Культура поведения человека как основа безопасной жизнедеятельности. Введение


культура безопасность жизнедеятельность учащийся

Актуальность темы исследования. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор является одним из определяющих в деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности России. Поэтому всё более необходимой становится потребность в безопасности.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Формирование у учащихся современной культуры безопасности жизнедеятельности есть одна из ключевых задач современного образования в области безопасности человека.

В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается и в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится.

Степень разработанности. Теме исследования уделяется особое внимание в системе образования РФ. О формировании культуры безопасности учащихся в общеобразовательных учреждениях написано множество научных публикаций, рассматривающих ее с различных сторон и позиций.

Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась В.В. Анисимовым, В. В. Балясниковым, Е.В. Бурмистровой, С.И. Высоцкой, О.Г. Грохольской, А.Ф.Гусевым, JI.K. В.В.Ивановым, Марининой, Б.И. Мишиным, Н.Д. Никандровым, JI.E. Пистуновой, Г.Ф. Садрисламовым, Ю.П. Скачковым, Скляновой, JI.C. Хорошиловой, Л.И. Шершневым и другими авторами.

Целью настоящего исследования выступает комплексное рассмотрение формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.

Для достижения вышеуказанной цели перед работой поставлены следующие задачи:

Раскрыть составляющие понятия культура безопасности жизнедеятельности;

Определить основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении;

Изучить условия обеспечения формирования культуры безопасности учащихся в образовательной среде;

Проанализировать диагностику культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении;

Рассмотреть перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у учащихся в общеобразовательном учреждении;

Выделить модель формирования культуры безопасности учащихся общеобразовательных школ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе развития и совершенствования безопасной системы образования в Российской Федерации.

Предметом работы являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.

Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания - всеобщий: философский; общенаучные: диалектический, сравнительный, комплексный, теории безопасности, идея научного моделирования, концепции безопасности жизнедеятельности человека; на научно-педагогическом уровне: подходы (личностно- ориентированный, культурологический, диалогический, идеи безопасности образовательного учреждения).

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура безопасности жизнедеятельности - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности. В современной научной литературе выделяют компоненты культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный.

Под формированием культуры будет пониматься процесс, составляющими которого являются установление и корректировка цели и задач, развитие основных методов и направлений формирования КБЖ, разработка нормативной правовой и учебно-методической базы КБЖ и другие.

Для осуществления формирования безопасности учащихся и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.

2. Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения определенных условий образовательными учреждениями. Основную роль в условиях формировании культуры безопасности жизнедеятельности, должна принадлежать педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на уровне образовательного учреждения. В образовательных учреждениях должна осуществляться диагностика готовности учащихся к безопасной жизнедеятельности. Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.). Средствами анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности являются критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности.

3. Имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения.

Модель формирования культуры безопасности учащихся общеобразовательных школ включает в себя:

Принципы как основные положения, практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированности культуры безопасности учащихся (системности, целостности и единства, непрерывности, цикличности и динамичности, оптимальности и междисциплинарности);

- научно-педагогические подходы (личностно-деятельностный, диалогический (полисубъектный), культурологический, антропологический);

- цель - создание комплекса мер по формированию культуры безопасности учащихся;

- задачи (стратегическая: формирование и развитие культуры безопасности у учащихся; тактические задачи в соответствии со спецификой этапов формирования культуры безопасности обучающихся);

Этапы формирования культуры безопасности учащихся общеобразовательных школ: начальное общее образование (I-IV классы), основное общее образование (V-IХ классы), среднее (полное) общее образование (Х-ХI классы).

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и представляет собой введение, 3 главы, заключение, библиографический список используемой литературы.

Урок 20

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №20. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть культуру безопасности жизнедеятельности как условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма?

    Какие факторы способствуют формированию неприятия террористических взглядов и действий?

    Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Культура безопасности жизнедеятельности – это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности – это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности жизнедеятельности.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

    привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;

    сохранение и сбережение природной среды;

    развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;

    привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;

    мотивирование безопасной деятельности;

    развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;

    привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;

    соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. §19).

    Вывод.

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

    Вопросы.

    Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?

    Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма нужно формировать на индивидуальном уровне?

    Задание.

Подготовьте сообщение на тему «Опасные и чрезвычайные ситуации – объективная реальность в жизнедеятельности человека».

