Срок привлечения к ответственности со дня совершения административного правонарушения. Срок давности по административным правонарушениям: правила применения


Упоминание о сроках давности встречается во многих отраслях российского права. И хотя для каждого из видов ответственности этот срок индивидуален и строго определен действующим законодательство м, понятие давности является общим и представляет собой временной промежуток, на протяжении которого лицо подлежит ответственности за совершенное им противоправное деяние. Основанием для установления давностных сроков называют следующие причины:

    запоздалое применение санкций нецелесообразно;

    общественная опасность лица, подлежащего наказанию, исчезает по прошествии длительного временного промежутка;

    собственно правонарушение утрачивает общественную опасность с течением времени.

В рамках данной статьи будут рассмотрены сроки давности привлечения к следующим видам ответственности:

    административной;

    налоговой;

    гражданско-право вой;

    уголовной.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Согласно статье 4.5 КоАП РФ, для различных видов административных правонарушений предусмотрены разные сроки, по истечении которых постановление по делу не может быть вынесено. По общему правилу, постановление выносится в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. В случае если дело рассматривается судьей, срок увеличивается до трех месяцев.

Отдельная группа, охватывающая широкий ряд нарушений, полный перечень которых приведен в пункте первом вышеупомянутой статьи, допускает вынесение постановления об административном правонарушении на протяжении года. В течение двух лет может быть вынесено постановление за нарушение правовых норм Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Самый продолжительный срок привлечения к данному виду ответственности предусмотрен для правонарушения в сфере противодействия коррупции - он составляет 6 лет.

Стоит также упомянуть о таком виде административног о правонарушения, как длящееся: началом исчисления срока давности в подобном случае считается момент обнаружения правонарушения.

Кроме того, в пунктах 3-7 статьи 4.5 КоАП закреплены некоторые особые положения, касающиеся данной темы.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Для налоговых правонарушений, также как и для гражданских, срок, на протяжении которого лицо может быть привлечено к ответственности не может превышать 3 года (статья 113 НК РФ). Началом течения срока в большинстве случаев считается момент совершения правонарушения, однако существуют исключения, для которых за дату начала течения срока давности принимается день, следующий после заключительного дня налогового периода. Упомянутое исключение действует в случае грубых нарушений правил учета расходов и доходов, а также при неуплате либо неполной уплате налога.

Приостановление течения срока давности возможно при условии активного противодействия выявлению нарушения.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности

Освобождение от данного вида ответственности по причине истечения сроков давности регламентируется статьей 78 УК РФ. Началом исчисления срока считается день совершения преступления, окончанием - момент вступления приговора суда в силу.

Продолжительност ь срока давности определяется категорией совершенного преступления и составляет:

Для преступлений, предусматривающи х в качестве наказания пожизненное заключение либо смертную казнь, срок давности может не применяться согласно решению суда, однако в случае если лицо, совершившее такое преступление не будет освобождено от уголовной ответственности, подобные виды наказаний не назначаются.

Особым пунктом законодатель выделяет преступления против безопасности человечества и мира- на такие преступления действие сроков исковой давности не распространяется.

Срок давности привлечения к гражданско-право вой ответственности

В ГК РФ, а именно в главе 12 фигурирует понятие исковой давности - срока для подачи иска в целях защиты нарушенных прав лица. Соответственно, удовлетворение требований истца является основанием для наступления рассматриваемого вида ответственности другой стороны данного иска. Применение исковой давности может быть реализовано только по заявлению стороны, участвующей в споре, до вынесения судом окончательного решения.

По общему правилу (согласно статье 196 Гражданского кодекса) срок исковой давности равняется трем годам. Законом также могут быть определены специальные сроки. Началом течения срока в данном случае является момент, когда лицо узнало, что произошло нарушение его права. Если речь идет об обязательствах, для исполнения которых предусмотрены определенные временные рамки, началом течения срока давности считается дата исполнения обязательств. Кроме того, существуют обстоятельства, которые служат основанием для приостановления сроков исковой давности - они приведены в статье 202 ГК РФ. Статьей же 208 определены требования, к которым понятие исковой давности не может быть применено.

В заключение стоит отметить, что перед использованием любой правовой информации, необходимо проверять ее на предмет внесения изменений.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.



Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ


1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Российское законодательство содержит нормы, нарушение которых влечет определенную ответственность. При выявлении преступлений виновным лицам определяют то или иное наказание. Однако в законодательстве существует такое понятие, как "срок давности правонарушения". Рассмотрим далее, что это такое.

Общее понятие

Срок давности предусматривается разными отраслями права. Для каждого вида преступления он индивидуален и четко определен. В общем смысле понятие давности представляет собой период времени, в течение которого лицо может быть привлечено к ответственности за незаконное деяние, совершенное им. В качестве оснований для установления строгих рамок выступают следующие обстоятельства:

  • Правонарушение утрачивает угрозу для общества через определенное время.
  • Нецелесообразность запоздалого применения наказания.
  • Опасность лица, совершившего незаконное деяние, исчезает спустя продолжительный период.

Срок давности по административному преступлению

День, в который совершено незаконное деяние, должен быть зафиксирован в протоколе. Если наказание назначается без составления этого документа, дата административного правонарушения устанавливается на основании прочих обстоятельств, предусмотренных в КоАП. К ним, в частности, относят показания потерпевших, свидетелей и прочие фактические данные, которые признаются в качестве доказательств. Исчисление сроков давности начинается с момента, в который был установлен факт преступления.

Протокол

Срок давности привлечения к административной ответственности начинается со дня обнаружения незаконного деяния. Этот факт, как выше было сказано, должен быть подтвержден протоколом, а также опросом подозреваемого, свидетелей и так далее. В случае если были применены меры пресечения, срок давности привлечения к административной ответственности начинается с момента составления соответствующей бумаги об их использовании. К таким мерам, в частности, относят задержание и доставление в отделение. При оформлении протокола должны быть соблюдены нормы, предусмотренные ст. 28.2, ч. 1-6, и ст. 28.1, ч. 4 КоАП.

Расследование

Срок давности привлечения к административной ответственности в случае проведения предварительного исследования обстоятельств дела для выявления виновного начинается с вынесения соответствующего определения. Дело, таким образом, будет считаться возбужденным со дня принятия акта о проведении расследования. При этом протокол о правонарушении должен составляться в течение месяца после вынесения определения. В случае продления периода расследования документ оформляется в период от 2 до 6 мес. с даты вынесения соответствующего определения. Таким образом, протокол составляется после проведения исследования материалов и обстоятельств дела.

Прочие случаи

В ст. 4.5 устанавливаются другие критерии, в соответствии с которыми начинается исчисление срока. Они обуславливаются событиями того или иного юридического факта. Так, в части 4 указанной статьи срок давности привлечения к административной ответственности начинается с даты вынесения решения об отказе возбудить уголовное производство либо о его прекращении. Таким образом, в случаях, перечисленных в ст. 4.5, начало отсчета времени осуществляется в зависимости от выявления факта совершения деяния. Критерии ч. 6 и 51 указанной статьи, в соответствии с которыми исчисляется срок давности, применяются исключительно в отношении приведенных в них преступлений. Кроме юридических фактов, которые подлежат установлению, в ч. 5 определены и обстоятельства, на основании которых срок давности приостанавливается.

Исключения

Привлечение к административной ответственности не может быть осуществлено по истечении 2 месяцев с момента совершения деяния. Данное положение имеет несколько исключений. В частности, постановление по административному делу не может быть вынесено спустя год с даты нарушения законодательства о:

  1. Континентальном шельфе, территориальном море, морских (внутренних) водах.
  2. Экспортном контроле.
  3. Исключительной экономической территории РФ.
  4. Охране окружающей природы.
  5. Безопасности движения на дорогах (в части тех правонарушений, которые повлекли вред здоровью средней/легкой тяжести).
  6. Смежных и авторском правах.
  7. Товарных знаках, наименованиях территории происхождения продукции.
  8. Налогах и сборах.
  9. Использовании атомной энергии.
  10. Защите прав потребителей.
  11. Лотереях.
  12. Рекламе.
  13. Госрегулировании тарифов (цен).
  14. Референдумах и выборах.
  15. Противодействии легализации доходов, которые были получены незаконным образом, и финансированию терроризма.
  16. Долевом участии в строительстве многоквартирных жилых сооружений либо прочих объектов недвижимости.
  17. Банкротстве (несостоятельности).
  18. Размещении заказов на поставку продукции, оказание услуги, выполнение работы для муниципальных и государственных нужд.
  19. Организации деятельности по реализации изделий на розничных рынках.

Длящиеся проступки

Привлечение к административной ответственности осуществляется с момента обнаружения незаконного деяния. К длящимся преступлениям относят:

  • Незаконную деятельность по трудоустройству российских граждан за рубежом.
  • Нарушение срока возврата средств бюджета, принятых на возвратной основе.
  • Неисполнение обязанностей граждан по воинскому учету.
  • Нарушение установленного периода перерегистрации (регистрации) оружия.

За проступки, которые влекут дисквалификацию, лицо может привлекаться к ответственности не позже года с даты совершения деяния, а при длящемся – с момента его выявления.

Наказание

В законодательстве установлен период, на протяжении которого лицо признается подвергнутым мерам принуждения. Согласно ст. 4.6 КоАП, оно считается наказанным в течение года с даты окончания исполнения соответствующего постановления о его назначении. По завершении этого периода лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности. При назначении нового наказания в этом случае не может учитываться повторность как отягчающее обстоятельство или квалифицирующий признак деяния.

Сроки давности привлечения к административной ответственности зависят от вида нарушения. Их длительность установлена ст. 4.5 гл. 4 КоАП РФ. Для большинства нарушений постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев с момента совершения, если дело рассматривается в суде – не позднее 3 месяцев.

В ряде случаев определен особенный срок давности, он может составить от 1 года до 6 лет. Установление таких длительных периодов вызвано отложенным проявлением негативных последствий от совершенного правонарушения. Например, ненадлежащее качество товаров или услуг, приобретенных потребителем, может проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Продавца в этом случае можно привлечь к ответственности по ст. 14.4 КоАП. Или при нарушении требований по обращению с отходами произошло загрязнение окружающей среды, а последствия в виде гибели растений или животных проявились через несколько месяцев.

Виды правонарушений, по которым установлены особые сроки

Нельзя привлекать к административной ответственности по окончании 1 года с момента нарушения следующих видов законодательства:

  • патентного;
  • антимонопольного;
  • о защите прав потребителей;
  • по охране окружающей среды;
  • о безопасности дорожного движения;
  • о налогах;
  • об участии в долевом строительстве;
  • трудового;
  • страхового:
  • о пожарной безопасности и др.

Срок давности в пределах 2 лет установлен для таких правонарушений, как:

  • несоблюдение таможенного и валютного законодательства;
  • нарушение нормативных актов в сфере бюджетных правоотношений;
  • несоблюдение требований бухгалтерского учета;
  • неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей;

При нарушении правовых норм о банкротстве и законодательства о политических партиях нельзя привлечь к ответственности по истечении 3 лет. Максимальный срок давности назначен для нарушителей законодательства о противодействии коррупции и виновных в финансовой поддержке терроризма, он составляет 6 лет.

Для правонарушений, за которые разрешается , срок наложения административного взыскания равен 1 году.

В отношении нарушения ПДД срок давности по незначительным проступкам, которые не привели к ДТП, составляет 2 месяца. К ним относятся непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества в движении пешеходу, неправильное использование световых приборов и звуковых сигналов и т.п.

Если нарушение вызвало ДТП, при котором нанесен вред здоровью или жизни, то привлечь к административной ответственности разрешается в течение года.

Такой же срок применяется в случае отказа от медицинского осмотра на состояние опьянения.

Правила исчисления сроков

Чтобы определить начало отсчета срока давности необходимо выяснить, какое это правонарушение: уже совершенное или длящееся . Если нарушение уже произошло, то срок начинают исчислять от дня совершения. Под длящимся правонарушением в законодательстве понимают неисполнение лицом возложенных на него обязанностей в течение продолжительного времени. Для таких правонарушений течение давности отсчитывают с того момента, когда оно было обнаружено.

Так же подобным нарушением можно назвать невыполнение обязательств к определенному сроку. В этой ситуации давность следует отсчитывать от даты окончательного выполнения обязанности.

