Объекты относящиеся к iv категории. Негативное воздействие на окружающую среду. Новые правила контроля


Производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду будут контролироваться строже. С 2015 года собственники объектов - источников загрязнения обязаны ставить их на государственный учет, в ходе которого объектам будет присвоена соответствующая категория. Однако на сегодняшний день порядок ведения такого учета и критерии присвоения категории не утверждены.

Будьте осторожны, потому что ошибки, подобные этому, ползут за ваш счет. Фактически, ваш арендатор может уменьшиться только с момента, когда он сообщил об этом дефекте, и только до тех пор, пока дефект не будет устранен. Это означает, что ваш арендатор может фактически сократить только на 3 дня, если на квартиру наступает дефект в течение 3 дней после отказа. На практике, однако, арендаторы также снижают арендную плату за весь месяц, даже если ущерб длится всего несколько дней.

В квартире арендатора выпадает в октябре, отопление. На 10, ваш арендатор сообщил о дефекте. Неисправность нагрева может быть устранена, так что нагрев снова прекратился. Здесь оправдано снижение на 20%. Однако только за период от до и включительно, так что в течение 2 дней. Если бы ваш арендатор уменьшил общую ежемесячную арендную плату на 20%, это было бы недопустимым.

При этом с 1 января 2015 года плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается (ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ; письмо Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413).

Жилищная собственность, частная собственность, а также одно - и двухквартирные дома должны оцениваться методом сравнения. Имя самоочевидно. Значение, относящееся к налогу на наследство и дарение, определяется на основе закупочных цен на недвижимость, которые достаточно сопоставимы с вашим имуществом, которые должны оцениваться с точки зрения факторов, влияющих на стоимость.

Сравнительные цены будут сообщены вам компетентными экспертными комитетами. Однако, субординационно, налоговая служба, ответственная за вас, также может полагаться на имеющиеся документы для сопоставимых покупок недвижимости. Макс получил кондоминиум от своего дяди в доме с 6 партиями, в котором он живет сам по себе. Это мансардная двухуровневая квартира площадью 200 квадратных метров.

Новации Закона № 7-ФЗ касаются не только промышленных предприятий, но и всех юрлиц и ИП, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы производства и потребления. Дело в том, что статья 3 данного закона, устанавливающая основные принципы охраны окружающей среды, дополнена новым принципом "платит тот, кто загрязняет". Он заключается в обязательности финансирования указанными выше лицами мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и устранению последствий этого воздействия. То есть конкретизирован субъект платы за загрязнение.

Незадолго до пожертвования квартира площадью 80 квадратных метров была продана на полу по цене € 000 за квадратный метр. Помимо размера, две квартиры достаточно сопоставимы с точки зрения факторов, влияющих на стоимость. Поэтому цена квадратного метра квартиры площадью 80 кв. Поэтому квартира должна быть оценена в € 000. Сопоставимость часто проблематична.

Даже если метод сравнения кажется простым, на практике вы столкнетесь со значительными трудностями в налоговой инспекции. Поскольку процедура работает только в том случае, если имеется достаточная сопоставимость. Однако здесь сомнительно, возможна ли такая сопоставимость.

Именно с внедрением данного принципа, а также с необходимостью стимуляции использования НДТ для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду связаны основные новации природоохранного законодательства.

Рассмотрим изменения, которые уже действуют, а потому являются наиболее актуальными на данный момент.

Присвоение категории негативного воздействия на окружающую среду

Разработан механизм дифференцирования хозяйствующих субъектов по степени негативного влияния на окружающую среду для применения к ним пропорциональных мер государственного регулирования. В связи с этим введено новое понятие - "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду", обозначающее объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенную единым назначением и (или) неразрывно связанную физически или технологически и расположенную в пределах одного или нескольких земельных участков. Указанные объекты распределяются на категории по степени негативного воздействия (ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ):

Представьте себе недавно построенный односемейный жилой комплекс. Все свойства идентичны с точки зрения макета, оборудования и цены. Однако, спустя 10 лет, этого больше не будет. Однако во втором объекте произошло несколько преобразований: память была расширена, что увеличило жизненное пространство. Во всех комнатах есть прекрасные материалы, такие как мрамор, гранит, паркет и т.д. ванные комнаты были роскошно отремонтированы.

