Российская федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные. Суверенные права рф на континентальном шельфе


Границы между государствами проходят не только по суше. Они тянутся через реки, моря и океаны, а также воздушное пространство. Морское или океаническое дно, которое примыкает к берегам, также является собственностью государства. Все полезные ископаемые и другие ценные предметы принадлежат стране, которая владеет этой территорией. Российская Федерация имеет большую протяженность береговой линии, соответственно, и морская территория, принадлежащая ей, весьма обширна.

Определение

С географической точки зрения континентальный шельф - это материковая территория, затопленная морем или океаном. Если более точно - это подводная часть суши, которая примыкает к ней и имеет сходное геологическое строение. С правовой точки зрения континентальный шельф представляет собой с его недрами, которое примыкает с одной стороны к берегу, а с другой достигает глубины не менее 200 метров.

В некоторых случаях глубина морского дна может достигать 500 метров и более, поскольку есть еще одно ограничение. Международным правом определено, при какой геологической подводной протяженности материка какую длину может иметь данный участок дна. Для всех государств, в распоряжении которых имеется континентальный шельф, граница проходит по изобате, или бровке, которая соединяет резкие перегибы морского дна. При этом территория может и не находится во владении определенного государства.

Правовое определение

Шельфы, используемые государствами, не совпадают по границам с территориальными водами. В таком случае определяют, какая страна может использовать континентальный шельф. Кроме того, разработку, охрану и коммерческую деятельность, связанную с морским дном, определяют законы государства. Континентальный шельф Российской Федерации подпадает под закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ». Согласно ему, государство имеет право на использование морского или океанического дна, простирающегося от линии прибоя на 200

Зачем нужны шельфы, скрытые водой

Когда природа создавала моря, океаны или горы, она не учитывала будущие потребности человечества. Как оказалось, очень много природных богатств сосредоточено именно в толще пород, которые покрыты водой. На суше полезных ископаемых тоже много, но их добыча и переработка ускоряются с каждым годом, а запасы не безграничны.

Российский континентальный шельф содержит до 70% всех природных богатств государства. Некоторые из них уже активно эксплуатируются, некоторые только готовятся к разработке. К природным богатствам относят полезные ископаемые, а также живые организмы, находящиеся на морском дне и использующие его для передвижения.

Регулирование эксплуатации континентального шельфа Российской Федерации

Все морское дно, которое используется субъектами государства, охраняется согласно законам РФ и положениям морского права. Так, континентальный шельф может быть использован для следующих целей:

На исследование и разработку континентального шельфа обладает только страна-владелец. Все действия любыми сторонними субъектами на океаническом дне, принадлежащем РФ, должны выполняться только по специальному разрешению. Это значит, что если Россия примет решение не проводить каких-либо изысканий или захоронений, то другие государства не могут занимать данную территорию и использовать ее по своему усмотрению. При этом все действия касаются только морского дна, прав на использование водных ресурсов над континентальным шельфом, который выходит за границу территориальных вод, у страны нет.

Новые владения РФ

За каждый участок морского дна в мире ведется своеобразная борьба. В 2014 году Российская Федерация расширила свои владения. Континентальный шельф побережья Крыма планируется активно разрабатывать и изучать. Его отхождение к РФ произошло автоматически в результате подписания договора о присоединении республики Крым. По этому поводу существуют неоднозначные мнения - не все политики в Украине признают законность данного события. Так или иначе, шельф теперь российский.

Вторым приобретением стал континентальный шельф В марте 2014 года комиссией ООН было признано право России на использование этой подводной территории.

На сегодняшний день готовит очередную заявку на признание прав на обладание континентальным шельфом Арктики. Ориентировочные сроки подачи - осень 2014 года. Пока на указанной территории ведутся исследования, которые призваны доказать, что этот участок дна является продолжением континента.

Статус континентального шельфа Российской Федерации регулируется Федеральным законом 187 ФЗ. Он предписывает суверенные права государства на данную территорию в соответствии с положениями Конституции, нормами международного права и договорами, заключенными Россией. ФЗ 187 регламентирует основные аспекты, связанные с континентальным шельфом, отдельные нормы в данной сфере учитываются общим законодательством РФ.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 октября 1995, стал действующим в день официального опубликования. С момента утверждения в Закон о континентальном шельфе были внесены определенные изменения. Поправки коснулись редакции ряда положений и направлены на устранение неточностей в формулировке.

Отдельные изменения были произведены в связи с доработкой документа и приведения его в актуальное состояние, как с внутренним законодательством страны, так и с международными договорами. Последние коррективы в документ были введены 3 июля 2016.

По своей структуре Закон о континентальном шельфе подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • изучение континентального шельфа и разработка его ресурсов;
  • рыболовство на заданных территориях;
  • проведение строительных работ по созданию искусственных островов и иных объектов, прокладка труб и кабелей;
  • проведение научных исследований;
  • охрана морской среды и защита от последствий хозяйственной деятельности людей;
  • предписания по экономическим отношениям в сфере использования континентального шельфа;
  • обеспечение выполнения предписаний данного закона.

Общие положения документа регламентируют определение и границы континентального шельфа РФ, определяется его делимитация, координаты и карты. Указываются основные понятия, используемые законом, права России на использование соответствующих территорий, а также компетенция федеральных органов.

Разведка территорий учитывает проведение исследований и предоставление участков для пользователей недр. Определяются особенности добычи минеральных ресурсов и проведения буровых работ.

Законом о континентальном шельфе предписывается возможность рыболовства в соответствующих водах. Определяются следующие виды данной деятельности:

  • промышленное рыболовство;
  • научно-исследовательское или контрольное;
  • учебное или культурно-просветительное;
  • товарное.

Учитывается также рыбная ловля в целях восполнения и акклиматизации водных биологических ресурсов. Подробнее рассматриваются особенности промышленного и научно-исследовательского рыболовства, а также права и обязанности лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Создание и эксплуатация объектов на континентальном шельфе определяется следующими положениями:

  • планирование, сооружение и эксплуатация искусственных островов;
  • использование искусственных островов, установок и иных сооружений в геологических исследованиях, разведке и добыче минеральных ресурсов;
  • порядок представления запроса на сооружение объектов, процедура рассмотрения заявок;
  • права и обязанности заявителей, основания для отказа в разрешении;
  • приостановление сооружения объектов;
  • прокладка труб и кабелей, выемка грунта при строительных работах.

Организация морских научных исследований по Закону о континентальном шельфе основывается на принципе мирного изучения, не создающего угрозу безопасности страны. Они могут инициироваться федеральными органами власти, иностранными государствами, а также международными организациями, имеющими соответствующую компетенцию.

Глава 5 ФЗ 187 также определяет порядок предоставления и рассмотрения заявок на научные экспедиции. Предписываются основания для отказа, а также особенности получения разрешения соответствующими международными организациями. Предусматривается передача и опубликование результатов исследований, возможность изменения запланированной программы или ее приостановления.

Защита морской среды и территории континентального шельфа от последствий хозяйственной деятельности определяется следующими предписаниями:

  • организация и осуществление надзора и мониторинга со стороны государства;
  • процедура захоронения отходов и иных материалов на указанных территориях;
  • порядок представления запроса на разрешение для захоронения отходов;
  • причины для отклонения заявки;
  • права и обязанности лиц, получивших разрешение;
  • причины прекращения захоронения отходов или приостановление таких работ;
  • морские аварии и устранение их последствий.

Экономические отношения в эксплуатации ресурсов континентального шельфа подразумевают платежи за эксплуатацию. Предписывается, что лица, осуществляющие деятельность на указанных территориях, уплачивают налоги, сборы и иные взносы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Выполнение предписаний Закона о континентальном шельфе осуществляется посредством соответствующих органов охраны. Определяются права должностных лиц данных учреждений, экономическое стимулирование их деятельности и возможность содействия. Закон определяет государственный контроль над исполнением предписаний, ответственность за нарушения и порядок разрешения споров.

Изменения в Законе о континентальном шельфе

Последние изменения в Законе о континентальном шельфе следует рассматривать в двух направлениях. Поправки, вступившие в силу , последний раз вводились 2 мая 2015 . По ним утратил силу пункт 3 статьи 6, а также упразднена статья 6.1 ФЗ 187. Данные изменения вводились в контексте поправок нескольких документов и нацелены на их оптимизацию.

Изменения в законе 187 ФЗ от 3 июля 2016 вступят в силу с 1 января 2019 года . Они касаются статьи 14.1 о видах рыболовства. В части первой «промышленное рыболовство, » дополнится словами «прибрежное рыболовство, ». Части 2 и 3 ст 14.1 утратят силу.

Текст Закона РФ «О континентальном шельфе РФ»

Скачать Федеральный закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» можно по . Текст документа содержит изменения, актуальные на август 2017. Представленная редакция будет востребована должностными лицами, правозащитниками, а также теми, чья деятельность связана с работой на регламентируемых территориях.