Для некоторых видов правонарушений, по которым виновные привлекаются к административной ответственности, ст. 4.5 КоАП устанавливает особые правила отсчета давности:

  1. В случае применения допинговых препаратов в спорте срок давности для наложения административного взыскания по ст. 6.18 КоАП начинается с момента установления данного факта.
  2. При использовании незаконных методов конкуренции, привилегированного положения на товарном рынке, несоблюдении антимонопольных правил давность отсчитывают со дня внесения антимонопольным органом решения, установившего нарушение.
  3. За невыполнение контракта по гособоронзаказу или необоснованному повышению цены на продукцию, изготовленную по таким контрактам, срок начинается после принятия решения об установлении факта нарушения комиссией по надзору в сфере гособоронзаказа.

Кодекс определяет условие для приостановления течения давности. Это возможно в случае, когда виновное в нарушении лицо подает . Срок приостанавливают с момента удовлетворения ходатайства до поступления материалов в соответствующий орган по месту жительства виновного.

Отсчет сроков давности при пересмотре дела об административном правонарушении

Жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности может подать как виновное в нарушении лицо, так и пострадавшая сторона, если посчитает назначенное взыскание слишком мягким. На основании поступившей жалобы дело подлежит пересмотру, при этом сроки давности суды арбитражные и общей юрисдикции отсчитывают по-разному.

Основная информация по этому вопросу может быть получена в соответствующем Кодексе. Так, ст. 24.5 КоАП говорит, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не только гарантирует прекращение уже начатого делопроизводства, но и то, что открытие нового разбирательства также невозможно. В зависимости от области права, в которой произошло нарушение, будет зависеть и время, отведенное на вынесение постановления, о чем говорится в ст. 4.5 КоАП.

Общие моменты, связанные с определением срока давности

Среди правонарушений, относящихся к административному праву, нет тех, что не имеют подобного ограничения. Это обусловлено самой природой этого вида деяний, как правило, гораздо менее значительных, нежели те, что относят к сфере Уголовного Кодекса.

Смысл наличия такой нормы, как «истечение сроков давности привлечения к административной ответственности« , в том, чтобы дисциплинировать и подвести под общий стандарт разбирательство подобных дел по всей стране. Немаловажно и то, что такое ограничение заставляет рассматривать дела (особенно через суд) в разумных временных рамках, а не затягивать до бесконечности.

Давности привлечения к административной ответственности посвящена ст. 4.5 КоАП. Есть ряд принципиальных, базовых моментов, которые в ней указываются:

  • максимально возможный срок давности не един для всех административных правонарушений. Существуют несколько групп, разделенных по признаку субъекта юрисдикции (кто выносит решение), вида возможного наказания и т.д.;
  • минимально установленный срок давности, который принято считать основным - 2 месяца. В той же, ст. 4.5, указаны виды административных правонарушений, для которых срок увеличивается вплоть до 6 лет. Все они - исключения;
  • срок давности, точнее его истечение, означает не только прекращение уже идущего разбирательства, но и то, что еще не открытое делопроизводство не может быть начато;
  • если проступок предполагает рассмотрение дела и назначение наказания судебным органом, то минимальный срок устанавливается на отметке 3 месяца;
  • не является единым и день, который признается точкой отсчета для срока давности. Самый распространенный - день, следующий за днем непосредственного нарушения закона. При т.н. длящихся правонарушениях, берется день, стоящий после даты выявления преступления и составленного на этот счет протокола;

Внимание! Длящимся признается правонарушение, заключающееся в повторяющемся действии, либо бездействии, которое законом будет характеризоваться как преступление. Примерами могут быть вождение автомобиля без прав, определенная предпринимательская деятельность без лицензии и т.д.

Нюансы, связанные с рассмотрением дел в суде

Суд, в т.ч. арбитражный, может привлекаться как орган, уполномоченные давать постановления по административным делам. Как правило, это и есть самые затяжные дела. Существует у подобных дел и своя специфика:

  • при изначальном рассмотрении дела, как уголовного преступления и последующей переквалификации его в административное правонарушение, срок давности будет отсчитываться с момента выявления нарушения, а не приема судом, либо другим уполномоченным органом документов этого дела;
  • подсудность дела (либо вынесение решения о наказании другим, уполномоченным на то органом) всегда соответствует месту совершения преступления. Однако виновник может ходатайствовать о переносе рассмотрения в регион/район его постоянного места проживания.

