Осуществляющие общественный контроль общественные объединения. Общественный контроль предлагают усилить: что нам доверят проверять? Кем проводится общественный контроль


Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

  • контролировать выполнение работодателем установленных законом норм работы на производстве;
  • защищать интересы работников в государственных или муниципальных органах по возникшим трудовым спорам;
  • ознакомлять работников с их законными правами на производстве и др.

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример

Материал к дискуссии

1. Что такое «Общественные советы»?

Общественные советы при органах исполнительной власти области – одна из возможностей для гражданина принять участие в процессах регионального управления. Это консультативно-согласовательные органы при областных департаментах и агентствах, формируемые на принципах открытости. Перед советами стоит широкий спектр задач: от осуществления общественного контроля за органом власти до привлечения граждан к выработке государственной политики в профильной сфере (Народное правительство Ярославской области ).

Общественный совет - образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия, и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений (из Википедии ).

Общественные советы являются одним из механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной, законодательной или исполнительной власти.

2. Для чего «Общественные советы»?

Согласно Указу Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций.

«В настоящее время их (общественных советов ) работа носит формальный или показной характер. Они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции» (В.В. Путин, статья «Демократия и качество государства»).

«Формирование и деятельность общественных советов - это важная и неотъемлемая часть общественного контроля» (А.Бречалов, секретарь Общественной палаты Российской Федерации ).

3. «Общественный совет» как субъект общественного контроля

ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Статья 9. Субъекты общественного контроля

1. Субъектами общественного контроля являются:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований ;


4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Формы общественного контроля

Статья 18 ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Законом предусмотрено многообразие форм общественного контроля, в том числе:

· Общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;

· Общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;

· Общественная экспертиза – оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;

· Общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;

· Общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость, либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;

Общественный контроль может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законодательством.

5. Результаты «общественного контроля»

Подведение итогов осуществляется путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа .

Таким документом может быть:

· итоговый документ общественного мониторинга;

· акт общественной проверки;

· заключение общественной экспертизы;

· протокол общественного обсуждения;

· протокол общественных (публичных) слушаний.

6. Об открытости доступа к информации общественного контроля (деятельности общественных советов)

Согласно ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также могут использоваться официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов РФ и общественных палат (советов) муниципальных образований.

Субъекты общественного контроля размещают на указанных сайтах информацию о своей деятельности, доступ к которой, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.

ФЗ № 212 Статья 10. «Права и обязанности субъектов общественного контроля». Пункт 2. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Общественные советы в Смоленской области

Виды Общественных советов (ОС), являющихся субъектами «общественного контроля»:

· ОС, созданные при региональных управлениях федеральных органов государственной исполнительной власти

· ОС, созданные при региональных органах власти

· муниципальные общественные советы.

Общественный контроль

Общественный контроль: это осуществляемый гражданами, институтами гражданского общества - средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями, профсоюзами комплекс различных мер по наблюдению и проверке деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в целях принуждения власти к обеспечению соблюдению закона, ответственному и, как следствие, компетентному исполнению своих обязанностей.

Мировой опыт учит, что общественный контроль выгоден как обществу, так и государственной власти. Действительно, он заставляет государство быть ответственным - обеспечивать работу закона, уважать и защищать права и свободы человека, а, следовательно, эффективно действовать на общее благо. Общественный контроль выгоден и самому государству, так как стимулирует его все время совершенствоваться.

Во-первых, он выступает как воздействующая сила, побуждающая государственных служащих устоять от бесчисленных соблазнов и искушений, которые всегда стоят перед ними в силу природы власти. Благодаря давлению общественного контроля чиновники корректирует свои действия, становясь ответственными и, как следствие, компетентными.

Во-вторых, гражданский контроль выступает как обратная связь общества с властью, помогает гражданам вести честный и открытый диалог с властью о целях и приоритетах развития страны. С помощью обратной связи с обществом власть способна не только слышать, но и поддерживать требования граждан по проведению в стране необходимых реформ.

