Государственный контракт заключается на основе. Особенности работы с государственным контрактом


01.01.2014 г. вступил силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), устанавливающий единые правила заключения госконтрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ «О контрактной системе», государственным контрактом является договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (госконтракт), муниципального образования (муниципальный договор) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

Как оформить госконтракт: особенности сделки

Главной отличительной чертой типового государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета госконтракта (договора с госструктурами), в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного и муниципального контракта определяет права и обязанности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика), а так же регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при исполнении контракта.

Проектом государственного контракта для обеспечения государственных нужд могут быть предусмотрены контроль со стороны заказчика хода работ по выполнению обязательств и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Порядок и условия изменения, и расторжения контракта устанавливаются ст. 95 ФЗ «О контрактной системе».

Порядок заключения государственного контракта

Для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансируемых за счет бюджетных средств.

Еще одной важной особенностью государственных контрактов является порядок их заключения – такие сделки заключается на основе государственных закупок, размещаемых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Из приведенного в ФЗ «О контрактной системе» и ГК РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Форма заключения государственного контракта, как и многих других договоров с госзаказчиком, – простая письменная. Чтобы составить грамотное соглашение, заполните шаблон, который подготовили наши юристы.

Государственный контракт - договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт заключается на основе государственного заказа, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика заключение контракта является обязательным всегда, а для исполнителя - лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта Коваленко Н.И. Практикум по гражданскому праву. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. М.,2003г..

По государственному контракту на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров [Статья 526 Гражданского Кодекса Российской федерации (от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ)].

Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель).

В качестве государственных заказчиков в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв признаются также и иные федеральные органы исполнительной власти. В качестве государственного заказчика по оборонному заказу выступает орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, М.И.Брагинский.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для государственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным. Поставщик (исполнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения государственного заказа. В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (исполнителя) государственного заказа является обязательным для последнего. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких условиях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организационно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них государственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они занимают доминирующее положение на рынке соответствующего товара, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполнением государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:

Во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;

Во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

В-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же тридцатидневный срок.

Государственному заказчику предоставляется тридцать дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь возможны следующие варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем проведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через двадцать дней со дня проведения конкурса Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, О.Н.Садиков;.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора Мозолин В.П. Гражданское право. В 2-х частях. М.: Юристъ, Ч1 -2005г, 719с.; Ч2 - 2007г, 927с..

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение тридцати дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, А.М.Эрделевский;.

"Аудит и налогообложение", 2011, N 3

Поставщики продукции стремятся заключать государственные или муниципальные контракты на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно и выгодно. Ведь партнером в данном случае выступает один из сильнейших участников рынка, в силу чего у поставщика имеется уверенность в том, что поставка товаров будет оплачена обязательно. Об особенностях заключения госконтракта, его плюсах и минусах мы и поговорим в этой статье.

Особенности заключения госконтракта

Отношения сторон при заключении госконтракта на поставку товаров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а также общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" гл. 30 ГК РФ.

Однако в связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, указанных в данном параграфе.

Целью поставок товаров для государственных (муниципальных) нужд является:

  • создание и поддержание государственных материальных резервов;
  • поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
  • обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
  • реализация федеральных целевых программ;
  • обеспечение иных федеральных государственных нужд.

Помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности:

  • Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
  • Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
  • Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
  • Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
  • Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • другими нормативными актами.

В то же время в п. 2 ст. 525 ГК РФ прямо указано, что при поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд иные законы могут применяться лишь в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ. Иными словами, приоритетными нормами в части таких поставок являются положения гражданского законодательства.

Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик.

В силу ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом бюджетные учреждения не включены в состав государственных или муниципальных заказчиков: они именуются иными заказчиками, как указано в ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Общим правилом, закрепленным п. 1 ст. 527 ГК РФ, определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным.

Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Размещение заказа, в соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ, может осуществляться:

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

При этом первый из указанных способов является общим, а второй - исключением и используется только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом N 94-ФЗ (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

Анализ норм параграфа 4 гл. 30 ГК РФ позволяет говорить о том, что договорные отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут быть как простыми, так и сложными.

