Судебная система денег нет на аппарат суда. Повышение зарплаты аппарату суда свежие новости


Кто есть кто

В соответствии с Реестрами должностей, сотрудники аппарата суда являются государственными служащими: помощник судьи относится к ведущей группе должностей, а секретарь судебного заседания - к старшей группе. Помощник изучает судебную практику, готовит проекты решений, помогает судье организовывать слушание дела. Секретарь с/з ведет и оформляет протокол судебного заседания, извещает участников процесса и направляет им процессуальные документы, а также выполняет еще массу необходимых дел и поручений. И помощник, и секретарь должны иметь высшее юридическое образование, а помощник еще и опыт работы. Рабочий день у сотрудников аппарата тоже, как правило, ненормированный. Поэтому логично предположить, что денежное стимулирование в судах также должно соответствовать уровню квалификации и условиям труда работников, и мат. стимулирование аппарату суда в 2018 и последующих годах будет увеличено.

Что говорит закон

Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрено, что оплата труда госслужащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Такое денежное содержание, или, проще говоря, зарплата, состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и присвоенным классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Ежемесячная надбавка к окладу сотрудникам суда выплачивается за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада, а также за особые условия работы - в размере до 200 процентов. А вот дополнительное материальное стимулирование аппарата судов в большей степени зависит от возможностей региона и «правил игры», установленных местным судебным департаментом. Это и единовременная выплата при предоставлении отпуска, и материальная помощь, и иные премиальные выплаты.

Повышение зарплаты судейским работникам в 2018 году

Указом президента РФ с 01.01.2018 повышены на 4 % размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих. Соответственно, материальное стимулирование аппарата суда в 2018 году также увеличится на 4 %, во всяком случае та его часть, которая исчисляется в процентном отношении к окладу.

На такой же процент увеличится материальное стимулирование судебных приставов в 2018 году. Официально приставы не относятся к судебной системе, но трудно представить работу любого суда без приставов, обеспечивающих в нем порядок и безопасность.

О чем говорят цифры

Однако, вопреки расхожим мифам, заработная плата работников судебной системы весьма скромная. Например, если мировой судья в среднем по России получает немногим более 50 000 рублей в месяц, его помощник при этом может зарабатывать около 15-17 тысяч, а секретарь судебного заседания и того меньше. С учетом обязательного высшего юридического образования желающих исполнять эту работу приходится не так уж много, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в этих регионах с учетом всех премий и надбавок мат. стимулирование аппарата суда в 2018 году может доходить до 30 000–35 000 рублей в месяц. Такой же доход у аппарата судов Камчатки и некоторых других районов с суровыми климатическими условиями.

Какие прогнозы

Квалифицированная и грамотная работа помощников судьи и секретарей, четкое соблюдение ими профессиональных обязанностей способствуют, в том числе, и повышению уровня правосудия в государстве. Не зря несколько лет назад в Интернете появился клич «Аппараты судов, объединяйтесь»: материальное стимулирование должно стать реальным стимулом привлечения в эту сферу деятельности высококвалифицированных кадров, и это в интересах всех граждан нашей страны. Понятно, что индексация зарплаты на 4 % ситуацию с оплатой судейских сотрудников не изменит. По информации возникшего по результатам интернет-движения сообщества с аналогичным названием «Аппараты всех судов, объединяйтесь», материальное стимулирование помощников судей и секретарей во многих регионах осуществляется за счет альтернативных способов повышения уровня заработка, например, выплаты дополнительных премий за счет фонда экономии оплаты труда. В феврале 2017 года в Госдуму был внесен проект закона «О государственной судебной службе РФ», направленный на повышение статуса работников судебной системы. По мнению экспертов, принятие этого закона могло бы стать первым шагом по поднятию реального уровня доходов этой категории госслужащих, чтобы выплата материального стимулирования аппарату суда соответствовала статусу, квалификации и трудовому вкладу сотрудников.

В пакете документов, внесенном в Думу законопроекта ВС во вторник, 14 февраля, имеется отрицательный отзыв правительства. В отзыве за подписью руководителя аппарата Белого дома Сергея Приходько указано, что новый закон «О судебной службе» во многом дублирует нормы закона «О государственной службе».

Как указывается в финансово-экономическом основании к проекту, дополнительных расходов бюджета инициатива не повлечет. Но при этом законопроект вводит новую систему расчетов премий исходя из выслуги лет, указывает Верховный суд. А это повлечет дополнительную нагрузку на бюджет, критикует инициативу в своем отзыве​ правительство.

Проект закона «О судебной службе» разрабатывался в судебном департаменте при Верховном суде еще в 2014 году. Законопроект предполагает ввести новые должности работников судов и присваивать им классные чины. Так, в судах помимо советников могут появиться референты судебной службы, советники и государственные советники.

Законопроект устанавливает, что зарплата сотрудников аппарата суда будет состоять из двух окладов (оклада по должности и по классному чину) и премий, которые​ будут устанавливаться по аналогии с судейскими. В частности, премии за выслугу лет, за особые условия службы, а также премия за работу с секретными сведениями и надбавки за выполнение особо важных заданий.

Премия за выслугу лет будет составлять от 10 до 30% начислений к окладу по должности. А надбавка за особые условия - 200%. Размер же оклада за классный чин, согласно закону, будет отдельно установлен президентом. Оклад по должности будет определяться на местах - отдельно властями регионов.

Инициатива связана с тем, что зарплаты сотрудников аппаратов судов - помощников судей и секретарей - остаются на очень низком уровне. В среднем помощник судьи может в месяц получать 15 тыс. руб., рассказывали источники РБК в судебном сообществе. Зарплаты руководителей аппаратов судов даже федеральных уровней не превышают и 40 тыс. ​руб. в месяц, следует из ежегодных деклараций о доходах сотрудников судов.

Все это приводит к сильной текучке​ кадров и нехватке сотрудников, рассказывает собеседник РБК в судебном сообществе. При этом повысить зарплаты работникам аппаратов, не увеличивая доходы всех госслужащих, невозможно.

«Безусловно, сотрудникам аппарата необходимо повысить зарплаты, - считает адвокат Руслан Коблев. Он отметил, что зачастую в аппарат суда приходят работать люди, которые в будущем намерены сами стать судьями. Но из-за больших нагрузок и маленьких зарплат не все выдерживают, добавил он.

Больше денег для судов и новые законы от ВС: итоги Совета судей

Ушедший 2017 год был важным для судебной системы с исторической точки зрения, подчеркнул во вступительном слове председатель Совета судей Виктор Момотов: «Свой 25-летний юбилей отметил Верховный суд».

Сохранили деньги в России

Докладчик отдельно выделил и серьезное достижение российских судей в уходящем году благодаря межведомственному взаимодействию. Речь идет о пресечении нелегального вывода за рубеж более 50 млрд руб. под видом исполнения судебных решений в 2017 году. По словам главы Совета судей, злоумышленники разработали следующую схему – иностранные истцы подают иски в суд о наличии якобы задолженности по контракту, а ответчик это признает. После чего суд удовлетворяет требования заявителя, а судебные приставы возбуждают исполпроизводство, по итогам которого деньги уходят за границу.

Момотов отметил, что для борьбы с таким выводом средств президиум Совета судей РФ принял соответствующее постановление и направил в региональные Советы судей письмо о пресечении таких случаев. И это дало результат, утверждает он: «По оценке Росфинмониторинга, в 2017 году благодаря надлежащему реагированию судейского сообщества на признаки нарушений законодательств удалось предотвратить противоправный вывод из РФ денег на сумму более 50 млрд руб.».

Новая жизнь мировых судов

Докладчик говорил и о тех законодательных изменениях, которые особенно ждет судейское сообщество. По его словам, острый вопрос касается отправления правосудия мировыми судьями. Недостаточное финансирование из бюджетов субъектов РФ и его систематическое сокращение не позволяют надлежащим образом обеспечивать деятельность мировых судей, подчеркнул он: «Выходит, что институт мировой юстиции зависим от региональной исполнительной власти».

Чтобы решить эту проблему, Верховный суд разработал отдельный законопроект. ВС предлагает обязать высшие исполнительные органы власти в субъектах РФ взаимодействовать с Советами судей этих регионов при разработке бюджета в части расходов на обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппарата мировых судей. Кроме того, властей также обяжут согласовывать с Советом судей субъекта уменьшение объема финансирования, выделенного на мировых судей.

Вместе с тем закон о мировых судьях дополнят положениями, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет сам мировой судья соответствующего судебного участка. По словам Момотова, ненормально, когда мировой судья был формально лишен полномочий по управлению своим аппаратом. Также будет установлена обязанность органов исполнительной власти субъекта согласовывать с мировым судьей ряд вопросов прохождения службы работниками его аппарата – в частности, перемещения работников аппарата мирового судьи, применения к ним поощрений и взысканий, утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи. Хотя, поначалу правительство выступало против такого изменения, нам удалось принять это изменение именно в таком виде, отметил Момотов. 5 апреля этого года Госдума приняла обсуждаемый законопроект ВС в финальном третьем чтении.

Кадровые и финансовые вопросы

Глава Совета судей остановился и на проблемах, из-за которых судебная система порой лишается квалифицированных кадров. Речь идет о некорректном заполнении деклараций о доходах и расходах кандидатов в судьи. По словам докладчика, при должном уровне контроля этих нарушений можно избежать. Еще одна распространенная ошибка судей – они не указывают в анкетах о родственниках, которые привлекались к административной ответственности. Евгений Соседов, председатель Тамбовского облсуда, заметил, что для кандидата существуют лишь трудности по отслеживанию правонарушений членов его семьи, которые живут не в одном регионе с ним. Но он тут же отметил: если у судьи есть родственники со множеством нарушений, значит, это незаконопослушная семья. А что они будут делать, когда человек станет, например, заместителем председателя суда региона, задался вопросом Соседов. Вместе с тем Момотов связывает подобные нарушения не со злым умыслом потенциальных судей, а с недобросовестным подходом к заполнению документов.

Другая проблема, по его словам, – проверка факта двойного гражданства у кандидатов в судьи. Это базовое требование, которое нужно тщательно выявлять, подчеркнул он: «Претендент должен предоставить документы, подтверждающие его выход из второго гражданства».

2016 год: у 47% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

2017 год: у 43% кандидатов, которые не получили назначения — конфликт интересов.

Но чаще всего кандидатам отказывают в назначении из-за «конфликта интересов», пояснил Соседов. Хотя даже у Совета судей нет единого мнения по некоторым ситуациям, которые могут подпадать под такой критерий, сказал он: «У нас среди коллег разделились точки зрения о том, может ли судья рассматривать дела с участием организаций, где работают его близкие родственники». Однако один из самых популярных примеров конфликта интересов – близкие родственники судей в правоохранительных органах и госструктурах, добавил докладчик.

Но большую часть своего выступления Соседов сосредоточил на вопросе последствий для претендентов, которым отказали в назначении или переназначении (224 человека в прошлом году). По словам докладчикам, таким кандидатам редко грозят серьезные последствия за допущенные нарушения: «Для 112 судей рассмотрение на Советах судей закончилось «обсуждением и предупреждением о недопустимости» повторения нарушений». Глава Тамбовского облсуда заметил, что обычно на подобных «обсуждениях» у нарушителя с неправильными декларациями спрашивают: умышленно он это сделал или нет. Если ответ отрицательный, то на этом расспрос заканчивается. Соседов предупредил, что такой подход может приведет к следующему – судьи будут рассказывать друг другу: «Пишите, что хотите в декларации. Потом можно сказать, что сделали это неумышленно, и вам ничего не будет».

Кроме того, Соседов попросил коллег из Советов судей более аккуратно и тщательно оформлять свои решения. Он привел пример: одна из комиссий написала, что не видит в действиях судьи нарушений, но призвала главу его райсуда не допускать подобных ситуаций в будущем. Так есть нарушение в таком случае или нет, что не допускать, поинтересовался докладчик.

Про вопросы финансирования судебной системы рассказал гендиректор Судебного департамента при ВС Александр Гусев. Он подчеркнул, что материально-техническое оснащение судов продолжает улучшаться. В частности, на оборудование в гарнизонных военных судах и районных судах залов для присяжных заседателей выделили порядка 100 000 руб. на каждый суд. Еще летом 2016 года Путин подписал закон, который предусматривает внедрение института присяжных заседателей в гарнизонных военных судах и районных судах с 1 июня 2018 года.

Кроме того, Суддепу удалось добиться от Минфина повышения бюджетного финансирования для судебной системы, отметил Гусев. Если в 2000 году мы получали от государства 7,6 млрд, то на текущий год нам выделено 195,8 млрд, сравнил докладчик.

О статусе последних инициатив Верховного суда

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев свое выступление посвятил приоритетным направлениям совершенствования судебной системы. Одним из них является создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. 16 февраля 2018 года соответствующий законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Докладчик заметил, что для реализации обсуждаемых изменений ВС заканчивает работу над проектами законов о необходимых дополнениях в процессуальные кодексы. По итогам проводимой реформы появится сплошное кассационное производство, а не выборочная кассация, резюмировал глава ВС: «Хотя не все согласны с такой системой, но только она обеспечит качественную проверку кассационных жалоб».

Лебедев подробнее остановился и на так называемой «процессуальной революции» – пакете поправок в АПК и ГПК, которые разработал ВС. Эту инициативу ждет непростая судьба, заметил докладчик: «Хотя в большинстве позиций по изменениям у нас есть поддержка». Однако, по словам председателя ВС, не все юристы согласны с новеллой, которая освобождает судей от подготовки мотивировочных частей решений по ряду дел. Те, кто критикует это предложение, не вчитываются в содержание и смысл закона – в каких ситуациях будет только резолютивная часть, сказал Лебедев. По его мнению, аргументы противников «слабенькие». Ведь такие изменения не лишают участника процесса законного права на получение полного мотивированного решения суда. Эти поправки позволят сократить время судей на рассмотрение простых и очевидных дел, добавил глава ВС. Момотов тоже сказал, что обсуждаемые поправки позволят уделять больше внимания действительно сложным делам: «А в спорах, где сторонам не нужна мотивировочная часть, быстрее наступит правовая определенность».

Лебедев затронул и тему законопроекта о судебной службе, на который правительство дало отрицательное заключение. Несмотря на такой отзыв Кабмина, наша позиция остается прежней – этот закон нужно принять, подчеркнул глава ВС. По его мнению, появление в России государственной судебной службы решит целый ряд проблем.

Лебедев прокомментировал и ряд других инициатив, которые предлагает ВС. Во-первых, про законопроект, который касается подсудности уголовных дел по административной преюдиции, – их предлагается отдать на рассмотрение судьям районных судов. Речь идет о «мелких» составах, например, о нарушении ПДД (ст. 264.1 УК), розничной продаже алкоголя детям (151.1 УК) или нанесении побоев (ст. 116.1 УК) лицом, которое уже получило административное взыскание. Правительство в начале апреля этого года одобрило подобную новеллу. Лебедев тоже подчеркнул, что такое изменение «неизбежно и правильно».

Во-вторых, глава ВС отметил важность поправок в УПК, направленных на помощь бизнесменам, которых беспричинно долго держат под стражей. В частности, ВС предлагает отменить «автоматическое» продление судами меры пресечения. Чтобы продлить срок содержания под стражей, следователь должен будет указать не только мотивы, но и конкретные следственные действия, которые он намеревается провести. Госдума уже одобрила перечисленные изменения в первом чтении.

Нормы нагрузки судей разработают по новой

Участники мероприятия обсудили и негативные итоги попытки разработать научно-обоснованные нормы нагрузки судей. Для выполнения этой работы Суддеп заключил контракт с экспертами из ВШЭ за 4,8 млн руб. Выбранные специалисты должны были с учетом международной практики, особенностей работы российских судов и расчетом трудозатрат провести подробное исследование по поставленному вопросу. Однако в конце прошлого года выяснилось, что даже в доработанном отчете экспертов ВШЭ имеют место расхождения лингвистического и юридического характера, рассказал начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Суддепа Евгений Голошумов. В итоге срок исполнения контракта переносился дважды.

Окончательный вариант выполненных работ ВШЭ представила только в конце февраля этого года. Эксперты РАП по просьбе Суддепа проверили своих коллег из «Вышки» и составили ряд замечаний к методикам расчета норм нагрузки, отсутствию обоснования выбранных способов измерений, неполноте их описания и необходимости доработки норм нагрузки, которые подготовили эксперты ВШЭ. По результатам проверочных мероприятий Суддеп 3 апреля расторг этот госконтракт, пояснил Голошумов: «Теперь ВШЭ вернет нам полученный аванс – 483 000 руб. и выплатит штраф». А Суддеп ждет контракт с новым исполнителем. С учетом полученного опыта мы в будущем конкретнее сформулируем технические условия задачи и четче изложим наши требования, резюмировал докладчик.

Нет денег на аппарат суда судебная система

Верховный суд подготовил к внесению в Государственную думу пакет законопроектов для создания государственной судебной службы (законопроекты утверждены пленумом 15 ноября). Государственная судебная служба – это не новое ведомство, это новая форма найма работников аппарата суда. Работник аппарата суда в России – очень важная должность. Поскольку судьи чрезвычайно перегружены (на одного судью в день приходится в среднем более пяти дел и материалов), представить работу судов без помощников и секретарей невозможно. Но кроме решения технических задач помощники нередко готовят для судей проекты решений, анализируют законодательство и судебную практику. И самое главное – именно из этой группы рекрутируется сегодня судейский корпус. Около половины назначаемых судей имеют карьерную траекторию секретарь – помощник – судья. Другого опыта у них нет.

Парадокс этой должности состоит в том, что, несмотря на очень высокие квалификационные требования (секретарь должен иметь высшее юридическое образование, а помощник – еще и юридический стаж), уровень оплаты сотрудников составляет около 15 000 руб. в месяц. Понятно, что в таких условиях нанять сколь-либо квалифицированных юристов невозможно. Единственный стимул для кандидата – перспектива занять судейское кресло. И председатель суда вынужден обеспечивать своему аппарату такую карьеру, даже если у него есть более перспективные кандидаты, так как, если он перестанет обеспечивать для части сотрудников аппарата такую мобильность, остальные попросту разбегутся. Во всем мире профессии судьи и судебного клерка строго разделены; российская специфика состоит в том, что они совмещены в одном карьерном треке, и это негативно сказывается на качестве кадров.

Верховный суд понимает эту проблему и давно о ней говорит. Вот только решение выбрано странное. Как написано в пояснительной записке к законопроекту, ключевая проблема – низкая оплата труда. Но как только речь заходит о том, какие меры надо принять, о главной проблеме забывают. Да, новый закон добавляет сотрудникам аппарата социальных гарантий – увеличенные отпуска, дополнительное социальное страхование, льготное трудоустройство при сокращении и т. д. Но параллельно накладывает много дополнительных ограничений: запрещает представлять интересы других людей в суде, заниматься предпринимательской деятельностью, а также усложняет процедуры найма, обязывает носить форменную одежду. И все это почему-то трактуется как повышение престижа службы.

Логика выглядит странной – сейчас к нам никто не идет на работу, потому что мы мало платим. Давайте осложним жизнь своим работникам – тогда-то новые кандидаты к нам побегут и в очередь выстроятся. Может быть, Верховный суд ожидает, что после переименования должностей и введения классных чинов сотрудникам начнут платить зарплаты, аналогичные тем, что получают сотрудники на аналогичных позициях в прокуратуре или в других органах власти (примерно в 2–2,5 раза больше)? Похоже, что нет, ведь в финансово-экономическом обосновании написано, что «принятие проекта не повлечет дополнительных расходов для федерального бюджета». Где-то ошибка – либо все эти изменения никак не отразятся на зарплатах сотрудников аппарата, либо на федеральный бюджет ляжет дополнительная нагрузка примерно в 18 млрд руб. в год.

Можно предположить, что Верховный суд просто решил не акцентировать вопрос о том, что изменение статуса предполагает увеличение зарплат. Логика примерно такая: сейчас примем закон об изменении статуса, а потом обратим внимание правительства на то, что два человека, имеющие одинаковый классный чин (скажем, юрист 1-го класса), в прокуратуре и в суде должны получать примерно одинаковую зарплату. И деньги придется изыскать. Не нарушать же федеральный закон. А если что, и суды истолкуют разницу в зарплатах как дискриминацию (и правильно сделают) и обяжут правительство платить судейским клеркам столько же, сколько, скажем, работникам прокуратуры. Но зачем идти самым затратным путем и перестраивать систему регулирования должностей в аппарате судов, вводить дополнительные правила и запреты? Для повышения зарплаты аппарата судов достаточно акта Судебного департамента и выделения дополнительных средств из бюджета.

Вместо того чтобы решать организационные проблемы организационными средствами, начинается кампания по принятию пакета законов, переназыванию, созданию нового правового механизма, изобретению новых сущностей. Вспомним не слишком удачную реформу милиции, когда изменение названия и корректировка организационной структуры ничего принципиально не изменили. Ощутимым итогом было повышение зарплаты для низовых сотрудников и удвоение бюджета МВД. И именно это повышение зарплаты позволило добиться многих положительных сдвигов.

Проблема кадрового обеспечения аппарата судов и создания адекватных стимулов для работы поставлена совершенно правильно. Без ее решения невозможно обеспечить эффективное правосудие и решить задачу улучшения качества судейских кадров. Поэтому затраты на повышение зарплаты аппарата судов следует рассматривать как инвестицию в качество институтов. Это исключительно финансовая мера, для реализации которой замысловатые законодательные новации, предложенные Верховным судом, просто излишни.

www.vedomosti.ru

Денег нет на аппарат

Недостаточное финансирование работы аппаратов судов давно превратилось в хроническую проблему, которую регулярно обсуждают, но не могут решить. Это обстоятельство имеет важные следствия как для организации работы самой судебной системы, так и для всей модели судебной власти, которая сформировалась в России за годы реформ.

Проблема есть

Недовольство недостаточными окладами работников аппаратов судов (секретарей, помощников, специалистов) высказывается регулярно.

В 2009 г. по результатам работы председатель Совета судей Российской Федерации Ю.И. Сидоренко в отчетном докладе отметил: «Уровень материального обеспечения работников аппаратов достиг критически низкой отметки, вследствие чего резко возрос отток квалифицированных кадров из судебной системы. это уже не частный вопрос, а государственная проблема, которую несколько лет Совет судей и Судебный департамент пытаются решить». В Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 указано: «Оплата труда работников аппаратов судов не соответствует объему и сложности выполняемой ими работы».

Средние показатели оплаты труда работников аппаратов судов находятся в пределах 10–20 тыс. рублей. Конечно же это не соответствует уровню и сложности выполняемой работы. Возможны премии, но при отсутствии вакансий экономия заработной платы незначительна, что не позволяет существенно изменить эти цифры. Поскольку приведенные доходы совпадают со статистическими показателями доходов населения, с точки зрения власти вопрос о финансировании судебной системы закрыт.

Оклад работников аппарата судов определяется Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1554. В силу указов Президента РФ от 29.03.2008 № 421 и от 21.09.2008 № 1394 происходило повышение, а вернее индексация в связи с инфляцией, однако кардинальных изменений это не принесло.

Проблема вроде как обсуждается, но никак не решается. Заработная плата работников аппаратов судов устойчиво находится на низком уровне.

