Права и обязанности депутатов местных советов. Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области


Настоящий Закон определяет правовое положение депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве, устанавливает основные гарантии депутатской деятельности. Глава 1. Общие положения Статья 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - депутат) - лицо, избранное населением муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование) в муниципальное Собрание на выборах на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования. 2. Депутат осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. 3. Депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Статья 2. Правовые основы статуса депутата Статус депутата устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования. Статья 3. Срок полномочий депутата 1. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. 2. Изменение установленного срока полномочий депутата в течение текущего срока полномочий не допускается. 3. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона. Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: 1) письменного заявления о сложении своих полномочий; 2) смерти; 3) признания судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим; 4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 7) отзыва избирателями в порядке, установленном законом города Москвы, если отзыв предусмотрен уставом муниципального образования; 8) досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания; 9) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 10) иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата 1. Депутат имеет удостоверение об избрании депутатом муниципального Собрания, подтверждающее его личность и полномочия, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. 2. Удостоверение выдается депутату комиссией, проводившей выборы, в порядке, предусмотренном Законом города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы". 3. Депутат может иметь нагрудный знак депутата муниципального Собрания. Положение о нагрудном знаке депутата утверждается муниципальным Собранием. Статья 6. Формы деятельности депутата 1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах: 1) участие в заседаниях муниципального Собрания; 2) участие в работе комиссий муниципального Собрания; 3) обращение к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям по вопросам, отнесенным законами города Москвы к предметам ведения муниципальных образований; 4) внесение депутатского запроса; 5) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования, принимаемых муниципальным Собранием; 6) участие в разработке проектов законов города Москвы, вносимых муниципальным Собранием в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы; 7) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления; 8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан; 9) участие в организации территориального общественного самоуправления. 2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы. Глава 2. Права и обязанности депутата муниципального Собрания Статья 7. Участие депутата в заседаниях муниципального Собрания 1. Депутат лично участвует в заседаниях муниципального Собрания. 2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний муниципального Собрания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам. 3. Депутат имеет право: 1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном Собрании; 2) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным Собранием; 3) предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным Собранием; 4) вносить проекты правовых актов муниципального Собрания для рассмотрения на его заседаниях; 5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального Собрания; 6) вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального Собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному Собранию; 7) участвовать в прениях в установленном порядке; 8) оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение. Статья 8. Участие депутата в работе комиссий муниципального Собрания 1. Депутат принимает личное участие в работе постоянных и временных комиссий муниципального Собрания, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. 2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. Статья 9. Право депутата на прием в первоочередном порядке По вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной , органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Статья 10. Право депутата на получение и распространение информации 1. Депутат имеет право на получение от органов государственной , органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной. 2. Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами. Информация, отнесенная в соответствии с федеральными законами к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска. Статья 11. Рассмотрение обращений депутатов 1. Депутат вправе устно или письменно обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности. 2. Органы государственной , органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, их должностные лица и руководители, к которым депутат обратился по вопросам депутатской деятельности, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения в 15-дневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки. 3. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица и руководители, указанные в части 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в 15-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения письменного обращения депутата. 4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. Статья 12. Депутатский запрос 1. Депутат или группа депутатов имеют право обращаться с депутатским запросом к органам государственной , органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, входящим в компетенцию муниципального Собрания, и вопросам своей депутатской деятельности. 2. Депутатский запрос вносится на заседании муниципального Собрания в письменной форме. Оформление депутатского запроса производится в соответствии с регламентом муниципального Собрания. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, дает ответ на него в устной форме (на заседании муниципального Собрания) или в письменной форме в 15-дневный срок со дня получения депутатского запроса. 3. Депутатский запрос и ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен депутатский запрос, на заседании муниципального Собрания. Статья 13. Обязанности депутата 1. Депутат обязан: 1) руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами муниципального образования; 2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 3) регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей; 4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; 5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год; 6) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата; 7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата. 2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами муниципального образования. Глава 3. Основные гарантии депутатской деятельности Статья 14. Гарантии депутату при осуществлении им своих полномочий 1. Расходы на обеспечение деятельности муниципального Собрания предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете. 2. Привлечение депутата муниципального Собрания к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральными законами. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы. 3. Гарантии прав депутатов муниципального Собрания при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов муниципального Собрания, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Статья 15. Социальные гарантии депутата Депутату предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе автобусом от города Москвы до города Зеленограда и от города Зеленограда до города Москвы, кроме такси. Порядок реализации депутатом права бесплатного проезда устанавливается муниципальным Собранием. Статья 16. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата 1. Депутат не вправе: 1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата; 2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной , органы местного самоуправления; 3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств бюджета муниципального образования, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является; 4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной , органов местного самоуправления с зарубежными партнерами. 2. Вознаграждение в виде подарка стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда, полученное депутатом от юридических и физических лиц на официальных мероприятиях, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий, за исключением случаев награждения депутата в установленном порядке ценным подарком, подлежит передаче в собственность муниципального образования. 3. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы. Глава 4. Заключительные положения Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата Нарушение федеральных законов и настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством. Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 февраля 2004 года № 9

Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ДУМЫ

Статья 6. Формы деятельности депутата

Формами деятельности депутата являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в формировании и работе комиссий Думы;

выполнение поручений Думы

внесение в Думу в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов;

участие в депутатских слушаниях;

обращение с депутатским запросом;

участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы;

участие в расследованиях, проводимых Думой;

и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц;

участие в работе депутатских объединений; фракций;

работа с избирателями.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

Депутат обязан:

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

Выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2020 году.

Законодательные основания

Привилегии народных избранников


Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами


В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.
Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами


Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Глава 2. Основы статуса депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

Статья 5. Срок полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления составляет четыре года. Установленный срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.

3. Полномочия главы муниципального образования, его заместителя начинаются со дня их избрания на указанную должность депутатами представительного органа местного самоуправления и прекращаются с момента избрания в установленном законодательством Республики Адыгея порядке нового главы муниципального образования, его заместителя, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в статье 21 настоящего Закона.

Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет удостоверение, подтверждающее его депутатские полномочия, и нагрудный знак.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления в результате избрания выборным должностным лицом местного самоуправления выдается удостоверение, подтверждающее его полномочия как главы муниципального образования либо его заместителя.

3. Удостоверение является документом, дающим право депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий посещать органы государственной власти Республики Адыгея и территориальные отделения федеральных органов государственной власти, местные органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Адыгея, в разрешительном порядке присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации, независимо от их организационно - правовых форм, общественные объединения, осуществляющие деятельность на территории Республики Адыгея, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посещать воинские части, расположенные на территории муниципального образования.

4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата представительного органа и удостоверении выборного должностного лица местного самоуправления, их образцы и описание утверждаются Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.

Статья 7. Права депутата представительного органа местного самоуправления

1. Депутат представительного органа местного самоуправления пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом местного самоуправления, а также комиссией, членом которой он является.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления имеет право:

1) избирать и быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления;
2) участвовать в обсуждении кандидатур выборных должностных лиц, членов избирательных комиссий, назначаемых или предлагаемых к назначению представительным органом местного самоуправления, а также персонального состава структурных подразделений органов местного самоуправления;
3) вносить любые вопросы в пределах своей компетенции на рассмотрение представительного органа местного самоуправления;
4) вносить проекты правовых актов для рассмотрения на заседаниях представительного органа местного самоуправления;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений, другим актам представительного органа местного самоуправления;
6) участвовать в рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы населения муниципального образования;
7) вносить предложения о заслушивании внеочередного отчета выборного должностного лица местного самоуправления на заседании представительного органа местного самоуправления либо информации иных должностных лиц органов местного самоуправления;
8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать на них ответа и давать им оценку, выступать с обоснованием своих предложений, а также по мотивам голосования, давать справки;
9) вносить на рассмотрение представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющих, по мнению депутата представительного органа местного самоуправления, общественное значение;
10) проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами организаций и членами общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
11) обращаться с депутатским запросом, депутатским обращением по вопросам своей деятельности, а также по заявлениям и жалобам граждан к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, действующих на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;
12) требовать включения в протокол заседания представительного органа местного самоуправления текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
13) осуществлять иные полномочия, установленные настоящим Законом и уставом муниципального образования.

3. Порядок реализации депутатом представительного органа местного самоуправления прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования.

Статья 8. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на правотворческую инициативу

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на правотворческую инициативу, которая осуществляется в форме внесения в представительный орган местного самоуправления:

1) проектов правовых актов и поправок к ним;
2) предложений о разработке и принятии правовых актов органов местного самоуправления.

2. Порядок осуществления правотворческой инициативы определяется уставом муниципального образования.

Статья 9. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на первоочередной прием должностными лицами

По вопросам осуществления своих полномочий депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления пользуются правом первоочередного приема должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно - правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Право депутата представительного органа местного самоуправления требовать устранения нарушения закона и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан

1. При нарушении должностными лицами органов государственной власти Республики Адыгея территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственности власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителями организаций, независимо от их организационно -правовых форм, общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, а также лицами командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея депутат представительного органа местного самоуправления вправе потребовать от них устранения нарушений закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым обращено требование депутата представительного органа местного самоуправления, обязаны принять меры по устранению нарушения закона, соблюдению прав и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 11. Право депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления на получение и распространение информации

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеют право на обеспечение в установленном порядке документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти Республики Адыгея, территориальными отделениями федеральных органов государственной власти, местными органами государственной власти Республики Адыгея, общественными объединениями и организациями.

2. При обращении депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея руководителям общественных объединений, организаций по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления консультациями специалистов, представляют им необходимую информацию и документацию, не являющуюся государственной или коммерческой тайной.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности или деятельности, связанной с исполнением полномочий выборного должностного лица, в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования. Редакции средств массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления, а также иных средств массовой информации, действующих на территории муниципального образования и финансируемых из бюджета муниципального образования, обязаны по письменному обращению депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления предоставить им возможность выступления по вопросам своей деятельности бесплатно.

4. Материалы, представленные депутатом представительного органа местного самоуправления, в том числе по поручению представительного органа местного самоуправления либо его комиссией, выборным должностным лицом местного самоуправления, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, финансируемых из бюджета муниципального образования, не позднее десяти дней после обращения к ним либо в иной срок, согласованный с депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления.

5. Редактирование материалов без согласия депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления недопустимо. Редакции средств массовой информации несут ответственность, установленную законодательством, за искажение содержания публикации.

6. Информация, на распространение которой законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея установлены ограничения, предоставляется депутату представительного органа и выборному должностному лицу местного самоуправления по его письменному запросу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления порядок использования соответствующей информации.

Статья 12. Ограничения деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутат представительного органа либо выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, городского, районного Собрания представителей или иного представительного органа местного самоуправления Республики Адыгея, занимать государственные должности, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

2. Депутат представительного органа местного самоуправления независимо от порядка осуществления полномочий не вправе:

1) получать от организаций, независимо от их организационно -правовых форм, и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением ими своих полномочий, кроме как в порядке, установленном законодательством о труде;
2) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности представительного органа местного самоуправления, депутатом которого он является, с представительными органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти Республики Адыгея, местными органами государственной власти Республики Адыгея, международными и иностранными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея, а также международными договорами;
3) получать гонорары за выступления и публикацию материалов, подготовка которых входит в обязанности депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
4) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа либо выборного должностного лица местного самоуправления, средства материально -технического, финансового и информационного обеспечения их деятельности, а также другое имущество муниципального образования и служебную информацию.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
2) заниматься другой оплачиваемой или дающей доход деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности;
3) участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг, распространяемой через средства массовой информации либо в иной публичной форме;
4) участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно - правовой формы, в том числе входить в состав органов управления коммерческими организациями, использующими средства бюджета муниципального образования, если в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Адыгея, правовыми актами органов местного самоуправления, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

4. Гражданин, являющийся выборным должностным лицом органа местного самоуправления, обязан передать в доверительное управление на время нахождения на выборной муниципальной должности находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Адыгея.