В первом случае поставка товаров осуществляется непосредственно на основании самого государственного или муниципального контракта, который совмещает в себе и договор поставки.

Второй вариант предполагает наличие государственного или муниципального контракта, на основании которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым государственным (муниципальным) заказчиком, и покупателем товаров.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта урегулирован нормами ст. 528 ГК РФ и состоит в следующем.

Государственный или муниципальный заказчик (далее - заказчик) разрабатывает проект контракта и в двух экземплярах направляет его поставщику (исполнителю).

При отсутствии разногласий по контракту сторона, получившая проект контракта, должна в течение 30 дней подписать его и вернуть один экземпляр заказчику.

Если у поставщика (исполнителя) имеются возражения по условиям контракта, то в течение этих 30 дней он должен:

  • либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне;
  • либо уведомить заказчика об отказе в заключении контракта (в случае наличия неприемлемых условий контракта).

Заказчик, получивший контракт с протоколом возражений, должен в течение 30 дней рассмотреть эти разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить эту сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Следует иметь в виду, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу N А05-6518/2006-3).

При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной на рассмотрение суда. Причем на такие действия закон отводит лишь 30 дней .

Если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до 20 дней (п. 4 ст. 528 ГК РФ). Правоприменительная практика подтверждает это (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу N А17-4742/2009, Определение ВАС РФ от 19.08.2009 N ВАС-10392/09 по делу N А40-21793/08-113-200 и др.).

Как уже было отмечено выше, сложная структура договорных отношений требует помимо государственного или муниципального контракта еще и заключение договора поставки. При таком варианте договорных отношений заказчик в течение 30 дней с момента подписания государственного или муниципального контракта должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 529 ГК РФ).

Данное извещение, выданное государственным (муниципальным) заказчиком, является основанием заключения договора поставки для государственных (муниципальных) нужд.

Порядок согласования договорных условий при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд установлен п. п. 2 - 4 ст. 529 ГК РФ.

Следует обратить внимание, что такой договор поставки нельзя считать соглашением, подлежащим обязательному заключению между поставщиком и покупателем. Ведь на основании ст. 530 ГК РФ покупатель товаров, указанных в извещении о прикреплении, вправе отказаться от его заключения, причем без объяснения причин. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Убытки по госконтракту

Следует отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, а значит, ее производство может быть для него заведомо убыточным.

Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности наверняка откажется от производства нерентабельной продукции, то при государственных поставках возможность отказа имеется не всегда.

В общем случае для заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Для поставщика товаров обязательность заключения госконтракта может наступить только в силу закона и при условии, что заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 528 ГК РФ).

Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Или возьмем другой пример. Пунктом 2 ст. 5 упомянутого выше Закона N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов, в случае если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона "О государственном оборонном заказе" в случае если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также если по результатам проведения торгов не определен головной исполнитель, оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции.

Оборонный заказ и заключение государственного контракта на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций, в случае если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения.

Следует иметь в виду, что если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

Это доказывает и правоприменительная практика, например Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2009 по делу N А12-12587/2009.

Обратите внимание: условие о возмещении убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.

Кроме того, п. 4 ст. 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым госконтракт заключается в силу закона, при уклонении от заключения государственного или муниципального контракта условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены госконтракта.

В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, применяется особый порядок возмещения убытков, установленный ст. 533 ГК РФ.

Согласно п. 1 данной статьи обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике.

Так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика.

Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.

Если же заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.

Такого подхода придерживаются и арбитры, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2009 по делу N А69-1862/2008 и другие.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Напомню, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также величину упущенной выгоды.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Как следует из п. 3 ст. 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд.

Убытки покупателя, связанные с отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик.

Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по госконтракту, может и сам заказчик.

В ст. 534 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

Отказ заказчика от товаров, поставленных по госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и т.д.

Если одностороннее расторжение госконтракта заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе госконтракта, то убытки покупателя также возмещаются заказчиком.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного госконтрактом срока исполнения обязательства.

