Профессия Судебный пристав. Кто такой Судебный пристав


Справка

Судебные приставы - это должностные лица, которые исполняют решения судов и других полномочных органов в принудительном порядке, например, по выплате долгов, лишению родительских прав, выселению.

Эта профессия существовала на Руси еще в XII веке. Приставов тогда называли отроки, мечники или детские. Они имели гораздо больше полномочий: могли обращаться за помощью к полиции и воинским частям. За неисполнение решения, принятого судом, должника могли сослать на каторгу.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Судебного пристава являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Судебные приставы .

Вся статистика

Описание деятельности

Судебных приставов по основному виду деятельности разделяют на приставов, обеспечивающих порядок деятельности судов, и приставов-исполнителей судебных актов.

Первые следят за общественным порядком в зале суда во время заседания. Например, именно судебный пристав произносит фразу «Встать! Суд идет!» Кроме того, он сопровождает документы, тома дела из канцелярии к месту проведения заседания, обеспечивает присутствие всех свидетелей. Судебный пристав должен уметь своевременно распознать признаки опасности, криминальный оттенок происходящих событий в зале суда.

Судебный пристав-исполнитель принимает у себя в кабинете граждан, желающих заплатить или взыскать долг. Они много времени проводят за изучением правовой литературы, потому что действуют исключительно в рамках закона. Но больше всего времени и сил занимает у него личное посещение домов должников.

Рабочий день судебного пристава-исполнителя обычно ненормированный. Он может начаться в 6 утра и закончиться в 22 часа. Но когда дело не терпит отлагательств или создаются условия, угрожающие жизни и здоровью граждан, пристав-исполнитель может выйти на работу и в ночное время, и в выходные дни.

Зачастую приставы работают в сопровождении охраны.

Для судебных приставов предусмотрена форменная одежда черного или темно-синего цвета со знаками отличия.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Судебного пристава нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Судебного пристава , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Судебного пристава обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Судебным приставом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Судебным приставом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

В зависимости от основного вида деятельности, судебные приставы исполняют разные обязанности. Пристав, обеспечивающий порядок деятельности судов, следит за безопасностью всех присутствующих в зале суда - от судьи до участников судебного процесса. В его обязанности входит охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время. Пристав проверяет готовность судебных помещений к заседанию, доставляет уголовные дела и вещественные доказательства к месту проведения процесса. Он должен предупреждать возможные преступления и правонарушения в зале суда и, в случае необходимости задерживать нарушителей.

Приставы-исполнители имеют ряд других обязанностей. Главная из них - это принудительное исполнение решений судов и других полномочных органов. Это, в основном, подразумевает взыскание денежных средств или наложение ареста на имущество должника. Пристав должен предоставить сторонам дела возможность ознакомиться со всеми материалами, он рассматривает заявления сторон по поводу данного дела, выносит постановления.

Судебный пристав-исполнитель посещает должника по месту жительства. Кроме того, он, подобно детективу, наводит справки о его материальном положении, выясняет место и другую необходимую информацию.

При взыскании долгов по транспортному налогу или по штрафам за нарушения правил дорожного движения приставы проводят совместные рейды с инспекторами ГИБДД.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Судебного пристава - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Судебного пристава важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

В зависимости от занимаемой должности и стажа работы судебным приставам присваиваются классные чины: от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. По административной карьерной лестнице пристав может подняться до руководителя службы судебных приставов.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Судебные приставы имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Судебного пристава не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Характеристика сотрудника

Работа судебного пристава требует огромного терпения и устойчивой психики. Ведь люди, которые не хотят добровольно исполнять решения суда, часто ведут себя неадекватно и угрожающе по отношению к приставам. Чувство такта и самообладание также не заменимы при общении с такой категорией людей. Судебный пристав должен быть уверенным в себе, смелым. Он может взять инициативу в свои руки, действуя в критических ситуациях.

Судебный пристав, обеспечивающий порядок в суде, способен длительное время концентрировать внимание и проявлять наблюдательность, так как он несет профессиональную ответственность за безопасность граждан в зале суда. От его способности вовремя распознать и предотвратить назревающий конфликт или опасную ситуацию могут зависеть даже жизни людей. При этом приставу немаловажно знать характеристики невербального общения: уметь определять по поведению, мимике людей их возможные намерения.

Судебные приставы должны отличаться хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью, чтобы выдерживать все трудности ненормированного рабочего дня.