Стоит обратить внимание на тот факт, что некоторые части судебной системы России существенно отличаются друг от друга и представляют свое­образные полюсы. В первую очередь это относится к системе судов общей юрисдикции (где царит крайний консерватизм, с очень настороженным отношением к любым новациям) и системе арбитражных судов, которой свойствен очень высокий темп реформирования. Между тем, несмотря на эти, казалось бы, сущностные отличия, положение дел с финансированием работы аппарата судов и в арбитраже, и в системе общей юрисдикции, и в военных судах, и в мировой юстиции одинаковое. Везде секретари и помощники судей получают недостаточно.

Единство работы

Суть проблемы сводится к тому, что суды перегружены. Крайне сложно, а зачастую просто невозможно разделить работу судьи, помощника и секретаря. Данный тезис противоречит многократно повторенной мантре «правосудие осуществляется судьей». Правильнее говорить «правосудие осуществляется судом и озвучивает его судья». В этом смысле очень правильный акцент представлен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, где указано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется судом. Здесь подчеркнута роль всей судебной системы. Процедура выработки и подготовки судебного акта реализуется отнюдь не только судьей. Роль аппарата очень высока и значительно выше, чем предполагают некоторые не знакомые с судебным закулисьем. Цейтнот, превышение всех лимитов нагрузки, невозможность взять «музыкальную паузу», как это происходит в известном телевизионном интеллектуальном шоу, приводят к тому, что иногда просто нет разницы между работой, которую выполняет помощник судьи и судья.

Сказанное относится прежде всего к должности помощника судьи, который в силу своих должностных обязанностей подготавливает проекты судебных решений. Однозначно утверждать о полной вовлеченности секретаря судебного заседания в процедуру подготовки судебных актов сложно, но в условиях универсальной взаимозаменяемости и больших отпусков у госслужащих зачастую секретарь подготавливает проекты процессуальных документов. А в действительности подготовка проекта процессуального документа – это на 90% его окончательный вид. А когда судья срабатывается со своим аппаратом, эта цифра легко может достигать и 100%. В разных местах работа складывается по-разному. Есть судьи, которые стараются выполнять по максимуму всю работу сами, но есть и те, которые всю работу просто отдают помощнику.

Надо отметить, что законодательство подобную взаимозаменяемость или взаимодополняемость судьи и аппарата суда лишь поддерживает. Согласно закону помощник судьи должен иметь высшее образование, юридический стаж и вообще рассматривается как ступень к должности судьи. Не многим меньшие требования установлены и к секретарю судебного заседания.

Возрастание объема работы

Здесь следует также сказать о возросшем за последние годы объеме процессуальных документов. Если 20 лет назад считался нормальным приговор на двух, а то и на полутора печатных страницах, то сегодня самый простой приговор может исчисляться пятью, десятью листами и более. Эта тенденция характерна для всех видов судебных актов, не только для приговоров. По гражданским делам сложность структуры законодательства такова, что одно описание предмета спора и аргументации сторон иногда занимает несколько страниц.

При наличии императивного требования отвечать на все доводы жалоб получает распространение мода, при которой подробно воспроизводят все доводы жалобы, описывают обстоятельства дела, а далее лаконично мотивируют отсутствие оснований для удовлетворения. Сам объем судебного акта выступает главной мотивировкой, уже нельзя сказать, что жалобу не рассматривали. Вне зависимости от моральной оценки подобного приема можно констатировать увеличение объема письменного текста. Сам этот подход снижает необходимость профессионализации и низводит процедуру подготовки судебных актов к однообразной штамповке, что упрощает вовлечение в данный процесс работника с незначительным опытом.

Компьютеризация привела к подробному воспроизведению содержания применяемых норм. Проще скопировать всю статью, нежели воспроизводить только нужную часть. Увеличилось количество промежуточных судебных решений, каждое из которых может пол­ностью или с незначительными исключениями воспроизводить решение суда по существу. Соответственно увеличилось число обжалований. Изменились традиции заполнения протокола судебных заседаний, который от краткого изложения сути сказанного приближается к стенографическому отчету. Полнота и развернутость судебных актов арбитражных судов не могут не обратить на себя внимание. Бурная переписка по надзорным жалобам в судах общей юрисдикции предполагает убедительность немотивированных отказов, что опять же решается за счет объема.

Большой объем процессуальных документов стал новой традицией. Уже никто не может позволить себе ответить кратко, есть определенные традиции по объему каждого вида документа.

Одним словом, сложившийся тип работы судов в современной России предполагает большой объем трудозатрат. И никакая компьютеризация не может стать решением, скорее это условие разрастания. Даже если не брать в расчет рост объема компетенции судов, сама организация судебной работы уже делает невозможным разделение работы судьи и аппарата. Все выполняют единую работу. Эту истину знает любой сотрудник суда. Однако в общественном мнении судебная деятельность преподносится только как работа судьи. Внутри судебной системы этот фактор не учитывается. Никакой разумной коррекции в оплате труда нет.

Ответственность судьи: мифы и реальность

Распространенным аргументом в пользу сложившейся ситуации является то, что судьи берут на себя ответственность за осуществление правосудия и вне зависимости от того, какой объем документов подготавливается аппаратом, судья их подписывает и тем самым лично отвечает за результаты. В том или ином виде данный довод воспроизводится достаточно часто.

В силу исторически сложившихся в России традиций не предполагается, что судья выносит решение сам. В реальности решение по судебным делам принимает безликая бюрократическая машина. Персональной ответственности не существует. Это не означает, что по каждому делу собирается консилиум. В нем нет необходимости. По большинству типичных дел уже выработаны позиции, и задача судьи – покорно следовать в фарватере и, как говорится, «не умничать», что и называется у нас судебной практикой. Не следовать ей – грубый моветон.

Если же возникает новая, ранее не отработанная ситуация, судья может воспользоваться подсказкой «звонок другу». Другом выступает так называемый куратор – судья в вышестоящем суде. Должность куратора обязывает отвечать на звонки. Посредством такой переадресации вопроса наверх происходит демонстрация покорности. Сам вопрос уже не важен. После консультаций бывает сколько угодно отмен, так как сформированная позиция может быть нечеткой. Но таким образом реализуется механизм снятия с судьи ответственности за «принимаемое» решение.

В кассационных судах (областные, краевые и приравненные к ним) регулярно происходит публичное обсуждение сложных процессуальных проблем. Любой судья, желая снять с себя ответственность, имеет возможность вынести вопрос на коллегиальное обсуждение. Помимо этого, работает механизм прямого обращения к непосредственному начальнику – заместителю председателя одной из коллегий.

Конечно, не стоит утрировать. По большей части дел никто никого не спрашивает, а судья действует по накатанной, так сказать, следует сложившейся практике. Но если вы желаете сделать карьеру либо само дело резонансное, то запрос необходим. Одним словом, утверждение, что в России судья сам принимает решение, несколько преувеличено и скорее соответствует тиражируемому образу в СМИ, а не реальности. Фактически решение принимается в момент написания проекта судебного акта.

В силу сформировавшихся традиций никто не ожидает от судьи разбирательства по уголовному делу. Именно это лежит в основе проблемы отсутствия оправдательных приговоров. Проще говоря, сегодня вопрос вины вне компетенции суда. Можно с этим соглашаться или спорить, однако таковы реальные, но негласные правила. Вся свобода судьи при рассмотрении уголовного дела сводится к исключению избыточно вмененных статей, каких-либо квалифицирующих признаков, а также решению мелких процессуальных вопросов вроде порядка исследования доказательств, определения рецидива и проч. Даже вопрос наказания, каким странным это ни покажется, выведен из компетенции судьи. УК РФ предполагает большие диапазоны в назначении наказания, но по каждому виду преступлений уже сложилась своя практика. Задача судьи сводится к тому, чтобы эту традицию воспроизвести. Незначительные отклонения возможны, тем более что практика назначения наказания по совокупности преступлений нивелирует любые флуктуации.

Кроме того, часто работа выдается непосредственно помощнику. Следовательно, внутри судебной системы помощник может работать самостоятельно и наравне с судьей. Судья, визируя документ, выступает скорее как технический персонал, при желании корректируя текст. При этом любые возникшие потом недочеты предъявляются непосредственно помощнику, а не судье.

Поточное кассационное разбирательство

Отдельно рассмотрим такой вид деятельности, как кассационное разбирательство. На 90% это досудебное рассмотрение по материалам дела, без выслушивания сторон и с подготовкой окончательного решения до начала судебного заседания. Если кто-то работал в суде кассационной инстанции, то мог обратить внимание, что судья-докладчик зачитывает обстоятельства дела по бумажке. Это и есть подготовленное кассационное определение. Да, действительно, его можно считать проектом, и вполне вероятно, что в ходе рассмотрения он может быть изменен. Но общий поток дел подталкивает к тому, что предварительное решение важно и зачастую оно и является окончательным решением по делу.

Решение принимает помощник?

Можно привести в пример ситуации, в которых помощник судьи фактически свободен принять окончательное процессуальное решение. Так происходит, когда он не закреплен за конкретным судьей, а работает на своем участке, при этом проекты судебных актов подписывают разные судьи, которые не чувствуют прямой личной ответственности. Бывает и так, что объем подготовленных проектов просто не предполагает хоть какое-то их изучение судьей.

Это далеко не все случаи, доказывающие, что судья в российской судебной системе вовсе не всегда принимает решение и берет на себя ответственность. Чаще всего это обычный бюрократ. Работники аппарата, понимая подноготную, естественно, не согласны с несоразмерным распределением доходов. В сущности, выполняется одна работа, преимущественно аппаратом. Нет каких-либо убедительных аргументов в пользу поддержания модели, при которой зарплаты судьи и работающего наравне с ним помощника либо секретаря отличаются в несколько раз.

Система и ее стабильность

Любая система может быть эффективной, если все ее звенья работают слаженно. Для этого требуется нор­мальный внутренний психологический климат. Распределение доходов должно соответствовать представлениям о справедливости внутри данной системы. Представления же формируются не только на основе реальной потребности, но и исходя из общих затрат на систему. Именно поэтому ошибочна оценка обсуждаемой проблемы лишь с точки зрения статистических показателей. Работники аппарата определяют свое право на доход в зависимости от вовлеченности в трудовой процесс и средств, выделяемых на функционирование всей судебной системы. Финансовых ресурсов выделяется более чем достаточно. Не нужно каких-либо дополнительных вливаний, вполне достаточно просто перераспределить часть доходов в пользу работников аппарата. Незначительное снижение доходов каждого судьи позволит повысить оклады аппарата от 50 до 100%.

Когда вопрос распределения доходов внутри организации не решен, невозможно и формирование единой корпоративной этики. Это означает, что происходит разведение работников внутри единой организации по лагерям, формируется конфронтация. В данном случае искусственно создается проти­вопоставление судей и работников аппарата.

При таких обстоятельствах ни одна организация не может действовать активно и последовательно и она уже выступает не субъектом реальности, а скорее ее объектом. Субъектами же оказываются организации, лишенные внутренних дефектов. Например, в органах прокуратуры и федеральной службе безопасности нет такого жесткого рубежа между окладами. В результате структуры с правильной внут­ренней организацией в состоянии выступать субъектами на внутриполитическом пространстве, концептуально подавляя иные организации и ведомства. Судья предпочитает ощущать себя частью исполнительной власти или иной сильной структуры. В подобных условиях конкретный судья не осмелится говорить с позиции судебной власти. Соответственно сама идея о роли суда как центрального органа, разрешающего социальные и политические конфликты, не может быть воспринята обществом. Именно этот механизм скрывается за послушанием судей.

Конечно, сама судебная система неоднородна, и есть сегменты, где финансирование носит иной характер. Например, в Верховном Суде РФ для отдельных работников аппарата предусмотрены существенные надбавки до 10 окладов, не считая премиального фонда. Но для того чтобы правильно понимать суть обсуждаемой проблемы, отметим, что вопрос предполагает оценку положения дел в том сегменте судебной системы, где реально происходит осуществление правосудия. Здесь акценты нужно расставить так: чем ниже инстанция находится в системе судебной иерархии, тем больше в ней проводится судебной работы. Чем выше инстанция, тем дальше она от реальной работы. Сейчас не имеет смысла устанавливать нюансы каждого звена судебной системы. Ограничимся констатацией того, что правосудие реализуется в первую очередь в системе мировой юстиции, в районных судах, арбитражных судах субъектов, меньшее участие принимают вторые инстанции. Как раз эти сегменты наиболее многочисленные и о них сейчас идет речь.

В целом с учетом применяемых технологий в организации судебной системы России можно заключить, что она не является стабильной и самодостаточной. По-видимому, это не входит в планы основных субъектов внутриполитического пространства. Безусловно, поддержание такого состояния достигается не только методом создания внутренней напряженности в отношении вопроса зарплаты, но и иными методами, которые мы не разбираем. Несоразмерность в распределении доходов – важное условие в пресечении возможности стабилизации судебной системы России.

В чем причина?

Этот дефект не был перенят от советского прошлого. Чем же объяснить уродливые деформации, произошедшие в постсоветский период? Все просто – наделение судебной системы широкими полномочиями и декларирование возможности перевоплощения ее во власть поставили вопрос об изменении соотношения сил на внутриполитической арене. Поскольку никто нового сильного игрока не ждал, были реализованы механизмы, направленные на разрушение единства и монолитности системы, насаждение внутренней конфронтации. Этот подход был успешно реализован при создании чрезмерно завышенных доходов судей и явно недостаточных доходов аппарата.

То, что большая часть работников аппаратов судов воспринимает как досадное недоразумение, которое может быть разрешено очередным усилием Совета судей либо Указом Президента, есть проявление последовательной политики по недопущению возможности судебной власти состояться. Под­держание внутреннего конфликта, препятствующего формированию единой для всех работников судебной системы объединяющей профессиональной этики, работает на управляемость судей извне. Человеку свойственно ощущать свою включенность в сообщество. Поскольку российским судьям отказано в праве представлять из себя профессиональное сообщество, они «выбирают» принадлежность к исполнительной власти, пускай даже в виде слуг. Стоит обратить внимание на стиль, в котором выходят все обращения Совета судей к власти как по обсуждаемому, так и по другим вопросам – это ярко выраженный просительный стиль.

Указанная проблема усугубляется тем, что внутри организации господствует явно несправедливый характер распределения доходов. Каждый судья, работая в таких условиях, ежедневно сдает экзамен на безнравственность. Идеи неравенства и двуличия стали спутниками климата внутри судебной системы. Наиболее часто применяемый судьями компенсаторный механизм – формирование картины мира, в которой от тебя ничего не зависит. Начинает доминировать пассивный взгляд на мир, отсутствие права голоса. Именно эти качества позволяют в дальнейшем без проблем выстроиться в бюрократическую вертикаль, найти в ней свое место и снять с себя ответственность за «принимаемые решения». Все это только повышает управляемость судьи на уровне психологии.

Работники аппаратов судов, пройдя эту школу и получив должность судьи, рассматривают как само собой разумеющееся конфронтацию внутри системы. Известно, что самые пострадавшие от дедовщины превращаются в наиболее ретивых ее адептов. В какой-то мере этот механизм срабатывает и в судебной системе. Своеобразная эстафета черствости и двуличия.

Михаил Поздняков,
представитель АНО «Центр судебных экспертиз» в Красноярском крае

Работа в суде для многих, не сталкивавшихся с судебной системой граждан, является чем-то недосягаемым и столь же высоким, как и работа чиновников высшего уровня. Увы, на практике все оказывается гораздо проще и сегодня работа в аппарате суда стала почти столь же доступна, как и вакансии в торговой сети. Всему виной низкая зарплата в суде, делающая практически все должности привлекательными лишь для недавно окончивших ВУЗ студентов или же для тех, кто идет в суд с одной целью – стать в перспективе судьей.