5. Выборное должностное лицо местного самоуправления обязано ежегодно в установленном порядке представлять сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

Статья 13. Формы депутатской деятельности

1. Основными формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются:

1) участие в работе соответствующего представительного органа местного самоуправления;
2) участие в работе постоянных комиссий, временных, согласительных комиссий, депутатских групп, создаваемых в соответствии с регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования;
3) направление обращений и запросов к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям организаций, общественных объединений, а также к лицам командного состава воинских частей;
4) внесение предложений о направлении запросов Совета депутатов лицам, указанным в пункте 3 части 1 настоящей статьи;
5) участие в разработке проектов и принятии правовых актов, издаваемых представительным органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения;
6) непосредственное обращение с избирателями, работа с их обращениями и наказами, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления на собраниях избирателей, сходах граждан, а также через средства массовой информации;
7) осуществление контроля за выполнением нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления;
8) участие в осуществлении представительских и иных функций от имени избирателей, населения муниципального образования и представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Деятельность депутата представительного органа местного самоуправления может осуществляться и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статья 14. Депутатский запрос

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления по заявлением или жалобам граждан, связанным с нарушением их прав и законных интересов, вправе в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен депутатский запрос, обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) запроса в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен депутатский запрос.

3. В случае необходимости проведения дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов, связанных с запросом депутата (группы депутатов) представительного органа местного самоуправления, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны проинформировать об этом депутата (депутатов) в трехдневный срок со дня получения депутатского запроса и согласовать с ним (ними) иной срок представления ответа.

Статья 15. Депутатское обращение

1. Депутат либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции обращаться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности к лицам, указанным в части 1 статьи 14 настоящего Закона, с просьбой оказать содействие, принять меры по вопросу, указанному в обращении, либо предоставить информацию, разъяснения, консультации по вопросам, изложенным в депутатском обращении.

2. Депутатское обращение должно быть рассмотрено лицами, к которым направлено депутатское обращение. Указанные лица обязаны дать на него ответ в письменной форме непосредственно инициатору (инициаторам) обращения в срок не более тридцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлено депутатское обращение.

1. Представительный орган местного самоуправления вправе по вопросам в пределах своей компетенции направить в письменной форме запрос к должностным лицам органов государственной власти Республики Адыгея, территориальных отделений федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, руководителям общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Республики Адыгея, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, а также к лицам командного состава воинских частей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, организаций, объединений и их должностных лиц.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, к которым направлен запрос Совета депутатов, обязаны дать на него ответ в письменной форме в срок не более пятнадцати дней со дня его получения. При этом ответ должен быть подписан лицом, к которому направлен запрос Совета депутатов.

Статья 17. Депутатская этика

Правила депутатской этики и ответственность за их несоблюдение устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Статья 18. Обязанности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Адыгея, законодательство Российской Федерации и Республики Адыгея, регламент представительного органа местного самоуправления и устав муниципального образования;
2) информировать своих избирателей и население муниципального образования о своей деятельности и отчитываться перед ними в соответствии с уставом муниципального образования и настоящим Законом;
3) принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей и населения муниципального образования, рассматривать поступившие от них предложения, заявления, жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов и информировать о принятых мерах;
4) участвовать в работе представительного органа местного самоуправления и комиссий, членом которых он является;
депутат представительного органа местного самоуправления должен быть своевременно проинформирован о времени созыва, месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления;
5) соблюдать иные положения, установленные уставом муниципального образования и настоящим Законом.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления обязаны соблюдать установленные в представительном органе местного самоуправления правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией и документами.

Статья 19. Отчет депутата представительного органа местного самоуправления перед избирателями

1. Депутат представительного органа местного самоуправления обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы и наказов избирателей.

2. Периодичность отчета депутата представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов депутатов представительного органа местного самоуправления.

Статья 20. Отчет главы муниципального образования и его заместителя

1. Глава муниципального образования и его заместитель обязаны отчитываться перед представительным органом местного самоуправления и населением муниципального образования о своей работе в порядке, установленном уставом муниципального образования.

2. Периодичность отчета главы муниципального образования и его заместителя устанавливается уставом муниципального образования, но не реже одного раза в два года.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают опубликование отчетов главы муниципального образования и его заместителя.

Статья 21. Основания досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока полномочий, указанного в статье 5 настоящего Закона, а также может осуществляться досрочно.

2. Полномочия депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

1) представления письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации и Республики Адыгея;
3) выезда на постоянное место жительства за пределы границ соответствующего муниципального образования, а в городах республиканского значения - за пределы города;
4) отзыва депутата представительного органа местного самоуправления;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом представительного органа либо выборным должностным лицом местного самоуправления;
6) признания гражданина, являющегося депутатом представительного органа или выборным должностным лицом местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим;
7) смерти депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления;
8) избрания или назначения на должность, занятие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея несовместимо со статусом депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;
9) неисполнения депутатом представительного органа и выборным должностным лицом местного самоуправления положений статьи 12 настоящего Закона;
10) самороспуска представительного органа местного самоуправления по решению этого органа (длительное бездействие, невозможность проведения кворумных заседаний и т. п.) или упразднения муниципального образования.

3. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно также в случае его переизбрания представительным органом местного самоуправления.

4. Порядок и процедура досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Адыгея.

5. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления оформляется решением соответствующего представительного органа местного самоуправления, принятым в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.

6. Гражданин, чьи полномочия как депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления прекращены досрочно, не может быть ограничен в пассивном избирательном праве, за исключением случаев прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2, 5, 6 и 7 части 2 настоящей статьи.

7. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления с нарушением порядка и процедуры досрочного прекращения их полномочий, установленных уставом муниципального образования и законами Республики Адыгея, а также по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, не допускается.

Статья 22. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления

Порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Адыгея об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления.

Статья 23. Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при осуществлении своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают депутату представительного органа местного самоуправления необходимые условия для проведения в избирательном округе личных приемов и встреч с избирателями округа. По просьбе депутата представительного органа местного самоуправления органы местного самоуправления выделяют помещение, оборудованное мебелью и, по возможности, средствами связи, извещают граждан о времени и месте проведения встреч, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь.

3. Встречи с работниками организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории соответствующего избирательного округа, депутат представительного органа местного самоуправления проводит по согласованию с руководителями этих организаций.

4. Для работы в комиссиях и участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления администрация организации освобождает депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной деятельности, от выполнения производственных или служебных обязанностей на основании официального уведомления о вызове его на заседание представительного органа местного самоуправления, а для работы в избирательном округе - на основании письменного уведомления депутата представительного органа местного самоуправления. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

5. Депутат представительного органа местного самоуправления в период осуществления своих полномочий, а также в течение года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации, независимо от ее организационно -правовой формы (за исключением случаев ликвидации организации), переведен в порядке дисциплинарного взыскания на другую работу, исключен из учебного заведения в период осуществления своих полномочий без согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления.

6. Депутат представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением своих полномочий имеет право по предъявлению удостоверения пользоваться средствами связи, находящимися в пользовании соответствующих органов местного самоуправления. Оплата услуг связи, предоставляемых депутату представительного органа местного самоуправления, производится из бюджета муниципального образования. Порядок оплаты услуг связи устанавливается правовыми актами органа местного самоуправления.

7. Депутат представительного органа местного самоуправления для поездок при осуществлении депутатской деятельности на территории муниципального образования может использовать служебный автотранспорт. Порядок предоставления служебного автотранспорта определяется представительным органом местного самоуправления и устанавливается уставом муниципального образования.

8. Депутат представительного органа местного самоуправления на территории соответствующего города, района пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта городского и внутрирайонного сообщения (за исключением такси). Проезд депутата на указанных видах транспорта осуществляется по удостоверению депутата представительного органа местного самоуправления установленного образца.

Статья 24. Неприкосновенность депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора Республики Адыгея.

2. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия представительного органа местного самоуправления.

3. Депутат представительного органа и выборное должностное лицо местного самоуправления также не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанные мнения, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата представительного органа, выборного должностного лица местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

Статья 25. Социальные гарантии деятельности депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления гарантируются обязательное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением ими своих полномочий, при этом размер страховой суммы устанавливается представительным органом местного самоуправления и выплачивается из средств бюджета муниципального образования.

2. Депутатам представительного органа местного самоуправления гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими должности выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет, назначенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея. В случае смерти, связанной с исполнением выборным должностным лицом должностных обязанностей, в том числе наступившей после окончания срока его полномочий, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, условия, порядок назначения и выплаты которой определяются законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления в связи с выходом на пенсию имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с Законом Республики Адыгея.

5. Период осуществления полномочий депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления приравнивается к стажу муниципальной службы и засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея о муниципальной службе.

6. Период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение трех месяцев после прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

7. Выборному должностному лицу местного самоуправления после окончания срока его полномочий, досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 1, 3, 10, 11 части 2 статьи 21 настоящего Закона предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по прежнему месту работы или, с его согласия, в другой организации. В случае непредоставления работы выборному должностному лицу местного самоуправления выплачивается денежное содержание по ранее занимаемой должности на период его трудоустройства, но не более шести месяцев, за счет средств бюджета муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

8. Уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии депутатам представительного органа и выборным должностным лицам местного самоуправления.

Статья 26. Отпуск выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее тридцати календарных дней.

2. Выборному должностному лицу местного самоуправления сверх ежегодного оплачиваемого отпуска по решению представительного органа местного самоуправления может предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск за счет средств бюджета муниципального образования, но не более пятнадцати календарных дней.

3. Порядок предоставления выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается уставом муниципального образования.

Статья 27. Материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий

1. Депутату представительного органа местного самоуправления ежемесячно возмещаются за счет средств бюджета муниципального образования расходы, связанные с его деятельностью, в порядке и размерах, установленных представительным органом местного самоуправления, но не менее одного минимального размера оплаты труда.

2. Депутату представительного органа местного самоуправления, освобожденному по месту основной работы от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления, а также на время его работы с избирателями в избирательном округе, сохраняется средний заработок по основному месту работы.

3. Выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается денежное вознаграждение, размер и порядок выплаты которого определяется представительным органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Адыгея за счет средств бюджета муниципального образования.

4. Дополнительное материально - финансовое обеспечение деятельности депутатов представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий устанавливается представительным органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

1. Неуважение к депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к представительному органу местного самоуправления, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

2. Неисполнение лицами, указанными в пункте 11 статьи 7 настоящего Закона, положений настоящего Закона либо создание депутату представительного органа или выборному должностному лицу местного самоуправления препятствий в осуществлении ими своих полномочий (в том числе предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации), а также иные нарушения настоящего Закона влекут за собой уголовную, административную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея.

3. Неправомерное воздействие на депутата представительного органа или выборное должностное лицо местного самоуправления, членов их семей, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, а также в целях изменения характера деятельности, влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Депутат избирается на срок полномочий своего представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления, формируемого непосредственно избирателями, как указывалось выше, определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва. Днем избрания депутата является день голосования, в результате которого гражданин избран депутатом представительного органа местного самоуправления. По понятным причинам факт избрания депутата становится известен позднее дня избрания - муниципальной избирательной комиссии необходимо время для подведения итогов выборов. Моментом начала работы представительного органа нового созыва является день первой правомочной сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия либо на постоянной основе (депутаты-профессионалы, получающие за эту работу денежный оклад), либо без отрыва от производства (получают заработную плату по месту работы и компенсацию расходов за выполнение депутатских обязанностей). На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов (если численность представительного органа менее 10 человек - один депутат).

Депутаты не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы, законодательного (представительного) органа, другого местного представительного органа, совмещать эту работу с государственной службой (однако законы многих субъектов РФ и уставы муниципальных образований разрешают депутатам, работающим на непостоянной основе, оставаться, например, директорами государственных предприятий). Депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой работы, приобретать, арендовать объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

Поскольку часто в ходе очередных или досрочных выборов правомочный состав сформировать не удается, то продолжает действовать представительный орган прежнего созыва. Следовательно, продолжают сохранять свои полномочия депутаты прежнего созыва, даже если они не избраны в представительный орган нового созыва. Они сохраняют свои депутатские полномочия до избрания представительного органа нового созыва в правомочном составе. Данное обстоятельство юридически может быть установлено только на первой сессии (первом заседании) представительного органа нового созыва. До установления указанного обстоятельства, видимо, и должны сохранять свои полномочия депутаты прежнего созыва. Вновь избранные депутаты до этого момента должны вести прием избирателей, налаживать работу в округах, готовить проекты решений и т.д.



Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, если иное не предусмотрено Федеральным законом, а также за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; в иных случаях, установленных законом.
Что касается отставки по собственному желанию, то в этом случае подается письменное заявление депутата о сложении своих полномочий. Различные обстоятельства могут побудить депутата пойти на такой шаг. Длительная болезнь, продолжительная командировка, лишающие депутата возможности полноценно выполнять свои обязанности, могут заставить его обратиться в представительный орган с личной просьбой о сложении с себя полномочий. В заявлении должны быть исчерпывающим образом изложены обстоятельства, препятствующие выполнению полномочий, и недвусмысленно выражена просьба о сложении депутатских обязанностей.



Уставы муниципальных образований предусматривают различный порядок лишения депутата депутатского мандата или прекращения его полномочий. В одних субъектах РФ депутат может быть лишен мандата путем проведения отзыва, в других правом принятия решения о лишении депутата по различным мотивам наделены представительные органы местного самоуправления. Решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов от общего состава представительного органа. Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает такого порядка.

Аналогичны основания досрочного прекращения полномочий членов выборных органов местного самоуправления. Однако если срок полномочий члена представительного органа - главы муниципального образования не связан со сроком полномочий самого представительного органа, то такое основание досрочного прекращения депутатских полномочий, как досрочное прекращение полномочий представительного органа в целом, на него не распространяется.

Формами деятельности депутата являются: а) участие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления; б) участие в формировании и работе комитетов, комиссий представительного органа местного самоуправления; в) выполнение поручений представительного органа местного самоуправления; г) внесение в представительный орган в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов представительного органа, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов представительного органа; д) участие в депутатских слушаниях; е) обращение с депутатским запросом; ж) участие в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа; з) участие в расследованиях, проводимых представительным органом; и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц; к) участие в работе депутатских объединений; л) работа с избирателями.

Избирать и быть избранным в комитеты, комиссии и на соответствующие должности в представительном органе местного самоуправления;

Высказывать мнение по персональному составу создаваемых представительным органом местного самоуправления органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых представительным органом местного самоуправления;
предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;

Вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления;

Вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления;

Вносить предложения о заслушивании на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с уставом муниципального образования представительному органу местного самоуправления;

Ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных представительным органом местного самоуправления органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам в случаях,

Установленных уставом муниципального образования;

Вносить в представительный орган местного самоуправления предложения о необходимости проведения проверки исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования, устава муниципального образования и нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления;

Участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
оглашать на сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

Обращаться с депутатским запросом; на включение в протокол сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления переданного председательствующему текста выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;

Осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Депутат принимает участие в работе комитетов, комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комитетов, комиссий представительного органа местного самоуправления, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комитета, комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого представительным органом местного самоуправления, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению представительного органа местного самоуправления может быть выведен из состава комитета, комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном регламентом представительного органа местного самоуправления, иными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Многие уставы муниципальных образований предусматривают, что депутат обязан участвовать в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления и в работе его комитетов, комиссий.

При невозможности присутствовать на сессии (заседании) представительного органа местного самоуправления, на заседании его комитета, комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно руководителя представительного органа местного самоуправления, комитета, комиссии. По решению представительного органа местного самоуправления фамилии депутатов, отсутствующих на сессии (заседании), с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения сессии (заседания) представительного органа местного самоуправления, заседаний его комитетов, комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам. Порядок участия депутата в работе представительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления.

Депутат обладает очень важным правом - нормотворческой инициативой, осуществляемой в форме внесения в представительный орган: проектов нормативных правовых актов; проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления; поправок к проектам нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется регламентом представительного органа местного самоуправления.

Работа депутата с избирателями и населением муниципального образования (второе направление) во многом зависит от его профессиональной и гражданской культуры. Не секрет, что у людей всегда имеется масса вопросов к своим избранникам. Поэтому остро стоит вопрос об обратной связи депутатов со своими избирателями. Сегодня в уставах многих муниципальных образований закреплено, что депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа, ответствен перед ними и им подотчетен.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

Принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

Рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

Участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

Ведет прием граждан; изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления;

Проводит собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и населением;

Участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы;

Использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется уставами муниципальных образований или представительным органом местного самоуправления. Депутат должен информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации, использует другие формы информации населения.

Депутат обязан: соблюдать правила служебной этики, установленные представительным органом местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил служебной этики устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления в пределах его компетенции;
отчитываться перед избирателями в срок, установленный уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, как правило, не реже двух раз в год. Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями округа.

Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;
выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является, данные в пределах их компетенции.

О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию. В случае необходимости вносит в представительный орган местного самоуправления, комитет, комиссию предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов.

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок. Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Должностные лица органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.