    Дополнительный материал к §20.

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:

    терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;

    любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;

    любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;

    любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности – надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §20 «Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления»; выполнить письменно задание (с. 106, раздел «Задания»).

    Выставление и комментирование оценок.

Э.Н. Аюбов, Н.В. Твердохлебов, А.Ф. Хоруженко

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД МЧС РОССИИ К ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Монография

Москва ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

ÓÄÊ 004:005.52:005.334 À998

Рецензенты:

А.Ю. Ховрин - первый проректор «МАТИ - Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского», доктор социологических наук, доцент;

Н.Г. Топольский - заместитель заведующего кафедры АГПС МЧС России, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

А998 Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Монография / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 204 с.

ISBN 978-5-93970-069-6

Монография подготовлена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Она посвящена характеристике современного этапа развития культуры безопасности жизнедеятельности (далее - КБЖ).

 монографии показана роль человеческого фактора в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, рассмотрены методические основы формирования КБЖ и охарактеризованы ее основные составляющие в области гражданской защиты, транспортной и информационной безопасности, безопасности в сферах экологии, природопользования, энергетики и производственной деятельности.

 труде раскрыты основные направления деятельности МЧС России в области формирования КБЖ населения и пути реализации проводимых по ним мероприятий. Рассмотрены проблемы, связанные с обучением населения в области гражданской защиты и пожарной безопасности, духовно-нравственным, психологическим и патриотическим воспитанием населения.

Подробно освещены технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. Кроме того, охарактеризованы методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций.

 список используемой литературы включены основные отечественные и зарубежные источники по рассматриваемому направлению.

Монография рассчитана на широкий круг читателей, а также специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Она может быть использована в учреждениях высшего профессионального образования при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

© Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф., 2012

© МЧС России, 2012

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. 8

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности и ее влияние на безопасность человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор. . . . . . . . . . 8

1.1.2. Понятие «культура безопасности жизнедеятельности»

è его истоки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

1.1.3. Методические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . 19

1.2. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности и роль федеральных органов исполнительной власти по ее

формированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

1.2.1. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности 24

1.2.2. Культура безопасности в области гражданской защиты. . . 26

1.2.3. Культура транспортной безопасности. . . . . . . . . . . . . 27

1.2.4. Культура безопасности в области экологии

è природопользования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

1.2.5. Здоровый образ жизни и культура безопасности в быту. . . 36

1.2.6. Культура безопасности в области энергетики. . . . . . . . . 49

1.2.7. Культура безопасности труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

1.2.8. Культура информационной безопасности. . . . . . . . . . . 56

1.3. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Раздел 2. Деятельность МЧС России по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.1. Основные направления формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

2.2. Формирование государственной политики в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

2.3. Обучение населения в области гражданской защиты. . . . . . . . 72

2.3.1. Обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. . . . . . . . . . . . . 72

2.3.2. Обучение населения в области пожарной безопасности. . . 92

2.4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание населения 102

2.4.1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности, ее основные формы и методы. . . . . . . . . . . . . . . . . 103

2.4.2. Деятельность библиотек и музеев МЧС России в интересах формирования культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108

2.4.3. Влияние традиций и ритуалов в МЧС России на формирование культуры безопасности

жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

2.4.4. Деятельность Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и перспективы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117

2.5. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.1. Организационные и правовые основы надзорной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.5.2. Контроль и надзор за формированием культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . 129

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131

Раздел 3. Технологии формирования КБЖ и перспективы их развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1. Технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134

3.1.1. Автоматизированные центры обучения в области безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . 135

3.1.2. Электронные издания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136

3.1.3. Интернет-ресурсы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

3.1.4. Мобильные учебные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . 146

3.2. Методы активного информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных ситуаций. . 151

3.2.1. Особенности информационного воздействия на людей. . 152

3.2.2. Средства и методы активного информационного воздействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165

3.3. Комплексные системы информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175

3.3.1. Комплексные системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. . . . . . . . . . 176

3.3.2. Факторы, влияющие на эффективность функционирования комплексных систем

информирования и оповещения населения. . . . . . . . . . 179

3.4. Перспективы развития технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . 189

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

80-летию Гражданской обороны посвящается

Введение

На протяжении многих веков человечество сопровождают различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые уносят сотни тысяч человече- ских жизней, наносят ущерб окружающей среде и экономике государств.

В XXI веке мир не стал безопаснее. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они постоянно ему сопутствуют, несут угрозу жизни, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные и духовные ценности.

Особое место занимают чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера. Эти чрезвычайные ситуации нередко называют «рукотворными».

В техногенной сфере, на сегодняшний день, сохраняется высокий уровень аварийности и, как следствие, высокая степень возникновения чрезвы- чайных ситуаций техногенного характера. Это связано, прежде всего, с ростом масштабов и сложности производства. К этим факторам добавляются причины, характерные для мирового кризисного состояния. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение уровня квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства

è техники, рост стрессовой нагрузки на персонал из-за снижения жизненного уровня и нестабильности и, как правило, совершение ошибок, приводящих к возникновению опасной ситуации. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают до 60% экстремальных ситуаций . Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники

è лица со стажем непрерывной работы более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сложившуюся, особенно сложную ситуацию, и быстро находить в ней правильные решения. У вторых - с так называемой «вторичной беспечностью», - состоянием, формирующимся под влиянием опыта, которое приводит к нарушениям правил безопасности.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера являются: нестабильное состояние экономики, усиление социальных противоречий, обострение межнациональных и международных отношений, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма. Все это создает широкий спектр угроз для безопасности любого государства.

Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет от них пострадало более 900 млн человек, а ежегодный прямой материальный ущерб в мире исчисляется десятками миллиардов долларов .

Для России вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного характера также крайне актуальны. Значительная часть ее населения проживает в зонах подверженных значительным природным опасностям, общая площадь которых составляет более 32 % ее территории.

По статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2011 году произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе 185 ЧС техногенного характера, 65 ЧС природного характера, 42 биолого-социаль- ных ЧС. В 5-и террористических актах погибло 38 чел., пострадал 161 человек. Всего в результате ЧС погибло 791 чел., пострадало 23 716 человек .

Из всех видов ЧС наибольшее количество составили техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибло 751 чел., пострадало более 1100 чел. Основными причинами возникновения данных ЧС явились износ оборудования и «человеческий фактор».

Практика свидетельствует о том, что результативные действия по снижению негативных факторов ЧС не должны ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Все очевиднее становится тот факт, что решить проблемы безопасности нельзя без учета «человеческого фактора».

Однако учет «человеческого фактора» в процессе обеспечения безопасности общества и государства не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Необходимо более эффективно формировать на принципиально новой основе физическую и психологиче- скую устойчивость человека к условиям воздействия неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций.

Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими условиями для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Решение любой технологической задачи состоит из этапов восприятия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее заданных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах возможны ошибочные действия. Поэтому повышение уровня защищенности общества от последствий различных аварий и катастроф во многом зависит от адекватных действий каждого гражданина и должно достигаться путем развития системы идеалов и ценностей, норм формирования культуры безопасности жизнедеятельности .

МЧС России уделяет постоянное внимание изучению проблем в данной области. Большая исследовательская работа по обоснованию необходимости формирования КБЖ, направлений деятельности и путей их реализации была проведена в начале 2000 года учеными и специалистами МЧС России. Значи- тельный вклад в обоснование концептуальных основ формирования КБЖ внесли ученые и специалисты ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Аюбов Э.Н., Дурнев Р.А., Твердохлебов Н.В.

Научно-технический прогресс, развитие современных технологий дают новые возможности по решению задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, качественной подготовки всех категорий населения с использованием дистанционных и перспективных форм обучения, разработки технических средств обучения на основе современных технологий сенсорной чувствительности и виртуальной реальности.

Вместе с тем, очевидным становится тот факт, что в условиях жизнедеятельности современного урбанизированного общества любые чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты и т.д.) приводят к необходимости мобилизации и координации сил и средств различных ведомств и служб для эффективной их деятельности по ликвидации последствий ЧС .

Практика свидетельствует о том, что только совместная деятельность и четкое взаимодействие всех заинтересованных сторон могут привести к положительным результатам в области обеспечения безопасности населения, общества и государства. С учетом этого, а также значения и характера деятельности по формированию КБЖ, она должна носить не только системный, междисциплинарный, но и межведомственный характер. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и науч- ных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспе- чивающих безопасность жизнедеятельности населения.

 настоящее время проблемами формирования КБЖ занимаются специалисты Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В данной монографии авторы обобщили и осветили вопросы формирования КБЖ и ее влияние на обеспечение безопасности населения, раскрыли составляющие КБЖ, направления деятельности и основные мероприятия по ее формированию в сфере полномочий МЧС России, а также раскрыли вопросы перспективных технологий формирования КБЖ.

 подготовке разделов монографии принимали участие Веденеева Т.А., Верескун А.В., Лукьянович А.В., Муркова М.В., Омельченко А.В., Попова А.В., Прищепов Д.З.

Авторский коллектив выражает уверенность, что книга заинтересует широкий круг читателей и будет признателен лицам, которые пришлют свои замечания и предложения по адресу: 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 4-й НИЦ «Культуры безопасности жизнедеятельности». E-mail: [email protected]

Раздел 1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

1.1. Культура безопасности жизнедеятельности

è ее влияние на безопасность человека

1.1.1. Безопасность, риски и человеческий фактор

XX век был ознаменован техническим прогрессом, расширенным воспроизводством, глобализацией экономики. В XXI веке во главу угла ставятся новые цели: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни людей, защита интересов и обеспечение безопасности человека, в том числе от глобальных катастроф .

Вопросы безопасности человека и общества всегда были актуальными. С давних времен людям приходилось сталкиваться с явлениями, процес-

сами, событиями, создававшими угрозу для их здоровья, жизни, имущества или иных ценностей. Большей частью это были опасности природного характера - наводнения, землетрясения, сильные бури, засухи и т.п. В процессе развития производства, создания сложных технических систем к ним присоединились «рукотворные» опасности: обвалы и взрывы в шахтах, аварии и пожары на предприятиях, транспортные происшествия и т.д.

Любая деятельность человека потенциально опасна. Опасность - внутреннее свойство системы или процесса (источника опасности), состоящее в возможности негативного воздействия. Опасность проявляется через явления или процессы, способные поражать, наносить ущерб, действовать разрушительно. Опасность предостерегает нас от непродуманных решений и действий.

Многообразие областей, в которых возникают опасности, существенные различия в причинах, которые их порождают, и сам характер их проявления вызывают проведение разных по содержанию специальных исследований, позволяющих вырабатывать необходимые меры безопасности. Мировая история и практика показывают, что некоторые из этих исследований имеют многовековую историю, которые были начаты еще в XVIII веке и получили свое развитие во второй половине ХХ века.

Из предшествующих теоретических разработок вопросов безопасности следует отметить работы австрийского ученого Йозефа Зонненфельса, которые во многом опередили свое время. В труде «Основания полиции, промышленности и финансов» (1756 г.) он утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя фактора-

ми - благосостоянием и безопасностью. При этом под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение физического лица составляет частную безопасность, а государства - общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Способы обеспечения безопасности ставились им в зависимость от видов опасности, связанных с человеческой волей или случайными обстоятельствами.

Дальнейший ход истории и научные исследования подтвердили его выводы о том, что безопасность - основное право человека, один из главных блоков для построения процветающего человеческого общества. При таком теоретическом подходе в условиях постоянного присутствия каких-либо опасностей, исходящих от других личностей, иностранных государств или стихийных сил природы, безопасность выступает в качестве целевой установки, определяющей всю деятельность государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», - писал наш великий соотечественник Н.М. Карамзин.

Большинство нормативных правовых актов , имеющих отношение к различным аспектам безопасности, оперируют этим понятием.

В них «безопасность» определяется как защищенность (состояние защищенности) жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, генерируемых различными источниками опасности определенного вида. Указанное выше определение «безопасности» не в полной мере отражает ее содержание как категории и не может конструктивно использоваться на практике, т.к. здесь «безопасность» - есть отсутствие опасности и тождественно «защищенности», а последняя в вышеназванных законах никак не определяется и может ассоциироваться лишь с обыденными представлениями. Кроме того, здесь «безопасность» выступает в неком абсолютизированном и самостоятельном качестве, в отрыве от причин ее порождающих и на нее влияющих. Как следствие - стремление получить абсолютную защищенность (безопасность) или непрерывно увеличивать защищенность (повышать безопасность) в отрыве от реалий практики.

Вместе с тем, «опасность» порождается практической деятельностью, являющейся специфической формой, непременным атрибутом самой человече- ской жизни. Отсюда можно сделать вывод - безопасность есть условие осуществления практической деятельности, накладываемое самим субъектом или социумом на осуществление этой деятельности. Тем самым, безопасность не является состоянием защищенности, а является условием или совокупностью специальных условий осуществления практической деятельности.

Безопасность - есть условия существования субъекта или социума, вводимые, контролируемые и управляемые ими. «Опасность» и «безопасность» не находятся между собой в отношении простой противоположности отрицания друг друга. Опасность - объективно существующий атрибут практиче- ской деятельности, хотя по отношению к различным субъектам, находящимся в поле этой деятельности, мера опасности может быть различной. «Безопасность» же категория в основном субъективная, формируемая субъектом

Таким образом , важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать людей, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и таким образом, противостоять чрезвычайным ситуациям.

Важно , чтобы образование по безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением знаний и навыков, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности означает уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.

Иными словами, культура безопасности жизнедеятельности - это состояние человеческого развития, социальных групп, общества, характеризующиеся отношением к вопросам безопасности жизни, безопасных условий на работе и, что более важно, активной практикой по снижению риска.

Очевидно, что объектом культуры безопасности жизнедеятельности на первом уровне является человек. Несомненно, личностные черты имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:

. на индивидуальном уровне - она состоит из мировоззрения , норм поведения, индивидуальных ценностей и личной готовности в области безопасности жизнедеятельности;

. на коллективном уровне - она состоит из корпоративных ценностей , профессиональной этики и морали, то квалифицированных специалистов в этой области;

. на государственном уровне - она состоит из традиций безопасного поведения, социальных ценностей, готовности населения в области безопасности жизнедеятельности.

Как мы можем видеть, культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Таким образом, усилия по содействию культуре безопасности должны быть системными, междисциплинарными и межведомственными. Осуществление политики в обществе играет особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.

Особенности такой политики должны включать:

Активную реализацию национальных и региональных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

Активное привлечение граждан, общественных организаций и общества в целом для обеспечение безопасности граждан, что придает государственной политике в этой области национальный характер;


Развитие служб безопасности, комплексные услуги и продукты, которые позволяют обеспечить безопасность человека в дополнение к государственным органам;

Привлечение страховых механизмов в целях снижения рисков, формирование позитивного общественного мнения по обязательному страхованию от пожаров как часть культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в области страхования от чрезвычайных ситуаций, целесообразность налогообложения на противопожарную и другие виды безопасности.

Учитывая эти характеристики , дальнейшее развитие безопасности человеческой жизни и общества в целом, должно быть сосредоточено на основных принципах. Прежде всего - это принцип высшего приоритета человеческой жизни. Все мероприятия в области безопасности жизнедеятельности должны быть разработаны, чтобы минимизировать человеческие травмы и жертвы.

С развитием техногенной культуры и в ситуации, которая оценивается как период глобального кризиса цивилизации, все более актуальными становятся вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Очевидным становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.

Культура безопасности человека – уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природно-защитной деятельности.

Обеспечение безопасности окружающей среды должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Данная задача может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Важное значение приобретает и научное обоснование создания системы противодействия опасностям и угрозам современного мира. Для этого, прежде всего следует выделить компоненты и качества личности, влияющие на степень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности .

По выражению культуролога Гарри Триандиса (Harry C. Triandies) «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения .

Основываясь на этом, можно предположить, что культура безопасности жизнедеятельности включает:

· вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;

· умения и навыки безопасного поведения;

· знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,

· совокупность экологических и природоохранных представлений являются основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Рассматривая структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека следует отметить, что она включает в себя: компоненты деятельности, свойства личности и приоритетные направления базовой культуры личности. Охарактеризуем состав и содержание данных составляющих культуры безопасности человека. С учетом структуры деятельности содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает в себя:

· мотивацию;

· знания, представления, образы;

· умения, навыки, практический опыт;

· творчество;

· самоконтроль.

Под мотивацией мы понимаем стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. А также стремление человека к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.

Знания, представления, образы в структуре культуры безопасности представляется нам как система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. К этому же направлению будут относиться: 1) Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающих из собственного и чужого практического опыта. 2) Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. 3) Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности.

Умения, навыки, практический опыт в данной структуре будет включать в себя: умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение и навык правильных действий в опасных и экстремальных ситуациях; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Вместе с этим опыт подразумевает применение знаний о: философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях.