Ответственный за производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль: новые требования к программе и отчету


Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.

Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.

Что такое производственный экологический контроль

Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.

Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.

С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.

План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2019 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

Кем и когда разрабатываются

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.

В документе должны содержаться следующие подразделы:

  • Общие положения.
  • Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
  • Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
  • Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
  • Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Как составить отчет по ПЭК

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки . Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

  1. Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
  2. Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке раскроем тему производственного экологического контроля. Проведём своего рода ликбез по данному мероприятию.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (далее — Производственный Экологический Контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Цели производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды
Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи производственного экологического контроля

Основными задачами производственного экологического контроля является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

1. соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
2. соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
3. соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
4. выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

Производственный экологический контроль проводится над:

— соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
— соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов с учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
— обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
— источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
— эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
— соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
— использованием опасных и вредных химических веществ в производстве
— выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
— получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
— своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объектами производственного экологического контроля являются:

— стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— системы очистки отходящих газов;
— источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
— системы очистки отработанных вод;
— системы оборотного и повторного водоснабжения;
— источники образования отходов производства;
— объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
— склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
— объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
— природные ресурсы;

В связи с вступлением в силу изменений внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, добавлены следующие аспекты осуществления производственного контроля (действуют с 1 января 2015 года).

1) Производственный экологический контроль осуществляется на объектах I, II, III категорий.
2) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих указанные объекты, разрабатывать программу производственного экологического контроля, которая должна содержать, в том числе, следующие сведения:
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и привлекаемых, аккредитованных испытательных лабораториях.
П.С.: Существует особый ГОСТ Р 56061-2014 . Этот стандарт устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности. Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Если на вашем предприятии ее еще нет — скорее разрабатывайте программу производственного экологического контроля.
3) Установлена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного экологического контроля в обязательном порядке проводить измерения выбросов, сбросов тех загрязняющих веществ, которые характеризуют применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
4) Установлена обязанность фиксации результатов производственного экологического контроля и представления в уполномоченный орган государственной власти отчета о результатах производственного экологического контроля.
5) Требования к форме отчета об организации производственного экологического контроля и результатах его проведения будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти после 1 января 2015 г. (до сих пор сведений об этой отчетности не поступало).

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Как мы все помним, в 2014 году с появлением 219 федерального закона поменялись требования к производственному экологическому контролю. Появилась новая редакция 67 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Старая редакция была достаточно лаконичной: Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Что с ним делать, кому нести, в каком объеме. Все на субъективное усмотрение.

Но 219-ФЗ была внесена конкретика. Единственное, что эта конкретика должна была быть дополнена приказами и постановлениями. Да, сейчас середина уже 2016 года, но наконец-то появились тексты проектов! Можно начинать складывать картину в голове и таки готовится к введению этого самого ПЭКа.

Итак, давайте разбираться со всем по порядку.

Нормативная основа

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" (статья 25)

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" (статья 26)

Проект приказа МПР Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Проект приказа МПР Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Кто должен разрабатывать ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.

Критерии объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

Состав ПЭК

Развернутая информация о структуре программы содержится в Проекте Минприроды Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Кратенько о разделах и что в них включается.

Название раздела

Краткая характеристика раздела

Общие положения

Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

описание основных технологий и технологических процессов;

сведения об используемых установках очистки газа;

перечень стационарных источников;

перечень выбрасываемых загрязняющих веществ;

перечень и порядок выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ;

перечень используемых расчетных методик определения выбросов;

карты-схемы;

для объектов I категории перечень стационарных источников выбросов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и массы выбросов

Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников

схема систем водопотребления и водоотведения;

сведения об очистных сооружениях;

перечень сбрасываемых загрязняющих веществ;

Сведения о сточных водах и источниках их образования

Сведения о сточных водах, принимаемых от абонентов

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения

перечень образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности видов отходов;

перечень эксплуатируемых, в том числе рекультивированных или законсервированных, объектов размещения отходов на данном объекте;

сведения о местах (площадках) накопления отходов;

сведения о лицах, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

копию документа, подтверждающего наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности;

сведения о технических характеристиках специализированного оборудования (установок) по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления;

сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение;

характеристика объектов размещения отходов;

мероприятия по проведению работ по рекультивации земель, занятых объектами размещения отходов, после окончания их эксплуатации.

Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;

сведения об образовании, повышении квалификации, опыте работы, дате последней аттестации сотрудников подразделений

Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

наименование и адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

область аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений

Производственный контроль в области:

Охраны атмосферного воздуха;

Охраны и использования водных объектов;

Обращения с отходами»;

Использования и охраны земель;

Охраны и пользования недрами;

Состоянием животного и растительного мира;

За реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок пересмотра и кооректировки ПЭК

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду , а также в случаях

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Предприятия подлежащие федеральному надзору направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, предприятия подлежащие региональному надзору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения к федеральному экологического надзору указаны в постановлении правительства № 903 от 28 августа 2015 года «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Отчет оформляется в двух экземплярах , один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.

Что входит в отчет

А тут мы переходим к другому проекту: Проект приказа МПР «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». Итак, что же мы включаем в этот самый ежегодный отчет:

    I. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

    Общие сведения

    Сведения о применении на объекте технологий, соответствующих наилучшим доступным технологиям

    Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

    II. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

    Перечень веществ, включенных в план-графика инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Результаты инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объекта

    Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объект

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Результаты проведения проверок работы установок очистки газа

    III. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

    Сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема сбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Сведения о результатах ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

    Результаты проведения проверок работы очистных сооружений

    Результаты контроля состава и свойств сточных вод, в случае если на объекте осуществляется прием сточных вод от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

    IV. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

    V. Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в программу наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    Результаты контроля мероприятий, направленных на ликвидацию или локализацию загрязняющих веществ, в результате поступления которых произошло загрязнение земель при наблюдении за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду в случае возникновения аварийных ситуаций

    Результаты наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    VI. Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами

    Сведения о результатах ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр

    VII. Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира

    Перечень индикаторных объектов животного и растительного мира, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации (далее – объекты животного и растительного мира), обитающих в пределах зоны воздействия объекта на окружающую среду

    Результаты контроля за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира

    Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира

    Результаты оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира

    VIII. Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды

    Результаты контроля выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды

Весь отчет будет представлять 25 таблиц, формы которых представлены в приказе. Там же вы найдете и методические указания по тому, как эти таблицы должны заполняться. На них стоит обратить не малое внимание при заполнении форм так как, в соответствии с пунктом 5 приложения 2 В случае обнаружения респондентом или принимающим органом ошибок в заполненной форме респондент заполняет новый бланк формы и передает его принимающему органу. Меньше опечаток – меньше бумаги. Корректор может не спасти.

Так же весь объем таблиц заполнять потребуется не всем: Заполнение таблиц отчета зависит от присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, на котором респонденты осуществляют хозяйственную и иную деятельность. Полный комплект представляют только Респонденты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте I категории. Остальные респонденты представляют сокращенный вариант (подробнее в разделе 3 вышеупомянутого приказа: Требования к заполнению отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в зависимости от категории объектов хозяйственной деятельности).

Коротко о главном

Ну и краткое резюме из вышенаписанного:

Делаем программу. Делаем сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем

По итогам года делам отчет по нашей программе

До 25 марта направляем отчет в уполномоченный орган в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минприроды России утвердил требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля .

Представляем содержание новых требований к Программе и Отчету по проведению производственного экологического контроля (ПЭК).


1. Требования к содержанию Программы ПЭК

1.1. При разработке Программы ПЭК должны учитываться следующие факторы:

  • категория объекта (уровень НВОС);
  • применяемые технологии;
  • особенности производственного процесса;
  • особенности НВОС.

1.2. Если предприятие имеет несколько объектов НВОС, обладающих различными характеристиками, Программа ПЭК должна разрабатываться на каждый объект НВОС.

Причины корректировки Программы ПЭК:

  • изменение технологических процессов,
  • замена технологического оборудования,
  • замена сырья,

если данные обстоятельства приводят к следующим последствиям:

  • изменение характера, вида НВОС;
  • изменение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% .

Программа ПЭК должна быть скорректирована в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

1.3. Перечень разделов Программы ПЭК соответствует п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ и включает сведения: 1) об инвентаризации выбросов, сбросов и их источников, отходов и объектов их размещения, 2) о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК, 3) собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях, 4) периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

1.4. Подробно регламентировано содержание каждого раздела. Так, раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подразделы по каждому виду воздействия (выбросы, сбросы, отходы).

В свою очередь, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен включать:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов,
    • с указанием номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ,
    • периодичности проведения контроля,
    • мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов,
    • в отношении загрязняющих веществ, включая маркерные , по которым установлены технологические нормативы,
    • в отношении каждого источника, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки ,
    • за исключением источников , выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия;
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений):
    • адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
    • перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
    • методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
    • периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» включает:

  • мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов ;
  • программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод :
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
  • план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков - не реже двух раз в год ;
  • программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной : за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) , при этом периодичность отбора проб в фоновом и контрольном створах водного объекта также составляет:
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
    • для объектов III категории не менее одного раза в квартал;
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»:

  • программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду - в случае наличия собственного (на любом законном основании) объекта размещения отходов;
  • сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами .

1.5. Регламентированы случаи применения расчетных методов контроля для определения показателей выбросов загрязняющих веществ:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов);
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.

1.6. Требования об утверждении Программа ПЭК Росприроднадзором, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Исходя из содержания п. 1 Приложения № 1 к Приказу, Программа ПЭК, как и раньше должна утверждаться самим лицом, осуществляющим ПЭК (его руководителем).

Требование о направлении Программы ПЭК в уполномоченный орган в уведомительном порядке также отсутствует.


2. Требования к порядку и срокам предоставления Отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

2.1. Отчет о результатах ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным:

  • по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора;
  • по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

2.2. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у лица, осуществляющего ПЭК, а второй вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется в уполномоченный орган (нарочным) или направляется по почте.

Также Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2.3. Требований, регламентирующих содержание Отчета о результатах осуществления ПЭК, анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Следовательно, при составлении Отчета необходимо руководствоваться п. 6 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, согласно которому документация о результатах осуществления ПЭК, должна включать сведения:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • об обращении с отходами производства и потребления;
  • о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
При этом необходимо принимать во внимание положения анализируемого Приказа Минприроды России о содержании Программы ПЭК.


О чем подумать, что сделать

Приказ Минприроды России № 74 объединил разрозненные положения, касающиеся ПЭК, содержавшиеся в различных нормативно-правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании оформления документации, связанной с осуществлением ПЭК, а значит, при применении нового правового регулирования не избежать возникновения споров с контролирующими органами.

Всем лицам, обязанным разрабатывать и утверждать Программу ПЭК и сдавать Отчет по результатам осуществления ПЭК рекомендуем ознакомиться с новыми требованиями, и в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации.


Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить подробные консультации о применении новых требований как по вопросам, связанным с подготовкой Программы ПЭК, так и по вопросам подготовки Отчета по результатам осуществления ПЭК, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.


Предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утв. Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56. Утвержденную лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов и направленную в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора, соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.