  • Объект опустился.
  • Однако третий объект поддерживался и не работал, но никаких инвестиций не было.
Все три свойства, вероятно, будут считаться достаточно сопоставимыми экспертными комитетами и налоговыми органами.

  • I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения НДТ;
  • II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Категория объекта влияет, в частности, на порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (так, лица, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, освобождены от платы за НВОС с 2016 г.), а также на необходимость осуществления производственного экологического контроля в виде измерения выбросов и сбросов (предусмотрен для объектов I-III категории). Кроме того, юрлица и ИП, ведущие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, а на объектах II категории - раз в семь лет (при отсутствии изменений) представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Если вы получаете третье имущество, рейтинг зависит от совпадения того, продается ли сбежавший дом или роскошно отремонтированное имущество. Если свойство выбытия дает сравнительное значение, налоговая служба будет печалиться. Если сравнительное значение исходит от роскошного имущества, вам придется бороться за более низкую оценку.

Хотя вы зависите от соответствующих сравнительных значений для этой процедуры оценки для вашей жилой недвижимости, частичной собственности или вашего дома с одной или двумя семьями, вы можете самостоятельно провести оценку своей собственности в других процедурах.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, должны быть установлены Правительством РФ с учетом:

  • уровней воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровня токсичности, канцерогенных и мутагенных свойств загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классов опасности отходов производства и потребления;
  • классификации промышленных объектов и производств;
  • особенностей осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Таким образом, в качестве критериев отнесения объекта к той или иной категории будет применяться его принадлежность к определенной отрасли с учетом показателей мощности производства.
На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие критерии отнесения объектов к той или иной категории и порядок постановки их на государственный учет, до сих пор не приняты. Проект постановления Правительства РФ "Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий" находится в стадии обсуждения.

Собственность обычно покупается как инвестиция или населяет ее самостоятельно. Для первого хорошо, если существующая аренда безопасна. Потому что в этом случае надежное планирование, особенно в отношении финансирования, безопасно. Для последнего, однако, это наоборот: если вы хотите купить недвижимость самостоятельно, важно, чтобы аренда могла быть прекращена из-за личных потребностей.

Нередко также случается, что намерение к самоиспользованию берется позже или в какой-то момент в семье возникают собственные потребности. Вы должны рассмотреть эти варианты при приобретении арендованного имущества. Потому что ясно одно: с приобретением недвижимости и вашей записью в земельный регистр вы становитесь арендодателем. И после тех же условий, которые были ранее. Если предыдущий арендодатель согласился исключить обычное прекращение, вы обязаны этому, поэтому прекращение из-за внутренних потребностей тогда невозможно.

Проект содержит достаточно детальное описание видов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на отнесение объекта к той или иной категории, при формировании которого учитывались виды производственной деятельности, на которые распространяется действие Директивы Совета Европейского Союза (Директива Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15.01.2008; приложение 1 к Модельному закону "О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды" (принят 25.11.2008 пост. № 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ)).

И «купленный» срок аренды по-прежнему действует. Особенно здесь частая ловушка возврата. Причины, по которым предыдущий арендатор предоставил право на временную аренду, также должны сохраняться у лица приобретателя. Если это не так, временный договор неэффективен и автоматически становится бессрочной арендой с установленными законом периодами уведомления. Иными словами, как покупатель, вы должны намереваться использовать квартиру в конце аренды так же, как предыдущий владелец передал ее арендатору в начале периода аренды.

Затем вы должны сделать это в соответствии со временем и объемом, указанными предыдущим арендатором в лизинге. Если вы купили квартиру в качестве инвестиций, это окажется недостатком, если планировать перепланирование на более выгодных условиях было запланировано и на основе расчета прибыли. Поэтому: «приобретенная» аренда должна быть тщательно изучена как сам договор купли-продажи.

I категория присвоена объектам, относящимся в основном к отрасли тяжелой и химической промышленности при условии наличия в сбросах и выбросах данных объектов вредных (загрязняющих) веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности.

В II категорию включены объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов I категории (т.е. выбросы и сбросы которых не содержат веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), а также порты, аэродромы, склады для хранения нефтепродуктов, агрохимикатов, отходов и т.п.

Если вы сохранили свою арендуемую недвижимость более 10 лет в частном секторе, вы можете полностью продать их бесплатно. Это выглядит иначе, если вы продаете недвижимость в течение 10 лет после приобретения или производства снова. Если вы затем поймете прирост капитала, это будет подлежать вашей личной ставке подоходного налога плюс надбавка за солидарность и, если применимо, церковный налог.

Это коммерческая продажа земли

В дополнение к налоговой нагрузке на прирост капитала с подоходным налогом и вышеупомянутыми дополнительными налогами, торговый налог также может быть понесен в случаях так называемой торговли коммерческой недвижимостью. Продажа коммерческой недвижимости всегда считается, если в течение ограниченного периода времени приобретаются или производятся и перепродаются более 3 объектов. В этом контексте говорят о «границе трех объектов».

При этом в конце 2014 года утвержден Перечень областей применения НДТ (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р). Согласно документу, в список вошли двадцать восемь областей, в том числе:

  • добыча и обогащение руд и угля;
  • добыча нефти и газа;
  • захоронение и обезвреживание отходов;
  • производство химикатов, стекла, текстильных изделий;
  • разведение свиней и птицы, убой животных;
  • производство пищевых продуктов и прочие виды деятельности, сопряженные с образованием большого количества как органических, так и неорганических загрязняющих веществ.

Объектам по производству тепловой энергии (мощностью менее 2 Гкал/час) также присвоена IV категория.

Вы должны принять во внимание этот промежуток времени

Прецедентное право здесь относится к периоду в 5 лет как к «близкому временному контексту». Обратите внимание, однако, что это не жесткий период. Таким образом, налоговая служба может также принять на основе индивидуальных обстоятельств после 5 лет коммерческой торговли недвижимостью.

Используйте ограничение на 3 объекта только как указание

Поэтому в течение 5 лет они могут понять только 3-объектный лимит как указание на наличие коммерческой сделки с недвижимостью. Если вы продаете меньше товаров за этот период, вы все равно сможете удовлетворить требования торговли коммерческой недвижимостью. В противном случае, если вы продаете более трех объектов в течение 5 лет, это все равно можно сделать через частные продажи.

Все иные объекты, которые не относятся к I, II и IV категориям, предполагается относить к III категории.

Постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

Закон № 219-ФЗ вменяет в обязанность юрлицам и ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС, поставить такие объекты на государственный учет. Определены конкретные сроки:

Ваше намерение продать при покупке решит

Решающим для коммерческой торговли недвижимостью является ваше намерение с покупкой или вы в это время уже намерены продать, также будет предоставлена ​​коммерческая сделка с недвижимостью.

Даже ваше условное намерение связано с торговым налогом

Это применимо, даже если вы хотите продавать только при определенных обстоятельствах, и они пока не определены на момент приобретения или производства. Вы купили 4 объекта недвижимости. Для этих свойств вы теперь получите вовремя близость к покупке такого высокого предложения, что вы снова продадите недвижимость.

  • для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, - до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ);
  • для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2015 года, - в течение шести месяцев с даты начала их эксплуатации (п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Присвоение объекту соответствующей категории должно осуществляться при постановке на учет, а в дальнейшем категория может быть изменена (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).
При постановке на учет объекту также присваивается уникальный код, а использующим его юрлицам и ИП выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет (пп. 6 , 11 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

Несмотря на то, что вы изначально намеревались позволить 4 свойствам, есть коммерческая продажа недвижимости, потому что фактическая продажа - это, по крайней мере, условное намерение продать. Фактически, однако, вы отказались от своего первоначального намерения и продали имущество по ранее непреднамеренной причине. Однако это не исключает предположения Казначейства о том, что у вас уже есть условное намерение продать.

Когда налоговая служба принимает условное намерение

В недавнем постановлении Федерального финансового суда даже условное намерение продать было принято на момент покупки, хотя фактические продажи не производились добровольно, а под давлением финансовых банков. Поэтому конкретное мероприятие по продажам не может помешать вам, по крайней мере, быть объектом условного продажи.

Учет объектов планируется осуществлять в форме ведения реестра, представляющего собой информационную систему, создание и эксплуатация которой ведется в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

Помните о последствиях незапланированных продаж

На практике это отрезвляющий вердикт. Тем не менее, проверяйте каждую продажу недвижимости до того, как она будет проведена по налоговым рискам, чтобы дополнительный налог мог быть по крайней мере запланирован. Небольшое утешение заключается в том, что бизнес-налог не является определенным бременем, но может быть зачислен на личный подоходный налог.