Континентальный шельф РФ — это морское дно и недра его подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря России. Для регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности на нем, был принят ФЗ 187.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят ГосДумой 25 октября 1995 года, а вступил в силу законопроект 30 ноября того же года. Последние поправки в ФЗ-187 были внесены 13 мая 2015 года. Также в 2015 вносились изменения в ФЗ №324. Подробности

Закон состоит из 8 глав и 49 статей, в которых описываются следующие положения:

  • понятие континентального шельфа и описание его границ;
  • перечисление географических координат;
  • права, которыми обладает РФ на континентальный шельф;
  • порядок проведения разведки на нем и обнаружения минеральных ресурсов;
  • допустимость осуществления рыболовных действий на континентальном шельфе;
  • порядок создания и использования на нем искусственных островов, а также установок на них;
  • основания, на которых проводятся морские научные исследования;
  • защита и сохранение морской среды на континентальном шельфе;
  • необходимость в проведении оплаты за использование его территорий;
  • меры наказания за несоблюдение положений ФЗ 187.

Последние поправки, внесенные в закон о континентальном шельфе

Федеральный закон №187 был отредактирован в мае 2015 года. Изменения коснулись следующей статьи:

Статья 6

Пункт 3 ст 6 утратил силу. В нем шла речь о необходимости утверждения гос программы разведки континентального шельфа и находящихся на нем минеральных ресурсов.

В законе также есть ряд важных для рассмотрения статей:

Статья 7 ФЗ 187

В положениях ст 187 обозначен порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа. Они предоставляются гражданам для:

  • проведения геологических исследований на региональном уровне;
  • геологические изучения;
  • проведение разведки и добыча минеральных ресурсов;
  • иные способы.

Параметры предоставляемых участков:

  1. Геометризированный блок.
  2. В лицензии на пользование ими указываются:
    • параметры блоков;
    • площадь морского дна, с указанием границ и глубины недр.

Участки предоставляются без проведения аукциона.

Ст 8

В ст 8 раскрываются особенности проведения разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов. Для осуществления данных действий лицам необходимо получить лицензию, которая выдается Правительством РФ.

Права и обязанности лиц, которые пользуются недрами возникают после государственной регистрации лицензии. Она должна содержать следующие сведения:

  • о мерах, проводимых в случае аварийных ситуаций;
  • об условиях пользования участками в условиях:
    • экологического;
    • гидрометеорологического обеспечения.
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • об условиях завершения проведенных работ;
  • о мерах применения техник и методов уничтожения разливов нефти;
  • о правах пользования недрами.

Согласно положениям закона, запрещается выдавать лицензии гражданам, планирующим проведение геологического изучения и добычу минеральных ресурсов на охраняемых территориях континентального шейфа. Полученное право на пользование участками запрещается передавать третьим лицам.

К правам пользователей недр относят:

  1. Соблюдение принципов и норм международного права.
  2. Осуществлять мероприятия:
    • технологического;
    • гидротехнического;
    • санитарного порядка.
  3. Поддержание связи с береговыми службами России.

Статья 9 ФЗ 187

В ст 9 описан порядок проведения буровых работ на территории континентального шейфа. К условиям их проведения относят:

  1. Типы и характеристики буровых платформ и всего оборудования, использованного в ходе проведения работ.
  2. Данные о наличии соответствий буровых и тампонажных растворов требованиям окружающей среды.
  3. Мероприятия, проводимые для предотвращения загрязнения окружающей среды и водных ресурсов.
  4. Информация о необходимости обеспечения транспортной и судоходной безопасности в процессе проведения буровых работ.

Ст 14.4 закона

В статье 14.4 описаны права и обязанности граждан, которые занимаются рыболовством на континентальном шейфе.

Права:

  1. Добыча водных биоресурсов.
  2. Их приемка.
  3. Выгрузка.
  4. Обработка и транспортировка водных биоресурсов.

Обязанности:

  1. Соблюдать установленные законодательством РФ правила рыболовства.
  2. Не нарушать среду обитания водных биоресурсов.
  3. Контролировать не допуск применения неправомерной акклиматизации ресурсов.
  4. Выполнять условия карантинного режима.
  5. Не препятствовать появлению должностных органов на суднах и способствовать их работе.
  6. Составлять и предоставлять отчеты о проведенной деятельности.
  7. Обладать опознавательными знаками.
  8. Поддерживать связь с речными службами и береговой охранной РФ.
  9. Маркировать судна, на которых осуществляется добыча водных ресурсов.

Также в статье описаны обязанности, которые должны соблюдать иностранные судна, занимающиеся рыболовством на территории континентального шейфа. Они обязаны:

  • предоставлять уполномоченному органу в течение суток информацию о каждом заходе на допустимую территорию;
  • сообщать органам охраны о расположении судов;
  • заниматься рыболовством в присутствии должностного лица или представителя охранной службы;
  • бесплатно доставлять уполномоченного гражданина на судно и обеспечивать его всем необходимым;
  • предоставлять информацию раз в сутки, месяц и декаду о результатах проведения рыболовства. Данные направляются в Федеральный орган исполнительной власти.

Статья 16

  1. Федеральные органы исполнительной власти.
  2. Физические и юридические лица.
  3. Представители иностранных государств.
  4. Пользователи недр, которые проводят:
    • региональные геологические изучения;
    • разведку и добычу водных ресурсов на основании зарегистрированной лицензии;
  5. Иностранные и отечественные пользователи, чьи услуги потребовались для создания и использования искусственных островов на территории недр континентального шейфа.
  6. Инвесторы.

Также читайте ФЗ №16 в последней редакции

Положениями международных договоров РФ устанавливается:

  • порядок создания искусственных островов;
  • меры эксплуатации и сферы их использования;
  • порядок возведения сооружений и постановок на остовах.

В статье 16 также перечислены основания для создания искусственных островов и построек на них:

  1. Для обеспечения безопасности и охраны государства.
  2. Для проведения геологических исследований.
  3. Добыча минеральных водных ресурсов.
  4. Для проведения рыболовства и изучения биоресурсов.
  5. Иные цели.

Скачать действующую редакцию 187 ФЗ

Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в процессе определения статуса континентального шейфа и осуществления необходимых на нем исследований и работ. В законопроекте обозначены лица, допускаемые для проведения данной деятельности и требования, предъявляемые к ним. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ 187 перейдите по .

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;
2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ )
Пункт 3) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 127-ФЗ)
4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 5. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
7) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
9) заключение соглашений о разделе продукции;
10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям"
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 13 - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ )
14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
15) установление ограничений рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
16) разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ , от 11.11.2003 N 148-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений;
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 50-ФЗ , от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;
22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора и государственного мониторинга континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;
25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О континентальном шельфе Российской Федерации

Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального

шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию

Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их

осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации ,

общепризнанными принципами и нормами международного права и

международными Вопросы,

относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и

деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным

законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к

континентальному шельфу Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Определение и границы континентального шельфа

Российской Федерации

Континентальный шельф Российской Федерации (далее

Континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра

подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря

протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до

внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение

континентального массива Российской Федерации, включающего в себя

поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем

островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя


граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона

внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина

территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной

окраины материка не простирается на расстояние более чем 200

морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние

более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница

континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной

окраины материка, определяемой в соответствии с нормами

международного права.

С т а т ь я 2. Делимитация континентального шельфа

Делимитация континентального шельфа между Российской

Федерацией и государствами, побережья которых противолежат

побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем

Российской Федерации, осуществляется на основе международных

договоров Российской Федерации или норм международного права.

С т а т ь я 3. Карты и перечни географических координат

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие

их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни

географических координат точек с указанием основных исходных

геодезических данных и делимитационные линии, определенные

международными договорами Российской Федерации или на основе норм

международного права, указываются на картах установленного масштаба

или публикуются в "Извещениях мореплавателям".

природных ресурсов, федеральным органом по оборонным отраслям

промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то

федерального органа по пограничной службе, федерального органа по

науке и технической политике, федерального органа по таможенному

делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды.

Права и обязанности пользователя возникают с момента получения

лицензии.

В лицензию дополнительно должны включаться следующие сведения:

об экологическом обеспечении пользования участками, включая

организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные

методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;

о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации .

Пользователи участков обязаны:

осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и

иные мероприятия, а также соблюдать применимые международные нормы

и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите

морской среды, минеральных и живых ресурсов;

метеорологической организации.

Иностранные пользователи участков обязаны также:

осуществлять региональное геологическое изучение, поиск,

разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии

должностного лица органов охраны континентального шельфа (далее -

органы охраны), указанных в статье 42 настоящего Федерального

закона, и под его контролем;

обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов охраны

к месту проведения работ и обратно и использование средств

радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и

полное обеспечение должностных лиц органов охраны наравне с

собственным командным (руководящим) составом.

Контроль за соблюдением условий пользования участками

осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом

по геологии и использованию недр совместно со специально

уполномоченным на то федеральным органом по государственному

горному надзору, органами охраны в пределах их компетенции.

Владелец лицензии по запросу органов охраны обязан

представлять им необходимую документацию, давать объяснения по

вопросам, входящим в компетенцию этих органов, обеспечивать условия

для проведения проверки выполнения лицензии.

Органы охраны уведомляют в письменной форме владельца лицензии

и геологии и

использованию недр о результатах проверки, а при необходимости

приостанавливают работы и вносят предложения об аннулировании

лицензии.

С т а т ь я 9. Особенности производства буровых работ на

континентальном шельфе

Правительство Российской Федерации регулирует и контролирует

буровые работы на континентальном шельфе для любых целей.

Специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии

и использованию недр рассматривает заявки на проведение буровых

работ и выдает разрешение на их производство по согласованию со

специально уполномоченными на то федеральным органом по обороне,

федеральным органом по охране окружающей среды и природных

ресурсов, федеральным органом по науке и технической политике,

федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по

пограничной службе и другими заинтересованными федеральными

органами исполнительной власти. Буровые работы осуществляются в

соответствии с настоящим Федеральным законом и международными

договорами Российской Федерации.

ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ

С т а т ь я 10. Виды и порядок использования живых ресурсов

Видами использования живых ресурсов являются:

вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных

целях для оценки состояния их запасов и определения общего

допустимого улова;

вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских

разведка и промысел живых ресурсов;

товарное выращивание живых ресурсов;

искусственное воспроизводство живых ресурсов;

любительский и спортивный вылов живых ресурсов.

Регистрация видов использования живых ресурсов производится

специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.

Специально уполномоченный на то федеральный орган по

рыболовству совместно со специально уполномоченным на то

федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов

утверждают правила промысла и других видов использования живых

ресурсов и общие допустимые уловы живых ресурсов.

Специально уполномоченный на то федеральный орган по

рыболовству по согласованию со специально уполномоченными на то

федеральным органом по обороне и федеральным органом по пограничной

службе определяет районы и сроки промысла на континентальном шельфе

для иностранных судов.

С т а т ь я 11. Предоставление права использования живых

ресурсов

Право на использование живых ресурсов предоставляется:

физическим и юридическим лицам Российской Федерации (далее для

настоящей главы - российские заявители);

физическим и юридическим лицам иностранных государств,

иностранным государствам и компетентным международным организациям

Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:

представители коренных малочисленных народов и этнических

общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ

жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на

ведении промысла живых ресурсов;

население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в

местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к

морскому побережью Российской Федерации;

российские заявители, осуществляющие мероприятия по

искусственному воспроизводству живых ресурсов.

Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в

научных, промысловых и других целях только на основе международных

договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых

являются эти иностранные заявители или в которых они

зарегистрированы, с соблюдением требований настоящего Федерального

закона и международных договоров Российской Федерации.

С т а т ь я 12. Порядок и условия представления заявок на

получение лицензий на промысел

Российские и иностранные заявители представляют в специально

уполномоченный на то федеральный орган по рыболовству заявки на

получение лицензий на промысел, составленные соответственно на

Специально уполномоченный на то федеральный орган по

рыболовству в месячный срок со дня получения указанной заявки

информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии

на промысел или уведомления об отказе в ее выдаче.

Основаниями для отказа в выдаче лицензий на промысел могут

отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов;

несоответствие содержания заявки на получение лицензий на

промысел требованиям настоящего Федерального закона;

представление заявителем неверных сведений;

непредставление заявителем доказательств или гарантий того,

что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и

техническими средствами для проведения промысла;

нарушения настоящего Федерального закона и международных

договоров Российской Федерации, допущенные заявителем в предыдущий

неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых

обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее

органами охраны.

С т а т ь я 13. Порядок и условия выдачи лицензий на промысел

живых ресурсов

Российским и иностранным заявителям лицензии на промысел живых

ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным

органом по рыболовству с уведомлением специально уполномоченных на

то федерального органа по охране окружающей среды и природных

ресурсов, федерального органа по пограничной службе, федерального

органа по таможенному делу и федерального органа по обороне.

Лицензии на промысел живых ресурсов действительны в течение

районах промысла на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне,

производящем промысел, должен находиться подлинник лицензии на

промысел живых ресурсов.

С т а т ь я 14. Права и обязанности российских и иностранных

заявителей, ведущих промысел

Российские и иностранные заявители, ведущие промысел, имеют

право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков,

видов и районов, которые указаны в лицензии на промысел.

Эти же лица обязаны:

соблюдать установленные правила и лимиты вылова живых ресурсов

и выполнять условия лицензии на промысел;

своевременно вносить установленные платежи;

не допускать ухудшения естественных условий обитания живых

ресурсов;

не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов

и соблюдать требования карантинного режима;

обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно

обеспечивать за счет заявителя оптимальные условия для работы

должностных лиц органов охраны;

представлять бесплатно отчетные материалы по видам и районам

промысла специально уполномоченным на то федеральному органу по

рыболовству и федеральному органу по охране окружающей среды и

природных ресурсов по их требованию;

регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской

Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в

основные международные синоптические сроки в ближайший

радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные

данные метеорологических и гидрологических наблюдений в

соответствии со стандартными процедурами Всемирной

метеорологической организации;

вести промысловый журнал;

иметь специальные опознавательные знаки;

маркировать ставные орудия лова с обоих концов с указанием

названия судна (для иностранного судна - страны-судовладельца),

номера лицензии и порядкового номера орудия лова.

Иностранные суда, ведущие промысел в соответствии с лицензией,

также обязаны:

органу по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную информацию

о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла и

выходе из указанного района с обязательным прохождением точек

контроля при заходе и выходе;

ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов

при проведении промысла;

осуществлять промысел только в присутствии должностного лица

органов охраны и под его контролем; обеспечивать бесплатно доставку

должностных лиц органов охраны к месту проведения промысла и

обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все

расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных

лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента

схода с судна наравне с собственным командным (руководящим)

составом;

представлять специально уполномоченному на то федеральному

органу по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную,

ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла.

С т а т ь я 15. Основания для прекращения промысла

Основаниями для прекращения промысла являются:

добровольный отказ заявителя от промысла;

выбор заявителем установленной квоты;

истечение срока действия лицензии на промысел;

нарушение правил промысла повторно в течение календарного года

или превышение установленных лимитов вылова живых ресурсов;

нарушение настоящего Федерального закона и международных

договоров Российской Федерации;

невнесение в установленный срок платы за пользование живыми

ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба;

непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов,

объемам вылова и районам промысла;

снижение продуктивности и ухудшение качественного состава

видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод, покрывающих

континентальный шельф, по вине пользователя.

Добровольный отказ от промысла должен быть заявлен

пользователем:

до начала промысла - уведомлением в письменной форме

специально уполномоченного на то федерального органа по рыболовству

не позднее чем за один месяц;

во время промысла - немедленно, с прекращением промысла.

При несоблюдении положений настоящей статьи заявитель

оповещается по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел и о

прекращении промысла. Об аннулировании указанной лицензии

уведомляются специально уполномоченные на то федеральный орган по

пограничной службе, федеральный орган по таможенному делу,

федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и

федеральный орган по обороне.

ГЛАВА IV. СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И ПРОКЛАДКА ПОДВОДНЫХ

КАБЕЛЕЙ И ТРУБОПРОВОДОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

С т а т ь я 16. Искусственные острова, установки и сооружения

Создавать искусственные острова, установки и сооружения на

континентальном шельфе могут:

федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и

российские заявители);

иностранные государства, их физические и юридические лица,

иностранные заявители).

Порядок представления, рассмотрения, оценка запросов на

создание искусственных островов, установок и сооружений на

континентальном шельфе и порядок принятия по ним решений

устанавливаются настоящим Федеральным законом и международными

договорами Российской Федерации.

Искусственные острова, установки и сооружения не обладают

статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа.

Вокруг искусственных островов, установок и сооружений

устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более

чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных

островов, установок и сооружений.

Специально уполномоченный на то федеральный орган по обороне

по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным

органом по пограничной службе определяет в этих зонах надлежащие

меры по обеспечению безопасности судоходства, искусственных

островов, установок и сооружений. Информация о мерах по обеспечению

безопасности публикуется в "Извещениях мореплавателям".

О создании искусственных островов, установок и сооружений, об

установлении вокруг них зон безопасности, а также о полном или

частичном удалении искусственных островов, установок и сооружений с