Права призывника и в армии срочной службы. Военная служба или какие права и обязанности есть у призывников в России? Что такое АГС


Закон «О воинской обязанности и военной службе» приписывает молодым людям не только обязательства, но и права, знание которых поможет избежать нарушений во время призывных мероприятий.

Ознакомиться с личным делом и приобщить к нему документы

Призывник и его законные представители вправе ознакомиться с личным делом и приобщить к нему недостающие или новые медицинские документы. Для ознакомления с информацией нужно направить соответствующее заявление на имя начальника военного комиссариата. Оно не требует строгих стандартов оформления и пишется в свободной форме.

Просмотреть сведения можно только в военном комиссариате, так как забирать папку с собой запрещено законом. Не допускается также изымать справки и другие бумаги из «досье» призывника. Зато если юноша или его представители посчитают, что некоторой информации в папке не хватает, они могут написать заявление на приобщение к нему новых документов. Заявление и копии или подлинники документов направляются в канцелярию военного комиссариата. Нотариально заверять копии перед отправкой не нужно.

Пройти призывные мероприятия в сопровождении доверенного лица

Сопровождение доверенного лица может обеспечить защиту прав призывников. В качестве таких лиц могут выступать родственники, знакомые или юристы. Для каждого из них обязательно оформляется доверенность, вне зависимости от наличия родственных связей с призывником.

В доверенности указываются сведения о представителе и перечень его полномочий. При выборе доверенного лица нужно помнить, что представлять интересы в суде могут только юристы или адвокаты. Граждане без юридического образования таких полномочий не имеют.

Совет Службы Помощи Призывникам

Даже родители не могут представлять интересы своего совершеннолетнего ребенка без нотариально заверенной доверенности. Вы можете её оформить у любого нотариуса.

Пройти дополнительное обследование

Если юноша считает, что состояние его здоровья не позволяет отдать воинский долг или категория годности установлена неправильно, он имеет право пройти дополнительное обследование. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя врача, руководящего работой военно-врачебной комиссии. В нем указать:

  • Личные данные, от чьего имени поступает заявление (фамилия, имя, отчество, адрес по месту регистрации, номер телефона);
  • Причину обращения.

Все исследования проводятся за счет государства, поэтому платить за них не нужно. При нарушении права на бесплатные медицинские услуги нужно сразу же передать жалобу в военкомат или органы прокуратуры.

Освободиться от призыва

При наличии непризывных заболеваний, указанных в действующем Расписании болезней, гражданин имеет право на получение отсрочки или зачисление в запас. Продолжительность отсрочки по здоровью не превышает одного года. Если отсрочка предоставлена по семейным обстоятельствам, работе или учебе, ее срок может быть увеличен.

Мнение эксперта

Процесс призыва начинается с получения призывником повестки и заканчивается вынесением решения призывной комиссией. Если вы уже получили повестку в военкомат или столкнулись с нарушением при прохождении призывных мероприятий, узнайте, как защитить свои права, на странице «».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Обжаловать решение призывной комиссии

Если гражданин не согласен с решением комиссии, он может его обжаловать. Для этого пишется заявление о направлении на контрольное медицинское освидетельствование. Если и эти врачи подтвердят, что районная призывная комиссия утвердила верную категорию годности, молодой человек сможет обжаловать решение военкомата в судебном порядке.

При судебном обжаловании гражданин может быть направлен на независимую экспертизу. В этом случае все обследования оплачиваются за собственный счет.

На что родители призывника имеют право?

Родители призывника имеют право выступать в качестве законных представителей молодого человека в военном комиссариате и медицинских учреждениях. Они также могут приобщить документы к личному делу или ознакомиться с его содержанием, присутствовать при проведении мед.осмотра или обследований, подготовить заявления от лица сына.

Права родителей призывника строго ограничиваются доверенностью и прописанными в ней условиями, поэтому нужно внимательно отнестись к оформлению документа, не забыв заверить его у нотариуса перед походом в военкомат.