Опасность для покупателей также должна быть раскрыта без запроса

Продавцы недвижимости часто думают, что было бы полезно не раскрывать существующие недостатки, так как они негативно влияют на цену покупки. Последнее может быть правдой, но это неправильное мнение, которое может быть дорогостоящим для вас. Как продавец имущества вы обязаны разъяснить, что на все вопросы отвечают полностью и правильно. Кроме того, вы должны раскрыть свой ущерб незапрашиваемым покупателям. Если вы нарушите это обязательство, вы несете ответственность за ущерб.

В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Проект № 23064). Предполагается, что сведения об объектах, которым присвоена IV категория, не будут вноситься в реестр. Вместо этого будет выдаваться свидетельство о присвоении объекту IV категории.

У продавца асбеста всегда требуется предоставить информацию

Когда именно вы должны выявлять недостатки, незапрашиваемые - дело отдельного случая. В договоре купли-продажи стороны исключили «гарантию на дефекты и дефекты». Раньше потенциальный покупатель уже отошел от намерений покупки, так как внешний фасад был покрыт асбестоцементными панелями.

Тем не менее, продавец не разделил этот факт с покупателем. Когда покупатель узнал об опасности использования строительного материала, он потребовал компенсацию в размере расходов на удаление асбеста. Федеральный суд подтвердил такое требование, если продавцу может быть предъявлено мошенническое сокрытие.

Порядок постановки объектов на учет достаточно подробно регламентирован Законом № 7-ФЗ. В соответствии с его нормами Министерство природных ресурсов и экологии РФ должно разработать форму заявки о постановке на учет, содержащую сведения для внесения в реестр объектов, оказывающих НВОС, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Форма такой заявки пока не разработана. Однако, учитывая положения Закона № 7-ФЗ о данных, которые должен включать реестр (п. 4 ст. 69 Закона № 7-ФЗ), можно предположить, что в заявке необходимо будет указывать:

При этом заявку необходимо подать в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов, если дата ввода в эксплуатацию позднее 1 января 2015 года, в остальных случаях - до 1 января 2017 года. Документ представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией (п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Конкретные ведомства пока не определены. Исходя из текста Проекта № 23064 такими полномочиями будут обладать территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленной компетенцией. На заседании Правительства РФ 9 апреля 2015 года был одобрен проект постановления Правительства РФ "О внесении изменения в положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", наделяющий данный орган полномочиями, предусмотренными Законом об охране ОС по учету объектов.

Следует отметить, что Закон № 7-ФЗ не дает четкого ответа на вопрос, в органах власти какого уровня - федерального или регионального - подлежит учету тот или иной объект. Однако перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, должен определяться на основании установленных Правительством РФ критериев (п. 6 ст. 69 Закона № 7-ФЗ). Объекты, не попавшие в данный перечень, подлежат учету в органах исполнительной власти субъектов РФ (п. 7 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

На данный момент критерии, на основании которых определяется перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, законодательно не установлены. Существует проект постановления Правительства РФ "Об установлении критериев, на основании которых определяется перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" от 16 декабря 2014 года (далее - Проект № 21565) (http://regulation.gov.ru/project/21565.html), в соответствии с которым под федеральный контроль подпадают не только объекты I категории, но и, в частности, объекты, расположенные в особых природных зонах, объекты, относящиеся к оборонной промышленности, и т.д.

Ориентировочное число объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому Росприроднадзором, составляет около 40 тысяч (Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства РФ от 13.04.2015 № 9028-ОФ/Д26и).

В случае если Проект № 21565 будет принят Правительством РФ, утратит силу Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный ранее (утв. пост. Правительства РФ от 31.03.2009 № 285).

Таким образом, несмотря на то что Закон № 7-ФЗ устанавливает довольно простой и понятный порядок постановки на учет объектов, оказывающих НВОС (ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ), наличие большого количества отсылочных норм на нормативные акты, которые еще не приняты, находятся на стадии разработки или утверждения, делает этот порядок фактически неприменимым. На сегодняшний день:

  • только утверждаются критерии отнесения объекта, оказывающего НВОС, в ту или иную категорию. При этом проекты законодательных актов содержат довольно размытые формулировки, что может вызвать затруднения и споры при постановке на учет объекта, подпадающего, например, одновременно под несколько категорий;
  • нет информации, позволяющей понять, в какой орган экологического надзора - федеральный или региональный - необходимо подавать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • не утверждена форма такой заявки;
  • порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, находится в стадии разработки.

В настоящий момент применение новаций Закона № 219-ФЗ в существующей редакции довольно затруднительно. Отсутствие в самом Законе № 7-ФЗ четко прописанных критериев для отнесения объектов к конкретной категории не позволяет хозяйствующему субъекту оценить влияние изменений в природоохранном законодательстве на его деятельность. Фактически именно от категории объекта зависит порядок расчета и утверждения нормативов допустимых и временно разрешенных выбросов, сбросов, получение разрешений на выбросы, сбросы или комплексных экологических разрешений, подача деклараций о воздействии на окружающую среду, ставки платежей за негативное воздействие, порядок проведения государственного экологического надзора, организация производственного экологического контроля, то есть, по существу, исполнение Закона № 7-ФЗ в целом.

Больше всего от такой неопределенности пострадают собственники объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2015 года. Ведь им придется ставить такие объекты на учет в течение шести месяцев с момента начала эксплуатации, в то время как владельцы объектов, введенных в эксплуатацию до этой даты, имеют в запасе два года, в течение которых необходимые подзаконные акты, возможно, будут приняты и отработаны на практике.

Единственное, что установлено четко и безотлагательно, - это система штрафных санкций. Глава 8 КоАП РФ дополнена статьей (ст. 8.46 КоАП РФ), предусматривающей штраф за непостановку или несвоевременную постановку объектов на учет: от 5 до 20 тыс. рублей - для должностных лиц, от 30 до 100 тыс. рублей - для юридических лиц и ИП.

Экологическая общественность уже который месяц находится в состоянии повышенной активности. Дело в том, что государство решило кардинально изменить систему нормирования воздействия на окружающую среду. Так, в середине прошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

Объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории );

Объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории );

Объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории );

Объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории ).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект). В январе-апреле 2015 г. были проведены публичные слушания, с учетом результатов которых Проект был доработан , прошел независимую антикоррупционную экспертизу и был представлен Правительству на утверждение. Давайте рассмотрим доработанный Проект подробнее.

Для начала отметим, что согласно п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться:

Уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

Уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

Классификация промышленных объектов и производств;

Особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

В Проекте критерии базируются на принадлежности объекта, оказывающего НВОС, к конкретной отрасли (части отрасли, производству) с учетом показателей мощности производства.

I КАТЕГОРИЯ

В соответствии с пояснительной запиской к Проекту к объектам I категории относятся объекты отраслей (части отраслей, производства), которые характеризуются наибольшим вкладом в загрязнение окружающей среды или осуществляют выбросы, сбросы, содержащие наиболее опасные для здоровья населения и состояния окружающей среды химические вещества или их соединения.

Кроме того, на основании Федерального закона № 7-ФЗ в I категорию попадают объекты хозяйственной и иной деятельности, относящиеся к областям применения НДТ. В связи с этим в качестве критериев отнесения объектов к I категории были использованы отрасли (части отрасли, производства), которые в соответствии с перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (далее — Распоряжение № 2674-р), относятся к областям применения НДТ.

При формировании критериев отнесения хозяйствующих субъектов к I категории учитывались виды производственной деятельности с конкретными показателями мощности, на которые распространяется действие Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 15.01.2008 № 2008/1/EC «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» и приложение 1 к Модельному закону «О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды» (принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением № 31-8 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ).

В связи с тем, что объекты I категории являются основными загрязнителями окружающей среды, им в Проекте уделено большое внимание (перечень объектов I категории занимает больше половины объема Проекта).

К таким объектам предлагается отнести в первую очередь объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, объекты энергетики, металлургии, предприятия органического и неорганического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, предприятия текстильной, кожевенной, целлюлозно-бумажной, пищевой, свиноводческой и птицеводческой отраслей, мясокомбинаты, предприятия с мощными цехами электролитической и химической обработки сырья, объекты, на которых осуществляется производство оксида магния, работы по обработке поверхностей, предметов и продукции с использованием органических растворителей и др.

Отметим, что в доработанном Проекте была сделана важная оговорка: указанные объекты относятся к I категории при условии наличия в сбросах и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду данных объектов веществ 1 и (или) 2 класса опасности . На наш взгляд, сделать такую оговорку было вполне разумным и оправданным шагом, т.к. это существенно снижает количество потенциальных объектов I категории.

Согласно Проекту к объектам I категории не относятся предприятия, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, в которых оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов.

Объекты I категории будут под самым пристальным контролем со стороны государства. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для них предусмотрен особый способ нормирования — получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР):

Извлечение

Статья 31.1 Комплексное экологическое разрешение
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
[…]
10. Комплексное экологическое разрешение содержит:
технологические нормативы;
нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
нормативы допустимых физических воздействий;
нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
требования к обращению с отходами производства и потребления;
согласованную программу производственного экологического контроля;
срок действия комплексного экологического разрешения.
[…]
19. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ выданные до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут действовать до дня получения КЭР . Заявку на получение КЭР необходимо будет подать в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности :

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
(вступит в силу 01.01.2019)
1. […] В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
[…]

Кроме того, стационарные источники выброса, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
[…]
9. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
[…]

Кроме всего прочего, согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Отметим также, что с 1 января 2018 г. должны вступить в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), согласно которым в ст. 11 будут установлены дополнительные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (новые пп. 7.5 и 7.6):

Проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории , за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подп. 4 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ;

Материалы обоснования КЭР , разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подп. 7.5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ.

II КАТЕГОРИЯ

К объектам II категории относятся объекты, оказывающие умеренное НВОС. В данный перечень входят в том числе объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов, отнесенных к объектам I категории.

КСТАТИ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий» Минпромторг России при участии Минсельхоза России, Росстандарта и Роспотребнадзора в течение 2015-2017 гг. разработает 47 справочников по НДТ для различных областей промышленности.
В этой связи также стоит отметить Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям».

Кроме того, ко II категории относятся объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы (газовые и нефтяные), крупные аэродромы, объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние водные порты, морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты по разведению крупного рогатого скота, объекты по производству силикатного кирпича, объекты с оборудованием для расплава минеральных веществ и др. Обратите внимание, что далеко не для каждой отрасли указаны производственные мощности, исходя из которых производится отнесение объектов к той или иной категории.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 219-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ, для объектов II категории будет введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду :

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2019)
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
[…]
3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация о реализации природоохранных мероприятий;
данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
[…]
7. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
[…]

Извлечение
из Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ
«Об охране атмосферного воздуха»

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух
[…]
11. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух .

К слову, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 219-ФЗ, не содержат информации о представлении объектами III категории отчетности о сбросах вредных (загрязняющих) веществ .

На объектах III категории также разрабатывают и утверждают программу ПЭК , осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (п. 2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ).

IV КАТЕГОРИЯ

Извлечение
из Проекта
(изначальный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся объекты, подключенные к централизованным системам водоотведения и отводящие сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, на которых отсутствуют источники сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду и стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов.

Так, в этом случае к IV категории должны были относиться все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы. Однако при наличии хотя бы одного стационарного источника выбросов, например собственного источника теплоснабжения (проще говоря, бытового газового котла), небольшое офисное предприятие уже нельзя было бы отнести к IV категории. При этом не ясно, в какую категорию попадало бы указанное предприятие, ведь в соответствии с Распоряжением № 2674-р производство тепловой энергии через сжигание топлива относится к области применения НДТ, а значит, предприятие следовало бы отнести к I или II категориям.

Доработанный Проект содержит другие критерии:

Извлечение
из Проекта
(доработанный вариант)

[…]
5. К объектам IV категории относятся:
5.1 Объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
а) масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности, радиоактивных веществ;
б) обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;
в) сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.
5.2 Объекты по производству тепловой энергии с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива при соответствии данных объектов условиям, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пунктом 5.1 настоящих Критериев.

Таким образом, в указанную категорию попадают все офисные предприятия и объекты социальной и образовательной сферы, отапливаемые собственными маломощными газовыми котлами. Автор статьи уверена, что данный вариант критериев гораздо более логичен и оправдан с точки зрения целей Проекта.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
(вступит в силу 01.01.2016)
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
[…]

Статья 65. Государственный экологический надзор
[…]
9. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ

В ходе обсуждения Проекта часто встречались замечания об отсутствии в нем конкретного списка предприятий, относящихся к той или иной категории (хотя бы к I и II как самым опасным). Оппоненты разработчиков Проекта указывали также на то, что используемые критерии довольно расплывчаты и не учитывают многих показателей производства. Таким образом, в одну категорию попадают, например, крупные нефтеперерабатывающие заводы и мини-установки по сжиганию нефтеотходов. Такие общие формулировки дают пространство для различных толкований как со стороны природопользователей, так и со стороны представителей контролирующих органов, что неизбежно приведет к коррупционным проявлениям. Так обстояло дело и с печально известными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» до того момента, как после внесения ряда изменений в нем не были максимально конкретно расписаны объекты отраслей, их производственные мощности и классификация, на основании которых объекту присваивается класс опасности и устанавливается соответствующий размер санитарно-защитной зоны. Отметим, что данный недостаток в доработанном Проекте так и не был устранен.

Кроме того, как мы видим, в критериях отнесения объектов к IV категории (ни в изначальном, ни в доработанном Проекте) не сказано ни слова об отходах. Таким образом, предприятие, не имеющее собственных источников выбросов и сбросов, но образующее в ходе своей деятельности опасные отходы I и II классов, будет относиться к IV категории. С одной стороны, позиция разработчиков Проекта понятна, ведь самый распространенный отход I класса — это отработанные ртутные лампы, которые образуются почти на каждом офисном предприятии. А с другой стороны, на основании ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС, если у них образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО) (в данном случае плательщиками будут являться региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению). Поэтому логично было бы включить образование только ТКО как один из критериев отнесения объектов к IV категории.

сточными водами тоже не все неоднозначно. Как быть с поверхностным стоком с территории или с крыши зданий, который есть практически на всех объектах? Считать ли его сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду? Если да, то получается, что формально предприятий IV категории вообще не существует.

Отметим, что в Проекте можно найти еще много нюансов, вызывающих вопросы. Например, объекты разведения сельскохозяйственной птицы и свиней включены в перечень объектов I категории, а объекты разведения крупного рогатого скота — в перечень объектов II категории. Почему? Кроме того, объекты разведения мелкого рогатого скота вообще не упоминаются в Проекте.

Недоумение вызывает отнесение ко II категории аэродромов с длиной основной взлетно-посадочной полосы (ВПП) 2100 м и более. Как разработчик проектов нормативов предельно допустимых выбросов, автор не понимает, причем здесь вообще длина ВПП? Ведь источниками выбросов являются самолеты, которые принадлежат чаще всего не аэродромам, а авиакомпаниям, в то время как аэродрому принадлежат объекты обслуживания техники, хранения горюче-смазочных материалов и заправки, оказания услуг пассажирам. И все эти юридические лица будут отнесены ко II категории? Логичнее было бы включить в данную категорию собственников авиатехники, и не в зависимости от длины ВПП, а на основании данных о пассажиропотоке или количестве вылетов/прилетов самолетов в сутки.

Сразу бросается в глаза незавершенность классификации объектов. Почему-то для одних отраслей производства классификация идет в зависимости от объема производства, а в других — нет. При этом классификация произведена фактически по одному признаку — виду хозяйственной деятельности и отрасли производства, хотя, как уже было отмечено в начале статьи, согласно ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при установлении критериев должны учитываться несколько факторов (в т.ч. уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов).

Отнесение ко II категории всех объектов, относящихся к области применения НДТ, кроме объектов I категории, также представляется спорным, ведь из п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что к области применения НДТ относятся только объекты, оказывающие значительное НВОС , т.е. объекты 1 категории.

После подробного изучения Проекта можно сделать вывод, что данный документ был разработан наспех и не выполняет той масштабной задачи, которая была на него возложена, в полном объеме. Судя по всему, Проект до его принятия больше дорабатываться не будет. Так что, очевидно, в ближайшие годы нас ждет трудный период адаптации к новым требованиям. Будем надеяться, что данный нормативно-правовой акт все-таки доведут до ума в ближайшее время после его принятия и он будет более или менее соответствовать экологическим реалиям. Иначе нас ждут огромная лавина судебных процессов по вопросам отнесения предприятий к нужной категории и не меньшая лавина разъяснительных писем от уполномоченных органов, как это всегда бывает в нашей стране после принятия срочных и недостаточно проработанных документов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

А.Г. Воронина,
инженер-эколог ООО «Экомет-2»

К.Г. Гейде,

А.М. Шафикова,
главный специалист ООО «Экомет-2»

А.П. Бирюков,
заместитель директора ООО «Эконт»

Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), будут предъявляться различные требования в зависимости от категории, отнесение предприятий к той или иной категории окажет существенное влияние на их деятельность в части применения к ним мер государственного регулирования, пропорциональных значимости НВОС. Соответственно, неточности при установлении категорий объектов могут негативно сказаться на предпринимательской и инвестиционной деятельности. Именно поэтому правильная оценка уровней НВОС имеет большое значение.

Ознакомление с прошедшим публичные слушания и подготовленным к утверждению проектом Постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Проект) показало, что предложенная в нем классификация по структуре во многом напоминает санитарную классификацию предприятий, сооружений и других объектов со всеми ее недостатками. В Проекте представлены перечни объектов (по видам деятельности и мощности), которые отнесены к I и II категориям, и указаны критерии отнесения объектов к III и IV категориям. При этом, если в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена возможность установления или изменения (в случаях, если объект отсутствует в классификации или имеет иную, чем принято в классификации, мощность) размеров санитарно-защитных зон по результатам расчетов и измерений, то в Федеральном законе № 7-ФЗ указано, что категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС. Формулировка «при актуализации учетных сведений об объекте» может иметь несколько толкований и требует уточнения.

Формирование классификации объектов по уровню НВОС с помощью перечней объектов, относящихся к разным категориям, как показывает опыт (на примере СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в разных модификациях действуют уже более 10 лет и до сих пор вызывают множество претензий и вопросов у природопользователей), не рационально , т.к. никакие перечни не могут в полной мере учесть особенности всех объектов. Например, малое предприятие по регенерации отработанных масел будет относиться к I категории как объект, на котором производятся нефтепродукты, что вряд ли объективно. К тому же такой подход не исключает коррупционной составляющей при определении категории предприятия.

Таким образом, необходим дополнительный объективный критерий (в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 таким критерием являются результаты расчетов уровней химического и физического воздействия на атмосферный воздух и соответствующих измерений), учитывающий все виды НВОС и позволяющий количественно оценить уровень НВОС и, соответственно, объективно отнести объект к определенной категории. На наш взгляд, таким критерием может быть размер платы за НВОС .

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ НВОС является платным. Расчет платы за НВОС осуществляется с использованием следующих документов:

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 24.12.2014; далее — Постановление № 344);

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Указанными нормативно-правовыми актами регулируется порядок расчета платы:

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, в т.ч. через централизованные системы водоотведения;

Размещение отходов производства и потребления.

Размер платы за выбросы и сбросы пропорционален сумме произведений норматива платы и массы каждого загрязняющего вещества в выбросах и сбросах, а размер платы за размещение отходов — сумме произведений норматива платы и массы отходов каждого класса опасности, размещаемых на объектах хранения и захоронения. Норматив платы по определению представляет собой удельную (приведенную к единице массы) экономическую оценку НВОС при выбросах и сбросах загрязняющих веществ и размещении отходов разных классов опасности. По некоторым оценкам, нормативы платы не в полной мере отражают затраты на реабилитацию окружающей среды, однако в целом корреляционная взаимосвязь между нормативами платы и уровнями негативного воздействия прослеживается.

Например, согласно Постановлению № 344 базовый норматив платы за выброс 1 т бенз(а)пирена составляет 2 049 801 руб., а за выброс 1 т диоксида азота — 52 руб.

Таким образом, размер платы за НВОС по сути является критерием, с помощью которого можно оценить уровень НВОС, установить категорию объекта в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ и правильно расставить приоритеты при определении мер государственного регулирования к различным объектам (предприятиям).

Выводы и предложения:

1. Классификация объектов, оказывающих НВОС, представленная в Проекте, не в полной мере объективна и требует уточнения. В Проекте предлагается учесть дополнительный критерий — размер платы за НВОС.

2. В качестве дополнительного критерия, на основании которого осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, целесообразно принять разные уровни платы за НВОС:

Величины А, Б и В предлагается установить с использованием базы данных администратора платежей действующих предприятий и расчетным путем — для проектируемых объектов.

Для объектов, включенных в перечень опасных, технически сложных и уникальных объектов (см. ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), возможно, следует предусмотреть особый порядок отнесения к категориям в зависимости от уровня НВОС.