Кому подходит профессия

Мужчинам

Профессия Судебного пристава в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается работать Судебным приставом . Просто данная профессия является физически тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Судебным приставом может стать каждый человек, который имеет юридическое образование. В принципе, на текущий момент времени актуальность данной профессии стала более высокой, но все равно, студенты юридических учебных заведений не слишком и активно реагируют на вакантные должности. Впрочем, совершенно недавно ситуация в данной сфере деятельности и вовсе была критической. Все дело в том, что на должность пристава брали людей с любым высшим образованием. Правда, и заработная плата судебного пристава по тем временам была мизерной. Сегодня средняя заработная плата пристава составляет не менее 20 тыс.рублей. Также законодатель указал, что теперь на должность судебного пристава могут претендовать исключительно те граждане, которые имеют юридическое образование.

Кто именно может работать судебным приставом?

  1. Судебным приставом может стать любой гражданин страны в возрасте от 21 года;
  2. Обязательным условием является наличие юридического образования. На должность судебного пристава принимают граждан, которые имеют образование среднее специальное, и высшее по направлению юриспруденция или же правоведение;
  3. Немаловажным аспектом считается отсутствие судимостей, а также отсутствие судимостей родственником;
  4. Обязательно производится медицинская комиссия, которая способна определить возможность гражданской службы того или же иного претендента.

Как стать судебным приставом?

Обо всех вакантных должностях сообщается на официальном сайте ФССП. Если вы обратили внимание на предложенные должности, то вы можете посетить отдел кадров и узнать, какие именно документы вам следует собрать. Такие данные вам нужны, чтобы иметь возможность претендовать на вакантную должность. После сбора документов, вам в обязательном порядке нужно будет пройти медицинскую комиссию. Уточните в отделе кадров о наличии особых условий прохождения комиссии, если такие имеются. Например, в определенных городах существует требования о прохождении комиссии в четко определенных медицинских центрах, исключительно государственного значения.

После того, как в отделе кадров произведут проверку всех ваших документов, вас пригласят на прохождение стажировки. Обратите свое внимание на то, что результатом стажировки станет прием на работу, но исключительно в том случае, если вы сможете всецело соответствовать своей должности.

ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты, которые имеют существенное значение при отборе кандидатов на должность судебного пристава. Прежде, чем посетить отдел кадров, изучите данное законодательство, чтобы определить, сможете ли вы подойти на предлагаемую должность, и каковы перспективы вашего дальнейшего, профессионального роста в этом направлении.


После того, как решение суда приобретает законную силу, наступает стадия исполнения. Данная стадия основана на работе судебных приставов, и естественно именно в данный момент и...


ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» четко обуславливает все аспекты принятия на работу судебных приставов и требования к соискателям. В принципе, если изучить данный...

Добрый день сейчас я вам расскажу про свою работу, на которой я сейчас непосредственно работаю. Это Федеральная служба судебных приставов, по направлению обеспечение установленного порядка деятельности судов. Это является гражданской службой, что в свою очередь говорит о том, что все мои права и должностные обязанности регламентируются законами, такими как Федеральный закон, закон о судебных приставах, нормативными документами, внутренними уставами и так далее.

Трудоустройство это отдельная тема. В январе я подал все документы и 2 месяца ходил бесплатно стажироваться, в апреле была комиссия где мне сообщили, что меня взяли в резерв и только в августе я официально вступил в должность судебного пристава, также нужно собрать немыслимую кучу бумажек и справок, также нужно пройти военную медицинскую комиссию и различные детекторы.

В мой профиль работы входит большое количество обязанностей, которые приходится выполнять беспрекословно, можно сказать в приказном порядке. В них сходят, принудительный привод лиц уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, осуществление охраны зданий и помещений судов, выезд на участки для ареста имущества.

Работа связана в основном со скандалами, попытками нападения т.к. у граждан есть долги, по которым им надо платить, а мы приходим в квартиру и начинаем арестовывать имущество, а это само собой эмоции, нервы, ругань, попытки драк, которые очень быстро пресекаются, ибо в мои полномочия входят применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И если в случае ареста лицо создаст реальные попытки нападения на пристава, то я в своих полномочиях могу применить все выше перечисленное на законных основаниях.