В-третьих, мотивируя государство работать эффективно, общественный контроль обеспечивает тем самым доверие к нему и поддержку граждан. Опираясь на поддержку общества, компетентная власть берет за основу конструктивные предложения граждан и проводит в стране необходимые реформы.

Все это способствует созданию и развитию конкурентоспособной экономики, росту жизненного уровня народа, формированию сильного гражданского общества, укреплению национальной безопасности, повышению качества человеческого капитала. В конечном итоге, страна становится сильной, эффективной и процветающей, что и отражает ее национальные интересы.

Способы общественного контроля

Анализ развития общественного контроля над деятельностью власти в США и развитых странах Западной Европы в XIX - начале ХХI вв. показывает, что он имел определенные способы своего осуществления. Под способами общественного контроля следует понимать действия или систему действий, применяемые гражданами при осуществлении своего контроля над деятельностью власти.

Общественный контроль осуществляется двумя основными способами - прямым (непосредственным) волеизъявлением граждан и непрямым (представительным) через избранные гражданами органы, действующие по их поручению. При этом нельзя говорить о приоритете того или иного способа общественного контроля, так как они равным образом важны для реализации его целей и задач.

Непосредственный и представительный способы общественного контроля имеют многообразные формы своей реализации. При непосредственном способе общественного контроля изъявление воли граждан осуществляется напрямую через такие формы, как:

* доступ граждан к информации о деятельности власти;

* журналистские расследования;

* петиции - индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления;

* участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, собрания и сходы граждан, публичные слушания;

* научно-исследовательские, публицистические и художественные произведения, формирующие общественное мнение и воздействующие на правящую элиту;

* публичные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни;

* народная законодательная инициатива;

* общественные экспертизы законопроектов;

* суд присяжных.

Непрямой - представительный способ контроля граждан имеет свои формы. К ним относятся парламентский контроль, контроль законодательного органа региона (штата, земли, области) и контроль представительного органа местного самоуправления.

Свободный доступ граждан к информации о деятельности власти

Важнейшей формой прямого способа общественного контроля является доступ граждан к информации о деятельности органов государственной и местной власти. От полноты и своевременности информированности граждан о деятельности власти зависит их способность влиять на нее с целью обеспечения и защиты прав и свобод человека, эффективного управления, качественного оказания публичных услуг.

В этой связи американский политолог Б.Пэйдж заметил: «Для того, чтобы общество имело возможность реально контролировать действия правительства, оно должно быть в целом хорошо информированным, а граждане должны принимать активное участие в обсуждении всех важнейших проблем страны».

Первой страной в мире, начавшей утверждать принцип информационный доступности государственных органов для граждан, стала Швеция, принявшая в 1766 году закон о свободе изданий, который в 1812 году был преобразован в закон о свободе печати. Закон требовал, чтобы официальные документы предоставлялись незамедлительно и бесплатно каждому кто делает запрос.

В 1949 году с изменениями и дополнениями был принят новый закон «О свободе печати», являющийся составной частью Конституции Швеции. В 1976 году в закон были внесены новые поправки, которые установили норму: в целях поощрения свободного обмена мнениями всеобщей информированности каждый шведский гражданин должен иметь право пользоваться официальными документами.

Государственные органы исполнительной власти и органы власти местного самоуправления должны предоставлять ответы на запросы граждан незамедлительно. Каждый орган власти обязан вести реестр официальных документов, большинство из которых доступны гражданам и их институтам. В настоящее время данные реестры доступны в электронном виде. При этом существует четыре исключения по регистрации документов.

Первое исключение - это документы, которые имеют небольшое значение для деятельности органов власти. Второе - это документы, которые не являются секретными и содержатся таким образом, чтобы было ясно, были ли они получены, или были созданы. Третье - это документы, которые относятся к категории государственной тайны. Наконец, четвертое исключение - это документы, содержащиеся в электронном виде, занесенные в реестр и относящиеся к категории доступных документов.

Несмотря на то, что в Швеции свобода информации имеет самую длительную историю среди всех стран, тем не менее, на практике в 1990-е - начале 2000-х годов власть не обеспечивала должным образом исполнение прав граждан на доступ к официальной информации, что обусловило снижение эффективности государственного управления финансовыми, производственно-техническими, трудовыми и иными ресурсами. В условиях возросшей конкуренции на мировых рынках это стало опасным для правящей элиты, рискующей потерять свою власть, деньги и собственность.

В этой связи в 2002 году шведская элита, стремящаяся защитить свои интересы посредством повышения конкурентоспособности страны, способствовала организации национальным правительством, местными советами и профсоюзами «Открытой шведской кампании». Цель кампании состояла, во-первых, в привлечении внимания граждан к вопросу их осведомленности о политике информационной открытости, проводимой органами власти. Во-вторых, в необходимости дальнейшего повышения уровня информированности общества о деятельности власти.

Опыт Швеции в обеспечении открытости деятельности исполнительной власти широко использовался в Финляндии. В 1919 году, получив статус независимой республики, финский правящий класс включил в свою конституцию норму о свободе информации. В 1951 году парламент Финляндии одобрил Закон «О гласности официальных документов».

Глубокая экономическая депрессия начала 90-х годов заставила правящую элиту Финляндии искать новые возможности повышения конкурентоспособности страны. Важнейшей мерой в этом процессе стало повышение эффективности деятельности правительства за счет создания элитой условий для усиления общественного контроля. Активизация общественного контроля была обеспечена с помощью расширения доступа граждан к информации благодаря законам «Об открытости деятельности Правительства» от 1999 года, «Об электронных услугах в сфере государственного управления» от 2001 года и поправкам в конституцию от 2000 года.

Закон «Об открытости деятельности Правительства» обеспечил основу права граждан на доступ к любым официальным документам общественной сферы интересов, которые находятся в публичных органах власти и частных организациях, исполняющих публичные функции. Целью закона является обеспечение гражданам и корпорациям возможности наблюдать за деятельностью органов власти, свободно формировать мнение, влиять на осуществление политики государственной власти и защищать свои права и интересы.

Закон устанавливает все процедуры осуществления права граждан на доступ к документам: запрос на доступ к документу, решение о предоставлении доступа, передача запроса другому органу власти, виды доступа. В соответствии с законом граждане, запрашивающие информацию, не обязаны объяснять основания своего запроса. Ответы на запросы должны быть предоставлены в течение 14 дней.

Документы, которые содержат информацию о принятых органами власти и их должностных лиц решениях должны сохраняться. Закон обязывает органы государственной власти информировать граждан о своей деятельности. Для этого они должны публиковать основные направления своей деятельности, отчеты, статистику.

Закон систематизировал 120 условий отнесения информации к секретной по 32 категориям документов, которые не могут быть предоставлены из-за угрозы национальной безопасности и иного ущерба. В соответствии с законом правительственные учреждения должны публиковать информацию о своей деятельности. Заседания правительства являются открытыми для общественности. Все правительственные департаменты имеют собственные веб-сайты и реализуют стандарты электронного правительства.

В 2000 году в раздел 12 Конституции Финляндии были внесены дополнения связанные с тем, что каждый имеет право доступа к общественным документам и записям.

В 2001 году Финляндия стала одной из первых в мире принявшей Закон «Об электронных услугах в сфере государственного управления». Главная цель этого закона заключается в том, чтобы повысить ответственность, оперативность и компетентность функционирования служб государственного управления. Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг.

Органы власти и ведомства, располагающие достаточными техническими, финансовыми и иными ресурсами, должны предложить гражданам возможность выбора наиболее удобного варианта - отправки электронного сообщения по указанным электронным адресам или других механизмов решения вопросов. Кроме того, власти должны предоставить гражданам возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти могут скреплять свои решения электронной подписью.

В настоящее время в Финляндии более 90% всех ведомств предоставляют свои услуги гражданам через Интернет. Эти услуги связаны с заказами и запросами, предоставлением юридических документов, информированием граждан о национальных проектах участия, уведомлениями о вакантных рабочих местах и возможностях получения образования и других услугах.

Кроме того, канцелярия премьер-министра публикует на своем сайте информацию о готовящихся министерствами проектах законов. В свою очередь парламент Финляндии - Эдускунта предоставляет доступ к разработанным им проектам законов и документам. С помощью системы Интернет финские граждане могут контролировать все законы, нормативные акты, юридические решения и государственные соглашения Финляндии, которые публикует Министерство юстиции на своем сайте.

Примечательно, что все материалы, законы, иные официальные документы, размещенные на государственных сайтах бесплатно доступны для граждан. Вместе с тем в Финляндии элита пока не создала условий для доступа граждан к полной и достоверной информации о деятельности государственных органов.

Обращает на себя внимание опыт элиты Великобритании, по созданию условий для свободного доступа граждан к информации о деятельности власти. В условиях повышения конкурентной борьбы на мировых рынках значительно возросла актуальность эффективности власти. В целях формирования ответственной, а, следовательно, компетентной власти в Великобритании в 2000 году был принят Закон «О свободе информации». Закон предоставляет каждому право доступа к информации, которая находится в распоряжении органов государственной власти.

В случае запроса граждан государственные органы должны ответить на него в течение 20 дней. Предусмотрено три категории исключений предоставления информации. Это судебные документы, большинство персональной информации; информация, касающаяся службы безопасности, секретной службы разведки; информация, полученная конфиденциально.

Особенностью Закона «О свободе информации» заключалась в том, что его положения, позволяющие гражданам требовать от власти информацию, вступали в силу с января 2005 года. По существу, органы власти готовились обеспечивать доступ к информации целых четыре года. Основное внимание было уделено созданию электронного правительства.

В настоящее время в Великобритании созданы благоприятные условия для ведения деловой деятельности в электронной среде. Тем не менее, до сих пор у граждан Великобритании нет возможности свободно получать полную, достоверную, своевременную и регулярную информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

За более чем двухсотлетнюю историю США правящая элита накопила большой опыт по созданию условий для свободы информации. Однако специальный Закон «О свободе информации» был принят только в 1966 году. Закон требовал, чтобы правительственные организации публиковали материалы, которые касаются их структур и функций, а также принятые решения и информацию о направлении политики и руководства.

В закон несколько раз вносились изменения и дополнения, из которых последние были внесены в 1996 году Законом «О свободе электронной информации». В результате это позволяет каждому человеку или организации, несмотря на гражданство или страну рождения запрашивать документы, находящиеся в распоряжении федеральных правительственных органов. Данные органы должны предоставить ответ не позднее чем через 20 рабочих дней.

Закон определяет девять категорий по исключению из доступа информации. Это национальная безопасность, внутренние правила организации, информация, защищенная от доступа в соответствии с другими законами, деловая информация, рабочие записи органа власти, информация о частной жизни, отчеты правоохранительных органов, финансовые институты и информация о нефтяных скважинах.

Поправки к Закону «О свободе электронной информации» 1996 года установили требование о создании органами власти «электронных читальных комнат» и делали доступным в электронном виде информацию, которая должна быть опубликована вместе с общими документами, которые были запрошены.

Вместе с тем правового обеспечения полной, достоверной, регулярной и своевременной информации о деятельности органов государственной власти в США до сих пор нет. Более того, в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года доступ к информации о деятельности органов власти был существенно ограничен.

Общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)

Субъекты общественного контроля:

Общественная палата Российской Федерации;
общественные палаты субъектов Российской Федерации;
общественные палаты (советы) муниципальных образований;
общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:

общественные наблюдательные комиссии;
общественные инспекции;
группы общественного контроля;
иные организационные структуры общественного контроля.

Формы общественного контроля:
общественный мониторинг;
общественная проверка;
общественная экспертиза;
общественные обсуждения;
общественные (публичные) слушания;
иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:

Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:

направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.