Депутатские выплаты. Компенсация депутатам на непостоянной основе


Деятельность органов самоуправления, а также выборность депутатов в эти органы, должна четко соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно ФЗ под порядковым номером 131, датированному 06.10.2003, который призван регламентировать деятельность органов местного самоуправления и закрепить их общие принципы работы, местные структуры вправе самостоятельно принимать решение относительно размеров и условий компенсационных выплат депутатам и иным лицам, которые осуществляют свою работу на непрофессиональной основе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Депутаты на не постоянной основе: кто это?

Депутат на не постоянной основе – это должностное лицо, которое занимает определенную должность в выборных исполнительных органах местной власти, но при этом осуществляет иную деятельность, которая признается основной и является главным источником дохода гражданина. Таким образом, работа в органах власти можно отнести к общественной работе на благо государства.

Согласно действующему законодательству, отдельный субъект государства вправе самостоятельно решить каким образом депутаты будут действовать на местах и издать по этому поводу соответствующий законодательный акт, регламентирующий их работу и основные денежные гарантии.

В столице нашей родины закон, регламентирующий возможность депутата выбрать способ деятельности в Государственной думе Москвы (постоянная или не постоянная работа), был принят в 2019 году. По данному документу с отрывом от основной работы обязательно избираются председатель, его заместители и начальники соответствующих структурных подразделений. Остальные могут самостоятельно решать: остаться на основной работе или полностью посвятить себя государственным делам. Такого рода положение уже давно и успешно практикуется на просторах Российской Федерации, за исключением Санкт-Петербурга и Чеченской республики.

Организация выбора на основании действующего законодательства

Текст Федерального закона, регламентирующего основные принципы организации и деятельности законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ, четко прописывает возможность депутатов принимать самостоятельное решение относительно того, как они будут осуществлять свою государственную деятельность.

Таким образом, законно будет функционирование Законодательного собрания как на постоянной основе, так на не постоянной или и вовсе смешанной.

Каждый избранник народа, который все же решил стать профессиональным депутатом и оставить прежнюю работу, должен отказаться от любого вида деятельности, приносящего доход (исключение – наука, творчество или учебный процесс). В этом случае основной источник дохода – оклад, получаемый в Законодательном собрании. Депутат должен полностью посвятить себя государственной деятельности и служению народу.

Если же избранник принял решение работать по совместительству, то его наниматель обязан отпустить с основного места работы своего сотрудника-депутата на срок до 6 дней для исполнения последним государственных дел. За дни, потраченные не на основной рабочий процесс, каждому депутату-совместителю будет выплачена компенсация в том порядке, как это производится присяжному заседателю. Об этом процессе стоит поговорить подробнее чуть дальше.

Практика регионов такова, что на профессиональной основе в большинстве из них трудится председатель, его заместители и главы комитетов. Остальные вправе выбирать.

Проблемы депутатов по совместительству

Некоторые депутаты все же категорически против такой практики, так как считают, что работа по совместительству не оставляет времени на государственные дела. Главное правило таких служащих: будь депутатом профессионально или не будь им вовсе.

Среди слуг народа проводится аналогия нынешнего законодательства и действующего еще во времена Советского Союза, когда практика депутатов-совместителей также существовала.

Противники действующего закона и те, до кого такая норма еще не добралась, считают, что работа непрофессиональных депутатов будет абсолютно не видна, а также то, что такое положение вещей позволит прийти в состав выборных органов бизнесменам и предпринимателям, которые напрямую зависят от государственных решений, что и будут в дальнейшем сами принимать.

Помимо нависшей угрозы лоббизма есть еще одна проблема – посещаемость депутатов Законодательного собрания. Каждый регион борется с этим по-своему. К примеру, в Иркутске была введена норма: за 4 прогула лицо будет лишаться полномочий. Правда, не поступало информации о том, что кто-либо все-таки получил такое взыскание.

Но, не смотря на то, что депутаты все же активно исполняют свой гражданский долг перед выборщиками, в положениях регионов об их деятельности все же имеются нормы, предусматривающие лишения за неисполнение своих обязанностей или неявку.

Какая положена компенсация депутатам на не постоянной основе?

Субъекты Российской Федерации в своем локальном законодательстве в обязательном порядке должны закрепить порядок компенсационных выплат депутатам, связанных с их расходами на занятие депутатской деятельностью.

Что это такое и каков порядок выплат?

Как уже неоднократно сообщалось, каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос с порядком и условиями организации компенсационных выплат депутатам-общественникам .

Компенсационные выплаты депутату – это денежное возмещение расходов лицу, являющемуся общественным депутатом.

Главное назначение такого рода выплат – компенсация расходов, связанных с государственной деятельностью депутатов на не постоянной основе.

Данные выплаты должны производиться из средств бюджета местного значения по соответствующей статье расходов.

Обязательно местные органы должны установить время выплат (к примеру, раз в месяц, в три месяца или в полугодие) и сумму компенсации. Сумма может быть фиксированной, а может представлять собой средний заработок депутата по основному месту работы или процентное значение.

На основном месте работы сотруднику обязаны предоставить очередной отпуск. Узнайте, положен ли о .

В месяц зарплата депутата Госдумы превышает доходы за квартал среднестатистического работника. Интересно, ?

Также практически каждый субъект РФ обязательно включает в текст нормативно-правового акта норму о том, что за невыполнение своих обязанностей, или еще какую-либо провинность он может быть лишен полностью или частично установленной суммы компенсации.

Выплата компенсации должна производиться только по письменному распоряжению председателя органа местного самоуправления и на основании представленных депутатом документов (справка об отсутствии его по основному месту работы, копия решения председателя, проездные документы и т.д.).

Обязательно депутату должен быть возмещен упущенный им по основному месту работы заработок. Обычно, эта сумма устанавливается на отметке среднего заработка конкретного лица, но бывают случаи, когда в положении прописаны иные сумм (например, 50% заработной платы + надбавки за государственную службу или особые условия работы).

Компенсационные выплаты могут зависеть также от местности, в которой проживает депутат. Например, если добираться к месту службы ему далеко, то он может получить большую компенсацию нежели тот, кто проживает неподалеку. Особенно это актуально для областных органов самоуправления.

Возмещаются ли расходы, связанные с деятельностью депутата?

Согласно положению о компенсации, прописанному в Европейской хартии местного самоуправления (1985 год), депутаты на не постоянной основе имеют право на получение компенсации за:

  • проезд к месту назначения и в обратном направлении, включая сопутствующие вопросы (белье в поезде, страхование пассажира, бронирование и т.д.);
  • найм жилого помещения или гостиничного номера;
  • расходы, которые напрямую связаны с выездом за пределы страны (оформление загранпаспорта, страховка, покупка и бронирование билетов и т.д.).

Некоторые местные органы закрепляют в своем положении (в частности, в Москве) о компенсационных выплатах за покупку канцтоваров и иного оснащения и оборудования, необходимого для нормальной работы, но все же, большинство регионов такую норму не предусматривают и сопутствующие товары и услуги, не предусмотренные Европейской хартией, возмещению у них не подлежат.

Также в Московской думе есть возможность использовать служебный транспорт органа по рабочим вопросам.

Отражение в отчетных документах

Любые выплаты из государственного бюджета должны в обязательном порядке отражаться в соответствии со статьями экономической классификации.

Так, расходы, связанные с компенсационными выплатами депутатам, осуществляющим свою деятельность на не постоянной основе, должны найти отражение в отчетах согласно 226 подстатье – «Прочие услуги».

Выдача и налоги

Согласно тексту ТК РФ (по состоянию на октябрь 2019 года), а точнее, его 164 статье, компенсацией считаются такие выплаты денежного характера, которые имеют своей целью возмещать определенным работникам затраты, связанные с исполнением своих трудовых обязанностей или же иных обязанностей, которые предусмотрены не только ТК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами государства.

Согласно тексту 217 статьи НК РФ существует определенные категории доходов, которые не подлежат налогообложению. Так, не облагаются налогами пособия государственного характера, равно как иные выплаты и компенсации, которые подлежат возмещению на основании законов и актов законодательства РФ и ее субъектов и не относятся к источнику заработка.

В тексте нормативно акта, устанавливающего работу депутатов в конкретном регионе, должно быть указано, что депутатам выплачиваются социальные гарантии за выполнение работы на непостоянной основе в том случае, если мероприятия, в которых эти лица участвуют, требуют их присутствия. Компенсации производятся за счет средств местного бюджета. В это время депутат не выходит на основное место работы, а осуществляет общественно-значимую деятельность в органах самоуправления.

Именно за такую деятельность и невозможность получать заработок и выплачивается компенсация, которая не подлежит обложению налогами.

Несмотря на то, что во многих регионах заработок профессионального депутата довольно высок, многие все же стремятся сохранить свое место работы и всего лишь получать компенсацию депутата на не постоянной основе согласно отработанным в Законодательном собрании дням.

Вопросы эффективности профессионального парламента и общественного остаются открытыми. С одной стороны, зачем в небольшом регионе содержать людей на государственном обеспечении, если нет необходимости в их постоянном нахождении в парламенте. Им достаточно будет осуществлять государственную работу определенное количество днейв месяц, получая за это материальную компенсацию. Другое дело – Москва – огромный город, где проживают миллионы людей. Здесь вопросы совместительства будут стоять намного острее, так как выполнять основную работу и государственную будет слишком накладно.

Выборы в Госдуму все ближе, а значит, вскоре на смену многим нынешним депутатам придут новые. Сроки полномочий парламентариев были искусственно сокращены — в июне 2015 года руководители думских фракций внесли законопроект, согласно которому выборы пройдут в сентябре. Поскольку все предыдущие созывы избирались в декабре, то сроки полномочий сегодняшних парламентариев сократились таким образом почти на три месяца.

Законопроект гарантировал не прошедшим в следующую Госдуму депутатам социальные гарантии, зарплату, возможность пользования служебным жильем и единовременное денежное пособие. В прессе их сразу окрестили «золотыми парашютами». Тем депутатам, кого переизберут вновь или кто попадет в региональные парламенты, органы местного самоуправления или Совет Федерации, никаких компенсаций не положено. Многие представители думской оппозиции критиковали компенсации, но их все равно приняли.

Как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, каждый непереизбравшийся народный избранник обойдется российскому бюджету в 1,586 млн руб.

«Газета.Ru» сравнила нынешний состав Госдумы со списками кандидатов, поданными парламентскими партиями. Получилось, что 123 парламентария даже не попали в списки партий, от которых они избирались в прошлый раз. Часть из них пойдут на выборы от других партий, кто-то — самовыдвиженцами. У некоторых нынешних парламентариев шансы на прохождение в новую Думу весьма реальны. Так, известный депутат Оксана Дмитриева (экс-СР) наверняка сможет выиграть питерский одномандатный округ и от Партии роста, от которой она теперь идет, а оппозиционный политик Дмитрий Гудков (тоже экс-СР), даже если проиграет в округе, все равно попадет в парламент, если «Яблоко», от которого он баллотируется, наберет 5%.

Но все-таки у большинства политиков, от которых отказалась собственная партия, шансы на победу весьма призрачны, считают эксперты. И даже если предположить, что в Госдуму не пройдет только 100 политиков, то из бюджета им выплатят 158,6 млн руб.

Политолог Николай Миронов говорит, что Госдума обновится примерно на 30% — то есть на 130-135 депутатов. «Так было в прошлых созывах, не вижу предпосылок, чтобы ситуация в этот раз чем-то сильно отличалась. Кроме того, нахождение в списке вовсе не гарантирует победу депутата», — добавляет эксперт.

Впрочем, представители думских фракций уже призвали своих депутатов не брать эти компенсации.

«Нормы о компенсации были приняты в соответствии с законом. Мы этот вопрос обсуждали с коллегами во фракции, и было выражено общее мнение этими компенсациями не пользоваться. Но это не исключает индивидуальных решений», — заявил «Газете.Ru» вице-спикер Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов говорит, что еще во время принятия закона коммунисты выступили резко против, а дальнейшие решения будут приниматься уже после выборов: «Мы осудили это дело, а дальше посмотрим по факту». «Сейчас никто о компенсациях и не думает. Все озабочены лишь тем, как попасть в следующую Думу», — замечает первый замруководителя фракции «Справедливая России» Михаил Емельянов.

«Эти «золотые парашюты» — позор Госдумы, о чем мы с самого начала говорили и призывали законодательно запретить эти выплаты, — возмущается Ярослав Нилов из ЛДПР. —

Ну с какой, простите, стати депутаты будут бездельничать до декабря и при этом получать зарплату? То, что Медведев на съезде ЕР призвал депутатов отказаться от «золотых парашютов», вообще ничего не значит, потому что это пускание пыли в глаза, реальных рычагов давления на тех, кто не проходит в следующий созыв, ни у кого нет, и проконтролировать их нельзя.

Собственно поэтому фракция ЛДПР дважды пыталась законодательно запретить эти самые «парашюты» — сначала поправку подготовили ко второму чтению в сам закон, потом отдельный законопроект написали и просили его на пленарке вынести на отдельное голосование — нам обещали это сделать, однако никто из коллег не поддержал. А теперь сотни миллионов рублей, совсем не лишних в бюджете, выкинут в никуда».

Законодатель, перерабатывая советский КЗоТ в Трудовой кодекс, даже и подумать не мог, что наступит тот день неслыханного безразмерного счастья, когда работники начнут добровольно отказываться от выходных пособий и каких-либо еще компенсационных выплат, иронизирует юрист по трудовому праву Максимилиан Гришин из «Ильяшев и партнеры». «Отказ от денег будет носить исключительно «понятийный» характер, ведь это абсолютно законное выходное пособие — у работодателя есть обязанность их выплатить, и уклонение работника от принятия денег не влечет автоматического «погашения» этой обязанности», — объясняет Гришин.

Депутат Роман Худяков (был в ЛДПР, идет теперь по списку «Родины») говорит, что оставлять свой «парашют» государству ни в коем случае нельзя, потому что «непонятно, в чей карман эти деньги в итоге попадут». «Если меня не переизберут, я обязательно эти деньги заберу — и не потому, что они нужны моей семье — нам и так хватает, а потому что каждый день получаю десятки просьб о помощи от своих избирателей и я знаю, на что их с пользой можно потратить, — объясняет Худяков «Газете.Ru». —

Инвалидов не обеспечивают колясками, хотя положено, ветераны войны приходят — крыша течет, надо помочь залатать, из детдомов пишут и тоже просят помочь.

С помощью этих денег я реально смогу помочь не словом, а делом».

Оксана Дмитриева тоже считает, что если «парашюты» не взять, то эти деньги все равно останутся в строке думских расходов и их могут потратить, например, на нужды аппарата. «Их могут перекинуть на другое направление.

Пустить на премии аппарата, например, это же всегда так — здесь сэкономили, туда перекинули.

Так что в такой ситуации лучше даже не отказываться, а просто лично передать на благотворительность или еще какую-либо социальную задачу», — говорит Дмитриева.

Депутат Максим Шингаркин убежден, что попадет в Госдуму следующего созыва, и о положенных «парашютах» говорить не стал. «Я вот сверх своей зарплаты ни копейки не получаю, лекций не читаю, научных статей не пишу, потому что считаю, что депутат должен заниматься только интересами своих избирателей, которых у меня 111 тыс. человек. Все мои доходы задекларированы, налоги уплачены, — поясняет он. — Мы избирались до декабря и должны были принять участие в бюджетировании, но правительство все решило за нас — мы же ведь не сами заранее с себя сняли полномочия». Другие депутаты, опрошенные «Газетой.Ru», назвали вопрос о «золотых парашютах» «некорректным», заметив, что и сейчас «продолжают работать» и, как и Шингаркин, надеются в новую Думу все же попасть.

Депутат Игорь Зотов, отколовшийся от эсэров и не участвующий в новой кампании, вначале долго не мог понять, о каких компенсациях идет речь, а потом заявил, что к сентябрьским выборам уже планирует устроиться на другую работу. «Рассчитываю, что к сентябрю уже буду на другой работе и сложу свои полномочия. Я думаю, что и многие другие, кто не идет на выборы, или ищет работу, или уже нашел», — сказал он «Газете.Ru».

В вопросе о «золотых парашютах» депутаты разделятся на тех, кто намерен продолжать свою карьеру, и на думский «планктон», кому уже все равно, считают эксперты. «Конечно, те, кто и дальше хотят остаться в публичной политике, скорее всего, от льгот откажутся, — говорит политолог Миронов. — С другой стороны, те, кто и так попал в парламент как статисты и исполнители чужих поручений и чья политическая карьера уже закончена, скорее всего, оставят эти деньги себе». «Если ты не стал депутатом, зачем тебе отказываться от компенсаций? Родная партия тебя кинула, в парламент не попал, перед какими избирателями тебе заигрывать?» — согласен политолог Вячеслав Смирнов.

Если депутаты заберут свои «парашюты», это вряд ли нанесет какой-то серьезный имиджевый урон депутатскому корпусу, поскольку, по словам Смирнова, «среднестатистический избиратель и так считает, что депутаты — состоятельные люди, и при этом все равно продолжает за них голосовать». Понятно, что на 158 млн руб. каких-то глобальных проблем не решишь, рассуждает Миронов, и это будет лишь еще одной традиционной шпилькой в сторону парламента — мол, вон какие у нас богатые депутаты.

По данным Минтруда, рост задолженности по заработной плате среди обычных россиян на 1 апреля составил 4,5 млрд руб. (против 2,5 млрд руб. в начале 2015 года). Долг по зарплате имеется перед 78 тыс. работников, что составляет 1% от общего числа работающих граждан.

СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

УРАЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

06.11.2014 № 38

На основании Федерального закона от 01.01.01 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Пермского края от 08 июня 2010 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Устава Уральского сельского поселения и в целях приведения в соответствие с действующим законодательством,

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ УРАЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о компенсационных выплатах депутатам, связанных с осуществлением депутатской деятельности в Совете депутатов Уральского сельского поселения, работающим на непостоянной основе.

2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Уральского сельского поселения от 27 декабря 2010 года № 000 «Об утверждении положения о компенсационных выплатах депутатам Уральского сельского поселения Чайковского муниципального района ».

3. Решение вступает в силу со дня подписания, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

Глава сельского поселения -

председатель Совета депутатов

Уральского сельского поселения

ПОЛОЖЕНИЕ

о компенсационных выплатах депутатам, связанных с осуществлением депутатской деятельности в Совете депутатов Уральского сельского поселения, работающим на непостоянной основе


Общие положения

Настоящее Положение о компенсационных выплатах депутатам, связанных с осуществлением депутатской деятельности в Совете депутатов Уральского сельского поселения, работающим на непостоянной основе (далее по тексту – Положение) предусматривает установление денежной компенсации депутатам Совета депутатов Уральского сельского поселения, работающим без отрыва от основной работы, на период полномочий представительного органа.


Порядок определения размеров компенсации депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе
Депутатам Совета депутатов Уральского сельского поселения назначается ежемесячная денежная компенсация за время исполнения ими полномочий, связанных с депутатской деятельностью. Денежная компенсация является материально-финансовым обеспечением гарантий деятельности депутата Совета депутатов Уральского сельского поселения. Компенсация выплачивается за время участия в заседаниях Совета депутатов Уральского сельского поселения и постоянных комиссий Совета депутатов Уральского сельского поселения, рабочих группах, а также за время работы депутатов в избирательном округе. Компенсация депутатам Совета депутатов Уральского сельского поселения за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе, устанавливается согласно Приложению 1 к настоящему Положению. Ежеквартально, по результатам работы депутатов издается распоряжение председателя Совета депутатов Уральского сельского поселения, которым определяется размер компенсации депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе, в зависимости от фактического участия депутатов в заседаниях Совета депутатов Уральского сельского поселения и постоянных комиссий Совета депутатов Уральского сельского поселения, рабочих группах, а также за время работы депутатов в избирательном округе. Фактическое участие депутатов в заседаниях Совета депутатов Уральского сельского поселения и постоянных комиссий Совета депутатов Уральского сельского поселения, рабочих группах, определяется на основании Листа учета работы депутатов (Приложение 2), который оформляется не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Депутаты не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют председателю отчет о проделанной работе в округе. Депутату, не принимавшему участие в заседаниях Совета депутатов Уральского сельского поселения и постоянных комиссий Совета депутатов Уральского сельского поселения, рабочих группах, а также не предоставившему отчет о проделанной работе в округе, компенсация за время осуществления полномочий не выплачивается. Депутат вправе при предъявлении личного заявления отказаться от компенсации за время осуществления депутатских полномочий. Порядок и сроки выплаты компенсации депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе
Компенсационные выплаты депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе, перечисляются 1 раз в квартал на банковские карты депутатов либо выдаются наличными денежными средствами в кассе Совета депутатов Уральского сельского поселения до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Вновь избранным депутатам компенсационные выплаты начисляются с месяца, следующего за месяцем избрания депутатам Совета депутатов Уральского сельского поселения.
Финансирование расходов на выплату компенсации депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе.
Компенсационные выплаты депутатам за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе, производятся за счет средств бюджета Уральского сельского поселения. Планирование средств на компенсационные выплаты депутатам на очередной финансовый год осуществляется исходя из численности депутатов, работающих на непостоянной основе, планов работы Совета депутатов Уральского сельского поселения и постоянных депутатских комиссий и установленной суммы компенсации за каждый вид депутатской деятельности. В случае экономии средств, выделенных на компенсационные выплаты на конец финансового года, по решению бюджетной комиссии депутатам, активно работающим в своих избирательных округах, может быть выделено поощрение. Суммы средств на выплату денежной компенсации отражается в смете расходов Совета депутатов Уральского сельского поселения на очередной финансовый год. Компенсационные выплаты ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением Совета депутатов Уральского сельского поселения о бюджете сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции.

от __.__.2013 №___

Размер компенсационных выплат депутатам Совета депутатов Уральского сельского поселения за время осуществления полномочий, работающим на непостоянной основе

от __.__.2013 №___

учета работы депутатов

планируемый график работы Совета депутатов Уральского сельского поселения в отчетном месяце





Список депутатов

Дата заседания

Дата заседания

Дата заседания

Дата заседания

Дата заседания


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБДУЛИНСКИЙ РАЙОН

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

четвертого созыва

РЕШЕНИЕ № 01-29/91

г. Абдулино

Об утверждении Положения «О возмещении расходов , связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе»

На основании статьи 35 Федерального закона от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 21 Устава муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области , Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение «О возмещении расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов района, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе» согласно приложению.

2. Возложить контроль за исполнением настоящего решения на комиссию по социальным и правовым вопросам, местному самоуправлению.

3. Установить, что настоящее решение вступает в силу с 01 января 2012 года и подлежит обнародованию на официальном сайте муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области www. ab. *****.

Глава муниципального

образования

Подписано

29.12.2011 года

Приложение

к решению Совета депутатов

ПОЛОЖЕНИЕ

о возмещении расходов, связанных с осуществлением депутатской

деятельности, депутатам Совета депутатов района,

осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, председателю Совета депутатов, депутатам Совета депутатов района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.

Под осуществлением депутатской деятельности подразумевается деятельность депутата, предусмотренная Законом Оренбургской области от 01.01.2001 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области», Уставом муниципального района и Регламентом Совета депутатов.

2. Возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, осуществляется в форме выплаты денежных средств в размере, установленном Советом депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.

3. Выплата денежных средств по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, производится по отдельной ведомости ежемесячно на основании распоряжения Председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области.

4. Депутат вправе полностью либо частично (на определенный период времени) отказаться от выплаты денежных средств по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, для чего подает личное заявление на имя Председателя Совета депутатов.

5. Запрещается перераспределение невостребованных средств, предусмотренных для возмещения расходов, для выплат другим депутатам.

2. Порядок возмещения расходов

1. Возмещению подлежат расходы депутата, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в том числе на:

1.1. Услуги связи (местная проводная телефонная связь, мобильная связь);

1.2. Приобретение специальной литературы;

1.3. Канцелярские принадлежности;

1.4. Почтовые расходы;

1.5. Транспортные услуги (проезд на любых видах транспорта (в т. ч. на личных автомобилях), аренда транспортных средств на территории муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области).

1.6. Иные расходы, необходимые для осуществления депутатской деятельности.

2. Максимальный размер возмещаемых средств, подлежащих выплате, не может превышать:

Председателю Совета депутатов района – 15000 рублей в месяц;

Депутатам Совета депутатов - 1000 рублей в месяц.

3. Депутат, получающий компенсацию, обязан: присутствовать на заседаниях Совета депутатов, принимать участие в работе постоянных депутатских комиссий и публичных слушаниях , вести депутатские приемы избирателей, отвечать на обращения граждан.

4. Депутату, без уважительных причин не явившемуся на заседание Совета депутатов, в том числе не состоявшемуся из-за отсутствия кворума возмещение расходов депутата за этот месяц не производится.

5. Депутаты вправе расходовать полученные средства исключительно в целях возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

6. В течение 10 дней после истечения очередного квартала депутаты обязаны представить сведения о фактически затраченных средствах на осуществление расходов, связанных с депутатской деятельностью.

7. Сведения подаются депутатами Председателю Совета депутатов в форме служебной записки.

8. Отчетные документы о расходовании средств депутатами не представляются.

3. Источники возмещения расходов

1. Финансирование выплат по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, предусмотренных на обеспечение деятельности Совета на текущий финансовый год за счет соответствующих статей сметы расходов Совета.

2. При планировании бюджетных средств для возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, налоговые отчисления не предусматриваются.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту решения об утверждении Положения «О порядке возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности депутатам, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе».

Обоснование необходимости принятия нормативного правового акта.

Так, как депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, несут расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, на оплату проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения, приобретение бензина (для лиц, использующих личный транспорт), оплату услуг связи , а также на приобретение канцелярских принадлежностей, в связи с этим возникает необходимость принятия нормативного правового акта, который бы определял порядок возмещения расходов депутатов, связанных с осуществлением их деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.

Установление гарантий и компенсаций депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления не относится, вышеназванным Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, осуществлять правовое регулирование в данной области органы государственной власти субъектов РФ не вправе.

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 01.01.2001 года представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Кроме того, часть 15 статьи 35 Федерального закона устанавливает порядок отражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе устанавливать гарантии и компенсации депутатам представительных органов муниципальных образований, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Финансово-экономическое обоснование.

Частью 15 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается порядок отражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.

Средства на финансирование выплат по возмещению расходов депутатов необходимо предусмотреть в бюджете района на 2012 год. Расходование осуществляется в пределах утвержденной сметы Совета депутатов района.

07.08.2014

Правовой статус депутата представительног о органа муниципального образования и его деятельность нередко становятся предметами рассмотрения в судах. При этом разрешение данных дел в различных судебных инстанциях осложняется отсутствием специального федерального закона, регулирующего вопросы, связанные со статусом депутата.

На материалах судебной практики нередко исследуется вопрос, являются ли депутаты представительног о органа муниципального образования должностными лицами. В связи с тем, что понятие должностного лица в рамках действующего законодательства о местном самоуправлении и административног о и уголовного законодательства определяется по-разному, суды по данному вопросу зачастую принимают прямо противоположные позиции.

Например, дело двенадцати депутатов Тверской городской Думы, которые были признаны виновными в получении взяток и приговорены Тверским областным судом к различным срокам лишения свободы. Вынося обвинительный приговор в отношении депутатов Тверской городской думы, суд исследовал вопрос о квалификации действий ряда депутатов по ст. 290 (получение взятки) Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), которая применима к должностным лицам. Суд установил, что депутаты Тверской городской Думы обладали правом принимать и принимали в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, т. е. выполняли функции представителя власти, а потому в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они являлись должностными лицами. Наряду с этим согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» к представителям власти относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть. Причем неважно, на постоянной или непостоянной основе депутат осуществлял свою депутатскую деятельность.

По смыслу УК РФ функции представителя власти могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой. На этом основании суд пришел к выводу, что депутаты являлись должностными лицами коллегиального органа муниципального образования, осуществляли функции представителя власти и получали деньги за действия в пользу взяткодателей, которые входили в служебные полномочия должностного лица.

Совершенно иную позицию заняли суды в Новосибирской области, применяя законодательство об обращениях граждан.

Из решения суда Центрального района города Новосибирска от 01.06.2006 по делу № 2-230-06 следует, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. Новосибирский областной суд в определении от 11.07.2006 по делу № 33-2348 подтвердил этот вывод. Данное дело имело место в Новосибирске, где избиратель З. через суд «обязал депутата горсовета К. письменно отчитаться перед избирателями». В своем заявлении З. указал, что 16 мая 2005г. он обратился посредством направления письменного обращения к депутату городского совета Новосибирска К. за разъяснением судьбы переданных предложений по наказам избирателей, одобренных конференцией граждан 26 марта 2005г. в ходе избирательной кампании по выборам депутатов городского Совета Новосибирска, проходившей в 2005г. Обращение было получено депутатом 19 мая 2005г., однако какого-либо ответа З. от депутата К. не получил. В связи с этим заявитель решил, что нарушены его права как гражданина на получение мотивированного ответа в месячный срок. В ходе судебного заседания представитель К. пояснил суду, что письменных ответов на письменные обращения граждан депутат давать не обязан, поскольку это не предусмотрено действующим законодательство м. Предложения по наказам депутат получил, но рассматривал их только в качестве информационного письма. Кроме того, депутат К. не является должностным лицом, поскольку не работает в городском Совете Новосибирска на освобожденной основе. Из решения суда Центрального района города Новосибирска от 01.06.2006 по делу № 2-230-06 следует, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. Депутата обязали дать письменный ответ избирателю.

Кассационная инстанция такое решение отменила, направив дело на новое рассмотрение. Однако в определении от 11.07.2006 по делу № 33-2348 содержатся весьма неожиданные выводы. Кассационная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции, что депутат, работающий на непостоянной основе, не является должностным лицом. На основании изучения норм законов о статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Новосибирского областного Совета, представительног о органа местного самоуправления суд сделал вывод, что ни в одном из названных законов не указаны обязанности депутата вообще и обязанности давать письменные ответы на обращения граждан в частности, а также ответственность депутата за непредоставление ответа на обращение. Анализ названных законов свидетельствует о том, что дача ответов на обращения граждан депутатами не предусмотрена, форма взаимоотношения депутата с избирателями заключается в отчетах перед избирателями округа о своей работе и информировании о своей работе через средства массовой информации.

Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался о возможности распространения позиций, высказанных в отношении органов государственной власти, на органы местного самоуправления, поскольку и те и другие являются разновидностью публичной власти. В связи с этим определенный интерес представляют позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в отношении правового регулирования статуса депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ. Вопрос о гарантиях реализации депутатами законодательных (представительны х) органов субъектов РФ права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе уже был предметом исследования Конституционного Суда РФ, например, определение от 24.05.2005 № 249-О «По жалобе гражданина Гагиева Аюпа Каримсултановича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 1 и пункта 1 статьи 25 Закона Республики Ингушетия «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия».

Регламентация в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ статуса депутата, условий осуществления им депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период либо без отзыва от основной деятельности - должна обеспечивать всем депутатам законодательного (представительно го) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме. В то же время, определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части парламента, законодатель субъекта РФ призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов, исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений.

Вопросы определения числа депутатовзаконодательного (представительно го) органа субъекта РФ, работающих на профессиональной постоянной основе, и условий осуществления депутатом депутатской деятельности в соответствии с п. 6 ст. 4 и ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны х) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) относятся к компетенции субъекта РФ. Вместе с тем механизм реализации права депутатов на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе должен быть законодательно урегулирован с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Одним из наиболее сложных, имеющих неоднозначное разрешение в правоприменитель ной практике является вопрос о пределах правового регулирования статуса депутата представительног о органа муниципального образования.

Во многих случаях суды считают, что на депутатов, особенно тех из них, кто работает на постоянной основе, распространяются нормы трудового законодательства.

Верховный Суд РФ высказался о природе отношений депутата, пределах правового регулирования этих отношений, рассматривая закон Республики Коми. Согласно ст. 24 Закона Республики Коми от 16.06.1998 № 25-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Коми» (в ред. от 16.07.2002 № 75-РЗ) депутат в период исполнения своих полномочий не мог быть уволен с работы по инициативе администрации организации без согласия соответствующего представительног о органа местного самоуправления, за исключением случаев ликвидации организации.

Анализируя названные нормы, Верховный Суд РФ отметил, что согласно Конституции РФ (пп. «к», «н» ст. 72) трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законодатель субъекта РФ, устанавливая общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, в т. ч. и принципы, касающиеся статуса депутата представительног о органа местного самоуправления, включая права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий, обязан соблюдать нормы федерального законодательства, в данном случае трудового. Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров установлен нормами федерального законодательства, а поэтому законодатель субъекта РФ не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере. Законодатель Республики Коми, принимая специальный закон о статусе депутата представительног о органа местного самоуправления, ввел не содержащуюся в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) норму, регулирующую порядок изменения и расторжения трудового договора, а именно предусмотрел особый порядок изменения существенных условий труда и увольнения депутата, чем превысил свои полномочия в области регулирования вопросов трудового законодательства и вторгся в компетенцию федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд РФ только подтвердил данную позицию Верховного Суда РФ. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 21.03.1997 № 5-П «По делу о проверке конституционност и положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не предоставляет им полномочий по решению в полном объеме вопросов, имеющих универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащих регулированию федеральным законом. Закон субъекта РФ может определять трудовые гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления для беспрепятственно го и эффективного осуществления ими своих полномочий, защищающих их права, честь и достоинство, но эти гарантии не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Возможность получения депутатами, работающими на непостоянной основе, выплат в связи с депутатской деятельностью является ещё одним камнем преткновения в деле правовой «самоидентификац ии» представительных органов местного самоуправления. Сложившаяся правоприменитель ная практика свидетельствует об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат депутатам, работающим на непостоянной основе, в связи с депутатской деятельностью. Из анализа правоприменитель ной практики следует, что в отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий осуществляемой деятельности, т. е. фактически понимаются как заработная плата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями указанные выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность. Некоторые муниципальные образования выплаты вообще не производят, мотивируя отказ от выплат неоднозначностью их назначения. Например, в новой редакции Устава муниципального образования город Светлоград в п. 15 ст. 25 предусмотрена возможность возмещения иных расходов, связанных с деятельностью депутата, а в п.16 этой же статьи прописана возможность для депутата Светлоградского городского Совета, работающего на непостоянной основе, получать денежное вознаграждение из средств бюджета города только в соответствии с решением Светлоградского городского Совета. Этим правом городской Совет ни разу не воспользовался, так как бюджет города является дотационным на пятьдесят процентов.

Анализируя возможность получения каких-либо выплат депутатами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, не работающими на постоянной основе, Конституционный Суд РФ сформулировал следующую правовую позицию. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательско й, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательство м Российской Федерации. Данное ограничение, связанное с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, обусловливает установление соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательство м и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Депутатам, осуществляющим депутатские полномочия на непостоянной основе, без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются. Основным видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности. На них не распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательско й, научной и иной творческой деятельности, который установлен для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Вместе с тем на депутатов, осуществляющих депутатские полномочия на непостоянной основе, как и на иных депутатов, распространяются ограничения на занятие должностей, несовместимых со статусом депутата и принципом разделения властей.

Вопрос о возможности получения депутатами, работающими на непостоянной основе, выплат в связи с депутатской деятельностью многократно исследовался в судах.

Данный вопрос исследовался Уставным судом Санкт-Петербурга в 2008 г. на предмет законности положений абз. 5 п. б ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30, которыми закреплено, что размер вознаграждения депутату муниципального совета муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением им своего мандата, устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета и не может превышать 12 расчетных единиц в год.

Суд пришел к следующему выводу. Осуществление полномочий депутатом представительног о органа местного самоуправления связано с его избранием. Между депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, и представительным органом местного самоуправления не заключается соглашение, регулирующее трудовые отношения, на него не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, работником представительног о органа местного самоуправления такой депутат не является. К его деятельности неприменимы критерии оценки труда, характерные для сферы трудовых отношений (например, эффективность, продолжительност ь рабочего времени). Таким образом, деятельность депутата представительног о органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, связанная с реализацией им своих полномочий, осуществлением трудовой функции не является.

Следовательно, положения ст. 2 ТК РФ, устанавливающие принципы правового регулирования трудовых отношений, включая обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на отношения, возникающие между депутатами, осуществляющими деятельность на непостоянной основе, и представительным и органами местного самоуправления, не распространяются. Предусмотренные оспариваемыми положениями выплаты не могут являться вознаграждением за труд и находятся за пределами отношений, регулируемых трудовым законодательство м.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособнос ти. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. Конституционный Суд РФ также указывал на недопустимость использования института минимального размера оплаты труда для определения размеров иных выплат, кроме прямо предусмотренных федеральным законодательство м. Из содержания оспариваемых положений следует, что депутат представительног о органа местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, может получать вознаграждение только за проделанную, т. е. за реально выполненную, работу, и такая работа должна быть связана с осуществлением депутатом своих полномочий. Положениями Закона Санкт-Петербурга № 237-30 не установлены виды работ, порядок их нормирования, не определен необходимый и достаточный объем выполнения работ, после достижения которого возможно получение вознаграждения депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, также не определен критерий оценки работ.

Из содержания взаимосвязанных положений абз.4 и 5 п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30 не следует, что предусмотренные выплаты имеют компенсационный характер. Законодателем не определено, на возмещение каких расходов или затрат данные выплаты направлены. Кроме того, согласно оспариваемым положениям основанием данных выплат является проделанная работа, а не расходы или затраты. Таким образом, из содержания оспариваемых положений невозможно однозначно определить правовую природу и назначение предусмотренных выплат для депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о неопределенности правовых норм, содержащихся в положениях абз. 5 п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга № 237-30, что не соответствует положениям п. 1 ст. 3 Устава Санкт-Петербурга.

В ряде случаев вопрос о выплатах депутатам, работающим на непостоянной основе, суды рассматривают с точки зрения неосновательно выплаченных денежных средств. В конце марта 2008 г. прокурором Южно-Сахалинска в Южно-Сахалинский городской суд направлено 23 исковых заявления о взыскании с депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, неосновательно выплаченных денежных средств. Поводом к прокурорскому вмешательству стали результаты проверки законности решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27.11.2006 № 500/26ВН-06-3 «О компенсации расходов депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе» и решения городского Собрания городского округа от 28.02.2007 № 594/30-07-3 «О внесении изменений и дополнения в решение городского Собрания от 27.11.2006 №498/26ВН-06-3 «О компенсации расходов депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе». Проверка показала, что изначально решением городского Собрания предусмотрена выплата денежной компенсации депутатам городского Собрания, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств городского бюджета городского округа в связи с осуществлением ими своего мандата, а также при необходимости денежная компенсация за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу по распоряжению председателя городского Собрания. Пунктом 1.2 решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28.02.2007 в нормативный правовой акт внесены изменения, устанавливающие новую редакцию документа, в соответствии с которой вознаграждение депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, устанавливается в размере средней заработной платы заместителей председателя городского Собрания из расчета 11 рабочих дней.

По мнению прокуратуры, возможность определения размеров и установления оплаты труда выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, федеральным законодательство м не установлена. Вместе с тем федеральным законодательство м предусмотрена такая гарантия депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, как сохранение ежемесячного заработка по месту основной работы.

30 июля 2008 г. Южно-Сахалинским городским судом, рассмотревшим в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска, постановлена резолютивная часть решения суда, согласно которой взысканы с депутата Т. городского Собрания Южно-Сахалинска в бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» неосновательно выплаченные ей денежные средства в размере 295 156 руб. 25 коп.

Таким образом, судебная практика по делам о статусе депутата представительног о органа муниципального образования представлена на сегодняшний день неоднозначно. Учитывая, что судебная система Российской Федерации не основывает свою деятельность на «прецедентном праве» де-юре, тем не менее, де-факто суды применяют отечественную законодательную базу для того, чтобы хоть как то определить статусные рамки деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований. Во многом такая законодательная «вилка» для правового статуса депутата обусловлена отсутствием специального федерального закона о статусе депутата представительног о органа муниципального образования.

Вадим Мироненко , заместитель Председателя Совета МОРО ВСМС по информационно-ан алитической работе