Рабочий день у нас не нормированный, т.е. по закону мы работаем с 6:00 до 22:00 ч. Если же все тихо на службе то с 8:00 до 17:30 ч. Но обычно рано утром или уже вечером мы ходим по долгах или по принудительному приводу в суд. Также работа связана с тем, что нужно знать большое количество законов и тем самым много времени уходит на изучения законов, Конституции РФ, нормативных документов, так как при несении службы, если ты превысил свои полномочия или наоборот не выполнил полностью, тебя могут привлечь к уголовной ответственности, а это уже не шутки.

По поводу денежного довольствия. Конечно же, состояние на работе не получится сколотить, ибо получаем чуть ниже среднего заработка по России, но также есть квартальные и годовые премии, различные денежные поощрения. Также планируют в скором времени повысить денежное довольствие.

В общем работа не из легких, зато не скучно каждый день, так работа с людьми по выбиванию долгов как априори связана на конфликтные отношения в людьми. Но кому то все же надо делать эту работу.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их

    виды и компетенция.

    ФЗ «О судебных приставах» ФЗ «Об исполнительном производстве» УПК РФ.

    Судебным приставом может быть Гражданин РФ, достигший 21 лет, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава высшее юридическое образование) способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    Не может быть назначен на должность судебного пристава: гражданин который был осужден за преступление по приговору, либо в отношении которого осуществляется уголовное преследование или уголовное преследование было прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

    Виды судебных приставов:

    А Приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

    1.Обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса;

    2.Выполнять распоряжения судей, связанные с соблюдением порядка в суде;

    3.Обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

    4.Осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

    5.Доставлять в суд уголовные дела и вещественные доказательства по ним, а также обеспечивать их сохранность;

    6.Поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

    7.Предупреждать и пресекать преступления и другие правонарушения, задерживать правонарушителей с последующей передачей их сотрудникам полиции и т.д.

    Б Приставы, исполняющие акты судов и других органов (приставы-исполнители)

    1.Получать необходимую информацию, справки, объяснения;

    2.Проводить у работодателей проверки исполнения актов судов и других органов на работающих у них должников;

    3.Входить в помещения должников, осматривать помещения;

    4.Налагать арест на имущество должника, изымать имущество, передавать на хранение и реализовывать;

    5.Налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных учреждениях;

    6. Объявлять розыск должника и его имущества

    7. устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ и т.д.

    В Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам против интересов правосудия, например, злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей или нетрудоспособный родителей; вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

    61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности

    полиции.

    ФЗ «О Полиции»

    Полиция является составной частью единой центральной системы Министерства внутренних дел РФ.

    В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.

    Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции Министерства внутренних дел РФ, руководители территориальных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности для обеспечения общественной безопасности.

    Обязанности полиции:

    1)осуществлять оперативно-розыскную деятельность

    2)принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

    3)выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях.

    4)незамедлительно прибывать на место происшествия

    5)Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений административных правонарушений и несчастных случаев, а так же лицам находящимся в беспомощном состояние, опасном для их жизни и здоровья.

    6)выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

    7)участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    8)участвовать в пропаганде правовых знаний

    9)оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации.

    10)осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденных для них запретов и ограничений.

    11)обеспечивать безопасность граждан в общественных местах

    Права полиции

    1)требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

    2)проверять документы удостоверяющие личность гражданина

    3)вызывать в полицию граждан должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях.

    4)патрулировать населенные пункты и общественные места.

    5)требовать от гражданина покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия

    6)проверять документы на транспортное средство, на право пользования и управления транспортным средством, на перевозимый груз, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности транспортного средства.

    7)участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ.

    8)Запрещать эксплуатацию автотранспортных средств и прицепов к ним при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

    9)привлекать граждан с их согласия внештатному сотрудничеству

    10)принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном водном или воздушном транспорте.

    "

    Судебный пристав - центральная фигура исполнительного производства. Важность задач, стоящих перед судебными приставами, в том числе перед судебными приставами-исполнителями, обусловили жёсткие требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на соответствующую должность. Эти требования установлены в ст. 3 ФЗ «О судебных приставах»:

    достижение 20-летнего возраста;

    наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава - высшего юридического образования;

    способность по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

    отсутствие судимости.

    Указанные обстоятельства подтверждаются: гражданство и возраст - данными паспорта; образование - аттестатом, свидетельством, дипломом о высшем образовании или другим документом об образовании; состояние здоровья - медицинским заключением; отсутствие судимости - соответствующей справкой органов внутренних дел.

    К определению деловых и личных качеств кандидата на должность судебного пристава следует подходить из общепризнанных деловых, нравственных и моральных критериев. В частности, способности кандидата честно и добросовестно, с соблюдением норм права выполнять возложенные на него обязанности, выполнять общепризнанные правила поведения.

    Кроме того, к лицам, претендующим на должность судебного пристава или находящимся на этой должности, наряду со специальными требованиями, установленными в ФЗ «О судебных приставах», применяются также общие ограничения, связанные с гражданской службой и установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.. В соответствии с положениями данной статьи гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

    решением суда, вступившим в законную силу;

    осуждения его к наказанию, исключающему возможность

    исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    отказа от прохождения процедуры оформления допуска к

    сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

    близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,

    сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения

    гражданства другого государства;

    представления подложных документов или заведомо ложных

    сведений при поступлении на гражданскую службу и др.

    Судебный пристав, как государственный служащий, должен также соблюдать ограничения, установленные п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. он не вправе:

    участвовать на платной основе в деятельности органа управления

    коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных ФЗ;

    замещать должность гражданской службы в случае избрания или

    назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    осуществлять предпринимательскую деятельность;

    получать в связи с исполнением должностных обязанностей

    вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

    использовать в целях, не связанных с исполнением должностных

    обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам и др.

    Обязанности и права судебных приставов-исполнителей установлены в ст. 12 ФЗ «О судебных приставах». В соответствии с п. 1 данной статьи в процессе свей деятельности судебный пристав-исполнитель:

    принимает меры по своевременному, полному и правильному

    исполнению исполнительных документов;

    предоставляет сторонам исполнительного производства или их

    представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

    рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного

    производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

    обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе

    исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

    Перечень исполнительных документов, подлежащих принудительному исполнению, указан в ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный законом срок, если исполнительный документ отвечает необходимым требованиям, и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным законом, в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме. Исполнительный документ может быть возвращен взыскателю или органу, его выдавшему, без исполнения или после частичного исполнения только в порядке и по основаниям, указанном в названном законе.

    Исполнение исполнительного документа должно осуществляться с соблюдением прав и законных интересов сторон исполнительного производства (взыскателя, должника), других граждан и организаций. Из чего, соответственно, вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

    В соответствии с п. 1 ст. 88 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, если его решения, принимаемые при совершении исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие), затрагивают интересы сторон и иных лиц. В постановлении должны быть обязательно указаны порядок и срок его обжалования.

    Реализация прав сторон, права и законные интересы которых затрагиваются исполнительными действиями судебного пристава-исполнителя, осуществляется также путем подачи соответствующих заявлений и ходатайств, которые должны быть рассмотрены судебным приставом-исполнителем в срок, установленный указанным законом или в разумный срок, если такой срок специально не установлен.

    Обязанность судебного пристава-исполнителя заявить самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности, закреплена не только п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», но также и п. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве». В частности, судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он является родственником сторон исполнительного производства, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве.

    Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом (п. 3 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Реализация судебным приставом-исполнителем вышеуказанных обязанностей невозможна без соответствующего комплекса прав. В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель имеет право:

    получать при совершении исполнительных действий необходимую

    информацию, объяснения и справки;

    проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

    документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

    давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном

    производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

    входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или

    принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;

    арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать

    арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

    налагать арест на денежные средства и иные ценности должника,

    находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

    объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка;

    вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным

    документам, находящимся в производстве;

    совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об

    исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

    Необходимо отметить, что вышеперечисленные права судебного пристава-исполнителя реализуются им строго в соответствии с законом и только в том объёме и в тех пределах, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, и не должны быть направлены на неадекватное ограничение прав и законных интересов других лиц. Это положение, закреплённое ст. 13 ФЗ «О судебных приставах», направлено в первую очередь на недопущение злоупотреблений со стороны судебных приставов при решении поставленных перед ними задач.

    В частности, недопустимо разглашение ставших известными судебному приставу-исполнителю в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о банковских вкладах лица, в отношении которого производятся исполнительные действия. Что касается самого права требования предоставления вышеуказанных сведений, то его правомерность подтверждена п. 5 Мотивировочной части постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2003г. № 8 - П СЗ РФ, N 21, 26.05.2003.

    Проведение у работодателей проверок исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов направлено на осуществление контроля со стороны судебного пристава-исполнителя за исполнением работодателями судебных актов, актов иных органов и актов, принятых судебным приставом-исполнителем. Например, при обращении взыскания на заработную плату работающего должника судебный пристав может контролировать своевременность и правильность удерживаемых сумм.

    Наложение ареста на имущество осуществляется судебным приставом-исполнителем в течение одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.

    При продаже арестованного имущества судебный пристав-исполнитель сам осуществляет его оценку, однако он вправе назначить специалиста, если оценка отдельных предметов затруднительна или заявлены возражения сторон исполнительного производства.

    Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка относится к одним из важнейших полномочий судебного пристава-исполнителя, поскольку непосредственно связанно с активными действиями по исполнению исполнительных документов. Порядок объявления розыска должника, его имущества или розыска ребенка закреплен в ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

    Судебному приставу-исполнителю предоставлено право вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в его производстве. Как правило, вызов граждан и должностных лиц производится к месту работы судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий. Целесообразность вызова граждан и должностных лиц определяется целями исполнительного производства, необходимостью обеспечения в равной степени прав как взыскателя, должника, так и других лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в процессе исполнения исполнительного документа.

    При уклонении от явки без уважительных причин судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о его приводе в порядке, предусмотренном ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполняемое судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 1 ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»).

    Кроме того, стоит отметить, что ФЗ от 9 мая 2005г. № 45 - ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» “Российская газета”, N 100, 13.05.2005.

    вводится порядок принудительного исполнения судебных актов об административном приостановлении деятельности. Постановление судьи о применении данной меры наказания исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно. Выполняя свои обязанности, он осуществляет комплекс мер, которые выражаются в наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. Очевидно, что нормы данного закона, а также нормы других нормативных правовых актов, содержащих положения об отдельных вопросах исполнительного производства, расширяют полномочия судебного пристава-исполнителя, наделяя его новыми правами и, соответственно, новыми обязанностями.

    Необходимо отметить, что положения п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» на практике подлежат применению в нормативном единстве с положениями п. 1, 2 ст. 14 указанного закона, поскольку реализация прав судебного пристава-исполнителя невозможна без реализации принципа обязательности требований судебного пристава для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ. Без данной нормы задачи, поставленные законодателем перед службой судебных приставов, практически были бы не выполнимы, а действия судебных приставов в рамках публичной функции -- безрезультатными. Положения вышеуказанной статьи не просто закрепляют статус судебного пристава как федерального государственного служащего, исполняющего свои служебные обязанности, а подчеркивают властно-административный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации при исполнении судебным приставом своих служебных обязанностей. Более того, всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации информация, документы и их копии предоставляются судебным приставам в установленный срок, бесплатно, а в случае объективной невозможности представить запрашиваемые информацию или документы данные лица должны своевременно сообщить об этом судебному приставу с указанием причин невыполнения (п. 2 ст. 14 ФЗ «О судебных приставах»).

    Виды и объем ответственности за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, конкретизируются в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ФЗ «Об исполнительном производстве».

    В частности, в соответствии со ст. 87 вышеуказанного закона за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. Если же в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению, имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (п. 3 ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Кроме того, судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своей компетенции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.8, статьями 19.6 и 19.7 указанного Федерального закона (Приказ Минюста РФ от 06.04.2005г. № 33 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях») "Российская газета", N 95, 06.05.2005..

    Перечень прав судебного пристава-исполнителя, определённый ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель как гражданский служащий имеет право на:

    обеспечение надлежащих организационно-технических условий,

    необходимых для исполнения должностных обязанностей;

    отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

    продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ

    и со служебным контрактом;

    защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,

    включая обжалование в суд их нарушения;

    государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья

    членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.

    Таким образом, изучив права и обязанности судебного пристава-исполнителя, мы приходим к выводу, что они весьма разнообразны и не ограничиваются лишь теми, которые указаны в ФЗ «О судебных приставах». Важность задач, поставленных перед судебным приставом-исполнителем, и его полномочий подтверждается их закреплением на уровне соответствующих законов, а также наличием ответственности за несоблюдение законных требований судебного пристава-исполнителя.

    Ситуация в стране меняется, а значит совершенствуется законодательство, принимаются новые нормативные правовые акты, которые расширяют полномочия и компетенцию судебных приставов-исполнителей.