Несвоевременное размещение протокола закупки электронная подпись.  Какой штраф предусмотрен за несвоевременное размещение плана-графика в ЕИС? Какие есть возможности уменьшить сумму штрафа? При проведении конкурса, аукциона


С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 396-ФЗ), которым внесены изменения в нормы КоАП РФ. Целями принятия отдельных положений указанного закона явились сохранение административной ответственности, предупреждение совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд. О том, что изменилось в нормах КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов, мы поговорим в статье.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. Кроме того, административная ответственность налагается на должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 7.29 - 7.32 , ч. 7 ст. 19.5 , ст. 19.7.2 КоАП РФ являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах.

Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Федеральным законом № 396-ФЗ нормы ст. 7.29 КоАП РФ приведены в соответствие с Законом о контрактной системе. При этом размер санкций, применяемых за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не изменился.

Вместе с тем следует отметить, что нормы указанной статьи дополнены ч. 2.1 , предусматривающей ответственность за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем. Совершение указанного правонарушения предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

Напомним, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях:

  • если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и порядок отнесения товаров работ, услуг к указанным категориям устанавливаются Правительством РФ;
  • при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

Конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

В свою очередь, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут осуществляться в следующих случаях:

  • закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  • закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Увеличен размер административного штрафа за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня. Теперь размер штрафа составляет для должностных лиц 5 000 руб., а для юридических лиц - 15 000 руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ ). Напомним, что, например, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 000 000 руб., заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Если цена превышает указанную сумму, то извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после наступления события, которым определено его начало.

Федеральным законом № 396-ФЗ введена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с Законом о контрактной системе. Напомним, что единая информационная система, в частности, должна содержать:

  • планы закупок (начиная с 01.01.2016);
  • планы-графики (начиная с 01.01.2016);
  • информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (начиная с 01.01.2016);
  • информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
  • результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц 500 000 руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ ).

Необходимо отметить, что согласно примечанию ст. 7.30 КоАП РФ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная данной статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Также отметим, что Федеральным законом № 396-ФЗ ограничен максимальный размер штрафа за отказ в допуске к участию в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе котировок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений.

Максимальный размер административного штрафа в данном случае будет составлять 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ ).

Кроме того, Федеральным законом № 396-ФЗ отменена ответственность за размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок.

Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Федеральным законом № 396-ФЗ значительно изменены нормы ст. 7.31 КоАП РФ , предусматривающие ответственность за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В силу ч. 1 указанной статьи включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

В свою очередь, ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с Законом о контрактной системе или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 руб.

Нарушение порядка заключения, изменения контракта

В новой редакции ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб., а на юридических лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб.

Кроме того, предусмотрена ответственность юридического лица за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не установлена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Совершение данного деяние влечет наложение административного штрафа в размере 200 000 руб. Напомним, что ранее ответственности подлежали только должностные лица.

Также в новой редакции ст. 7.32 КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта. Данное деяние может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц 200 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ ).

Напомним, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе ). Бюджетное учреждение вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. Напомним, что в силу ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным в том случае, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с внесенными изменениями в ст. 19.7.2 КоАП РФ размер административного штрафа за данное нарушение теперь составляет 15 000 руб. В свою очередь, для юридических лиц он составляет 100 000 руб. Напомним, что ранее его размер определялся в пределах от 100 000 до 500 000 руб.

Порядок привлечения к ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 396-ФЗ разъяснен ФАС в Письме от 23.01.2014 № ИА/2111/14 « По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов » . В частности, ФАС отмечает, что согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с указанной нормой лицо подлежит привлечению к административной ответственности по нормам КоАП РФ, действовавшим на момент совершения им такого правонарушения, вне зависимости от времени выявления признаков состава административного правонарушения в сфере размещения заказов (до или после 01.01.2014).

Учитывая изложенное, в случае если нарушение законодательства о размещении заказов совершено до 01.01.2014, должностному лицу при выявлении такого нарушения необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014.

В случае если нарушение законодательства РФ о размещении заказов совершено после 01.01.2014, должностному лицу необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. В свою очередь, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Следовательно, в связи с изменением законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов, должностному лицу при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или продолжении такого производства необходимо установить обстоятельства, смягчающие, отягчающие либо исключающие административную ответственность, учитывая следующую последовательность действий.

По мнению ФАС, до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства следует установить, являются ли рассматриваемые действия нарушением как Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , так и Закона о контрактной системе. Кроме того, необходимо установить, предусмотрена ли административная ответственность за совершение такого нарушения нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.

В случае если указанные действия лица не являются нарушением Закона о контрактной системе или не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Кроме того, ФАС обращает внимание, что с целью установления размера налагаемого штрафа, необходимо применить положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ , определив, улучшается или ухудшается положение привлекаемого лица санкцией, установленной нормой КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014.

В случае если санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014, улучшает положение лица, совершившего такое правонарушение (размер штрафа меньше установленного нормами КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014), к указанному лицу применяется санкция, предусмотренная нормой КоАП РФ в редакции, действующей после 01.01.2014. В случае если положение лица ухудшается, применяется норма КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014.

Как мы могли убедиться, основными целями принятия Федерального закона № 396-ФЗ явилось сохранение административной ответственности, предупреждение совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также ужесточение ответственности за ряд совершаемых правонарушений.

В силу Постановления от 31 октября 2014 г. N 1132 установлены правила веденияреестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также регламентированы сроки размещения информации и документов в реестре.

Необходимо обратить внимание, что ведение реестра договоров является самостоятельной обязанностью заказчика в рамках ст. 4.1 Закона 223-ФЗ.

Следовательно, заказчик несет обязанность по размещению отчетности в силу ч. 19 ст. 4 Закона 223-ФЗ, а также обязан вести реестр договоров в рамках ст. 4.1 Закона 223-ФЗ.

Согласно п. 10 Постановления от 31 октября 2014 г. N 1132 в целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:

а) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "е" , "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" и "н" пункта 2 настоящих Правил;

б) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком - информацию, указанную в подпунктах "и" и "к" пункта 2 настоящих Правил (в части информации о договорах с субподрядчиками);

в) в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора - информацию и документы, указанные в подпунктах "ж" , "з" и "л" пункта 2 настоящих Правил.

Вместе с тем, согласно п. 11 Постановления от 31 октября 2014 г. N 1132 информация и документы, подлежащие включению в реестр, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Ответственность за неразмещение или нарушение сроков размещения информации и документов, подлежащих включению в реестр договоров, предусмотрена в ч. 4 и 5 ст. 7.32.3. КоАП РФ и носит административный характер.

В силу ч. 4 ст. 7.32.3. КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц , за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (ответственность за несвоевременное публикацию положение о закупках и иные правовые акты, регламентирующие правила закупки), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 7.32.3. КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Для справки:

Статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен, порядок исполнения контракта, в том числе порядок оплаты выполненных работ, а также отчета об исполнении контракта. Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 течение 7 рабочих дней со дня оплаты обязательств по контракту размесить информацию в Единой информационной системе (ЕИС) .

В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

4 июня 2018 года Томское УФАС России наложило штраф в размере 15 000 рублей на должностное лицо МБДОУ «Чажемтовский детский сад» за нарушение сроков размещения информации в Единой информационной системе сведений об исполнении контракта.

4 сентября 2017 года между МБДОУ «Чажемтовский детский сад» и ООО «Профиль» заключен гражданско-правовой договор на общую сумму 1 380 000 рублей. ООО «Профиль» обязалось выполнить работы по ремонту помещений МБДОУ «Чажемтовский детский сад» для открытия новой группы в течение 90 дней с момента заключения договора.

В результате работы по ремонту помещений детского сада были выполнены 4 декабря 2017 года и оплачены заказчиком 18 декабря. Однако соответствующая информация об исполнении контракта размещена заказчиком лишь 6 апреля 2018 года, то есть позднее 7 рабочих дней со дня оплаты работ исполнителя.

За данное нарушение должностное лицо МБДОУ «Чажемтовский детский сад» привлечено к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для справки:

Статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен, порядок исполнения контракта, в том числе порядок оплаты выполненных работ, а также отчета об исполнении контракта. Заказчик в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 течение 7 рабочих дней со дня оплаты обязательств по контракту размесить информацию в Единой информационной системе (ЕИС).

В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы по 223-ФЗ Практика применения Закона №223-ФЗ о закупках в 2014 году: обзор основных изменений законодательства

Спикер: В.В. Дон
03.07.2014 г.


16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014г. № 122-ФЗ « О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» . В соответствии с этим законом в КоАП РФ появились следующие принципиальные изменения:

1. Вводится понятие « в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок». Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок - это ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПО КоАП РФ (см. прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

Таким образом, организациям, работающим по 223-ФЗ , необходимо отдельным приказом назначить лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, которое и будет приравниваться к должностному лицу по КоАП и нести административную ответственность. Таких сотрудников может быть в том числе несколько, с распределнием обязанностей. Тогда на каждого из них должен быть приказ. Если такого приказа нет, то должностным лицом, несущим ответственность за проведение закупок, является руководитель организации.

2. Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения (см. часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). При этом не имеет значения, продолжает ли работать должностное лицо, ответственное за совершение правонарушения, в этой организации или нет, оно все равно привлекается к административной ответственности.

3. Вводится 11 новых составов административных правонарушений за нарушение законодательства о закупках (статья 7.32.3, часть 7 и 7.2 статьи 19.5, статья 19.7.2-1 КоАП РФ). Установлена компетенция федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и его должностных лиц при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях (статьи 23.83, 28.3, 28.7 КоАП РФ).

1-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о размещении информации о закупках товаров, работ, услуг

  • Административные правонарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации о закупках

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).


Заказчик обязан размещать в единой информационной системе (ЕИС)

1. Правовые акты, регламентирующие закупочную деятельность заказчика:

При закупках до 100 тыс. руб. заказчик вправе вообще не составлять документацию о закупке и не размещать информацию в единой информационной системе.

  • Административные правонарушения, связанные с непредоставлением, нарушением сроков предоставления информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) и недобросовестных участниках закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

(статья 19.7.2-1 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренному Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в Реестр вносятся сведения:

Об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;

О поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми договоры расторгнуты по решению суда.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211). См. п. 3, 4 и и 5 указанных правил.

Сведения об уклонении от заключения договора должны быть направлены в течение 30 календарных дней.

В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сведения направляются в течение 10 рабочих дней.

2-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства о закупках в части соблюдения порядка размещения информации о закупках и форм процедур закупок

  • Административные правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства о соблюдении электронной формы закупки

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме (часть 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз (часть 2 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Формы процедур закупок

В электронной форме

Не в электронной форме

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" закупка следующих товаров, работ, услуг производится в электронной форме:

Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93

Наименование

Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них (кроме кода 2109350)

Полиграфическая и печатная продукция (кроме кодов 2221020,2221637)

Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника

Оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи

Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и кино-аппаратура, часы (кроме кодов 3311000, 3313050,3321000,3322010)

Автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование

Транспортные средства, не включенные в другие группировки

Канцелярские принадлежности (3699110)-(3699135)

Природная вода и лед

Услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования

Услуги по уборке зданий

Случаи, когда закупки, указанные в Перечне, могут осуществляться не в электронной форме :

  1. Если информация о закупке, в соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, не подлежит размещению в единой информационной системе;
  2. Если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения ;
  3. Если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.

Особенности проведения закупок в электронной форме:

  • Форма подачи заявок на закупку данной продукции, за исключением случаев, определенных Постановлением № 616, должна быть исключительно электронно й.
  • Нет определения «электронная форма закупки»: заказчик имеет возможность принимать заявки от участников закупок через электронную почту (подписанные электронной подписью) либо может разместить закупку на одном из интернет-ресурсов, реализующих возможность размещения закупок в соответствии с положениями ФЗ № 223;
  • Пока нет требования о размещении закупок в электронной форме на электронной торговой площадке.

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке
(часть 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей .

Чтобы приступить к эффективным закупкам, достаточно аккредитоваться на площадке OTC-tender. Аккредитовавшись, вы сможете легко и удобно проводить аукционы, конкурсы, а также запросы цен и предложений. Простая выполняется всего за 2 шага!

Когда заказчики в рамках 223-ФЗ обязаны применять положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе?

1. Когда заказчиком в рамках 223-ФЗ не было утверждено и размещено в установленные законом сроки Положение о закупке.

2. При осуществлении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности автономными учреждениями и унитарными предприятиями.

3. Закупки, осуществляемые за счёт субсидий и средств полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) заказчиками-бюджетными учреждениями, принявшими решение о переводе части своих закупок на положения 223-ФЗ.

Часть 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

«4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям… унитарным предприятиям … капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок».

К заказчикам формально не отнесены, но отдельные свои закупки при этом осуществляют по Закону № 44-ФЗ

  • учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, предоставлены средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч.4 ст.15) - на указанных лиц не распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие исполнение контракта.
  • Юридические лица, не являющиеся гос. или мун. учреждениями, ГУПами или МУПами, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций, предоставленных таким лицам в соответствии с БК РФ (ч.5 ст.15 Закона № 44-ФЗ).
  • Бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и МУПы, которым в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, отдельные заказчики (государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления) передали безвозмездно свои полномочия на осуществление закупок в рамках заключенных договоров (соглашений) (ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ ПО 223-ФЗ

Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2014 года раскрывается понятие капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Под этим понятием понимаются капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 и статья 79 Бюджетного кодекса РФ).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности (далее — капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности) за счет бюджетных ассигнований могут осуществляться в форме:

1. Субсидий на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В обоих указанных случаях капитальные вложения предоставлятся:

1. Государственным и муниципальным автономным учреждениям.

  1. Государственным и муниципальным бюджетным учреждениям.
  2. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Особенности этих форм капитальных вложений

1) При предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений государственный или муниципальный заказчик (орган госвласти, орган местного самоуправления, орган управления внебюджетным фондом) на основании соглашения безвозмездно передаёт свои полномочия заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов.

Таким образом, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие не является заказчиком. Заказчиком здесь выступает соответствующее публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование).

2) При предоставлении субсидий на капитальные вложения бюджетному или автономному учреждению, унитарному предприятию передаются только бюджетные ассигнования. При этом последние являются заказчиками и расходуют средства на основании соглашения о предоставлении субсидии.

3) Исходя из содержания п. 4 ст. 78.2 и п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов капитального строительства.

Таким образом, субсидии на капитальный ремонт объектов капитального строительства, предоставляемые государственным и муниципальным автономным учреждениям под требования части 4 статьи 15 ФЗ-44 не подпадают . Эти закупки должны осуществляться автономными учреждениями по правилам ФЗ-223, а не ФЗ-44.

4) До 01.01.2017 г. субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляемые государственным или муниципальными предприятиям выведены из под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (часть 26 статьи 112 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями

Бюджетные учреждения вправе применять Закон 44-ФЗ или Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (решение принимается до 01.04.2013 г. и размещается в ЕИС (часть 2 статьи 15 Закона 44-ФЗ) для следующих видов закупок:

. Закупки за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами;

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями в качестве исполнителя по контракту (привлечение субподрядчиков);

Закупки за счет средств, полученных при осуществлении бюджетными учреждениями иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц , в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (ИСКЛЮЧЕНИЕ - средства, полученные на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В отношении закупок, осуществляемых в 2014 году, бюджетное учреждение может разработать Положение о закупках по 223-ФЗ и разместить его на официальном сайте до 01.04.2014 г. (часть 25 статьи 112 Закона 44-ФЗ).

Содержание извещения о закупке (ч.ч. 8,9 ст.4 ФЗ-223)

В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

Способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

Предмет договора;

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Содержание документации о закупке - ч.10 ст.4

Техническое задание (требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам продукции, к ее безопасности, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования)*;

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки;

Инструкция по заполнению заявки участниками закупки;

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги*;

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

Критерии оценки и сопоставления заявок;

Порядок оценки и сопоставления заявок.

Особенности формирования извещений о закупке

«IV. Порядок размещения извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора

21. Представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Федерального закона. В случае если установлен иной способ закупки, представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные для данного способа закупки положением о закупке наряду со сведениями, предусмотренными частью 9 статьи 4 Федерального закона.

22. С извещением о закупке на официальном сайте размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке».

Требования к протоколу закупки

Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908):

«VII. Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора

34. Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

35. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде.

36. Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения».

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг (часть 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3-я группа административных правонарушений


Административные правонарушения, связанные с неисполнением предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа

№ п.п.

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок

(часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе член комиссии по осуществлению закупок (часть 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Важнейшие изменения законодательства о закупках, внесённые Федеральным законом от 28.12.2006 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в 223-ФЗ:

1. Понятие «официальный сайт» заменено на «единую информационную систему» (часть 2.1 ст.1, ст. 4, часть 10 ст.8).

2. С 01.01.2015г. вводится в действие Реестр договоров, заключенных заказчиками по 223-ФЗ (ст.4.1).

Федеральным законом от 28.12.2013 № № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.01.2015 года вводится обязательный для заказчиков по 223-ФЗ Реестр договоров, заключаемых заказчиками. В указанный Реестр договоров будут вноситься сведения о заключении договоров, их изменении, а также о результатах исполнения договоров заказчиками по 223-ФЗ.

Статья 4.1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ:

«В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора».

3. «Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета» (часть 8 ст.3 Федерального закона 223-ФЗ).

4. С 01.01.2016 вступает в силу ч. 8.1 статьи 3 223-ФЗ: «8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

5. Положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющем функции и полномочия учредителя государственного или муниципальнорго бюджетного учреждения (часть 3 ст.2).

6. Уточнены случаи, при которых бюджетное учреждение вправе применять 223-ФЗ (пункт 4 части 2 ст.1).