В последнем случае, срок, требующийся на пересылку корреспонденции, относящейся к административному разбирательству, в счет срока давности не включается (он приостанавливается). Таким образом использовать этот «прием» для затягивания дела с целью прекратить его не получится.

Нередки случаи, когда уполномоченным на то органом все же выносится решение о назначении административного наказания (штраф, арест, дисквалификация и т.д.), даже когда произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Случаться это может по двум причинам :

Учитывая юридическую неграмотность населения, подобное может оставаться незамеченным. В любом случае, когда такое нарушение выявлено, то вступившее в силу административное наказание признается незаконным и должно быть отменено, либо же, на основании ст. 29.9 КоАП, не может быть назначено.

С другой стороны, существует популярное заблуждение, касающееся того, что можно дождаться, когда истечет срок давности для привлечения к административной ответственности, попросту не являясь на суд/комиссию по своему делу и отказываясь от получения повестки, либо постоянно болея.

Специально для этого было дано разъяснение Верховного суда, указавшее, что для суда важен факт отправки извещения, а не его получения, а по болезни бесконечно уклоняться не получится. В обоих случаях дело может быть рассмотрено без Вас.

Исключительные нормы по сроку давности

В первой части ст. 4.5 КоАП изложены все возможные сроки, зависящие от области права, которая была нарушена. Список чрезвычайно обширен, но его условно можно разделить на несколько групп.

Крупнейшую из них составляют правонарушения, срок давности по которым составляет 12 месяцев. Полный перечень их можно увидеть в тексте последней редакции самой статьи, которая размещена .

До 24 месяцев может вестись разбирательство по следующим делам:

  • любое правонарушение, связанное с таможенным законодательством нашей страны, либо правил международных таможенных организаций, в которых РФ состоит (ТС, членом которого Россия является с 01.06.2010 г.);
  • нарушения, связанные с оборотом валюты, любыми валютными операциями;
  • относящиеся к бухгалтерской отчетности и бухучету дела (ст. 15.11 КоАП), связанные в т.ч. и с профессиональной дисквалификацией;
  • допущенные нарушения бюджетных норм и правоотношений, принятых на территории РФ;
  • нанесение побоев, которые судом будут квалифицированы как административное правонарушение, а не уголовное;
  • неисполнение родительских обязанностей в виде уклонения от материального содержания детей и/или недееспособных родителей.

Для ряда правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года. Основная группа нарушений, которые могут рассматриваться так долго, касается финансового блока ФЗ «О политических партиях». Можно перечислить следующее:

  • непредоставление финансового отчета о деятельности ПП, либо грубое нарушение сроков по его предоставлению;
  • незаконное (нецелевое) расходование денежных средств, привлеченных для политических нужд от населения;
  • незаконное финансирование политической партии, осуществленное физическим, либо юридическим лицом;
  • нарушение сроков возврата финансовых средств первоначальному жертвователю (либо в пользу государства), когда такая процедура необходима;
  • правонарушения в законодательстве об аудите, который распространяется в т.ч. и на политические партии.

Те же 3 года отведены на разбирательство дел, которые относятся к области банкротства физических и юридических лиц.

На 2017 год максимально возможный срок давности, установленный законом для назначения наказаний за административные правонарушения, составляет 6 лет. Преступления на которые это будет распространяться - те, что могут требовать максимально длительного разбирательства и сопряжены с большой общественной опасностью. Среди них:

  • правонарушения, связанные с попустительством при противодействии коррупции на территории Российской Федерации;
  • нарушение антитеррористического законодательства РФ, в т.ч. содействие в финансировании подобных организаций, помощь в легализации их средств и т.д. Объектом права в данном случае выступают кредитные организации (коммерческие банки), штрафы для которых исчисляются десятками миллионов рублей.

Внимание! Конечно же, речь идет о неосознанных действиях, допущенных по невнимательности, либо из-за непрофессионализма сотрудников. В противном случае отвечать нужно будет по тяжкой уголовной статье.

Известно, что последствия привлечения к административной ответственности могут быть совершенно разными, равно как и сами назначаемые наказания, от выбора которых может зависеть и максимальное время рассмотрения дела. Срок давности будет зависеть от вида наказания, строго говоря, лишь в 1 случае - когда речь идет о дисквалификации нарушителя. Это указано все в той же ч. 1 ст. 4.5 КоАП.