C уважением к Вам, Миленная Ирина, юрист Службы Помощи Призывникам.

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу -- до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины -- три года;

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера -- пять лет;

С обучающимися в военных училищах -- на время обучения и пять лет после его окончания.

Комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву -- это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Основания для отсрочки:

Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, вузе (с некоторыми оговорками);

Обучение в аспирантуре;

Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически, последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы;

Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

Наличие ребенка при условии воспитывания его без матери;

Наличие двух и более детей;

Наличие ребенка-инвалида в возрасте до трёх лет;

Поступление на службу в органы внутренних дел, государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии высшего профессионального образования и специальных званий -- на время службы в этих органах и учреждениях;

Наличие ребенка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

Избрание депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований или главой муниципальных образований и осуществление своих полномочий на постоянной основе, -- на срок полномочий в указанных органах;

Регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, -- на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии -- до дня выбытия включительно.

В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками. В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу. Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы. Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации.

Призывная комиссия может принять решение:

Об освобождении от воинской обязанности;

О предоставлении отсрочки;

О зачислении в запас;

Об альтернативной службе;

Об освобождении от призыва;

О призыве на военную службу. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Общее право всех призываемых -- обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением -- в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге -- с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, -- день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

14 июня 2006 года Государственная дума России приняла поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающие для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 октября 2007 года, срок службы в армии по призыву 18 месяцев, а с 1 января 2008 года -- 12 месяцев, и одновременно отменяющие целый ряд существовавших ранее отсрочек от призыва, существенно сократившие количество «военных кафедр» в гражданских вузах и ужесточившие требования к их выпускникам.

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу -- до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

  • а) с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины -- три года;
  • б) с поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера -- пять лет;
  • в) с обучающимися в военных училищах -- на время обучения и пять лет после его окончания.

В настоящее время -- думается, что и в обозримом будущем -- комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву -- это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

  • 1) освобождаемых от призыва;
  • 2) не подлежащих призыву;
  • 3) имеющих право на отсрочку от призыва;
  • 4) подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва, а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

  • а) признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
  • б) прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;
  • в) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;
  • г) у которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Статьей 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", принятого в апреле 1999 г., установлено: "Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...".

И хотя Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

К сожалению, в этом вопросе законодательная власть "подставила" в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: "Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу".

Не подлежат призыву граждане:

  • а) отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  • в) в отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

Первый вид -- право на отсрочку по состоянию здоровья -- имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

Второй вид -- право на получение отсрочки по семейному положению -- предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец)"которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

Третьим видом-- правом на отсрочки в связи с получением образования-- пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях: * начального, среднего, высшего профессионального образования -- на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

Послевузовского профессионального образования -- на время обучения и защиты квалификационной работы.

Четвертый вид -- право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью -- предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

  • а) постоянно работающим врачами в сельской местности;
  • б) проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;
  • в) работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);
  • г) имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России25. Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают: военный служба обязанность вооруженный

  • 1) курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота -- до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;
  • 2) учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев -- до окончания полного курса обучения;
  • 3) наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;
  • 4) отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками. В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

  • 1) сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;
  • 2) явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу. Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;
  • 3) в случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;
  • 4) явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы. Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации.

Призывная комиссия может принять решение:

  • -- об освобождении от воинской обязанности;
  • -- о предоставлении отсрочки;
  • -- о зачислении в запас;
  • -- об альтернативной службе;
  • -- об освобождении от призыва;
  • -- о призыве на военную службу26. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках, Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Общее право всех призываемых -- обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением -- в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона "О воинской обязанности и военной службе" со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге -- с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены "для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев".

Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, -- день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

  • а) 24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;
  • б) 12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

Кстати, в срок военной службы не засчитывается время:

Правовое положение военнообязанных

Военнообязанными называют лиц, зачисленных в запас Вооруженных Сил. Запас необходим, чтобы в случае войны можно было быстро увеличить численный состав войск людьми, знающими военное дело.

В запас Вооруженных Сил зачисляются:

  • 1) уволенные с военной службы с зачислением в запас;
  • 2) не прошедшие военную службу:
    • а) освоившие программу обучения офицеров запаса на военных кафедрах вузов;
    • б) освобожденные от призыва на военную службу;
    • в) лица, получавшие отсрочки от призыва по достижению ими 27 лет;
    • г) прошедшие альтернативную гражданскую службу;
    • д) не призванные на военную службу по иным причинам (в связи с проживанием за границей, наличием судимости и т. д.);
  • 3) женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Предельный возраст пребывания в запасе для военнообязанных, не имеющих офицерского звания, -- 50, младших офицеров -- 55, старших -- 60, высших -- 65 лет.

Пребывание в запасе состоит в выполнении ряда обязанностей.

Во-первых, готовиться к военной службе, поддерживать и повышать свою военную квалификацию. Основной формой выполнения этой обязанности являются различные занятия и военные сборы, организуемые военной администрацией. Продолжительность военных сборов -- до двух месяцев, за время пребывания в запасе их суммарный срок не может превышать 12 месяцев.

На военные сборы военнообязанные могут призываться не чаще, чем раз в три года. От военных сборов освобождены женщины. На них не призываются мужчины:

  • а) являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции, таможенных органов, входящие в их гражданский персонал и гражданский персонал войск и воинских формирований;
  • б) включенные в плавсостав судов морского, речного, рыболовного флота;
  • в) обучающиеся по очной и очно-заочной формам обучения;
  • г) обучающиеся по заочной форме обучения (на период сессий и написания дипломных работ);
  • д) имеющие трех несовершеннолетних детей;
  • е) депутаты представительных (законодательных) органов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. Военкомам предоставлено право освобождать граждан от военных сборов и по другим причинам, признанным ими уважительными.

Во-вторых, военнообязанные должны соблюдать правила воинского учета. Уволенные с военной службы должны в двухнедельный срок явиться в военкомат по месту жительства для постановки на военный учет. А лица, которые не проходили военную службу, если их зачислят в запас, продолжают оставаться на учете, но уже как военнообязанные. Соответственно они должны сниматься с воинского учета при переезде в другой район, город, сообщать военкомату об изменениях в образовании, семейном положении, месте жительства, должности. Военнообязанные должны бережно хранить военные билеты (временные удостоверения, заменяющие их).

В-третьих, военнообязанные должны по повестке военкомата явиться в установленное время в указанное место.

В-четвертых, граждане, пребывающие в запасе, обязаны по направлению военкомата проходить медицинское освидетельствование.

А если будет объявлена мобилизация, военнообязанные могут быть призваны на военную службу. Для этого и создается запас Вооруженных Сил. Кстати, в целях своевременного перевода войск, воинских формирований и органов на условия военного времени военнообязанные приписываются к определенным воинским частям для прохождения в них службы в военное время.

Военнообязанные имеют право на присвоение очередного воинского звания. Это может быть сделано только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов по представлениям руководителей сборов. И не более двух раз за время пребывания в запасе. Кроме того, военнообязанным возмещаются расходы, связанные с выполнением воинской обязанности, и за ними сохраняется заработная плата за время ее выполнения, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда.

Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

Первый контракт с желающими заключается на срок:

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

Освобождаемых от призыва;

Не подлежащих призыву;

Имеющих право на отсрочку от призыва;

Подлежащих призыву.

Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

Не подлежат призыву граждане:

Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется уголовное дело.

Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

Постоянно работающим врачами в сельской местности;

Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

* СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

– об освобождении от воинской обязанности;

–о предоставлении отсрочки;

– о зачислении в запас;

– об альтернативной службе;

– об освобождении от призыва;

– о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

* На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

Пребывания в дисциплинарной воинской части;

Отбывания осужденным ареста;

Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Граждане, состоящие на учете в военкомате, должны отслужить в армии Российской Федерации. У призывников имеются права и обязанности, закрепленные на уровне законодательства РФ. Их невыполнение чревато последствиями. Какие права имеет призывник в 2019 году?