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие важные нормы в Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок с 01.01.2014 г. распространяются и на запросы предложений, проводимые в рамках 44-ФЗ (части 1-4 ст.17).

2. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок, запросу предложений в рамках 44-ФЗ с 01.01.2014 г. распространяются и на все закупки в рамках 223-ФЗ (часть 5 ст.17).

Изменились сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Право бюджетного учреждения принять положение о закупке по 223-ФЗ - до 01.04.2014 (часть 25 статьи 112).

Вопросы слушателей


Вопрос:
Обязательно ли размещать каждое отдельное изменение в Положении о закупках отдельным документом или достаточно разместить в единой информационнной системе новую редакцию Положения о закупках со всеми изменениями?
Ответ: Допустимы оба варианта.

Вопрос: Можно ли в оценке заявок установить, что победителем является тот, кто предложит самую низкую цену без НДС?
Ответ: Можно.

Вопрос: Контракт на 3 месяца, объем меняется ежемесячно, а дополнительное соглашение заключено по истечение 3 месяцев. Когда наступает срок размещения изменений?
Ответ: Сроки исчисляются с момента заключения дополнительного соглашения. Для того, чтобы внести изменения у заказчика есть 10 календарных дней.

Вопрос: Если в Положении определен срок рамещения извещения о закупке у единственного поставщика, в случае его нарушения будет ли штраф?
Ответ: Да.

Вопрос: План закупок утверждается приказом?
Ответ: 223-ФЗ этот вопрос не регламентирует.

Вопрос: По какому закону проводятся закупки за счет средств ФМС.
Ответ: Закупки за счет средств ФМС бюджетными учреждениями проводятся по 44-ФЗ.

Вопрос: Можно ли нулевой план по закупке высокотехнологичной продукции размещать на 4 года, т.е. обозначить 2014-2018 гг.?
Ответ: Да, план по закупке высокотехнологичной продукции нужно размещать на 4 года.

Вопрос: Может ли ГБУ в течение года заключить 2-3 договора до 100 тыс. руб. на покупку ГСМ? Будет ли за это штраф?
Ответ: Если заказчик работает по 223-ФЗ и в его Положении о закупке предусмотрены такие виды закупок, то штрафа за это не будет.

Вопрос: Может ли аптека размещать один план вместо двух?
Ответ: Закон предполагает размещение двух планов - плана закупок и плана закупок высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, в том числе для аптек.

Вопрос: Как проводятся закупки по договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ?
Ответ: Закупки производятся в том порядке, который действовал до вступления в силу закона 223-ФЗ.

Вопрос: Какая может быть ответственность за неправильный выбор участников запроса котировок? Можно ли признать запрос котировок несостоявшимся, если поступила одна заявка, и закупить у этого поставщика как у единственного поставщика?
Ответ: Административная ответственность за неправильный выбор участника запроса котировок для должностных лиц составляет от двух тысяч до трех тысяч рублей, для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Для того, чтобы заказчик мог закупить у единственного поставщика в ситуации, описанной в вопросе, необходимо прописать в положении о закупках, что в случае несостоявшейся процедуры закупок по любым основаниям заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.

Вопрос: Является ли нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки?
Ответ: В настоящее время ответственность за нарушением отсутствие или неверное указание кодов статистики в планах закупки законодательством не предусмотрена.

Вопрос: Если договор заключен на сумму до 100 тыс. рублей и сумма, на которую он был заключен, истекла, будет ли нарушением заключить новый договор?
Ответ: Нет, не будет нарушением.

Вопрос: При наличии годового плана закупок по 223-ФЗ, нужно ли размещать отдельный план закупок на аудторские услуги по 44-ФЗ или можно включить эту закупку в план по 223-ФЗ?
Ответ: Закупка аудиторских услуг не подпадает под действие 223-ФЗ. По этой причине в план закупок по 223-ФЗ заказчик не может включить аудиторские услуги.В законе об аудите указано, что аудиторские услуги закупаются по закону о контрактной системе 44-ФЗ. Соответственно при закупке аудиторских услуг заказчик либо проводит только процедуру закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, либо полностью соблюдает 44-ФЗ. В соответствии с 44-ФЗ у заказчика нет обязанности составлять и размещать план закупок аудиторских услуг.

Вопрос: Нужно ли размещать план закупки, если общая сумма закупок не превышает пятьсот тысяч рублей, отдельные договора - до сорока тысяч рублей?
Ответ: По 223-ФЗ в любом случае нужно размещать план закупок.

Вопрос: Вправе ли заказчик принимать котировочные заявки по электронной почте?
Ответ: Вправе, если это предусмотрено Положением о закупке.