Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Механизм получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную


THE MECHANISM OF RECEIVING THE LICENSE FOR THE RIGHT TO WORK WITH USING THE INFORMATION, WHICH CONNECT WITH THE STATE SECRETS

Madlena Vorontsova

assistant of St. Petersburg state economic university constitutional rights chair,

Russia, St. Petersburg

Daria Tcvetkova

student of St. Petersburg state economic university,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются некоторые вопросы охраны государственной тайны как важнейшего условия обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется изучению установленного законодательными и подзаконными актами порядка организации работ при подготовке предприятия к получению лицензии на право осуществления деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

ABSTRACT

In article some questions of protection of the state secrets as the most important condition of ensuring information security of the Russian Federation are taken up. Special attention is paid to studying established legislative and bylaws of an order of the organization of works by preparation of the entity for receipt of the license for the right of implementation of activities with use of the data which are the state secrets.

Ключевые слова: государственная тайна, информационная безопасность, механизм лицензирования.

Keywords: state secrets, information security, licensing mechanism.

XXI век – век технологий и информации. Социальная ценность информации в настоящее время столь высока, что право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом отнесено в Основном законе Российской Федерации к числу конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ . На этапе современного развития информатизации сведения все чаще становятся предметом гражданского оборота с участием предприятий, учреждений и организаций. При этом гражданско-правовые сделки, в которых объектом регулирования выступает информация, зачастую касаются «жизненно важных интересов» личности, общества и государства . Наибольшую значимость в этой связи приобретает такое комплексное средство правового воздействия как правовой режим государственной тайны . Согласно ст. 2 Федерального закона № 5485-1 от 21.07.1993 г. (в ред. от 08.03.2015 г.) «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Осведомленность информацией, ставящей под угрозу интересы национальной безопасности, необходимо, прежде всего, сопрягать с выполнением требований об обеспечении ее сохранности .

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом «О государственной тайне». К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» . Подробный перечень каждого из видов сведений, составляющих государственную тайну, и механизм отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, устанавливается на основании Федерального закона «О государственной тайне», в частности, Указом Президента РФ от 24.01.1998 г. (в ред. от 28.02.2016 г.) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 (в ред. от 18.03.2016 г.) «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» .

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 закона «О государственной тайне» находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.

Ответственность за незаконное получение информации, относящейся к государственной тайне, регламентируется статьей 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» и наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет .

Если организация или предприятие желает получить лицензию на осуществление деятельности с использованием государственной тайны, в первую очередь, следует создать в организации условия, которые предусмотрены требованиями действующих нормативных актов, необходимых для надежной защиты сведений, составляющих государственную тайну (речь идет, прежде всего, о таком нормативно-правовом акте как Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 (в ред. от 24.12.2014 г.) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» .

На основании инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 , допуск к государственной тайне производится при реализации трех обязательных процедур:

1. написание и отправка в орган безопасности заявления на оформление допуска с приложением к нему анкетных материалов и учетных форм, предусмотренных п. 33 Инструкции № 63-2010 г. ;

2. проведение органом безопасности проверки лица, оформляющего допуск;

3. вынесение решения о допуске лица к государственной тайне.

Прежде чем начать процесс допуска к государственной тайне руководителя компании, заказывающая организация в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной тайне» обязана запросить у органа исполнительной власти санкцию на их передачу .

Следующий этап механизма получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключается в формировании и отправке в органы безопасности пакета документов, перечисленных в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 :

1) заявления на имя начальника Управления ФСБ России по выбранному региону о выдаче лицензии. Заявление подписывается только руководителем организации-заявителя либо лицом, исполняющим его обязанности:

2) копии устава организации-заявителя, заверенной у нотариуса;

3) копии свидетельства о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе, заверенной нотариусом;

4) копии свидетельства о внесении записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенной нотариусом;

5) копии свидетельства о регистрации права собственности либо копии договора аренды здания (сооружения), в пределах которого находятся помещения, используемые для проведения секретных работ;

6) копии уведомления заказчика о необходимости обращения в лицензирующий орган за получением лицензии на проведение секретных работ.

Затем проводится экспертиза организации для удостоверения готовности ее к осуществлению выбранного рода деятельности.

В случае отрицательного заключения финансовые средства, перечисленные организации, проводившей специальную экспертизу, возврату не подлежат, а организация оказывается перед необходимостью повторной подачи в лицензирующий орган пакета заявительных документов.

Последним этапом назначается государственная аттестация руководителя организации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной аттестации, утвержденных решением Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3, руководитель организации, получивший лицензии на работу с государственной тайной, обязан пройти в течении первых 3-х месяцев со дня назначения государственную аттестацию .

После прохождения всех указанных выше этапов лицензирующий орган приступает к подготовке итоговых документов. По административному регламенту, утвержденному решением межведомственной комиссией от 13.03.1996 № 3, на оформление лицензии территориальному органу ФСБ отводится не более 7 дней. В это время организация должна оплатить стоимость экспертизы, оплатить государственную пошлину за получение бланка лицензии .

Иногда лицензия на работу с государственной тайной требуется филиалам организации. В этом случае необходимо наличие лицензии у головной организации. Поэтому филиалу выдается копия лицензии головной организации. Если же работать с государственной тайной требуется не всему филиалу, а отдельным сотрудникам, то эти сотрудники могут быть допущены к работе руководителем головной организации по общей номенклатуре должностей, т. е. дополнительная документация не требуется, кроме наличия лицензии у головной организации.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что в современный период лишь то государство может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий, которое надежно охраняет свою государственную тайну . Это требует дальнейшего совершенствования законодательной регламентации административных процедур обеспечения информационной безопасности, поиска новых организационно-правовых средств и мер, образующих государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2003. 610 с.
  2. Инструкция «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 № 1123, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  3. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.01.2008 № 8, от 22.05.2008 № 384, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  5. Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 № 509, от 30.04.1997 № 513, от 29.07.1998 № 854, от 03.10.2002 № 731, от 17.12.2004 № 807, от 26.01.2007 № 50, от 22.05.2008 № 384, от 31.03.2010 № 200, от 24.09.2010 № 749, от 03.11.2011 № 898, от 05.05.2012 № 445, от 24.12.2014 № 1469) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  6. Решение Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3. (с изм. от 27.11.2001) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  8. Указ Президента РФ от 24.01.1998 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». (ред. от 10.10.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  9. Федеральный закон № 5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 08.03.2015) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  10. Фомин А.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом: Материалы IV Международного Конституционного Форума, посвященного 95-летию юридического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, 12–15 декабря 2012 г.). Выпуск 4. Часть 1: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. С. 302–305.
  11. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. Научный юридический журнал. 2005. № 3. С. 68–73.
  12. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе // Право и образование. 2005. № 3. С. 77–87.
  13. Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: Теория. История. Практика: Монография. Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002. 246 с.
  14. Федеральный закон от 06.10.1997 № 131-ФЗ «О государственной тайне» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  15. Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета N 94, 21.05.96);
(Российская газета, N 99, 22.05.97);
(Российская газета, N 148-149, 06.08.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731 (Российская газета, N 196, 16.10.2002);
(Российская газета, N 288, 28.12.2004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года N 50 (Российская газета, N 22, 02.02.2007);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 21, 26.05.2008);
(Российская газета, N 72, 07.04.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 04.10.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 14.11.2011;
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 20, 14.05.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2018, N 0001201808270019).
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).

2. Пункт утратил силу с 10 февраля 2007 года - постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года N 50 ..

3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально-технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

ПОЛОЖЕНИЕ о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или)

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1995 года N 333

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны. *1)

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);

на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 509 ; абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513 ; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 854 постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 ;

на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции) (абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 ; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия (абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 ; дополнен с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:

организация лицензирования деятельности предприятий;

организация и проведение специальных экспертиз предприятий;

рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача лицензий;

принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

4. Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия)*.
________________
* Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 года N 614 временно возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (сноска в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 .

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;

идентификационного номера налогоплательщика;

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии;

подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 года N 984 .

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
(Пункт 5 в редакции, введенной в действие с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445 .

5_1. Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения на бумажных носителях или в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью).

Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445)

5_2. При проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
(Пункт дополнительно включен с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445)

6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.

В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

8. В лицензии указываются:

наименование органа, выдавшего лицензию;

наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия;

идентификационный номер налогоплательщика;

вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;

условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия;

степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

срок действия лицензии;

регистрационный номер и дата выдачи лицензии.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет. Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Предприятие может иметь несколько лицензий.

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется подразделениями лицензиата по нескольким адресам, предоставление таким подразделениям права осуществлять заявленный вид деятельности производится с учетом результатов специальной экспертизы этих подразделений и государственной аттестации их руководителей.
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445 .

Лицензия оформляется на бланке, имеющем степень защиты на уровне степени защиты ценной бумаги. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение таких бланков возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем в ней делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную настоящим Положением.

Лицензия может быть оформлена на нескольких имеющих индивидуальные учетные и регистрационные номера бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения. Срок действия лицензии по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаваемой для территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, устанавливается независимо от срока действия лицензии, выданной Центральному банку Российской Федерации по месту осуществления его деятельности (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 898 .

Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, либо лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности.

В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которыми осуществляется (предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услуги, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов.

В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления факта утраты заявления в письменной форме.

До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий (абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513 ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 ; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 384 .

Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

Специальные экспертизы предприятий (аттестационных центров) проводят Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и их органы на местах (в пределах их компетенции) (абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513 ; в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807 ; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 384 .

Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.

Руководители предприятий, имеющие  документ об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень , определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания  организации, осуществляющей образовательную деятельность,  прошло не более 5 лет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445 ; в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 .

12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ликвидации предприятия.

Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.

Уведомление о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, направляет лицензиату в письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня принятия такого решения (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

Лицензиат, получивший решение органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, обязан в 10-дневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия (аннулировании) лицензии всех заинтересованных лиц. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором он в 3-дневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200 .

13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.

14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 749).


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

От 24.12.2014 N 1469, от 23.08.2018 N 984)

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).

2. Пункт утратил силу. от 26.01.2007 N 50)

3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально - технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)

4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего Постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1995 г. N 333

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

от 23.04.96 N 509 , от 30.04.97 N 513 , от 29.07.98 N 854 , от 03.10.2002 N 731 , от 17.12.2004 N 807 , от 26.01.2007 N 50 , от 22.05.2008 N 384 , от 31.03.2010 N 200 , от 24.09.2010 N 749 , от 03.11.2011 N 898 , от 05.05.2012 N 445 , от 24.12.2014 N 1469, от 23.08.2018 N 984)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);

на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, (в пределах их компетенции), Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.96 N 509 , от 30.04.97 N 513 , от 29.07.98 N 854 , от 17.12.2004 N 807 , от 31.03.2010 N 200)

3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:

организация лицензирования деятельности предприятий;

организация и проведение специальных экспертиз предприятий;

рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача лицензий;

принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

4. Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия) <*>.

<*> Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

а) заявление о выдаче лицензии с указанием: (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

идентификационного номера налогоплательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

срока действия лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 984)

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью)); (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

б) копии учредительных документов юридического лица; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

5(1). Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения на бумажных носителях или в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью). (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

5(2). При проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2012 N 445)

6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.

В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

8. В лицензии указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

наименование органа, выдавшего лицензию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

идентификационный номер налогоплательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, - для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

срок действия лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

регистрационный номер и дата выдачи лицензии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет. Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Предприятие может иметь несколько лицензий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется подразделениями лицензиата по нескольким адресам, предоставление таким подразделениям права осуществлять заявленный вид деятельности производится с учетом результатов специальной экспертизы этих подразделений и государственной аттестации их руководителей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2010 N 200 , от 05.05.2012 N 445)

Лицензия оформляется на бланке, имеющем степень защиты на уровне степени защиты ценной бумаги. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение таких бланков возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем в ней делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную настоящим Положением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Лицензия может быть оформлена на нескольких имеющих индивидуальные учетные и регистрационные номера бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения. Срок действия лицензии по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаваемой для территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, устанавливается независимо от срока действия лицензии, выданной Центральному банку Российской Федерации по месту осуществления его деятельности. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2010 N 200 , от 03.11.2011 N 898)

Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, либо лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которыми осуществляется (предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услуги, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления факта утраты заявления в письменной форме. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807 , от 22.05.2008 N 384)

Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.97 N 513)

11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2008 N 384)

Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.

Руководители предприятий, имеющие документ об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, прошло не более 5 лет. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2012 N 445 , от 24.12.2014 N 1469)

12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ликвидации предприятия.

Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.

Уведомление о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, направляет лицензиату в письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня принятия такого решения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Лицензиат, получивший решение органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, обязан в 10-дневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия (аннулировании) лицензии всех заинтересованных лиц. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором он в 3-дневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2010 N 200)

13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.

14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 749)

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст.4590), пунктом 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762), приказываю:

1. Утвердить:

перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 1;

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 2;

форму справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 3.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 1999 г. N 1796).

Министр Т. Голикова

Приложение N 2

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

1. Настоящий Порядок определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации (далее - граждане) справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Справка).

2. Справка выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология", "неврология" (далее - медицинские организации).

3. Граждане, обратившиеся в медицинскую организацию для получения Справки, предъявляют документ, удостоверяющий личность.

4. В целях определения наличия (отсутствия) у гражданина заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный приложением N 1 к настоящему приказу (далее - Перечень), обследование граждан включает осмотр врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, врачом-неврологом.

Сведения о проведенном обследовании заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного по форме, принятой в медицинской организации.

5. При отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, врач-специалист вносит медицинское заключение в Справку по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему приказу, с указанием даты обследования, которое заверяется личной печатью и подписью врача, проводившего обследование.

В случае, если обследование проводилось в разных медицинских организациях, каждое медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, где проводилось обследование.

6. Медицинское заключение врачей-специалистов утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации.

7. В случае выявления у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Справка не выдается.

8. Справка действительна в течение

1 года со дня ее выдачи.