Методические указания расчету арендной платы. II


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 16 июля 2009 г. N 582 г. Москва Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации от 20.06.2011 г. N 489 ; от 19.08.2011 г. N 697 ; от 26.10.2011 г. N 868 ; от 14.01.2014 г. N 23 ; от 22.02.2014 г. N 133 ; от 30.10.2014 г. N 1120) В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) 1. Утвердить прилагаемые: основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков. 3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697 ; от 30.10.2014 г. N 1120) Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; от 19.08.2011 г. N 697) принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697 ; от 30.10.2014 г. N 1120) ____________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 П Р А В И Л А определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 г. N 489 ; от 19.08.2011 г. N 697 ; от 26.10.2011 г. N 868 ; от 14.01.2014 г. N 23 ; от 22.02.2014 г. N 133 ; от 30.10.2014 г. N 1120) 1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации. Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил. 2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: от 19.08.2011 г. N 697) а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги) ; от 30.10.2014 г. N 1120) в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. 3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере: от 30.10.2014 г. N 1120) а) 0,01 процента в отношении: земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота; земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами; б) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) в) 0,6 процента в отношении: земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных; земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; от 30.10.2014 г. N 1120) г) 1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39-7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) д) 2 процентов в отношении: земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами; земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил. (Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) 4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) 5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения : (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог); инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования; линий метрополитена; линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений; трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697 ; от 22.02.2014 г. N 133) гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики; объектов космической инфраструктуры; объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны; аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения; инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства; сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов ; от 20.06.2011 г. N 489) объектов спорта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 г. N 868) объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 г. N 868 ; от 14.01.2014 г. N 23) 6. Арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С х Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697) Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. 7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации. 8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697) В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 г. N 1120) 9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697) 10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании рыночной стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697) В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции , указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 697) 11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка. 12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. ____________

муниципальное имущество">

Об утверждении методики определения ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество

Принято Администрацией города Красноярска
  1. В целях упорядочения расчетов по определению ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество, руководствуясь Основами законодательства СССР от 23.11.89 "Об аренде", Указом Президента Российской Федерации N 1230 от 14 октября 1992 года "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", и в дополнение к Постановлениям главы местного самоуправления от 28.02.94 г. N 144 и от 23.04.94 N 294, постановляю:
  2. 1. Утвердить Методические указания по расчету ставки арендной платы согласно приложению N 1.
  3. 2. Утвердить форму договора аренды муниципального имущества согласно приложению N 2.
  4. 3. Комитету по управлению муниципальным имуществом (Свищева Л.В.) перезаключить договоры аренды муниципального имущества до 01.10.94 г.
  5. 4. Контроль за исполнением Постановления возложить на начальника контрольно-правового управления администрации города Малюгина Н.С.
  6. И. о. главы
  7. местного самоуправления
  8. К.М.ФИЛИППОВ

Методические указания по определению ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество

  1. Методические указания устанавливают методы и порядок определения ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество.
  2. 1. Оценка стоимости арендованного имущества производится исходя из фактического наличия и состояния имущества, с учетом индекса цен, а также других факторов, влияющих на его стоимость.
  3. 2. Расчету стоимости арендованного имущества должна предшествовать его полная инвентаризация, проводимая в соответствии с "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов", сообщенными письмом Минфина от 30 декабря 1982 N 179, с последующими изменениями и дополнениями.
  4. 3. По итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета.
  5. 4. Определение стоимости арендуемого помещения осуществляется на основе данных инвентаризации, бухгалтерского учета и отчетности, актов и заключения комиссии. При этом комиссией могут также учитываться заключения аудиторских, других специализированных организаций и экспертов.
  6. 5. Оценка арендуемого имущества может производиться по отдельным инвентарным единицам или однородным группам имущества.
  7. 6. Стоимость арендованного имущества определяется в договоре исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду с учетом фактического износа. Срок предстоящей службы сдаваемого в аренду имущества устанавливается соглашением сторон, но не более нового полного амортизационного срока, соответствующего действующим нормам амортизации.
  8. II. Определение стоимости отдельных видов арендуемого муниципального имущества
  9. Оценка стоимости основных средств осуществляется поэтапно на основе последовательного определения:
  10. - первоначальной (балансовой) стоимости основных средств;
  11. - восстановительной стоимости основных средств;
  12. - остаточной стоимости основных средств.
  13. Первоначальная (балансовая) стоимость
  14. основных средств
  15. Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета (инвентарные карточки, счет 01 "Основные средства") с учетом результатов инвентаризации имущества.
  16. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных основных средств должна быть произведена по современной стоимости их воспроизводства соответственно прейскурантам (сметной стоимости), утвержденным в установленном порядке, а износ устанавливается по их действительному состоянию с оформлением данных об оценке и износу соответствующими актами. По итогам инвентаризации на выявленные излишки в бухгалтерии предприятия заводятся инвентарные карточки, делаются необходимые записи в соответствующих бухгалтерских документах.
  17. Восстановительная стоимость основных средств
  18. Восстановительная стоимость основных средств определяется перерасчетом первоначальной (балансовой) стоимости в действующие на момент оценки цены.
  19. Машины, оборудование и транспортные средства
  20. Оценке подлежат машины, оборудование и транспортные средства (в дальнейшем - оборудование), находящиеся в эксплуатации, а также подлежащие установке и находящиеся на складах или в пути.
  21. Восстановительная стоимость оборудования может определяться в соответствии с прейскурантными ценами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1986 N 741 с учетом Госкомцен СССР от 1 июля 1990 г. N 441, дополнениями и изменениями, сообщенными постановлениями и письмами Госкомцен СССР, или перерасчетом первоначальной (балансовой) стоимости с применением коэффициентов согласно Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 595 и Постановлению Совета Министров Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1993 года N 1233 "О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций".
  22. Определение дополнительной стоимости не предусмотренных в прейскурантах устаревших машин и оборудования производится путем сопоставлений с аналогичным современным оборудованием, имеющимся в прейскурантах.
  23. Остаточная стоимость основных средств
  24. Остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения их восстановительной стоимости на величину физического износа.
  25. Доля физического износа основных средств определяется с использованием одного из следующих способов:
  26. а) отношением фактического срока эксплуатации к нормативному сроку службы, выраженному в процентах.
  27. Нормативный срок службы рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072, к новой восстановительной стоимости основных средств;