Крупные суды в больших городах ежемесячно публикуют весьма длинные списки вакансий, постоянно страдая от «некомплекта» штата на 15-25%. Преимущественно пустуют самые низшие должности из отдела делопроизводства – специалисты всех разрядов и секретари суда.

Какова же реальная зарплата в суде?

В прессе можно видеть самые разные утки и заблуждения, не имеющие ничего общего с реальностью. Кто-то считает среднюю заработную плату, учитывая и судей. А кто-то и вовсе не видит разницы между судебными служащими и непосредственно вершителями правосудия. Об этом мы уже ранее упоминали в прошлой публикации про .

Вместе с тем, вопрос о том, какая же реальная зарплата в суде часто волнует граждан, планирующих устроиться туда на работу. Кому-то текущего денежного довольствия будет достаточно, а кто-то может и пересмотреть свои планы на судебную карьеру, узнав реальные зарплаты в суде.

Какой закон регулирует заработную плату в суде?

Все работники суда, непосредственно содействующие отправлению правосудия, являются государственными гражданскими служащими федерального уровня. Их статус урегулирован законом 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Технический персонал (уборщицы, рабочие, инженеры, водители) к госслужащим не относятся, отношения работодателя с ними урегулированы Трудовым кодексом, а их труд оплачивается по секте ЕТТКС.

Оклады аппарата суда

Оплата труда упомянута в двух статьях главы 10 указанного закона и никаких конкретных сумм там нет – описывается лишь структура оплаты труда госслужащего без привязки к должности или органу. Также в процентном соотношении прописаны надбавки за выслугу лет.

А вот уже конкретные суммы окладов государственных гражданских служащих (далее по тексту – ГГС) уже прописаны с привязкой к каждому ведомству в Указе Президента РФ от 25.07.2006 N 763 (ред. от 19.07.2018) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Однако оклады там указаны «старые», действовавшие на момент вынесения Указа. Дополнительными указами Президента эти оклады были проиндексированы, правда не так часто, как полагалось по закону.

Последние индексации окладов госслужащих были в 2013 году (на 5.5%) и в 2018 году (на 4%).

Текущая актуальная таблица окладов выглядит так:

Более низшие должности мы не рассматриваем, поскольку их заработная плата в суде в любом случае не может быть ниже МРОТ. Да, оклады простых судебных работников буквально «огромны», при этом размер оклада судьи (23+ тыс. рублей) в 5 раз превышает оклад его помощника.

Но, разумеется, денежное содержание государственного служащего складывается не с одного лишь оклада.

Что входит в зарплату работника суда в 2019 году?

  • Должностной оклад согласно таблице выше.
  • Надбавка за классный чин, составляющая – от 1000 до 1700 рублей в зависимости от занимаемой должности. Присваивается минимум через 3 месяца, а то и полгода с начала службы.
  • Ежемесячное денежное поощрение в размере 1 оклада;
  • Надбавка за особые условия гражданской службы от 60 до 120% от оклада в зависимости от должности (устанавливается Указом Президента). Для примера, секретарь суда максимум получит 90%, помощник судьи или помощник председателя – 120%.
  • Доплаты за выслугу (от 10% до 30%,) лет в зависимости от стажа. В выслугу засчитывается любая государственная гражданская служба (включая органы МВД, прокуратуры) и т.д., исключая региональную госслужбу.

Это так называемая «гарантированная» часть, которую сотрудник суда в любом случае получает ежемесячно. Выслуга лет, к слову, безобразно-копеечная на фоне огромных сроков выслуги. Смотрите сами:

Дополнительно выплачиваются:

  • Отпускные. Считаются по принципу «среднедневной заработок за календарный день на протяжении последнего года за один день отпуска».
  • Матпомощь к отпуску (оклад + классный чин);
  • Единовременная выплата к отпуску (оклад + классный чин х2);
  • Квартальные премии (от 0.25 до 1-2 окладов);
  • Премии к праздникам (от 0.25 до 1-2 окладов);
  • (разовая или регулярная выплата).

Если судить по возмущениям сотрудников судов на своих внутренних форумах и в открытом сообществе работников аппарата суда ВКонтакте, с выплатами материального стимулирования исчезают или урезаются квартальные и «праздничные» премии. Фактически, уровень заработной платы серьезно не меняется, несмотря на выплачиваемое три последних года матстимулирование.

На примерах наиболее востребованных и интересных широким массам начинающих юристов должностей разберемся, сколько же получают в районном (городском) суде.

Зарплата помощника судьи в 2019 году в районном (городском) суде

Помощник судьи – одна из наиболее престижных, но при этом весьма скудно оплачиваемых должностей в аппарате суда. Хороший, опытный помощник – это почти половина судьи, а то и уже готовый служитель Фемиды для мировой юстиции.

При уверенных планах стать судьей, кандидату в обязательном порядке придется поработать несколько лет в должности помощника.

Какая же зарплата у помощника судьи в районном суде? Представим ее структуру в виде таблицы.

Минимальная ЗП – это та сумма, которую помощник без опыта госслужбы будет получать с первого месяца службы. Максимальная зарплата выглядит условно-неплохо для совсем глухой провинции, но для получения максимального чина нужно проработать минимум 3 года, а для получения максимальной выслуги… 15 лет. 15 лет непрерывного труда ради 4 тысяч разницы!

Это – гарантированная заработная плата, не привязанная ни к премиальным выплатам, ни к стимулирующим.

Зарплата секретаря судебного заседания в 2019 году в районном суде

Секретарь судебного заседания отвечает за ведение и составление протокола судебного заседания. Еще на нем вызов сторон, оформление дела, своевременное занесение информации в базы данных. Это – лишь основные обязанности, которые попутно еще отягощены добрым десятком пунктов прочей нагрузки.

Секретарь СЗ – вечно загнанный, уставший и не выспавшийся человек, вынужденный мешками носить неотписанные дела домой вопреки всем запретам.

Что же у него с содержанием? Все очень плохо, увы — зарплата в суде для секретарей самой низкой не является, но и достойной ее нельзя назвать уже даже в провинции.

Название выплаты Размер
17246 руб.
Должностной оклад 4897 руб.
ЕДП (ежемесячное поощрение) 4897 руб.
Надбавка за особые условия 60-90% от оклада
Выслуга лет До 30%
Классный чин 1576 руб.
Минимальная заработная плата (без классного чина, выслуги и с низшим порогом особой надбавки). До вычета НДФЛ 12732 руб.

Вновь принятый секретарь с/з получает унизительно низкую заработную плату, поэтому в большинстве судов сразу при приеме устанавливается максимальная надбавка за особые условия в 90%. Но особо картины это не изменит – лишь дополнительные 1500 рублей «грязными».

Зарплата консультанта суда в 2019 году (районные и городские суды)

Структура и размер заработной платы консультанта суда полностью идентичен секретарю судебного заседания.

При этом по роду должностных обязанностей должность консультанта весьма разносторонняя: сотрудник может отвечать как за техническое обеспечение, так и заниматься обобщением судебной практики, ведением отчетности и другими сугубо юридическими обязанностями. В настоящее время должности консультантов по информатизации в судах почти отсутствуют, остались лишь «юридические» сотрудники.

Зарплата секретаря суда в 2019 году (районные суды)

Можно считать секретаря суда одной из самых низших должностей в суде. В связи с увеличением МРОТ, зарплата в суде специалистов 1-3 разрядов, где еще таковые сохранились, были экстренно подтянуты до прожиточного минимума. При этом секретарь суда едва дотягивает до минимальной величины зарплат установленной законом.

Секретарь суда – сотрудник отдела делопроизводства или, как по старинке – канцелярии. Принимает документы, выдает их, оформляет почту, заносит 60% всех документов в базу данных, составляет отчеты и выполняет еще великое множество обязанностей.

Вечно вакантная, не дающая юридического стажа и неимоверно тяжелая должность в крупных судах буквально шокирует уровнем оплаты труда.

Название выплаты Размер
Максимальная заработная плата (макс. чин, макс. выслуга и надбавка). До вычета НДФЛ 17246 руб.
Должностной оклад 4023 руб.
ЕДП (ежемесячное поощрение) 4023 руб.
Надбавка за особые условия 60-90% от оклада
Выслуга лет До 30% (1206 руб. максимум)
Классный чин 1314 руб.
Минимальная заработная плата (без классного чина, выслуги). До вычета НДФЛ 14186 руб.

При расчете минимальной надбавки за особые условия использована максимальная величина, так как при 60% заработная плата секретаря суда получается ниже МРОТ!

Что тут сказать? Можно только стыдливо промолчать.

Зарплата в суде за год: помощники, секретари, консультанты

Единственное, что еще удерживает работников суда на местах – материальное стимулирование и отпускные, составляющие 30-35% годового заработка.

Узнать реальные суммы зарплаты в суде по любой должности вы можете, посетив любой официальный сайт суда. Желательно в том регионе, в котором вам необходима эта информация.

На сайте найдите раздел «Противодействие коррупции», в нем – «Сведения о доходах государственных гражданских служащих», откройте таблицу и проанализируйте примерные уровни заработной платы самостоятельно.

Если взять средние цифры, то путем сравнения 5 случайно выбранных судов их различных регионов страны без различных «северных» и районных коэффициентов, то можно составить такую картину:

Еще раз уточняем – это «средняя температура по больнице», в реальности же зарплата в суде по любой из перечисленных должностей может значительно отличаться как в сторону увеличения, так и уменьшения ввиду множества факторов.

ВАЖНО: В сведениях о доходах на сайте судов в итоговом годовом доходе также могут фигурировать доходы от получения алиментов, вкладов в банке, продажи имущества. Поэтому если вдруг встретите секретаря с доходов в 1 млн. за год – он просто что-то продал, а отнюдь не получил зарплату в таком размере.

Если вам понравилась публикация – будем признательны, если вы ей поделитесь с коллегами или опубликуете ссылку у себя на страничке в соц.сети. И главное — за подготовку основной части материала отвечал бывший работник аппарата суда. Поэтому мы с уверенностью можем назвать нашу публикацию самой достоверной среди одноименных статей на просторах Интернета.

Post Views: 36 601


Поддержание справедливости в государстве является основополагающим принципом его успешного функционирования, потому что именно правовые тонкости, правила и ограничения позволяют развивать и стабилизировать все сферы деятельности в государстве. Соответственно, несложно догадаться о том, насколько важна информация, касающаяся того, будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2019 году, ведь именно они и представляют закон в стране.

Сразу стоит сказать о том, что работа судей крайне важна для общества, и сделать акцент на том, что они занимаются разными видами дел – уголовными, гражданскими, арбитражными спорами. И нюансом данной деятельности является то, что в этой сфере сильна коррупция, ведь при разборе многочисленных исков возникает теоретический риск подкупа арбитра с целью склонения его к определенному решению. Власти ведут активную борьбу с коррупцией, вводя штрафы, санкции и уголовную ответственность за подобные нарушения, но этого бывает недостаточно, поэтому необходимо принимать превентивные меры, к которым относится повышение заработных плат.
Содержание статьи:

  • Что нужно знать?
  • Что известно о повышении?
  • Что известно о сокращении?

Что нужно знать?

Обсуждая вопрос о том, что будет с зарплатой сотрудников аппарата суда, стоит сказать, что сегодня активно обсуждается судебная реформа, которая предусматривает не только то, что будет изменен размер заработной платы работников судебного аппарата, а еще и другие нововведения.
Предполагается, что вся судебная система претерпевает ряд фундаментальных изменений. За много лет было создано довольно большое количество судебных учреждений, которые имеют свой специфический профиль. И сегодня в судебной реформе отмечается то, что такие учреждения должны прекратить свое существование, что должно позволить сэкономить средства государственного бюджета.
При этом нелишним будет акцент, сделанный на том, что работа представителей судебного аппарата считается довольно прибыльно (правда, и здесь есть исключения, ведь помощники судей, например, не могут похвастаться слишком высокой заработной платой). И при этом представители судебного аппарата получают разного рода надбавки, премии, и прочее (и если принимать данную информацию в расчет, то получаемая сумма существенно возрастает).

От чего зависит заработная плата?

Обсуждая увеличение зарплаты аппарату суда стоит сказать о том, что заработная плата любого представителя судебной системы зависит от нескольких факторов:
  • базовой ставки рабочего оклада;
  • надбавочных выплат;
  • премий за выслугу лет;
  • индивидуальных доплат, которые связаны со сложной профессиональной деятельностью;
  • дополнительных финансовых поощрений.


Сегодня судебная система разделяется на федеральную и местную, причем выплаты представителям судебной системы федерального уровня существенно превосходят те заработные платы, которые получают представители местного судебного аппарата.
Стоит сказать, что мировой суд предлагает судьям заработную плату от 85 000 рублей в месяц, арбитражный увеличивает данную сумму до 200 тысяч, а конституционный – до 500 000 рублей.
Власти всегда с особенной внимательностью относились к представителям судебной системы, поэтому делали все для того, чтоб они не испытывали проблем при кризисных явлениях в экономике. Даже во время активной фазы кризиса базовая ставка должностных окладов представителей судебной системы активно увеличивалась. Какое-то время индексация не проводилась, но сегодня все изменилось и оклады представителей бюджетной сферы начали снова возрастать, поэтому новости в этой сфере есть.
К судебному аппарату, помимо, собственно говоря, судей относятся еще и судебных приставов, которые следят за выполнением судебных решений, а также контролируют документооборот и выполняют другие не менее важные функции судебной системы – при нарушении ограничений, которые накладываются судебными арбитрами они следят за назначением штрафных санкций. И при этом ставка аппарата суда на 2019 год в РФ зависит от условий работы человека, его перегрузки (зачастую им приходится задерживаться на работе в течение дополнительного времени) и звания (собственно, занимаемой должности). В среднем, заработная плата приставов составляет около 25 000 рублей, но в 2019 году ситуация должна поменяться.

Что известно о повышении?

О том, какая будет индексация зарплаты аппарату суда, насколько увеличат зарплаты и какие кадры придут для смены нынешним специалистам ведутся очень активные разговоры, поэтому последние новости о повышении окладов аппарата суда в России стоит изучать с особенной тщательностью.
Откровенно говоря, на 2019 год запланирована только плановая индексация должностных окладов представителей судебной системы, которая предполагает увеличения окладов на 4% (именно такой уровень инфляции планируется на следующий год). Однако нужно сказать еще и о том, что кроме индексации назревает также идея коррекции методики формирования должностных окладов представителей судебной системы.
Представители современной власти ориентируются на систему, которая действует в Великобритании, ведь ее сотрудники могут похвастаться довольно высоким уровнем жизни (отдельным преимуществом является полная прозрачность финансовых начислений и там уж точно никто не сомневается в том, что заработная плата представителей данной профессии вполне заслужена).
Соответственно, индексация заработных плат является единственным реальным средством повышения окладов бюджетников на сегодня. Власти прекрасно осознают то, что в будущем они должны будут увеличить оклады бюджетников, но пока в государственном бюджете нет средств на проведение дополнительных финансовых мероприятий, поэтому россиянам просто нужно следить за новостями по этому поводу и ждать положительных вестей.

Что известно о сокращении?

Нелишним будет обсудить еще и вопрос о том, будет ли сокращение аппарата суда в 2019 году, потому что в последние несколько лет все многие государственные организации переживали масштабные реформы, в ходе которых работу потеряло большое количество людей. И в 2019 году сокращения будут, но происходить они будут не в привычном для всех виде – потерять занимаемую должность могут только те служащие, которые будут иметь недостаточную квалификацию.
Например, сегодня все работники судебной системы могут (и должны) пройти переаттестацию, и в случае ее провала далеко не все из них смогут удержаться на предыдущих должностях. Для успешного прохождения переаттестации нужно обладать немалыми знаниями и квалификационными навыками.


Необходимо хорошо ориентироваться в основах законопроектов РФ, соответствовать своей квалификации и требованиям к ней. И данное мероприятие позволит не только отобрать настоящих профессионалов, а еще и откроет ряд возможностей перед молодыми, перспективными и квалифицированными кадрами, ведь на освободившиеся должности специалисты будут отбираться на основе конкурсного отбора, поэтому работу в данной сфере смогут получить лучшие представители профессии.
Кстати говоря, прибавка к зарплате аппарата суда в России позволит побороть коррупцию, а также ожидается, что государственные служащие смогут выполнять свои задачи более эффективно.

Время чтения ≈ 5 минут

Несмотря на то, что судебный корпус играет такую же важную роль в укреплении и поддержке государственности и суверенности страны, как военные и представители прокуратуры, зарплата аппарата суда в 2019 году пока подниматься не будет, согласно последним новостям из Минюста и Министерства труда.

Это объясняется необходимостью экономии госбюджета и тем, что в рамках специальной федеральной программы несколько лет назад было проведено существенное повышение зарплат судьям. Таким образом, решалась задача независимости судебных решений в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Повышение зарплаты Аппарату суда не планируется

Федеральная программа повышения заработной платы судей

Из-за того, что от объективного вынесения судебных приговоров зависит существование правового государства и выполнение принимаемых законодательных актов в уголовном, гражданском и арбитражном праве, Правительством в 2012 г. была принята специальная федеральная программа по повышению заработной платы судейского аппарата. Как и военные с работниками прокуратуры, независимые судьи являются одной из основ российской государственности.

Для того чтобы такие специалисты были свободны от давления со стороны участников процесса и выносили независимые судебные вердикты, в 2012 году им существенно повысили зарплату в рамках специально принятой федеральной программы.

По этой причине аппарата суда в 2019 году индексироваться не будет. Но это не значит, что все работники суда сегодня получают за свою работу большие оклады. Повышение коснулось только самих судей. Сотрудники мировых судов, а также судебный секретариат получают на фоне самих судебных работников не такие уж и большие зарплаты.


В 2019 году зарплата судей индексироваться не будет

Кардинальное повышение зарплаты судейского корпуса в рамках федеральной программы

Зарплата аппарата суда в 2019 году не будет индексироваться из-за того, что буквально несколько лет назад прошло многоэтапное реформирование оплаты труда этой категории работников. Для противодействия коррупции государство в 2012 и в 2014 гг. поднимало оклад федеральных судей в несколько раз.

До этого они получали небольшую заработную плату:

С 2012 г. стала действовать госпрограмма, в которой был определен круг судебных должностей, для которых было запланировано кардинальное повышение окладов. Максимальное увеличение их размеров произошло в самом начале реализации федеральной программы и в 2014 г., когда рост зарплаты работников суда составил 5,5%.

На данный период в стране работало 36 472 судьи, для которых из госбюджета были выделены специальные средства. В среднем в результате реализации госпрограммы для каждого судьи было предусмотрено повышение оклада до 160 000 р.

После завершения работы федерального проекта по реформированию системы оплаты судебных работников существенно снизился уровень коррупции в данной сфере. На сегодняшний день это одна из самых высокооплачиваемых специальностей в России.

Интересно:

В 2014 году оклад судьям повысили до 160 тыс. рублей

Расчет и размер окладов судей сегодня

Согласно последним новостям заработная плата судейского корпуса судов высшей инстанции составляет:

  • в Конституционном суде около 500 тыс. руб.;
  • в Верховном суде – около 300 тыс. руб.;
  • в Арбитражном суде – 200 тыс. руб.

В судах низшей инстанции оклады меньше. Мировые судьи на сегодняшний день получают 50 000 руб. Такой размер зарплат объясняется тем, что данная должность является началом судебной карьеры. У секретарей и других работников судебной системы оклады значительно ниже. Их размер не превышает 25 тыс. руб. в среднем по стране.

Оплата труда сотрудников, работающих в архивах и занимающихся делопроизводством в суде, составляет:

  • у архивариуса – 10 тыс. руб.;
  • у делопроизводителя – 12 тыс. руб.;
  • у секретаря – 15 тыс. руб.

Секретарь суда получает 15 000 рублей

Такой разброс в зарплате объясняется действующей классификацией. Судьи относятся к государственным служащим федеральной категории. Именно они попали в государственную программу кардинального увеличения окладов. Другие сотрудники судов относятся к госслужащим. Для них пока предусматривают индексацию окладов в размере 4% в рамках повышения зарплаты бюджетникам.

Также в Правительстве РФ обсуждается идея изменения самой методики расчета должностных окладов федеральных судей и сокращения количества таких специалистов.

Кроме окладов, федеральные судьи и получают различные бонусы от государства:

  • бесплатное жилье;
  • устройство детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • бесплатный проезд во время отпуска на всех видах транспорта;
  • большая пенсия и разовое выходное пособие при выходе в отставку.

Размер оплаты труда судьи зависит от уровня его квалификации и лет службы, за которые полагается специальная надбавка к зарплате. Кроме этого судьи каждый квартал получают премию.


Размер зарплаты судьи зависит от уровня его квалификации

Изменения в оплате труда в 2019 г.

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект, предлагающий наделить особым статусом работников аппаратов судов.

Благодаря этому скромные работники правосудия получат повышенные социальные гарантии. А это в свою очередь должно положительно сказаться и в целом на работе судов, нагрузка на которые из года в год существенно возрастает.

Проект вводит специальные классные чины для судебных аппаратчиков. Сотрудники судов также получат и примерно такой же, как у чиновников, социальный пакет: дополнительные отпуска, повышенную медстраховку и прочее.

Именно сотрудники суда тянут на себе всю рутину правосудия: они, по сути, и встречают, и провожают гражданина в суде.

Встречают, принимая иск. Провожают, выдавая на руки вынесенное решение или исполнительный лист. Между тем легкой жизнь сотрудников судебных канцелярий точно не назовешь: работа тяжелая, зарплаты маленькие. Отсюда - текучка кадров в судах и подчас хмурые лица, которые видят истцы.

Идея сделать людьми государственного ранга сотрудников судебного аппарата обсуждается давно. В прошлом году разговоры пошли особенно активно. Как рассказывал минувшим летом корреспонденту "РГ" председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в крупных городах текучесть кадров работников аппарата судов составляет от 100 до 400 процентов.

"Это те люди, без которых невозможно осуществление правосудия, такая текучесть вносит серьезный дисбаланс в работу судебной власти, - сказал Вячеслав Лебедев. - Будем просить поддержки у других властей - законодательной, исполнительной. Будем настаивать в Государственной Думе, убеждать законодательную власть в необходимости принятия этого решения. С учетом того, что судебная власть является самостоятельной, в соответствии с нашей Конституцией, мы полагаем, что единственно правильное, рациональное решение - это закон о государственной судебной службе".

В конце прошлого года прошел Всероссийский съезд судей, который поддержал идею повысить социальную защищенность работников судебных аппаратов. Правда, правительство страны не поддержало разработанный Верховным судом проект. "Законопроект и пояснительная записка к нему не позволяют установить наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обуславливающей необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы. С учетом изложенного правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается", - говорится в официальном заключении кабинета министров. К тому же, как отмечают в правительстве, реализация проекта потребует дополнительных расходов от бюджета. А вопрос финансирования здесь, пожалуй, принципиальный.

В свою очередь, в Верховном суде утверждают, что нововведения не потребуют лишних расходов бюджета. Предлагается создать фонд оплаты труда служащих судебной службы, средства которого могут перераспределяться руководством. Как бы то ни было, проект внесен в Госдуму, и теперь слово за законодателями.