Как осуществляется призыв?

Служба в армии – обязанность каждого мужчины и долг перед Родиной. Некоторые из них осознают ценность несения службы на благо страны. Остальные считают, что это их прямая обязанность, которые они обязательно должны исполнить. Чтобы не отвечать перед законом за невыполнение обязанностей воина, необходимо знать о собственных правах и обязанностях. Иначе призывник нарушает законодательство.

Подробнее о том, как происходит , вы можете прочитать на нашем сайте.

Мужчине высылают повестку, он ставит свою подпись о получении документа. В назначенный день военнообязанный приходит в военкомат с целью медицинского обследования и выяснения состояния здоровья. По результатам комиссия выносит решение, находя оптимальное решение вопроса. Если решение положительное, и выяснится, что юноша годен, в установленные сроки он является в военный комиссариат и отбывает на службу.

Уклонение мужчины фиксируются, и предполагают наложение штрафной санкции либо лишение свободы на 2 года. От службы избавлены такие категории:

    отслужившие ранее;

    признанные негодными по состоянию здоровья;

    кандидаты наук;

    те, чьи родственники погибли, неся службу.

Статус подтверждается документами.

Право призывника – отсрочка


Ксерокопия медицинской карточки

Если на будущего военнообязанного заведена медицинская карта, он имеет право затребовать ее копию для ознакомления с информацией о состоянии здоровья. Сюда включены выписки и их копии. Основанием такого права призывников служит 22 статья закона «Об охране здоровья». При составлении заявления следует руководствоваться этим нормативным актом.

Свободное перемещение

27 статья Конституции гарантирует гражданину свободное перемещение, определение места проживания и пребывания. Это право имеет значение, поскольку зачастую юношу призывают в военкомат либо удерживают его через силу без наличия такого документа в МВД. В нем должны содержаться сведения о лице, стоять подпись начальника военного комиссариата.

С момента выезда из военкомата к месту несения службы гражданин признается военнослужащим. Отправка в армию подразумевает не только гарантию прав гражданину, но и соблюдение им обязанностей. Основными являются:

    явка в назначенное время и день в военный комиссариат (с повесткой);

    сообщение о смене семейного положения, места жительства в органы воинского учета (в течение 7 дней);

    снятие с учета в случае переезда на новое место жительства;

В момент мобилизации обязанность военнослужащего регулируется федеральными законами и актами и включает в себя – призыв на службу и ее прохождение в военное время, обучение.

После получения повестки установленной формы гражданин обязан явиться по вызову и пройти надлежащую процедуру – уточнить документы для учета, пройти медицинское обследование и прочее. Если явка в назначенное время невозможна, необходимо оповестить об этом руководителя районного военкомата.


Офицеры, находящиеся в запасе (как и граждане, подлежащие учету), обязаны прийти в военный комиссариат по месту проживания, чтобы встать на учет в течение двух недель при наступлении таких событий:

    увольнение со службы в запас;

    увольнение с гражданской службы;

    освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы;

    получение военной специальности (для женщин);

    приобретения российского подданства (для тех, кто подлежит постановке на учет).

Граждане с повестками обязаны соблюдать перечисленные требования. Когда введено военное положение, призывники не вправе покидать место проживания самостоятельно. В их обязанности входит обращение к военному комиссару за разрешением. В письменном заявлении указать причину отъезда и новое место жительства.

При неявке лицо привлекается к ответственности административного характера. Такая мера регулируется законодательной властью Российской Федерации. Нарушение оформляют в виде протокола. Таким способом гражданина предупреждают или назначают ему штраф размером 100-500 рублей.

Если призывник , наступает уголовная ответственность. Такая мера наказания регулируется статьей 328 Уголовного кодекса РФ. К уклонению относится неявка военнообязанного без уважительной причины. Этой проблемой занимается суд. Комиссия по призыву или начальник военкомата имеет право передать дело в прокуратуру по месту жительства гражданина.