  28. б) возможно использование методов составления дефектной ведомости или экспертных оценок путем обследования фактического состояния объекта в целом или технического состояния его важнейших конструктивных элементов.
  29. Оценка остаточной стоимости основных средств, отработавших нормативный срок службы, производится исходя из возможного срока их дальнейшей эксплуатации (оставшийся срок службы от даты переоценки до списания), устанавливаемого путем технической экспертизы.
  30. По основным средствам, пришедшим в негодность, определяется возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов, производится их оценка.
  31. Форма ведомости общей суммы стоимости основных средств приведена в приложении N 2.
  32. Запасы и затраты, денежные средства
  33. и прочие финансовые активы
  34. Запасы и затраты оцениваются исходя из их фактического наличия в действующих на момент оценки оптовых или розничных ценах.
  35. Денежные средства и прочие финансовые активы принимаются в оценке по балансу арендного предприятия.
  36. Средства в иностранной валюте, находящиеся на валютных счетах ликвидируемого предприятия, оцениваются исходя из аукционного конкурса валютной биржи.
  37. Переданные арендному коллективу оборотные средства по передаточному балансу выкупаются в течение года.
  38. III. Расчет арендной платы
  39. В основу расчета берутся:
  40. 1. Сроки аренды имущества.
  41. 1.1. Если срок аренды от 1 года до 3 лет - краткосрочная аренда.
  42. 1.2. Если срок аренды более 3 лет - долгосрочная аренда.
  43. 2. Действующий на момент заключения договора аренды размер процентной ставки Центробанка РФ.
  44. 3. Расчет ставки арендной платы за арендованное муниципальное имущество:
  45. 3.1. Ставка арендной платы годовая за основные средства
  46. {pre} Апг = Со x Кб + Са, где: Со - стоимость основных средств (с учетом переоценки на 1 января 1994 года) по остаточной стоимости (в руб.); Са - годовая сумма амортизации, начисленной по соответствующему шифру и нормам согласно Положению о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве; Кб - коэффициент, учитывающий банковский процент по кредитным ресурсам Центрального банка Российской Федерации, например на 01.07.94 банковский процент - 155%, коэффициент - 1,85 и т.д. 3.2. Ставка арендной платы месячная: Апм = Апг: 12, где: Апг - ставка арендной платы годовая, 12 - число месяцев в году. 3.3. Ставка арендной платы за весь срок аренды: Ап = Апг x Та, где: Апг - годовая ставка арендной платы, Та - срок, обусловленный договором аренды.{/pre}
  47. 4. Арендная плата может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту в денежном выражении. Условия, сроки внесения и счета перечисления арендной платы определяются договором.
  48. 5. Размеры арендной платы могут изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, или досрочно в случаях, предусмотренных законодательными актами Правительства РФ.
  49. 6. Если договором аренды на арендатора возложена обязанность производить затраты по полному восстановлению арендованного имущества, то имущество может быть передано в аренду на безвозмездных условиях. Налогообложение будет производиться аналогично безвозмездной передаче услуг (под выручкой будет пониматься сумма сделки исходя из рыночных цен на аналогичные услуги).
  50. 7. В соответствии с Инструкцией от 16 марта 1992 года N 7 Государственной налоговой службы Российской Федерации, изменений и дополнений от 5 февраля 1993 года N 2 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" с 1 января 1993 года введено в действие согласно п. 5 и полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа арендованное имущество не облагается налогом на имущество.
  51. 8. Выкуп арендованного имущества производится полностью или частично в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.93 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", п. 5.2, как один из способов приватизации.
  52. 9. Полностью амортизированное оборудование, но находящееся в рабочем состоянии, оценивается в размере не менее 10% первоначальной балансовой стоимости исходя из возможного срока их дальнейшей эксплуатации, а в нерабочем состоянии - по ценам не ниже стоимости вторсырья.
  53. Председатель комитета
  54. по управлению
  55. муниципальным имуществом
  56. Л.В.СВИЩЕВА

Договор аренды муниципального имущества № _____

  1. г. Красноярск " __ " _________ 1994 г.
  2. Комитет по управлению муниципальным имуществом, именуемый в дальнейшем Арендодатель, в лице председателя комитета _________________________________, действующего на основании "Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом", с одной стороны и __________________________________________________ _________________________________________________________________, именуемое в дальнейшем Арендатор, в лице _________________________ _________________________________________________________________, действующего на основании Устава, с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем.
  3. I. Общие положения
  4. 1.1. Арендодатель передает, Арендатор принимает в аренду муниципальное имущество, указанное в приложениях NN 2 и 3 к настоящему Договору, на общую сумму ___________________________ тыс. руб. согласно акту приема-передачи (приложение N 1), в том числе:
  5. - основные средства на сумму ________ тыс. руб. (приложение N 2);
  6. - оборотные средства и финансовые акты в сумме ______________ тыс. руб. (приложение N 3);
  7. - по передаточному балансу на " __ " ____________ 199_ г.
  8. Данный Договор не распространяется на аренду помещения. Договор аренды помещения заключается отдельно.
  9. 1.2. Передаваемое в аренду имущество является собственностью Арендодателя, а произведенная продукция и полученный доход - собственностью Арендатора.
  10. 1.3. Имущество, переданное в аренду, отчуждению не подлежит. Продавать, обменивать, дарить, передавать в залог, сдавать в субаренду арендованное имущество запрещается. Сдача арендованного имущества в субаренду возможна лишь с письменного согласия Арендодателя.
  11. 1.4. Обращение взыскания по долгам Арендатора на имущество, переданное в аренду, не допускается.
  12. 1.5. Арендатор несет риск случайной гибели взятого в аренду муниципального имущества.
  13. 1.6. Если имущество, сданное в аренду, выбывает из строя по вине Арендатора ранее амортизационного срока службы, то Арендатор возмещает Арендодателю недовнесенную им арендную плату, а также иные убытки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  14. 1.7. Если состояние возвращаемого имущества по окончанию договора аренды хуже предусмотренного, то Арендатор возмещает Арендодателю причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  15. 1.8. Споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, рассматриваются арбитражным или народным судами в соответствии с их компетенцией.
  16. 1.9. При переходе права собственности на сданное в аренду муниципальное имущество от Арендодателя к другому лицу Договор аренды сохраняет свою силу.
  17. 1.10. Срок действия Договора устанавливается с " __ " _______ ________ 1994 г. по " __ " _________ 1994 г.
  18. 1.11. Настоящий договор вступает в силу с момента передачи имущества по акту приемки-передачи.
  19. II. Платежи и расчеты по договору
  20. 2.1. Арендная плата устанавливается в размере __________ тыс. руб. в месяц. Расчет арендной платы приведен в приложении N 4 к настоящему Договору.
  21. 2.2. Арендатор оплачивает арендную плату ежемесячно до 10-го числа следующего за отчетным месяца на р/с РКЦ ГУЦБ, МФО 144007, р/с 10130901. Копии платежных поручений представляются Арендодателю до 20 числа текущего месяца для осуществления контроля за своевременностью внесения арендной платы.
  22. 2.3. Арендная плата подлежит изменению в случае централизованного изменения банковского процента по кредитным ресурсам Центрального банка Российской Федерации. Новая ставка размера арендной платы вводится в действие с даты введения в действие нового размера % ставки Центробанка России, либо в срок, указанный в законодательных актах правительства, при введении повышающего коэффициента вне зависимости от срока поступления письменного извещения от Арендодателя.
  23. 2.4. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в совокупности и взимается в денежной форме исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду.
  24. III. Обязанности сторон
  25. 3.1. Арендодатель обязан:
  26. 3.1.1. В десятидневный срок с момента вступления Договора в силу передать по акту приема-передачи (приложение N 1) муниципальное имущество в аренду.
  27. 3.1.2. В случае принятия решения об использовании арендуемого имущества, в целях, не связанных с арендной, либо при допущении Арендатором за время действия Договора аренды нарушений его условий, письменно, за один месяц до истечения срока действия Договора аренды предупредить Арендатора о его прекращении.
  28. 3.1.3. Письменно уведомить Арендатора об увеличении арендной платы.
  29. 3.2. Арендатор обязан:
  30. 3.2.1. В десятидневный срок принять по акту от Арендодателя сдаваемое в аренду муниципальное имущество с поставкой на баланс предприятия при аренде свыше 1 года.
  31. 3.2.2. Использовать имущество строго по его прямому назначению, содержать арендованное имущество в полной исправности, своевременно проводить текущий ремонт оборудования за счет собственных средств. Обеспечить сохранность принятого в аренду муниципального имущества.
  32. 3.2.3. Производить расчеты по начислению амортизации от стоимости арендованного имущества, использовать амортизационные отчисления для обновления существующего и приобретения нового оборудования в составе арендованного имущества. Расширение арендованного имущества, а также его реконструкция может осуществляться Арендатором по согласованию с Арендодателем за счет собственных средств.
  33. В случае списания арендованного имущества, заменить его на новое имущество, аналогичное по качеству и техническим характеристикам списанному, на сумму начисленного износа в установленный срок аренды.
  34. 3.2.4. По истечении срока договора, а также при досрочном его расторжении передать Арендодателю в месячный срок полученное в аренду имущество в технически исправном состоянии и пригодном для дальнейшей эксплуатации с износом, начисленным по нормативам. При этом все улучшения арендованного имущества, проведенные Арендатором независимо от их отделимости, передаются вместе с имуществом Арендодателю безвозмездно. За возвращение арендованного имущества Арендодателю по окончании договора в худшем состоянии, чем это было предусмотрено, Арендатор возмещает Арендодателю причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  35. 3.2.5. Предоставлять по требованию Арендодателя информацию по использованию арендуемого имущества, обеспечить представителям Арендодателя беспрепятственный доступ для осуществления контроля на предмет соответствия эксплуатации арендованного имущества требованиям настоящего Договора для правильности эксплуатации арендованного имущества и соблюдения требования Договора.
  36. 3.2.6. Заключить в _________________ срок договор страхования арендуемого имущества со страховой фирмой, определяемой Арендодателем. Величина страховки не может быть менее _______________ размера стоимости арендуемого имущества. При наступлении страхового события платежи распределяются следующим образом:
  37. - если в результате наступления страхового события требуется проведение капитального ремонта, страховое возмещение перечисляется на р/счет Арендодателя;
  38. - в остальных случаях страховое возмещение перечисляется на р/счет Арендатора.
  39. Документом, подтверждающим заключение договора страхования, является страховое свидетельство.
  40. 3.2.7. При увеличении первоначальной балансовой стоимости имущества, на основании Постановления правительства о введении повышающих коэффициентов достраховать арендованное имущество в 10-дневный срок с даты письменного предупреждения Арендодателя.
  41. 3.2.8. Своевременно производить расчеты по арендным платежам. В 5-дневный срок после внесения арендной платы направить Арендодателю копию платежного поручения, подтверждающую своевременное внесение арендных платежей.
  42. 3.2.9. В случае принятия решения о прекращении договорных отношений до истечения срока действия договора аренды, письменно за два месяца предупредить об этом Арендодателя.
  43. 3.2.10. Не производить списания муниципального имущества, взятого в аренду, без письменного разрешения Арендодателя.
  44. IV. Ответственность сторон
  45. 4.1. За невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, виновная сторона несет имущественную ответственность в виде уплаты неустойки в размере 20 процентов двухмесячной арендной платы.
  46. 4.2. В случае невнесения Арендатором арендных платежей в сроки, установленные Договором, начисляется пеня в размере 0,05 процентов от просроченной суммы за каждый день просрочки.
  47. 4.3. В случае частичной или полной сдачи принятого в аренду имущества в субаренду без разрешения, Арендатор уплачивает Арендодателю штраф в размере 5-кратной годовой арендной платы.
  48. 4.4. Уплата штрафа или пени, установленных настоящим Договором, не освобождает стороны от выполнения лежащих на них обязательств или устранения допущенных нарушений.
  49. 4.5. За непредставление копий платежных поручений в срок, указанный в п. 3.29 Договора, Арендатор уплачивает штраф в размере 3% суммы очередного платежа.
  50. V. Досрочное расторжение договора
  51. 5.1. Условия Договора могут быть изменены по соглашению сторон. Предположения сторон по изменению условий договора рассматриваются в 10-дневный срок.
  52. 5.2. Невыполнение арендатором полностью или частично условий настоящего Договора является основанием для расторжения Договора аренды в соответствии с действующим законодательством.
  53. Основанием для расторжения Договора аренды в установленном законом порядке является:
  54. - нарушение условий эксплуатации;
  55. - задержка поступлений по арендной плате в полном объеме на срок более трех месяцев;
  56. - иные основания.
  57. 5.3. Арендатор имеет право расторгнуть Договор аренды в соответствии с действующим законодательством.
  58. 5.4. В случае ликвидации Арендатора, Договор считается расторгнутым с момента прекращения деятельности ликвидационной комиссии.
  59. VI. Прочие условия
  60. 6.1. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Первый экземпляр хранится у Арендодателя, второй - у Арендатора.
  61. 6.2. Споры, возникающие при исполнении Договора аренды, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
  62. VII. Общие условия
  63. 7.1. Дополнительные обязательства сторон по использованию имущества оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора.
  64. 7.2. _________________________________________________________ _________________________________________________________________
  65. _________________________________________________________________
  66. _________________________________________________________________
  67. VIII. Приложение к договору
  68. Акт приема-передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду (приложение N 1);
  69. - акт приема-передачи основных фондов (приложение N 2);
  70. - акт приема-передачи оборотных средств и финансовых активов (приложение N 3);
  71. - передаточный баланс и баланс на момент заключения договора аренды;
  72. - расчет арендной платы (приложение N 4);
  73. - страховой полис на страховое муниципальное имущество, взятое в аренду.
  74. IX. Юридические реквизиты сторон
  75. АРЕНДОДАТЕЛЬ: комитет по управлению муниципальным имуществом.
  76. Почтовый адрес: 660017, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 41, тел. 23-39-68, факс 22-14-96.
  77. АРЕНДАТОР: __________________________________________________
  78. Почтовый адрес: _____________________________________________ тел. _______________ факс: _________________
  79. Расчетный счет N _______________ в _______________________________ МФО ______________________________
  80. ПОДПИСИ СТОРОН
  81. АРЕНДОДАТЕЛЬ АРЕНДАТОР
  82. _____________________________ ___________________________
  83. (подпись, печать) (подпись, печать)
  84. СОГЛАСОВАНО:
  85. Балансодержатель _________________________________________________
  86. Председатель комитета
  87. по управлению
  88. муниципальным имуществом
  89. Л.В.СВИЩЕВА

Акт приема - передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду ____________________________________________________ (наименование организации, предприятия, объединения)

  1. г. Красноярск от " __ " _________ 1994 г.
  2. В соответствии с Постановлением главы местного самоуправления от 25.04.94 N 294, на основании акта приема-передачи основных фондов (приложение N 2), акта приема - передачи оборотных средств и финансовых активов (приложение N 3) и с учетом проведенной переоценки основных фондов (Постановление Совета Министров Правительства РФ от 25.11.93 N 1233) комитет по управлению муниципальным имуществом передает в аренду муниципальное имущество на общую сумму ______________ тыс. руб. согласно расчету арендной платы (приложение N 4) сроком на __________ года (лет).
  3. Акт приема - передачи основных средств, передаваемых в аренду _______________________________________________________ (наименование предприятия)

    1. Основание: акты инвентаризации от ___________________________
    2. ВСЕГО передается Арендатору по описям на сумму ______________ _________________________________________________________________
    3. Примечание: 1. Фактический износ не должен превышать 100%.
    4. 2. Количество и сумма оборудования полностью с амортизационного, но работающего.
    5. АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ:
    6. __________________________ ___________________________
    7. {pre}АКТ ПРИЕМА - ПЕРЕДАЧИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ В АРЕНДУ Основание: акты инвентаризации N _____ от ___________________{/pre}{pre} АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ: __________________________ ___________________________ (должность) (должность) __________________________ ___________________________ (подпись Ф.И.О.) (подпись Ф.И.О.) М.П. М.П.{/pre}
    АРЕНДАТОР: АРЕНДОДАТЕЛЬ:
  4. (должность) (должность)
  5. ____________________________ __________________________
  6. (подпись Ф.И.О.) (подпись Ф.И.О.)
  7. М.П. М.П.

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582
"Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"

1. Утвердить прилагаемые:

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основные принципы
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Правила
определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582)

С изменениями и дополнениями от:

20 июня, 19 августа, 26 октября 2011 г., 14 января, 22 февраля, 30 октября 2014 г., 5 мая 2017 г., 21 декабря 2018 г.

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.

Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

в) 0,6 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;

г) 1,5 процента в отношении:

земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:

автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);

инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;

линий метрополитена;

линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;

трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;

объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;

аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;

инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;

сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

объектов спорта;

объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

5.1. В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.

6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.

В случае уточнения предусмотренных пунктами 3 , и настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.

В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.

11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Установлены основные принципы определения платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, размер арендной платы должен быть экономически обоснован, т. е. соответствовать доходности участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Порядок расчета платы (в том числе основания пересмотра арендной платы) должен быть определен нормативно-правовым актом соответствующего органа власти.

При переоформлении прав на земельные участки размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Для арендаторов, осуществляющих социально значимые виды деятельности, размер арендной платы не должен быть больше земельного налога.

Регламентирован порядок расчета и внесения арендной платы за участки, находящиеся в собственности РФ. Размер платы за их аренду определяется Росимуществом. По общему правилу арендная плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Размер процента зависит от категории земель и их разрешенного использования. При этом для лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога, предусмотрен минимальный процент (0,01).

Если право на заключение договора аренды приобретено на торгах, арендная плата определяется по результатам таких торгов. Плата за аренду участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяется по результатам аукциона. Порядок расчета арендной платы за участки, предоставленные для размещения дорог, объектов транспортной инфраструктуры, линейных объектов, устанавливает Минэкономразвития России. В остальных случаях размер арендной платы определяется исходя из рыночной стоимости участка.

Предусмотрены повышенные ставки арендной платы для случаев "жилищного долгостроя". Если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду участка жилой дом (кроме индивидуальных домов) не сдан в эксплуатацию, плата устанавливается в размере не меньше 2 ставок земельного налога.

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"


Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 7 мая 2015 г. № 343/пр

"Об утверждении Методических указаний по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования"

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1305 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7094) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования.

2. В срок не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

М.А. Мень

Регистрационный № 40233

Методические указания по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования

(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-
коммунального хозяйства РФ от 7 мая 2015 г. № 343/пр)

I. Общие положения

1. Настоящие методические указания устанавливают порядок расчета размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования (далее - арендодатель) в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 50, ст. 7094) (далее - объекты).

2. Размер арендной платы (лизингового платежа) не зависит от расходов ресурсоснабжающей организации на эксплуатацию этих объектов и их содержание в состоянии, отвечающем требованиям законодательства Российской Федерации и договора аренды (лизинга), в том числе, на проведение текущего, капитального, аварийного ремонта.

3. Величина арендной платы, учитываемая при установлении тарифов, рассчитывается в соответствии с настоящими методическими указаниями и не зависит от объема капитальных вложений в объект и расходов на содержание объекта, осуществляемых ресурсоснабжающей организацией.

4. Арендная плата (лизинговый платеж) уплачивается ежемесячно. Арендная плата увеличивается с 1 марта очередного года и далее не изменяется в течение 12 месяцев (далее - расчетный период). Ежемесячный платеж составляет одну двенадцатую от величины арендной платы (лизингового платежа), установленной на очередной финансовый год.

5. В случае если период с начала действия договора аренды (лизинга) до 1 марта очередного года составляет менее одного года, арендная плата (лизинговый платеж) на этот финансовый год, включая все ее составляющие, уменьшается пропорционально числу дней до 1 марта очередного года по отношению к количеству дней в году.

6. При установлении тарифов ресурсоснабжающей организации на очередной календарный год величина арендной платы (лизингового платежа), учитываемая при расчете тарифов, рассчитывается как сумма арендной платы, установленной на первые 2 месяца очередного года, и прогнозируемого размера арендной платы на последующие 10 месяцев очередного года (с 1 марта до 31 декабря) либо в течение срока до окончания действия договора аренды.

7. В случае досрочного прекращения договора аренды (лизинга) и заключения нового договора аренды (лизинга), величина арендной платы (лизингового платежа), включая операционные расходы и расходы на обслуживание и возврат займов и кредитов, не меняется. В частности, величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов на первый расчетный период действия нового договора аренды (лизинга) принимается равной величине расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, которая действовала в расчетный период, когда произошло досрочное прекращение договора аренды (лизинга).

II. Расчет арендной платы (лизингового платежа)

8. Арендная плата (лизинговый платеж) на очередной расчетный период определяется по формуле:

АП i = ОР i + КР i + НР i ,

АП i - величина арендной платы (лизингового платежа) в расчетном периоде i (в течение 1 года начиная с 1 марта соответствующего года), руб.;

ОР i - операционные расходы арендодателя в расчетном периоде i , руб. Величина операционных расходов арендодателя на первый расчетный период действия договора аренды устанавливается в денежном выражении в размере 0,4 процента от цены приобретения объекта;

КР i - расходы в расчетном периоде i на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, руб. Величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, на первый год действия договора аренды устанавливается в размере 8 процентов от выкупной цены объекта, которой является цена объекта инженерно-технического обеспечения с учетом налога на добавленную стоимость, определенная в договоре купли-продажи, заключенном специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", если иное не установлено договором аренды (лизинга);

НР i - неподконтрольные расходы арендодателя в расчетном периоде i , руб.

9. Величина операционных расходов арендодателя на второй и последующие расчетные периоды действия договора аренды не зависит от величины или изменения процентной ставки по займам и кредитам, привлекаемым арендодателем, но каждый расчетный период действия договора аренды (лизинга) величина операционных расходов арендодателя индексируется в соответствии с формулой:

ОР i+1 - величина операционных расходов арендодателя в расчетном периоде i + 1 (очередном году), руб.;

ОР i - величина операционных расходов арендодателя в расчетном периоде i (текущем году), руб.;

К ОР - коэффициент снижения операционных расходов арендодателя, устанавливаемый в размере 0,8, если иной размер коэффициента не предусмотрен договором аренды (лизинга);

ИПЦ i - индекс потребительских цен за календарный год i декабрь к декабрю (с 1 января по 31 декабря соответствующего года) по данным Федеральной службы государственной статистики, процентов.

10. В случае досрочного прекращения договора аренды (лизинга) и заключения нового договора, величина операционных расходов арендодателя на первый расчетный период для нового договора аренды (лизинга) принимается равной величине операционных расходов арендодателя, которая в соответствии с формулой действовала в расчетный период, когда произошло досрочное прекращение договора аренды (лизинга).

11. При определении расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, учитываются исключительно расходы специализированных обществ проектного финансирования по обслуживанию и возврату займов и кредитов, полученных в целях финансирования приобретения объекта, рефинансирования платежей, обеспечивающих возврат таких займов и кредитов, и (или) выплат по облигациям с залоговым обеспечением.

12. Величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, на второй и последующие расчетные периоды действия договора аренды (лизинга), не зависит от фактических значений процентных ставок по таким займам и кредитам, но каждый расчетный период действия договора аренды (лизинга) величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, индексируется в соответствии с формулой:

i + 1 (очередном году), руб.;

Расходы на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, в расчетном периоде i (текущем году), руб.;

Коэффициент индексации расходов на погашение и обслуживание займов и кредитов в календарном году i , устанавливаемый в размере 0,9, если иной размер коэффициента не предусмотрен договором аренды (лизинга);

Индекс потребительских цен за календарный год i декабрь к декабрю (с 1 января по 31 декабря соответствующего года) по данным Федеральной службы государственной статистики, процентов;

Минимальный индекс потребительских цен за календарный год i декабрь к декабрю, устанавливаемый в размере 1 либо ином размере, предусмотренном договором аренды (лизинга), процентов.

13. В случае оплаты объекта по частям, в несколько этапов, величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, увеличивается с начала очередного месяца после оплаты соответствующей части, пропорционально росту величины задолженности по займам и кредитам, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта.

14. Неподконтрольные расходы арендодателя включают в себя:

1) расходы на уплату налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей и сборов, связанных с владением объектом, переданным в аренду (лизинг), за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда (далее - налоги, обязательные платежи и сборы).

Величина налогов, обязательных платежей и сборов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) расходы на страхование объекта в размере, не превышающем 0,1 процента от выкупной цены объекта;

3) величину корректировки арендной платы.

15. Величина неподконтрольных расходов на очередной расчетный период устанавливается в размере, рассчитанном арендодателем.

III. Расчет и корректировка арендной платы (лизингового платежа)

16. Расчет арендной платы на очередной расчетный период осуществляется по окончании календарного года в срок до 20 февраля очередного года. В эти сроки устанавливается величина индекса потребительских цен за истекший календарный год, величина начисленных за истекший календарный год налогов, обязательных платежей и сборов, расходов на страхование объекта.

17. Арендодатель рассчитывает величину корректировки арендной платы, учитываемой при определении величины неподконтрольных расходов арендодателя и арендной платы на очередной расчетный период, по формуле:

Величина корректировки арендной платы (лизингового платежа) на расчетный период i + 1 (очередной год), руб. Величина корректировки арендной платы (лизингового платежа) может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

Фактическая величина неподконтрольных расходов в календарном году i , руб.;

Величина неподконтрольных расходов в календарном году i , учтенная при установлении арендной платы, руб.;

Ставка процента по займам и кредитам на календарный год i + 1 , рассчитываемая как ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1,5 п.п.

IV. Расчет величины долга и учет расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов

18. В целях определения оставшегося срока выплат по договору аренды арендодатель ежемесячно определяет величину задолженности по займам и кредитам, привлеченным в целях финансирования приобретения объекта. При этом арендодатель обязан исходить при расчете величины арендной платы из необходимости направлять на погашение задолженности по займам и кредитам, в том числе досрочное, все средства, полученные в виде арендной платы за вычетом операционных расходов и неподконтрольных расходов арендодателя.

19. После полного погашения задолженности по займам и кредитам, привлеченных арендодателем в целях финансирования приобретения объекта, величина расходов на обслуживание и возврат займов и кредитов при расчете арендной платы устанавливается равной нулю.