Государственная политика рф в сфере безопасности. Административно-правовые основы обеспечения государственной безопасности в рф
68.Правовые основы обеспечения безопасности государства
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «о безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
69.Органы федеральной службы безопасности: задачи, правовые основы деятельности.
Среди органов исполнительной власти как спец субъекта обеспечения безопасности следует выделить ФСБ.
Органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов ФСБ осуществляет президент и правительство.
Органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности
Управления (отделы) федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности)
Управления (отделы) федеральной службы безопасности в вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении федеральной службе безопасности. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения.. ФСБ возглавляет директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра.
Правовые основы деятельности
Указ президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности России и ее структуре»
Задачи
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:
Разведывательная деятельность
Контрразведывательная деятельность
Борьба с преступностью
Обеспечение безопасности границ РФ
Обеспечение безопасности правительственной связи и информации
70.Федеральные органы государственной охраны: задачи, правовой статус, основные направления.
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственной охране"
Правовая основа государственной охраны: государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
Основными задачами органов государственной охраны являются:
1) прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
5) обеспечение защиты охраняемых объектов;
6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.
Правовой статус: Органы государственной охраны обязаны :
1) выявлять, предупреждать и пресекать преступные и иные противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
2) организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
3) поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, принимать меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;
4) обеспечивать в необходимых случаях сопровождение транспортных средств, в которых следуют объекты и другие (всего 13)
Права органов государственной охраны
1) привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий или защите охраняемых объектов;
2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
3) осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; производить при проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных;
4) производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
5) задерживать и доставлять в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, совершающих или совершивших такие преступления или правонарушения;
И другие (всего 16)
Направления
объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом
охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны;
Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер :
1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;
2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
5) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
6) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях
В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
Государственная охрана предоставляется:
Президенту Российской Федерации
Председателю Правительства Российской Федерации;
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Председателю Конституционного Суда Российской Федерации;
Председателю Верховного Суда Российской Федерации;
Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Генеральному прокурору Российской Федерации;
Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным государственным служащим и иным лицам
Национальная безопасность на современном этапе развития общества зависит не только от степени развития производительных (в том числе научно-информационных) и природных сил, которые используются в этом обществе, но и от степени и форм государственной власти, природных и климатических особенностей, исторической, геополитической и этнографической ситуаций конкретной страны.
Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Эта политика реализуется органами государственной власти всех уровней на основе Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации , иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
В реализации государственной политики в области обеспечения безопасности могут участвовать общественные объединения и отдельные граждане.
Основные принципы обеспечения безопасности, предусмотренные законодательством РФ:
- Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
- Законность.
- Системность и комплексность применения органами государственной власти всех уровней политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.
- Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
- Взаимодействие органов государственной власти всех уровней с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Деятельность государства по обеспечению безопасности включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
- правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
- организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
- координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
- финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
- международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
- осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации и органы государственной власти всех уровней.
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Однако на уровне формирования специфических интересов и отношений следует иметь в виду также и безопасность коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СКС
Учебно-методическое пособие для студентов
Глава 1. Обеспечение безопасности и качества туристских услуг.
Государственная политика в области обеспечения безопасности потребителя туристских услуг.
Для туристской деятельности важное значение имеют вопросы безопасности.
В ст. 14 Закона об основах туристской деятельности указывается, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей среде при совершении путешествий.
Первым и основным аспектом обеспечения безопасности туриста является наличие договора на все предоставляемые услуги между туристским предприятием и туристом, в котором туристская организация обязуется качественно и безопасно организовать отдых клиента на основании своих договоров с перевозчиком, принимающей стороной, туроператором, гостиницами, экскурсионными бюро, пунктами питания и другими организациями индустрии туризма. Кроме того, безопасность в туризме для активных видов туризма, такого как пешеходного, велосипедного, горного, лыжного и для всех видов самодеятельного туризма это не только выполнение такого договора, но и донесение полной и достоверной информации о предлагаемых услугах, о мерах личной безопасности до каждого клиента.
Основой государственной политики в области обеспечения безопасности является Закон РФ «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.) от 5 марта 1992 г. № 2446-1.
Законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
В раздел I «Общие положения» входят следующие статьи:
ст. 1. Понятие безопасности и ее объекты;
ст. 2. Субъекты обеспечения безопасности;
ст. 3. Угроза безопасности;
ст. 4. Обеспечение безопасности;
ст. 5. Принципы обеспечения безопасности;
ст. 6. Законодательные основы обеспечения безопасности;
ст. 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.
Само понятиебезопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. На их защиту и направлены рассматриваемые нами в дальнейшем законодательные акты.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности и государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность как основа обеспечения безопасности личности и общества.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу. Источники опасности внешние или внутренние определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического и организационного характера.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
Законность;
Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;
Взаимная ответственность личности, общества и государства.
Интеграция с международными системами безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане имеют право получать разъяснения по поводу их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность.
Все отмеченные пункты, включены в основной обеспечивающий безопасность клиента документ - договор на предоставляемые туристские услуги.
В разделе II Закона рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности
Основными элементами системы безопасности являются:
Органы законодательной, исполнительной и судебной властей;
Государственные, общественные и иные организации и объединения;
Граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;
Законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;
Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;
Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ, в соответствии с международными договорами и соглашениями.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
При этом органы исполнительной власти:
Обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
Организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
Осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
В соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности. Судебные органы со своей стороны:
Обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руководствуясь Конституцией и законами РФ;
Осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
Обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации;
Возглавляет Совет безопасности РФ;
Контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
В пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство Российской Федерации:
В пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
Организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации.
Контроль над деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности осуществляется органами государственной власти и управления РФ в пределах своей компетенции. Общественные и иные объединения и организации, граждане РФ имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор РФ.
В Законе РФ «О безопасности» провозглашены общие положения по безопасности в туризме.
Также вопросы обеспечения безопасности в туризме рассмотрены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г. В данном законе определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, отрегулирован механизм отношений, возникающих при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:
Содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
Определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
Формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
Осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
Охрана окружающей природной среды;
Развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
Создания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туристской индустрии;
Содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
Защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
Лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта.
Развития научных исследований в сфере туристской индустрии.
Для обеспечения безопасности туристов Закон возлагает на туроператоров и турагентов обязанность:
Предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий и обеспечивать безопасность туристов;
Информировать органы исполнительной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также
о невозвратившихся из путешествия туристах.
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» также закреплены права туристов при подготовке к путешествию и во время его совершения:
На необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
На свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
На обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
На возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;
На содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
На беспрепятственный доступ к средствам связи.
Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном российским законодательством.
Можно назвать ряд существующих объединений: Российская ассоциация турагентств, Национальная ассоциация турагентств, Московская ассоциация турагентств. Туроператоры объединяются также по направлениям предоставляемых услуг: Китайский клуб, Израильский клуб, Ассоциация делового туризма. Ассоциация детско-юношеского туризма и др.
Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном российским законодательством.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация объектов туристской индустрии и сертификация туристского продукта.
Важнейшими способами государственного регулирования сферы туризма являются:
а) лицензирование туристской деятельности;
б) стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии;
в) сертификация туристского продукта.
Все эти способы осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.
1.2 Право потребителя на качественную и безопасную услугу.
Туристская деятельность направлена на создание, реализацию и продвижение туристского продукта. Турпродукт состоит из множества взаимосвязанных составляющих – туристских услуг. Согласно ГОСТу 28681 - туристская услуга это результат деятельности тур.предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Следовательно, главное это качество туристкой услуги.
Право потребителя на получение качественной и безопасной услуги обеспечивается законодательными актами РФ. Термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению, определяются ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
Термины, установленные этим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации, входящих в сферу работ по стандартизации.
Стандарт определяет следующие понятия и термины в области оказания услуг:
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;
Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг
Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.;
Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению;
Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги;
Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услуги потребителю;
Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд;
Предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги. Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания);
Технологический процесс исполнения услуги - основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги;
Заказ на услугу - договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон;
Время обслуживания - период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги;
Время исполнения услуги - установленный норматив времени на исполнение услуги;
Правила обслуживания - документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания;
Условия обслуживания - совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания;
Объект стандартизации - услуга, процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации;
Группа однородных услуг - совокупность услуг, характеризующихся общим целевым или функциональным назначением;
Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие ее назначению;
Технический документ на услугу - документ, устанавливающий технические и другие характеристики услуги. К техническим документам относят технические условия, технические описания, инструкции, и др.
В отдельных разделах определяются термины и понятия, относящиеся к сертификации услуг и области управления качеством услуг, такие, как:
Система сертификации услуг - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг;
Система сертификации группы однородных услуг -система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура;
Орган по сертификации услуг - орган, проводящий сертификацию услуг;
Аккредитация органа по сертификации услуг - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы;
Сертификация услуг - деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям;
Объект сертификации в сфере услуг - услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации;
Сертифицируемая услуга - услуга, предусмотренная к сертификации;
Сертифицированная услуга-услуга, прошедшая сертификацию;
Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям;
Качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя;
Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя;
Свойство услуги (обслуживания) - объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении);
Показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество;
Уровень качества услуги (обслуживания) - относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей;
Контроль качества услуги (обслуживания) - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями;
Государственной Думой РФ 7 декабря 2010 года был ФЗ N 390-ФЗ «О безопасности» . В ст. 1. в качестве предмета регулирования Федерального закона определено:
1) основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Р. Ф.;
2) полномочия и функции федеральных органов государственной власти РФ;
3) полномочия и функции органов государственной власти субъектов Р Ф;
4) полномочия и функции органов местного самоуправления в области безопасности;
5) статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Основными принципами обеспечения безопасности в РФ установлены:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2.).
1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
4) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
5) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
6) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации (ст. 4.).
Правовую основу обеспечения безопасности в Росси составляют:
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
· Конституция Российской Федерации.
· Федеральные конституционные законы.
· Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
· Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности (ст. 5.).
Отметим, что эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека. Безопасность личности, безусловно, включает социальную защищенность как совокупность социальных прав личности, обеспечиваемых государством .
Основная задача права. При всех вариантах его понимания:
1. Является регулирование общественных отношений.
2. Т.е. управление ими при помощи принятия письменного акта (документ права).
3. Документ, имеющий категорический, обязательный, всеобщий характер.
4. Это создаёт правоотношений (возложения обязанностей на одних и предоставления прав другим).
Парадигма «новый антропоцентризм» и экологическое право. Экологические юридические императивы пока плохо укореняются в общественном сознании постсоветской России: это общество не готово поставить экологический интерес выше финансового. Преимущественно технократическое общественное сознание сохраняется и воспроизводится основными доминантами российского образования, ориентированными на непосредственный эмпирический опыт . Носителями экологических интересов (соответственно, субъектами экологических прав ) выступают только граждане , организованные и неорганизованные, представленные отдельными лицами и группами, объединениями и населением в целом.
Специфика экологической юридической конструкции состоит в том, чтобы человек жил в условиях благоприятной и безопасной среде обитания, а экологическое законотворчество должно быть направлено на правовую защиту людей :
1) от последствий губительного воздействия природы (ураганы, землетрясения, наводнения и т.п.);
2) от негативных последствий урбанизации и деятельности военно-промышленного комплекса, индустриального развития; техногенных аварий;
3) от людей, от посягательства на жизнь и имущество граждан, соблюдения их прав;
4) от нищеты и бедности ─ человеческое измерение в экологии.
Мировоззрение в духе «новый атропоцентризм» должен изменить экономический критерий хозяйственной деятельности:
1) не только минимум затрат на продукцию, но и минимум ущерба для человека;
2) на первый план выходят не просто узко природоохранные, а социально-политические приоритеты, связанные с сохранением и сбережением населения, приумножение человеческого капитала;
3) обеспечение достойного по современным стандартам уровня и качества жизни в благоприятной окружающей среде;
4. безопасности личности, общества, государства.
Латинское понятие «humanitas» изначально означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью.
Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил указ "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года". Стратегия нацбезопасности РФ "фундаментально взаимосвязана" с концепцией экономического развития : "Настоящая стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства", - отмечается в Стратегии.
Основная задача Стратегии "состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов".
Однако «Концепции национальной безопасности РФ (Концепция)» была принята раньше в 1997. В ней под национальной безопасностью РФ понимается – безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Р Ф . При этом, важнейшими составляющими национальных интересов России определены: защита личности, общества и государства от терроризма , в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В развитых странах Европы обеспечение каждому гражданину жизненно необходимого минимума благ и здоровья входит в содержание понятия Б. и это как знаменательно, так и закономерно и отвечает идеям справедливости. Авторы Концепции формально не могли не признать, что угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Сегодня содержание дефиниции «безопасность» определяют не военная сила, а социально-экономические достижения, удовлетворяющие законное стремление человека к свободе, равенству, справедливости, благополучию и соответственно к жизни и здоровью . Явное превосходство завоевывает идея, согласно которой национальная безопасность предполагает приоритет внутригосударственных социальных (политических, экономических, культурных) программ. При всем, притом пока только некоторым российским авторам в академических изданиях удается выйти за пределы узкоспециального, технического понимания безопасности как "эманации" исключительно силовых структур государства.
Движение в сторону безопасности в России, по нашему мнению, ограничено реальным состоянием развития РФ. Ни у российской власти и у российского общества нет ответа на два главных вопроса . Во-первых, на каких собственно философско-мировоззренческих основаниях , могла бы быть построена концепция безопасности человека, живущего в России? И, во-вторых, сложилась ли у нас современная форма государственности ─ нация ─ государство, способная выработать оригинальную, собственную доктрину национальной безопасности? Не решив общих вопросов, невозможно разрешить и частные .
Термин человеческая безопасность позволяет связать проблему социальной безопасности человека с его правами, которые закреплены в Конституции РФ. В социальном государстве к правам и свободам человека и гражданина относятся и права человека на обеспечение жизни, здоровья, свободу и благоприятную среду обитания, личную безопасности, безопасность семьи и имущества. Российское социальное государство признает за собой обязанность принимать все необходимые меры для обеспечения этих прав . Статья 17 Конституции РФ гласит:«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Статья 20 устанавливает, что: «1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В строгом соответствии с современным международным правом в Конституции РФ основные права (жизнь и здоровье, труд и пр.) и свободы человека устанавливаются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и принадлежащими каждому от рождения:
а) жизнь;
б) свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а принудительный труд запрещен;
д) отдых;
е) охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
ж) благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 20, 37, 41, 42).
Безопасность охватывает практически все стороны жизнедеятельности людей и в этой связи её правовая основа включает законодательство в области прав человека и гражданина, здравоохранительное и экологическое право и трудовое законодательство. Оно может быть представлено в иерархическом виде:
I. Конституции РФ; Конституции республик в составе РФ.
II. Основные ФЗ об охране жизни и здоровья:
2.1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граж-дан.
2.2. ФР«0 санитарно-эпидемиологическом благополучии на-селения».
2.3. ФЗ РФ «Об образовании ".
2.5. Другие ФЗ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов РФ и республик в составе РФ.
III. Правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
Наряду с этой иерархией выделяют ряд специальных законов РФ о безопасности.
1.ФЗ РФ «О безопасности», развивая положения К.РФ о примате прав и свобод человека и гражданина, установил обязанность Российского Государства ─ обеспечивать безопасность каждого гражданина на территории РФ .
2. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулирует общественные отношения, возникающих в источниках повышенной опасности (ОПО) .
4. В ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ .
5. ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" . ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и n техногенного характера.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием организационных отношений с участием публичной администрации. Руководство обороной и образованием значительно отличаются друг от друга, точно так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации предприятий. А для юридического опосредования такого разнообразия нужны разные административно-правовые нормы. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы публичная администрация. В сфере государственной безопасности ее роль решающая Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. - 6-е издание, перераб. и доп. М.: Эксмо. - 2011. - 624 с..
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О внешней разведке» другие федеральные законы, Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 29.06.2013) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 (ред. от 02.02.2013) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 4..
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 37..
Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Ст. 40..
Таким образом Российская Федерация при обеспечении государственной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации