Статья 72 зк рф муниципальный земельный контроль. Земельный кодекс РФ


Ст. 171, 172 НК РФ посвящены вычетам по НДС. Ими признаются уменьшения размера налога, рассчитанного по облагаемым операциям, на сумму обязательного платежа, предъявленного поставщиками либо отчисленные хозяйствующим субъектом по иным основаниям. В нормах содержится не только определение вычетов, но и правила их применения. В ст. 171, 172 НК РФ (с комментариями) устанавливаются условия, при соблюдении которых может рассчитывать на уменьшение сумм налога. В статье рассмотрим основные положения норм, порядок реализации права на вычет, а также нововведения, действующие с 2015 г.

Общие сведения

В п. 1 ст. 172 НК РФ определены основания, в соответствии с которыми производятся вычеты. Уменьшение налога осуществляется на основании информации, полученной из счет-фактур, выставленных продавцами/поставщиками при приобретении плательщиком услуг, продукции, имущественных прав, работ. Оно также производится в соответствии документами, удостоверяющими факт отчисления НДС при ввозе товара в Россию или на прочие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, уплату сумм, удержанных агентами. Вычеты могут производиться и в соответствии с другими бумагами в случаях, установленных п. 6-8 и 3 статьи 171.

Условия

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ, вычеты применяются исключительно к суммам, предъявленным плательщику при приобретении работ, продукции, имущественных прав, услуг в России или фактически отчисленных им при ввозе груза на территорию страны или иные районы, находящиеся в ее юрисдикции, после принятия указанных объектов к учету и при наличии первичной документации. Уменьшение налога при покупке ОС, НМА или оборудования к установке осуществляется в полном объеме. При этом речь идет об объектах, указанных в пунктах два и четыре статьи 171. Вычеты производятся после их принятия к учету. В случае приобретения услуг, продукции, имущественных прав или работ за инвалюту сумма пересчитывается в соответствии с курсом ЦБ, действующий на дату оприходования. Разницы в налоговой сумме, которые образуются у приобретателя при дальнейшей оплате, учитываются во внереализационных доходах по правилам, предусмотренным ст. 250, или доходов по ст. 265 Кодекса.

Сроки

Они устанавливаются п. 1.1 ст. 172 НК РФ. В соответствии с положениями нормы, вычеты могут заявляться в отчетных периодах в пределах трех лет с даты оприходования приобретенных плательщиком объектов в России или ввезенных на ее территорию, а также в иные районы, которые находятся ее юрисдикции. В пункте 1.1 ст. 172 НК РФ также установлено особое правило. Покупатель может получить счета-фактуры после окончания временного промежутка, в котором имущественные права, продукция, услуги или работы были приняты на учет, но до предусмотренного в 174 статье срока предъявления декларации. В этом случае, по пункту 1.1 ст. 172 НК РФ, субъект может принять сумму к вычету с того периода, в котором объекты были оприходованы.

Вычеты сумм по операциям реализации

Правила их применения устанавливает п. 3 ст. 172 НК РФ. При этом речь идет об операциях определенных статьей 164 (пунктом первым) Кодекса. Вычеты в отношении них осуществляются на момент расчета налоговой базы, предусмотренной ст. 167. Уменьшения сумм, приведенных в п. 10 статьи 171, производятся на дату, которая соответствует дню последующего исчисления налога по ставке 0%. Обязательным условием в данном случае выступает наличие на указанный момент документов, перечень которых определен

Дополнительные правила

Вычеты, указанные в п. 5 171 статьи, осуществляются полностью после отражения соответствующих корректирующих операций в учете при возврате товара или отказа от работ, продукции, услуг. Уменьшение налога должно быть выполнено не позже 1 года с даты расторжения договора. Вычеты, предусмотренные в абз. 1 и 2 пункта шесть 171 статьи, производятся по правилам, определенным п. 1 рассматриваемой нормы, а указанные в абзаце третьем - на момент расчета базы, предусмотренный ст. 167 (п. 10). В последнем случае, если при реорганизации предприятие не успело принять к уменьшению суммы, это делает организация-правопреемник по мере отчисления налога в бюджет, исчисленного предприятием при проведении строительно-монтажных мероприятий для собственных нужд по 173 статье.

П. 6 ст. 172 НК РФ

Уменьшения сумм допускается производить с даты отгрузки продукции, производства работ или оказания услуг, предоставления прав. Вычет налога разрешается в случаях, установленных п. 8 171 статьи. Вычет осуществляется в размере отчисления, рассчитанного со стоимости определенных предоставленных услуг, произведенных работ, переданных прав или отгруженных товаров. По п. 6 ст. 172 НК РФ, в их оплату должны быть засчитаны полученные ранее авансы, если такие условия установлены в договоре.

Вычет суммы разницы

Он осуществляется в соответствии с корректировочными счетами-фактурами, которые выставляются продавцами в порядке, предусмотренном в п. 5.2 и 6 169 статьи При этом необходимо наличие договора либо другого документа, удостоверяющего факт уведомления или согласие приобретателя на изменение цены отгруженной продукции, произведенных работ, предоставленных услуг или переданных прав. Уменьшение сумм может осуществляться не позднее трех лет с даты оформления корректировочной счет-фактуры.

Ст. 172 НК РФ (с комментариями)

В соответствии с рассматриваемой нормой, налоговые вычеты у приобретателя появляются в двух случаях. Первым является перечисление аванса. По п. 12 статьи 171, уменьшению подлежат суммы, предъявленные продавцом. По норме 168, он в течение 5 дней (календарных) с даты получения аванса оформляет счета-фактуры. При этом используются ставки 18/118 либо 10/110. Чтобы получить право на вычет в соответствии со ст. 172 НК РФ, субъекту необходимо иметь определенный перечень документов. К ним относят:

  1. Счета-фактуры, оформленные надлежащим образом.
  2. Платежные поручения. Эти документы подтверждают факт оплаты.
  3. Договор, в котором прописаны условия о том, что расчеты будут осуществляться с авансами.

При невыполнении хотя бы одного условия плательщик не может рассчитывать на вычеты.

Восстановление сумм

После передачи товара покупателю и оприходования в соответствии со ст. 170, возмещенные ранее отчисления должны быть выплачены в бюджет. Восстановление налоговых сумм с аванса осуществляется приобретателем в том периоде, в котором они подлежат вычету. Оно также производится в том временном промежутке, в котором имело место расторжение или изменение условий соглашения и была возвращена оплата, полученная в счет последующих поставок. Восстановление осуществляется в сумме, ранее принятой к вычету на дату аванса.

Оприходование

Использовать налоговый вычет по ст. 172 НК РФ можно по тем услугам, продукции, правам или работам, которые приобретались для перепродажи или совершения операций, подлежащих обложению НДС. Однако выполнения последнего условия на практике недостаточно. В соответствии с пунктом первым и утратившим с 2009 г. п. 2 ст. 172 НК РФ, для получения вычета необходимо соблюсти ряд требований. Рассмотрим их подробно.

Доказывание факта предъявления НДС

Подтверждающими документами могут выступать договор или прочие акты, в соответствии с которыми сумма налога подлежит отчислению. В зависимости от специфики поставки выделяют разные условия использования вычета. Если объекты были приобретены в России за денежные средства, суммы налога уменьшаются, если они предъявлены плательщику. Этот вариант считается наиболее распространенным. Подтверждение факта предъявления НДС осуществляется многими документами. В их числе счета-фактуры, и так далее. Если продукция ввозилась в Россию в то подтверждение можно предоставить только тогда, когда НДС уплачено при перемещении груза. При этом факт отчисления для возмещения сумм налога не имеет значения. Данное правило действует для таможенных режимов временного ввоза, внутреннего потребления, переработки вне контрольных зон.

Счет-фактура

Ее наличие является обязательным условием для вычета по ст. 172 НК РФ, если законодательство не предусматривает иное. К примеру, не требуется счета-фактуры при удержании налога агентами. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с Письмом ФНС от 21.10.2013 г., выпущен универсальный передаточный документ. Его форма может использоваться экономическими субъектами для оформления самых распространенных операций хозяйственной жизни. К ним, в том числе, относят сдачу-приемку услуг. Применение УПД рекомендовано, но не обязательно. Неиспользование этой формы не может являться основанием для отказа в налоговом учете операций для целей обложения.

Осуществление определенной деятельности

Для реализации права по ст. 172 НК РФ, предприятие должно осуществлять операции по:


Обязательность принятия к учету

Приобретаемая продукция, услуги, работы должны быть оприходованы с оформлением первичных документов. По ст. 172 НК, таким образом, вычет осуществляется из тех сумм НДС, которые предъявлены или фактически выплачены при ввозе груза на территорию России, после его оприходования при наличии соответствующих бумаг. При этом уменьшения налога, выставленного продавцами экономическому субъекту при приобретении ОС, оборудования к установке в том числе, а также нематериальных активов или отчисленных при перемещении объектов через границу, выполняются в полностью после того, как они будут приняты к учету. Право воспользоваться вычетами возникает при соблюдении всех приведенных выше четырех требований.

Нововведение

Ст. 172 была дополнена п. 1.1. Он вступил в действие с 01.01.2015 г. В соответствии с введенным новым положением, налоговые вычеты, установленные в пункте втором ст. 171, могут заявляться в контрольные органы в течение трех лет после того, как работы, продукция, услуги, имущественные права, приобретенные плательщиком в России либо ввезенные на ее территорию или в районы, находящиеся под юрисдикцией государства, будут поставлены на учет. Следует обратить внимание на дополнительную возможность, введенную законодательством. В частности, если покупатель получил счет-фактуру от продавца после окончания налогового периода, в котором объекты были оприходованы, но до истечения срока для декларирования, установленного по ст. 174, приобретатель вправе принять к вычету налоговые суммы с того временного промежутка, в который продукция, услуги, имущественные права или работы были приняты к учету.

Заключение

Достаточно часто экономические субъекты пользуются правом на налоговый вычет. Однако для предупреждения проблем, которые могут возникнуть при его реализации, необходимо внимательно изучить законодательство. При этом следует учесть нововведения, вступившие в действие с 2015 г. Хозяйствующим субъектам, кроме прочего, необходимо соблюсти условия и требования, выставляемые нормами. Это касается и оформления первичной документации, и предоставления подтверждающих документов. Важно также соблюсти сроки заявления сумм к вычету. Все эти нюансы необходимо учитывать бухгалтерам как продавцов, так и покупателей. Основные разъяснения по применению установленных правил даются в письмах ФНС.

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

4. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

9. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 72 ЗК РФ

1. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ; поэтому многое объединяет муниципальный и общественный контроль. И это естественно: органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны земель и всей окружающей среды.

2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления предусматривают в ряде случаев земельный и природоохранный, муниципальный и общественный контроль на территории муниципального образования. Так, согласно Положению о старостах в поселковых и сельских округах Одинцовского района Московской области староста сельского населенного пункта принимает участие в разрешении земельных и иных природоресурсных споров; осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель, составляет и представляет в администрацию акты (или докладные) на необработанные (неиспользуемые) земельные участки в пределах населенного пункта; рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан по вопросам отношений в области охраны земель.

Предусмотренными законом формами осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями. Правовой основой этой деятельности является ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления.

2.1. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге часть полномочий муниципальных образований, составляющих эти мегаполисы, закрепляется согласно законодательству РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга за законодательными и исполнительными органами этих городов в целях единообразия обеспечения земельного правопорядка и законности, единой политики осуществления государственного земельного контроля.

3. В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане в соответствии с комментируемой статьей наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

Наряду с полномочиями граждан и общественных объединений, иных контрольных функций в области использования и охраны земель, предусмотренных в комментируемой статье, их права по участию в природоресурсной и природоохранной деятельности указываются в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 68 общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством РФ. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

В ст. ст. 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду. В частности, указывается, что органы государственной власти и самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Важно отметить, что и в комментируемой статье, и в указанном Законе с правами физических и юридических лиц корреспондируют соответствующие обязанности государственных органов РФ и субъектов РФ, муниципальных органов и их должностных лиц.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями, гражданами и имеет те же задачи, что и иные формы земельного контроля, в том числе государственного и производственного контроля за охраной и использованием земель. Порядок участия граждан в охране и использовании природных ресурсов, осуществлении общественного контроля регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.) , иным законодательством, подзаконными актами, уставами и другими основополагающими актами общественных объединений.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; N 6. Ст. 636.

Так, по Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 9 мая 2005 г.) профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, в разработке правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности. Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны атмосферного воздуха, животного мира, земель и окружающей среды через свои органы и имеют право беспрепятственно посещать организации, их структурные подразделения, рабочие места, вправе требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752.

В Федерации независимых профсоюзов России, в профессиональном союзе шахтеров и ряде других российских профсоюзов создан отдел по проблемам труда и экологии, которым готовится и осуществляется методика общественного природоохранного (фаунистического, земельного и иного экологического) контроля, создана ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие», одной из задач которой является координация сотрудничества общественных объединений между собой и с государственными структурами в области контроля за использованием земель и других природных ресурсов.

Велико участие общественности на стадиях выбора земельных участков для строительства, проектирования объектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на землю и иные объекты окружающей среды. Общественные слушания предусматриваются в качестве обязательных при оценке воздействия будущего объекта на окружающую среду, учитываются при проведении государственной и общественной экологической экспертизы.
———————————
См.: Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» // БНА. 2000. N 31.

Вопросы непредоставления общественному контролю информации решаются в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22 августа 2004 г.) . Однако согласно ст. 7 названного Закона сведения, не подлежащие засекречиванию, включают состояние экологии, здравоохранения, санитарии; факты нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях в области охраны земли и всей окружающей среды, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий, в осуществлении государственного экологического контроля.

В ряде ведомств разработаны и применяются положения об общественных инспекциях, состоящих из граждан. Такие инспекции и положения о них были приняты в области земельных отношений, охраны рыбных и охотничьих запасов, в области лесного хозяйства. Последнее время восстанавливаются добровольные народные дружины по охране общественного порядка, к функциям которых относится и поддержание экологического правопорядка.

Большие надежды возлагаются на муниципальный и общественный земельный контроль как наиболее приближенный к населению в части резервирования земель и их изъятия для государственных и муниципальных нужд, соблюдения требований Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455).

Текст актуализирован: 29.01.2020

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)
1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 335-ФЗ)
4. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.
9. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
(п. 9 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.

4. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ.

Комментарий к статье 72 ЗК РФ

(Наименование в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 года N 234-Ф3.)
Определение муниципального земельного контроля соответствует общему определению муниципального контроля, данному в ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также полностью соотносится с определением государственного земельного надзора.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Осуществление муниципального земельного контроля регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (см.: Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора). М.: ИЗиСП-Триумф, 2012).

Рассматриваемой статьей однозначно определена территория на которой осуществляют муниципальный земельный контроль органы местного самоуправления различных типов муниципальных образований.

Главной особенностью муниципального земельного контроля, установленной данной статьей, является отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в части нарушения требований земельного законодательства, рассмотрению данных дел и привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Этими полномочиями обладают только органы государственного земельного надзора, а органы муниципального земельного контроля могут направить акт проверки, проведенной в рамках муниципального земельного контроля на рассмотрение в органы государственного земельного надзора.

Привлечение к ответственности за выявленное нарушение требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, будет осуществляться в соответствии с таким законодательством (см.: С.А.Боголюбов, Е.А.Галиновская, Ю.Г.Жариков, Е.Л.Минина. Земельное право: учебник. М.: Проспект, 2013).

Консультации и комментарии юристов по ст 72 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 72 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Проект N 240387-4

в третьем чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147) изменение, дополнив ее пунктом 21 следующего содержания:

"21. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Земельного Кодекса Российской Федерации"

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Аналогичное положение имеется в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, и полномочия в сфере земельного контроля, осуществляемые по общему правилу органами местного самоуправления, в городах федерального значения могут осуществляться, по логике указанных федеральных законов, органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В то же время, не указывает на установление таких особенностей осуществления этого контроля в городах федерального значения, при том, что в других случаях, где такие особенности разграничения полномочий в сфере земельных отношений имеются, на это дается прямое указание Земельного кодекса (пункт 4 статьи 19 , пункт 10 статьи 31 , пункт 2 статьи 83 и так далее). В такой ситуации отсутствии прямого указания в статье 72 Земельного кодекса на возможность осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти городов федерального значения может быть истолковано как отсутствие такой возможности.

При этом предусмотренный статьей 71 Земельного кодекса государственный земельный контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, имеет четкие параметры по субъектам и объектам такого контроля, определенные Положением о государственном земельном контроле , которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833 . Нормы статьи 71 Земельного кодекса не дают правовых оснований для осуществления органами государственной власти городов федерального значения тех функций, которые по общему правилу осуществляются в рамках муниципального земельного контроля.

Поскольку единство системы земельного контроля на территории города федерального значения является элементом обеспечения городского хозяйства, а кроме того, в большей степени гарантирует права граждан и юридических лиц при проведении контрольных мероприятий, предлагается прямо предусмотреть возможность осуществления полномочий в сфере земельного контроля в городах федерального значения органами государственной власти этих субъектов.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на , внесенный
депутатами Государственной Думы И.Н.Габдрахмановым, А.А.Агеевым,
В.А.Васильевым, К.Ф.Затулиным, А.С.Ивановым, Г.К.Леонтьевым,
П.А.Медведевым, В.Р.Мединским, П.А.Пожигайло, Г.П.Хованской, С.В.Широковым

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменение в , установив, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург - полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием земель и установлению порядка его осуществления могут быть отнесены законом соответствующего субъекта Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков