рассказывается о причинах, степени и свойствах этого прикрепления; выясняется состав каждой категории тяглого населения.