Ветераны пор. Ветераны подразделения особого риска


Приближается день 29 августа. Сейчас мало кто из жителей нашей страны знает, чем этот день отличается от всех других дней года, поэтому – немного истории.

29 августа 1949 г. на испытательном полигоне под Семипалатинском была взорвана первая в нашей стране атомная бомба. Успешное испытание послужило началом создания ядерного щита, который до сих пор обеспечивает мир для страны и её авторитет на планете.

В тяжёлый послевоенный период, когда перед страной стояло множество других, первоочередных проблем, создание такого дорогостоящего, но очень эффективного по своей разрушительной мощи оружия было вынужденной, ответной реакцией.

Первый ядерный заряд был создан в Америке, а его подрыв осознанно приурочен к 16 июля 1945 г. в дни, когда в немецком городе Потсдам проходила конференция глав стран победителей во Второй мировой войне с участием И. В. Сталина.

Впервые практически атомное оружие также было применено Соединёнными Штатами: 6 и 9 августа 1945 г. японские города Хиросима и Нагасаки подверглись атомной бомбардировке. От двух, сброшенных на эти города, атомных бомб около 250 тысяч человек сгорело заживо. Всего же погибло 450 тыс. человек.

По признанию президента США Трумэна, основной задачей этой бомбардировки было продемонстрировать мощь Америки перед миром и, в первую очередь, перед русскими, чтобы предостеречь их от попытки дальнейшего превращения мировой войны против фашизма в мировую революционную войну против капитализма.

Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 г., но уже на следующий день – 3 сентября, руководство США на военном Совете определяет СССР как своего главного врага и ставит задачу к 1947 г. подготовить 300 ядерных зарядов для бомбардировки нашей страны. Естественно на такие планы Америки и её союзников надо было реагировать – так началась гонка вооружений.

Успешное испытание первой советской атомной бомбы для американцев явилось полной неожиданностью. Но, совершенствование ядерных зарядов продолжилось, и Соединённые Штаты первыми создали водородную бомбу с ещё большей разрушительной мощью, причём её испытание было приурочено к очередному празднованию Дня Победы – 9 мая 1951 г. В нашей стране первая водородная бомба успешно испытана под Семипалатинском 12 августа 1953 г. Облака с радиационной пылью от этого взрыва дошли до южных районов Иркутской области.

У США испытания шли опережающими темпами, и задача ядерного нападения на СССР не снималась – назначались новые и новые сроки. И только очередные успехи наших учёных и военных сдерживали эти планы. Окончательно охладил пыл заокеанских «ястребов» подрыв в октябре 1961 г. на полигоне Новая Земля самой мощной в мире водородной бомбы, получившей название «Кузькина мать». В эти же годы создаются и совершенствуются ракеты с ядерными боеголовками, строятся атомные подводные лодки, развивается авиация дальнего действия. Так создавался ядерный щит страны, позволивший послевоенному поколению прожить семь десятилетий сравнительно спокойно.

Испытания ядерных зарядов продолжалось до 1990 года. За эти 40 лет в разных уголках страны, в различных условиях произведено 800 подрывов ядерных устройств. И всегда обслуживанием этих мероприятий занимались люди в военной форме. Сейчас они зовутся Ветеранами подразделений особого риска, а день взрыва первой атомной бомбы 29 августа – началом создания подразделений особого риска (ПОР). Считается, что около 600 тыс.человек прошли через эти мероприятия.

Есть эти люди и в Иркутской области. Но их осталось очень мало. Сколько наших земляков за прошедшие годы прошли через испытательные полигоны Семипалатинска, Тоцка, Новой Земли, никто не скажет. Учёта не велось, а сами участники этих событий по окончании службы давали подписку о неразглашении. И они молчали по 30, по 40 лет. Это подлинные патриоты нашего Отечества, верные долгу и присяге! Вот только трое из них: Усольчанин Юрий Васильевич Драгунов на Семипалатинском полигоне дважды участвовал в испытаниях водородных бомб. Затем, как имеющий профессию строителя, он был направлен в Байконур, где в течение полутора лет, начиная с котлована до пуска двух первых ракет, круглосуточно, в трехсменном режиме, строился космодром. После службы в армии – созидательный труд на строительстве города.

Ангарчанин – Николай Николаевич Куршин – единственный оставшийся в живых из участников военных учений с применением атомной бомбы на Тоцком полигоне.

Иркутянин – Вячеслав Григорьевич Абрамич – единственный из наших земляков, принимавший участие в испытаниях ядерных зарядов на полигоне «Новая Земля».

Ветераны подразделений особого риска за свою службу не получали наград. О них не писали очерки, не сочиняли стихи, не слагались песни. И даже сегодня, на старости лет, чтобы добиться продекларированных законом в 1991 г. льгот, у каждого из ветеранов уходит от двух до пяти лет нервотрёпки на доказательство своей причастности к тем событиям. Не все реальные участники испытаний ядерных устройств смогли выдержать этот марафон, сошли с тропы, другие и вовсе не сочли нужным разменивать своё человеческое достоинство на общение со «специалистами» облвоенкомата.

Обидно то, что если раньше, в эпоху СССР, по объективным причинам эти люди были засекречены, то в настоящее время полное безразличие к ним явилось результатом идеологической диверсии против всей страны, подмены идеалов и ценностей, извращения исторической действительности. Сегодня нам утверждают, что 70 лет мирной жизни – это результат победы во второй мировой войне. Это не совсем так. Если бы не Курчатов, Сталин, Берия, не команда учёных-атомщиков и ракетостроителей, не военных людей, создававших и обслуживающих ядерные арсеналы, что в конечном итоге послужило созданием ядерного щита, уже в первое послевоенное десятилетие наша страна могла быть растерзанна внешними силами, а потомки оставшихся в живых, сегодня изучали бы совершенно другую историю второй половины XX-го века. И никто не знает, была бы на картах мира страна под названием Россия.

К ветеранам подразделений особого риска принято относить также участников ликвидации радиационных аварий на атомных подводных лодках и других военных объектах – участники таких событий есть и среди наших земляков.

Все эти люди до сих пор не избалованы вниманием органов власти и средствами массовой информации, про них просто не знают. Их забывают поздравить с Днём защитника Отечества, пригласить на парад Победы, вспомнить в День пожилого человека и в Декаду инвалида. Даже на 26 апреля – День Памяти жертв радиации в большинстве городов и районов области, в т. ч Иркутске, о них не вспоминают. Зато повсюду в эти дни и власть, и СМИ пишут и говорят про заботу о старшем поколении, про патриотическое воспитание молодых.

В 2015 году, при активном содействии Союза военных ветеранских организаций «Содружество», 29 августа большинство ветеранов ПОР впервые смогли собраться вместе. Кому-то помешало плохое состояние здоровья, кому-то – дороговизна поездки в Иркутск. Но те, кто приехал, встречей остались довольны. Нашлись однополчане, общие знакомые, получены ответы на вопросы по социальным льготам и медицинскому обслуживанию, а кто-то впервые был награждён, пусть общественной, но настоящей медалью.

На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — .

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье « », «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация — Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы

«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?

Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

Постановление Правительства РФ от 21 октября 1992 г. N 806
"О Комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации:

ведение учета и хранение сформированных до 1 января 2005 г. личных дел граждан из подразделений особого риска и членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, а также выдачу заключений по вопросам, связанным с непосредственным участием граждан в действиях подразделений особого риска, на основании документов, находящихся в указанных личных делах;

осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мероприятий по медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска.

2. Установить, что Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации принимает участие в пределах своей компетенции в разработке нормативных актов по вопросам социальной защиты граждан из подразделений особого риска.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Федеральному медико-биологическому агентству субсидии для Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

4. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и мэрии Санкт-Петербурга:

обеспечить передачу в пользование безвозмездно Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге больничного здания на 300 коек с закрепленным имуществом для размещения научно-лечебного центра этого Комитета;

выделить в г.Санкт-Петербурге служебное помещение для размещения Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации и Медико-социальной экспертной комиссии этого Комитета.

5. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, выделить Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в 1992 году необходимые средства на участие в создании Регистрационного списка граждан, пострадавших от радиоактивного воздействия при авариях на ядерных объектах и в результате работ с использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

Ветераны особого риска

Ветераны особого риска

Ветераны особого риска

Подразделения особого риска, ветераны подразделений особого риска – понятия достаточно новые. Мало кто знает, что стоит за этими словами. Богатое воображение может рисовать крутых парней, штурмующих дворец Амина, освобождающих заложников, участвующих в проведении специальных операций. Так ли это? Кто же они на самом деле, ветераны подразделений особого риска?

К ним прежде всего относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением такого оружия, лица, участвовавшие в устранении радиационных аварий на атомных надводных и подводных кораблях и других военных объектах, а также сборщики ядерных зарядов (до 31 декабря 1961 г.). Разумеется, они не суперсолдаты, но по силе духа и готовности к самопожертвованию не уступают им. Они изменили политическое лицо страны, придали государству статус мировой ядерной державы.

Любая информация о ядерных испытаниях, об авариях на ядерных установках долгое время относилась к сведениям, составляющим государственную тайну. Чернобыльская трагедия внесла свои поправки в информационную политику государства. В последнее время в открытой печати стали выходить материалы о создании атомной бомбы, истории испытаний ядерного оружия в СССР, достоянием гласности становится и печальная статистика аварий на атомных субмаринах.

Данные материалы дают более полное представление о времени, месте, масштабах ядерных испытаний (аварий на ядерных установках) и о людях, принимавших участие в этих событиях. Они важны также для проведения анализа нормативных правовых актов , устанавливающих критерии непосредственного участия в действиях подразделений особого риска и порядок признания граждан ветеранами подразделений особого риска. К примеру, непосредственные участники свыше ста ядерных испытаний по действующему законодательству не являются ветеранами подразделений особого риска.

15 мая 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » (№ 000-1). Закон предоставил широкие права и льготы лицам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии.

27 декабря 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает постановление «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Возможно, что об испытателях ядерного оружия, сборщиках ядерных зарядов и ликвидаторах радиационных аварий на ядерных установках военных объектов еще долгое время бы не вспоминали, если не катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Верховный Совет Российской Федерации в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, постановил распространить действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 01.01.01 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 21. – Ст. 699. Закон в данной редакции уже не действует) на граждан из подразделений особого риска.

К гражданам из подразделений особого риска согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Большая часть граждан из подразделений особого риска (пп. “а”, “б”, “д”) являются непосредственными участниками испытаний ядерного оружия. Продолжительное время, в течение более 42 лет, они оставались вне поля зрения государства. Вернее, наоборот, государство уделяло пристальное внимание этим лицам: с них брали подписки о неразглашении государственной тайны, в документах по учету личного состава не производились никакие записи, подтверждающие их причастность к испытаниям атомного оружия, скрывались дозы полученной радиации – делалось все, чтобы люди забыли и нигде не вспоминали о своей прошлой деятельности. А вот созданное при их непосредственном участии ядерное оружие превратило страну в мировую ядерную державу!

В 1999 г. на фоне непрекращающихся политических и экономических потрясений многие не обратили внимание на важное историческое событие – пятидесятилетие испытания первой советской атомной бомбы. Между тем каждый из нас, от Президента Российской Федерации до лица без определенного места жительства, понимает, что пока Россия обладает ядерным потенциалом, с нами всегда будут считаться, у нас есть исторический шанс поднять страну на ноги, достичь уровня развития западных держав.

Нельзя забывать также, что создание атомной бомбы – это великий подвиг советского народа, сравнимый, наверное, только с победой в Великой Отечественной войне.

Харитон, Главный конструктор первой советской атомной бомбы, писал: «Наша страна входила в атомную эпоху в исключительно тяжелых условиях. Из-за тягот военного времени люди были напряжены до предела, промышленность и хозяйство европейской части СССР разрушены, десятки миллионов наших соотечественников погибли в войне. ... Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946 – 1949 годах.

Было нелегко и позже, но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Только сильный духом народ после таких невероятно тяжелых испытаний мог сделать совершенно из ряда вон выходящее: полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии , наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды».

ИЗ ИСТОРИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СССР

Начиная со взрыва первой атомной бомбы и кончая последним ядерным испытанием в 1990 г. на полигоне «Новая Земля» СССР провел 715 различных ядерных испытаний: атмосферных, наземных, высотных, подземных, подводных и надводных, во время которых решались различные вопросы разработки и модернизации ядерного оружия, воздействия ядерного взрыва на военную технику, а также использования ядерных взрывов в мирных целях. В этих экспериментах было взорвано 969 ядерных устройств. Для сравнения можно отметить, что США провели 1056 испытаний ядерного оружия и ядерных взрывов в мирных целях с подрывом 1151 ядерного устройства.

Специалисты выделяют следующие этапы ядерных испытаний СССР:

1-й этап – с 29 августа 1949 г. по 3 ноября 1958 г. – был начат испытанием первой атомной бомбы и закончен в связи с объявлением СССР (совместно с США) первого моратория на ядерные испытания;

2-й этап – с 1 сентября 1961 г. по 25 декабря 1962 г. – начался в связи с выходом СССР из первого моратория (вследствие обострения военно-политической ситуации, толчком к которой послужил инцидент с полетом самолета У-2 над территорией СССР в мае 1961 г.) и закончился в связи с прекращением СССР атмосферных ядерных взрывов;

3-й этап – с 15 марта 1964 г. по 25 декабря 1975 г. – был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях действия Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах и закончен в связи с прекращением СССР ядерных взрывов с энерговыделением выше порогового значения 150 Кт в соответствии с вступлением в действие Договора 1974 г. о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний;

4-й этап – с 15 января 1976 г. по 25 июля 1985 г. – был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях Договора о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний и закончен в связи с односторонним объявлением СССР моратория на ядерные испытания;

5-й этап – с 26 февраля 1987 г. по 24 октября 1990 г. – представляет собой работу в условиях курса на прекращение ядерных испытаний СССР.

Этапы 1 и 2 могут быть объединены в один, условно называемый периодом «атмосферных ядерных испытаний», а этапы 3 – 5 – во второй – период «подземных ядерных испытаний».

Ссылки:

Федеральный закон от 17 марта 2004 г. № 14-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального законасоциальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 " О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Приказ МЧС РФ от 2 июня 2000 г. № 297 "О признании утратившим силу положения по оформлению удостоверения для граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавших участие в ликвидации их последствий".
Приказ МЧС РФ от 24 апреля 2000 г. № 229 "Об утверждении положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Министерство здравоохранения РФ № 6, Министерство труда и социального развития РФ № 9 ПРИКАЗ от 12 января 2000 года "О перечне заболеваний, обусловленных воздействием радиации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. № 1281.
Приказ Минздрава РФ от 10 марта 1999 г. № 82 "Об организации медицинской помощи гражданам из подразделений особого риска"
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О мерах по социальной защите граждан из подразделений особого риска" от 11 декабря 1992 г. № 958.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ.
Постановление Верховного Совета РСФСР "О распространении закона РСФСР "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 г. № 2123-1.
Положение "О медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации" от 11 декабря 1992 г.
Постановление Совета Министров - Правительства РФ О мерах по реализации Закона Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 1005 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Положение по оформлению удостоверений для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавшим участие в ликвидации их последствий. (Отменено 2 июня 2000 г.)
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 522 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Письмо МЧС РФ от 13 февраля 1995 г. "Дополнения и изменения в Положение по оформлению и выдаче удостоверений для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. № 7-П по делу о проверке конституционного пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина Корнилова В.С.
Постановление Верховного Совета РСФСР "О распространении закона РСФСР "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 г. № 2123-1.