Сумма неустойки определяется в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Обратите внимание: при требовании о взыскании неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2008 N Ф08-1263/08 по делу N А53-15958/07-С3-13, ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2006 по делу N А43-899/2006-27-15-2/4-18 и др.).

В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"

3. В государственный контракт, заключаемый по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, включаются условия, которые были предусмотрены извещением об осуществлении закупки продукции (далее - закупка) или приглашением принять участие в определении головного исполнителя, документацией о закупке, заявкой, а также окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт.

4. Условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта (далее соответственно - заказчик, исполнитель), определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.

5. В государственном контракте (контракте) указывается, что он заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа. В государственном контракте указываются его реквизиты, включая присвоенный государственным заказчиком идентификатор государственного контракта. В контракте указываются реквизиты соответствующего государственного контракта (государственных контрактов), включая идентификатор государственного контракта.

Предмет государственного контракта (контракта) определяется путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект и (или) объекты закупки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). При заключении государственного контракта на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение и (или) в эксплуатацию, в описании указываются их наименования или товарные знаки.

В государственный контракт (контракт) включаются условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность и соответствие обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (контрактом).

обязанность по предоставлению государственному заказчику информации обо всех исполнителях (третьих лицах) государственного контракта (контракта), заключивших контракты с головным исполнителем (исполнителем), цена (общая цена) которых составляет более чем 10 процентов цены государственного контракта.

10. В государственном контракте (контракте) устанавливаются права и обязанности государственного заказчика (заказчика), включая:

а) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом (контрактом);

б) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) своевременного устранения выявленных недостатков продукции;

в) полномочия по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта (контракта), в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя (исполнителя) при условии включения в государственный контракт (контракт) положений о праве контроля;

г) обязанность по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований;

д) обязанность по участию в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

е) обязанность по принятию поставленной продукции, соответствующей требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), и оплате этой продукции на указанных в нем условиях;

ж) обязанность государственного заказчика по осуществлению государственного учета результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственного контракта.

11. В государственном контракте (контракте) кроме прав и обязанностей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, по соглашению сторон могут устанавливаться иные права и обязанности государственного заказчика (заказчика), установленные законодательством Российской Федерации и (или) определяемые с учетом специфики предмета государственного контракта (контракта).

12. В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.

Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

13. Независимо от способа определения головного исполнителя и соответствующего ему порядка формирования цены в государственном контракте кроме цены государственного контракта указываются:

а) цена единицы товара - в государственном контракте на поставку товаров;

б) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, а также цена единицы работы и (или) услуги - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг по техническому, сервисному обслуживанию техники, оборудования и (или) на выполнение работ по их ремонту, объем которых на дату заключения государственного контракта невозможно определить;

в) цена единицы работы и (или) услуги, если они были определены при формировании цены государственного контракта, - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг, не включенных в подпункт "б" настоящего пункта;

г) перечень расходов, включаемых государственным заказчиком в цену продукции, а также перечень расходов, не включенных в цену продукции, но включаемых в цену государственного контракта в связи с выполнением дополнительных работ и (или) оказанием дополнительных услуг, предусмотренных его условиями;

д) источник финансирования;

е) порядок распределения финансовых средств на период действия государственного контракта в пределах установленной им цены, предназначенных для выплаты государственным заказчиком головному исполнителю;

ж) порядок и условия авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в случае, если при заключении государственного контракта государственным заказчиком было принято решение об авансировании головного исполнителя, при этом размер аванса определяется государственным заказчиком с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, а условия авансирования головным исполнителем исполнителей по заключенным с ними контрактам определяются положениями государственного контракта и государственным оборонным заказом на соответствующий год и плановый период с учетом требований Федерального закона "О государственном оборонном заказе";

з) порядок осуществления окончательных расчетов по выполнению государственного контракта. В случае установления этапов (периодов) его выполнения может указываться поэтапность осуществления расчетов;

и) условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, при наличии у головного исполнителя договора о банковском сопровождении государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с уполномоченным банком, а также реквизиты этого счета;

к) условия, при которых цена государственного контракта может быть снижена без изменения предусмотренных им количества и качества поставляемой продукции.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2015 г. N 923 положение дополнено пунктом 13.1

13.1. В контракте указываются:

а) условие об осуществлении расчетов по контракту только с использованием отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке, при наличии у исполнителя договора о банковском сопровождении контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с выбранным головным исполнителем уполномоченным банком;

б) реквизиты отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465

13.2. В случае если цена государственного контракта (контракта) определена с учетом цены на продукцию, определенной в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в государственном контракте (контракте) указывается, что изменение цены на эту продукцию, в том числе пересмотр базовой цены единицы продукции, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных указанным положением.

14. В государственный контракт может быть включено положение о возможности увеличения или уменьшения по предложению государственного заказчика не более чем на 10 процентов количества поставляемой продукции в порядке и на условиях, установленных законодательством

15. В государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения государственного контракта и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом.

В отдельных случаях, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула цены и максимальное значение цены государственного контракта.

16. В государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации. При этом в зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:

а) устанавливать твердую цену государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;

б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, - в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;

в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.

17. В случае если в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена на продукцию и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в пункте 15 настоящего Положения.

В случае если в указанном государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену. Одновременно с определением значения фиксированной цены на продукцию устанавливается твердая цена государственного контракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование цены государственного контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены, а также прогнозную цену на продукцию, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 17.1 с 11 октября 2017 г. - Постановление

17.1. В государственный контракт могут включаться положения о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий государственного контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В государственный контракт могут также включаться положения о порядке и условиях рассмотрения соответствующих предложений сторонами, если порядок и условия принятия решения об изменении существенных условий государственного контракта для случаев, когда эти изменения допускаются, не определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. В государственный контракт (контракт) включаются следующие положения, определяющие порядок его исполнения сторонами:

а) сведения о месте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

б) условия об оценке поставляемой продукции на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

в) перечень отчетных документов, которые оформляются головным исполнителем (исполнителем) и представляются государственному заказчику (заказчику) для приемки поставленной продукции и ее оплаты;

г) порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (далее - военные представительства) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком;

д) порядок и сроки проведения государственным заказчиком (заказчиком) и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

е) порядок и сроки осуществления государственным заказчиком (заказчиком) или приемочной комиссией (в случае если государственным заказчиком было принято решение о ее создании для приемки поставляемой продукции) приемки поставляемой продукции, в том числе на соответствие этой продукции требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям государственного контракта (контракта), а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ее приемке;

ж) порядок возмещения головным исполнителем (исполнителем) убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (контракту);

Информация об изменениях:

Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.1" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

ж.1) порядок и сроки передачи государственным заказчиком головному исполнителю предусмотренных государственным контрактом исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества;

Информация об изменениях:

Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.2" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

ж.2) порядок предоставления головному исполнителю доступа на объекты государственного заказчика, указанные в государственном контракте в качестве места выполнения работ;

з) иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

19. В государственный контракт включается положение о возможности принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

20. В государственный контракт (контракт) в зависимости от вида продукции, являющейся объектом закупки, и предмета государственного контракта (контракта) могут включаться дополнительные условия в соответствии с пунктами 21 - 23 настоящего Положения, отражающие специфику исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

21. Если предметом государственного контракта (контракта) является поставка товаров, в нем указываются способ и условия доставки государственному заказчику (заказчику) продукции, а также условия перехода права собственности на поставляемую продукцию и рисков ее случайной гибели.

При этом, если государственным заказчиком устанавливаются требования к гарантийным срокам на поставляемую продукцию и (или) объему предоставления гарантий качества поставляемой продукции, к гарантийному обслуживанию продукции, к расходам на эксплуатацию продукции, к обязательности осуществления монтажа и наладки продукции, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание продукции, соответствующие условия также включаются в государственный контракт (контракт).

Включение в государственные контракты (контракты) условий по указанным в настоящем пункте вопросам рекомендуется также в случаях, если предусматривается выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, сервисному обслуживанию продукции с передачей материальной части этой продукции головному исполнителю (исполнителю).

22. В государственный контракт на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ могут включаться условия о закреплении права собственности на результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, в том числе в отношении результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения государственного контракта, распределение и порядок закрепления прав на создаваемые охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, а также следующие условия:

а) обязанность головного исполнителя в ходе выполнения работ проводить мероприятия, направленные на выявление результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, уведомлять государственного заказчика о таких результатах и представлять предложения по их правовой охране и обязанность государственного заказчика сообщать головному исполнителю после получения от него соответствующего уведомления и рассмотрения его предложений решение о форме правовой охраны результата интеллектуальной деятельности;

б) обязанность головного исполнителя проводить в ходе выполнения работ патентные исследования;

в) обязанность головного исполнителя и исполнителя сохранять конфиденциальность в отношении полученных результатов интеллектуальной деятельности до установления в соответствии с решением государственного заказчика режима их правовой охраны;

г) обязанность головного исполнителя по обеспечению правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с решением государственного заказчика путем:

осуществления юридически значимых действий по оформлению прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств;

принятия мер по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау);

д) обязанность государственного заказчика предоставлять головному исполнителю безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, для выполнения работ по государственному контракту (контракту);

е) порядок и условия использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат головному исполнителю (исполнителю) или третьим лицам.

23. В государственном контракте на утилизацию боеприпасов, вооружения и военной техники определяется порядок передачи государственному заказчику образовавшихся в ходе исполнения государственного контракта продуктов утилизации или порядок их реализации головным исполнителем с перечислением в доход федерального бюджета в установленном порядке стоимости таких продуктов утилизации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

24. В государственный контракт включаются положения об ответственности сторон, в том числе:

а) уплата пени за просрочку государственным заказчиком (головным исполнителем) исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

б) уплата штрафа за ненадлежащее исполнение государственным заказчиком (головным исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

в) ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ;

г) уплата пени за несвоевременное предоставление головным исполнителем государственному заказчику информации, предусмотренной частью 23 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

д) освобождение стороны государственного контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени), если эта сторона докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны;

е) условие о том, что уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает сторону от исполнения или надлежащего исполнения обязательств, установленных государственным контрактом.

25. Условия об ответственности заказчика и исполнителя включаются в контракт с учетом соответствующих положений государственного контракта, в целях выполнения которого заключается контракт.

26. В качестве дополнительной меры ответственности головного исполнителя (исполнителя) за ненадлежащее исполнение государственного контракта (контракта) в него может быть включено положение об уплате головным исполнителем (исполнителем) процентов за пользование чужими средствами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

27. В государственном контракте (контракте) могут содержаться:

а) информация о наличии сведений, составляющих государственную тайну, и (или) конфиденциальной информации, связанной с исполнением государственного контракта (контракта), и при необходимости - обязательства сторон по их неразглашению, по проведению и контролю сторонами мероприятий по защите этих сведений (информации) и (или) перечень таких мероприятий;

б) условия о претензионном порядке рассмотрения споров перед обращением сторон в арбитражный суд с указанием порядка и сроков направления претензии, рассмотрения претензии, ответа на претензию, а также перечня документов, прилагаемых к претензии;

в) условия об определении арбитражного суда, в который передаются на рассмотрение споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением государственных контрактов (контрактов).

28. В случае если государственным заказчиком установлено условие о предоставлении головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в этом государственном контракте указываются способ выбранного головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта, его размер и сроки возврата государственным заказчиком головному исполнителю средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, если такая форма обеспечения исполнения государственного контракта выбрана головным исполнителем.

29. В государственный контракт включаются условия о невозможности перемены головного исполнителя при исполнении государственного контракта, за исключением случая, если новый головной исполнитель является правопреемником головного исполнителя по такому государственному контракту вследствие его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

30. В государственном контракте (контракте) указывается количество экземпляров государственного контракта (контракта), которые имеют одинаковую юридическую силу.

31. Государственный контракт (контракт) может содержать приложения, которые указываются в тексте государственного контракта (контракта) и являются его неотъемлемой частью.

32. Государственный заказчик вправе определять в государственном контракте иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, кроме условий, предусмотренных настоящим Положением.

33. Заказчик вправе определять в контракте условия, не предусмотренные настоящим Положением, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта.

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.