Образец перечня мероприятий по улучшению условий труда. Разработка плана по улучшению условий труда на предприятии


Создание приемлемых условий деятельности и охраны труда на предприятии – одна из задач работодателя, которая касается не только оснащенности техникой и средствами индивидуальной защиты, но и вопросов уровня квалификации персонала. Для решения подобных вопросов и проведения организационных мероприятий производится разработка соответствующего плана.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Улучшение условий труда на предприятии и их безопасности проводится по следующей последовательности действий:

  1. Создание группы и назначение специалистов по охране труда, которые будут заниматься реализацией мероприятий и нести ответственность за работу системы.
  2. Оглашение приказа о включении сотрудников в коллектив, отвечающий за составление плана модернизаций.
  3. Непосредственно разработка.
  4. Принятие созданного проекта и выполнение.

Перечень технических мероприятий, применяющихся для достижения поставленных задач в компании и приведения рисков к минимуму, регламентируется приказом Минтруда № 181н :

  • наблюдение за условиями на рабочих местах и организация производства исходя из полученных данных;
  • модернизация оборудования в производственных помещениях;
  • установка систем сигнализации о чрезвычайных ситуациях (превышение норм уровней вредных веществ и т.д.);
  • монтаж защиты технологического оборудования от внешних факторов;
  • выдача трудящимся с вредными или опасными условиями труда специальной одежды;
  • нанесение сигнальных и предупреждающих изображений и других отметок;
  • установка и совершенствование механизмов защищенности персонала от воздействия электрического тока;
  • стимуляция безопасного использования технических объектов предприятия посредством проведения с работниками инструктажей по технике безопасности;
  • улучшение качества работы с горючими, химическими и другими опасными веществами;
  • модернизация принципов работы с начальным сырьем, объектами производства и отходами;
  • повышение продуктивности работы вентиляционных механизмов в промышленных помещениях;
  • обеспечение рабочих мест необходимым количеством света;
  • создание мест для отдыха и оздоровления условий труда;
  • отведение мест для хранения средств индивидуальной защиты и возможности свободного доступа работников к ним;
  • проведение курсов первичной медицинской помощи;
  • проведение курсов обучения работников, несущих ответственность за работы опасного оборудования, объектов и т.д.;
  • организация и обеспечение предприятия пунктом первой медицинской помощи;
  • организация проведение различных санитарно-гигиенических мероприятий;
  • регулярный контроль производства;
  • выдача персоналу инструкций по охране труда;
  • оптимизация расположения оборудования на производственных площадях.

Представленный выше список включает наиболее часто используемые меры по улучшению работы.

Полный перечень мероприятий согласно положению приказа Министерства труда 181н.

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке*(3) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке*(4) обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке*(5) обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее – ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

_____________________________

*(1) Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

*(2) Исключена.

*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

*(4) Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

Кто разрабатывает подобный план

Созданием плана занимаются сотрудники, которые формируются в группу для выполнения задачи, поставленной руководством. Лица, на которых возлагается такая ответственность, определяются руководителем. Основание для предоставления сопутствующих полномочий – приказ, изданный руководителем предприятия.

ВАЖНО! При формировании группы требуется учитывать, что включение сотрудника в состав возможно только после получения его согласия. Исключения составляют ситуации, когда обязанность вступления в подобного рода группы предусмотрена .

Как составить план мероприятий

План мероприятий по улучшению условий труда составляется с учетом периода его примерного срока действия в 1-3 года (может изменяться исходя из особенностей деятельности конкретных компаний). На стадии составления документа определяется список предстоящих процедур, планируется необходимое финансирование на срок его действия. Результаты оформляются посредством издания приказа.

Следующий шаг составления – это оформление акта о введении плана в действие. В нем отражаются такие сведения, как суммы общих затрат, сроки и методы реализации запланированных действий, перечень лиц, ответственных за итоговый результат и т.д.

ВНИМАНИЕ! Законодательством не запрещается оформлять проект в виде приложения к трудовым соглашениям работников с их согласия.

Что должен содержать в себе план

Список мер, разработанных в целях обеспечения и улучшения условий работы в организации, регламентирован на законодательном уровне. Однако этот приказ не обязывает организации использовать сразу все процедуры, включенные в него.

Лицо, составляющее план, должно принимать во внимание вопросы технического и санитарного оснащения предприятия с точки зрения безопасности производства, а также организационные моменты. Вне зависимости от включенных в список мер, основная цель составляемого проекта – это улучшение и повышение безопасности работы персонала.

Что учесть при подготовке плана

В ходе составления ответственное лицо обязательно должно изучить статистику ранее произошедших чрезвычайных ситуаций и учесть факторы, в результате которых они произошли. Также при подготовке следует принимать во внимание:

  • исследования существующих условий в организации;
  • финансовые возможности предприятия;
  • результаты заключений предыдущих проверок.

На законодательном уровне отсутствуют требования использования унифицированных бланков для составления плана. Организациям разрешается использовать самостоятельно разработанные бланки. Пример плана мероприятий по охране труда:




Главный нормативный акт, в котором закреплен перечень мероприятий по охране труда, проводимых фирмами-работодателями, — приказ Минтруда РФ от 01.03.2012 № 181н. В приложении к данному НПА перечислены следующие мероприятия, которые можно включить в план:

  • спецоценка условий труда и проведение необходимой работы исходя из ее результатов;
  • технологическая модернизация производства;
  • инсталляция систем сигнализации о нештатных ситуациях;
  • инсталляция систем защиты оборудования от повреждений;
  • приобретение и модернизация средств защиты работников;
  • нанесение на оборудование и иные объекты инфраструктуры сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • установка автоматизированных систем контроля за вредными и опасными факторами на производстве;
  • монтаж и совершенствование систем защиты работников от электрического тока;
  • установка систем обеспечения безопасной эксплуатации промышленного оборудования;
  • повышение безопасности процессов, связанных с обработкой опасных и горючих химических веществ;
  • механизация процессов работы с сырьем, оптовой продукцией, отходами с производственных линий;
  • механизация очистки производственной инфраструктуры;
  • модернизация производственной инфраструктуры в целях повышения ее экологичности;
  • инсталляция и совершенствование систем вентиляции на предприятии;
  • обеспечение достаточного уровня освещения на предприятии;
  • установка и модернизация инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха сотрудников;
  • установка оборудования, предназначенного для обеспечения сотрудников питьевой водой;
  • обеспечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях, средствами защиты;
  • организация хранения средств защиты;
  • приобретение необходимых технических средств для проведения инструктажей и обучения по охране труда;
  • проведение соответствующих инструктажей и обучения;
  • обучение работников навыкам оказания первой помощи;
  • специальное обучение сотрудников, отвечающих за опасные объекты на производстве;
  • проведение медосмотров на предприятии;
  • инсталляция оборудования медицинского назначения, покупка необходимых лекарств и препаратов;
  • модернизация пешеходной инфраструктуры в целях повышения безопасности труда;
  • осуществление производственного контроля;
  • обеспечение работников инструкциями по охране труда;
  • оптимизация планировки помещений на предприятии в целях повышения безопасности труда;
  • обустройство специализированных полигонов для проведения занятий по безопасности труда;
  • проведение физкультурных и оздоровительных мероприятий для работников;
  • содействие инициативам работников по пропаганде и ведению здорового образа жизни.

Как составить документацию по охране труда в школе, читайте .

Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда

Фирма-работодатель осуществляет планирование данных мероприятий по следующему алгоритму:

1. Создается служба охраны труда или назначаются лица, ответственные за выстраивание системы охраны труда в фирме (ст. 217 ТК РФ).

2. Издается приказ о формировании группы лиц, ответственных за разработку плана мероприятий по охране труда.

3. Разрабатывается план, включающий мероприятия из перечня, приведенного в приказе № 181н, в которых у фирмы есть объективная потребность, например исходя из специфики производственных процессов, а также с учетом наличия у предприятия технической возможности проводить соответствующие мероприятия. План составляется на определенный год, и в нем отражается расчетный срок проведения каждого мероприятия. Можно также зафиксировать в нем Ф. И. О. и должности сотрудников, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.

4. План мероприятий утверждается в соглашении по охране труда (принятом в качестве отдельного документа или приложения к коллективному договору).

<*> Skachkova G.S. Actions on improvement of labor conditions and works safety: the order of performance and financing.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются различные источники финансирования (бюджетные и внебюджетные) мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Особо подчеркивается, что работодатель сам определяет конкретный перечень этих мероприятий. Работник не несет таких расходов.

Ключевые слова: мероприятия по улучшению условий и охраны труда, источники финансирования (бюджетные и внебюджетные), работодатель, работник.

The article describes different (budgetary and non-budgetary) sources of financing of actions on improvement of labor conditions and works safety. It is highlighted that the employer shall specify the exact list of these actions. The employee shall not carry out expenses in this regard.

Key words: actions on improvement of labor conditions and works safety, (budgetary and non-budgetary) sources of financing, employer, employee.

Переход России к рынку требует новых подходов в обеспечении эффективности функционирования социально-трудовых отношений, поскольку экономические и людские потери в связи с неудовлетворительными условиями труда, состояние здоровья работающего населения России оказывают самое непосредственное влияние на демографическую ситуацию и на состояние экономики.

Свидетельством внимания к демографическим процессам в стране явилось принятие Указа Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <1>. В документе подчеркивается, что в целях сокращения уровня смертности и травматизма работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений в области улучшения условий и охраны труда.

<1> СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.

План мероприятий по реализации в 2008 - 2010 гг. Концепции демографической политики РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р <2>, предусматривал проведение ряда мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ с учетом особенностей последних.

<2> СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 771.

В частности, в соответствии с п. 12 этого Плана Минздравсоцразвития России Приказом от 23 октября 2008 г. N 586 утвердило Программу действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 гг. <3>.

<3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1.

Как сказано в данном документе, основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием системы управления профессиональными рисками путем проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

Минздравсоцразвития России в соответствии с п. 14 указанного выше Плана Приказом от 17 февраля 2010 г. N 91 утвердило Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2010. N 4.

Целями такого мониторинга были названы: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования, оптимизации страховых тарифов и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда <5>.

<5> Такого рода мониторинги условий и охраны труда уже проводятся в субъектах РФ. См., например, распоряжение Мособлтруда от 7 февраля 2011 г. N 6-Р "О проведении мониторинга условий и охраны труда в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс".

Следующий этап в реализации Концепции демографической политики РФ основывается на Плане мероприятий по реализации ее положений в 2011 - 2015 гг., утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2011 г. N 367-р <6>.

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1655.

В частности, п. 16 Плана предусматривает подготовку нормативных правовых актов, предусматривающих внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья - для граждан, к повышению ответственности за здоровье работников - для работодателей. В свою очередь, п. 15 предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, и реализацию таких мероприятий.

Комплекс таких мероприятий, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы" <7>, включает в себя:

<7> СПС "КонсультантПлюс".

  1. совершенствование информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках; 2) формирование прогноза возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; 3) совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в целях внедрения в систему управления охраной труда механизмов управления профессиональными рисками; 4) совершенствование системы нормативов в области охраны труда; 5) внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда; 6) совершенствование системы медицинской помощи и медицинской профилактики работников; 7) повышение качества обучения в области охраны труда; 8) повышение качества обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; 9) организационные мероприятия.

В Приказе Минздравсоцразвития России от 14 февраля 2012 г. N 125 по каждой из групп мероприятий данного Комплекса указаны вид принимаемого документа (аналитическая справка, доклад, приказ, проект федерального закона, распоряжения или постановления Правительства РФ и т.д.), сроки исполнения и ответственные исполнители (соответствующие департаменты Минтрудсоцзащиты России <8>).

В целях улучшения условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта РФ, Минтрудсоцзащиты России направило в регионы страны разработанный Департаментом заработной платы, охраны труда и социального партнерства проект Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.

Таким образом, впервые во всех регионах России будет применен единый подход к планированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте РФ содержит основные цели и задачи программы, срок реализации, целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, методику оценки эффективности программы.

В Паспорте Типовой программы названы следующие ее задачи: внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта РФ; совершенствование нормативно-правовой базы субъекта РФ в области охраны труда; непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения; информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения <9>.

<9> См.: Мероприятия по реализации Программы улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2015 годы (Типовая программа Минздравсоцразвития России от 19.12.2011). URL: http://www.minzdravsoc.ru.

Территориальные программы, основанные на Типовой программе, охватят период с 2012 по 2015 г. <10>.

<10> См., например: Постановление правительства Московской области от 27 декабря 2011 г. N 1643/52 "Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 - 2015 годах" // Информационный вестник правительства Московской области. 30 апреля 2012 г. N 4 (ч. 2).

Главной задачей новой системы управления охраны труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников. Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда <11>.

<11> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 24.06.2011.

То есть должна проводиться оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на состав и объемы компенсаций, предоставляемых работнику, поэтому имеет большое значение качество ее проведения.

Соответственно, возрастает роль и государственной экспертизы условий труда, проводимой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда <12>.

<12> См.: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716.

При ее проведении оцениваются условия труда работников, претендующих на досрочную трудовую пенсию за работу во вредных, опасных условиях труда, правильность предоставления работникам компенсаций (повышенной оплаты труда, дополнительных отпусков и т.д.) за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Трудовой кодекс РФ в ст. 226 предоставляет работодателю право самому исходя из специфики своей деятельности определять конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При этом работодатель может воспользоваться положениями такого документа, как Постановление Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков" <13>.

<13> Российская газета. 28.03.2012.

Утвержденный согласно приложению к данному документу Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков называет, в частности, такие мероприятия, как:

  1. проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков;
  2. реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков;
  3. внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  4. устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  5. внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и др.

Приведенный в Постановлении Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда не является исчерпывающим: работодатель может включить в этот перечень и другие мероприятия.

Для того чтобы обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, необходимо их финансировать.

Статья 226 Трудового кодекса РФ, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках различных программ (федеральных, отраслевых, территориальных и др.) за счет средств различных бюджетов, указанных в ч. 1 ст. 226 Трудового кодекса РФ.

Следовательно, имеются в виду средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Использование такого рода средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Относительно источников финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда следует назвать и Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" <14> (далее - Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507).

<14> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095.

В этом документе сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда.

Правительство РФ в Постановлении от 7 июля 2000 г. N 507 указало на следующий порядок распределения средств от штрафов (в процентах), взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда:

  • 30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;
  • 40 - на текущий счет Минтрудсоцзащиты России;
  • 30 - Государственной инспекции труда.

Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержден Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 <15>.

<15> Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 36.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 1 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Государственные инспекции труда в субъектах РФ в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, представляют в Минтрудсоцзащиты России отчеты о взыскании и использовании сумм административных штрафов за нарушение законодательства РФ по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19.

Минтрудсоцзащиты России обеспечивает:

  • разработку и исполнение отраслевой программы улучшения условий и охраны труда за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, поступающих на текущий счет Минтрудсоцзащиты России и государственных инспекций труда в субъектах РФ;
  • осуществление регулярных проверок правильности взыскания и целевого использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда;
  • ежегодное, в срок до 1 апреля, представление в Правительство РФ и в Минфин России информации об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда.

Учет поступления и использования средств от штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства о труде и об охране труда, осуществляется в соответствии с Приказами Минфина России:

а) от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" <16>;

<16> Российская газета. 19.01.2011.

б) от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <17>.

<17> Российская газета. 09.02.2011.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут функционировать фонды охраны труда, при создании которых необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <18>.

<18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Основная задача фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта РФ, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта РФ, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников.

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением и имеет статус юридического лица. Денежные средства фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта РФ, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет фонда и отчет о его выполнении утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ <19>.

<19> См.: письмо Минтруда России от 19 января 1995 г. N 106-ВК "О Рекомендациях по подготовке положения о территориальном фонде охраны труда" // СПС "КонсультантПлюс".

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда <20>. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

<20> Работодателю при планировании мероприятий по охране труда следует руководствоваться Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда" (Закон. 1995. N 10) и письмом Департамента охраны труда Минтруда России от 5 января 1996 г. N 3-13 "Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно положениям ст. 226 ТК в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <21> увеличился, по сравнению с ее первоначальной редакцией, процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, которые освобождены от выполнения данной обязанности).

<21> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Такое финансирование осуществляется сейчас в размере не менее 0,2% (ранее - не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Особое внимание при финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда уделяется финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, правила которого должны ежегодно утверждаться Минтрудсоцзащиты России.

В качестве примера можно привести Приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" <22>.

<22> Российская газета. 13.04.2012.

В данном документе определен перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, финансируемых в 2012 г. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) обучение по охране труда определенных категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.); в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования России в текущем календарном году. При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Фонд социального страхования России в 2012 г. и в плановый период 2013 и 2014 гг. осуществляет в ряде субъектов РФ реализацию пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, с целью систематизации профессиональных заболеваний, которые отмечаются на рабочих местах в бюджетных учреждениях.

Финансовое обеспечение мероприятий по аттестации рабочих мест будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджета Фонда социального страхования России. Объемы финансирования предусмотрены ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг." <23>.

<23> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7050.

В этих целях принято Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1082 "О порядке финансового обеспечения в 2012 г. мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков" <24>. Минздравсоцразвития РФ утвердило правила финансирования в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <25>.

<24> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 127.
<25> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2012 г. N 133н "Об утверждении форм отчетности по результатам финансового обеспечения в 2012 году мероприятий по аттестации и организации аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков, порядка и сроков их предоставления" // БНА РФ. 2012. N 27.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое определяет и перечень субъектов РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, - это г. Санкт-Петербург, а также Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Саратовская и Смоленская области.

В рамках пилотного проекта персональную ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда наряду с работодателями несут также и руководители органов исполнительной власти по видам экономической деятельности.

Все мероприятия должны реализовываться в соответствии с трехсторонним соглашением между Минтрудсоцзащиты России, Фондом социального страхования России и администрацией субъекта РФ о взаимодействии, предусматривающим обязательства сторон по реализации проекта, использованию его результатов, в том числе при планировании мероприятий по улучшению условий труда работников. Региональным отделением Фонда проводится конкурсный отбор аттестующей организации по реализации пилотного проекта. Работа по аттестации рабочих мест будет проводиться совместно с профсоюзами.

Работодатели могут обращаться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда социального страхования России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года.

На основании проделанной работы планируется разработка программы субъекта РФ по охране труда с целью дальнейшего управления профессиональными рисками. Выделяемые средства будут направляться на возмещение затрат работодателей на улучшение условий и охраны труда, что должно частично компенсировать их затраты на указанные цели, на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно статьи 226 Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Областные целевые и муниципальные программы по улучшения условий и охраны труда осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за счет прибыли (доходов) предприятий, а также фондов охраны труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Фонды охраны труда формируются на следующих уровнях:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью (авиаперевозки) - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Мероприятия по охране труда на предприятии могут финансироваться также за счет цеховых и общепроизводственных расходов; амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда охраны труда предприятия; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники, расширению производства; государственных капитальных вложений, включая фонд развития производства.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Отчет о фактических затратах на мероприятия по улучшению условий и охраны труда составляется по форме, утвержденной Росстатом.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

Виды затрат по охране труда можно подразделять на следующие разделы:

  • 1. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
  • 2. Выплаты компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
  • 3. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Одной из главных задач при экономическом обосновании мероприятий по улучшению условий и охране труда является определение затрат на реализацию мероприятий, которые включают капитальные вложения и эксплуатационные расходы.

К капитальным вложениям относятся единовременные затраты, используемые на создание основных фондов для улучшения условий и охраны труда, состав которых соответствует основным направлениям производимых или планируемых мероприятий, а также на совершенствование техники и технологии в целях улучшения условий труда и обеспечения его безопасности.

К эксплуатационным расходам относятся: текущие затраты на содержание и обслуживание основных фондов; дополнительные текущие затраты на содержание и обслуживание основного технологического оборудования, вызванные его совершенствованием в целях улучшения условий труда и предотвращения травматизма; затраты на проведение мероприятий по охране труда за счет цеховых и общезаводских расходов.

Определенные трудности возникают при определении доли капитальных вложений и эксплуатационных расходов, связанных с улучшением и охраной труда, если осуществляемые мероприятия имеют многоцелевую направленность. Доля затрат в этом случае рассчитывается с использованием данных о стоимости соответствующих работ в проектах-аналогах, укрупненных расценок, нормативов затрат.

При сравнении между собой кратковременных мероприятий или долговременных с примерно равными значениями годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений по годам расчетного периода затраты на их осуществление определяются следующим образом:

где С - эксплуатационные расходы на мероприятия по улучшению условий и охране труда, руб./год;

К - капитальные вложения, предназначенные на улучшение условий и охрану труда, руб.;

Е н - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений, 1/год.

Величина нормативного коэффициента эффективности характеризует нижнюю границу эффективности капитальных вложений. В соответствии с типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений нормативный коэффициент сравнительной эффективности для народного хозяйства в целом установлен равным 0,12. В связи с тем, что главной целью мероприятий по улучшению условий и охране труда является сохранение здоровья трудящихся и создание предпосылок для превращения труда в важнейшую жизненную потребность человека, нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности для мероприятий по улучшению условий и охране труда устанавливается равным 0,08. Этим стимулируется внедрение мероприятий, направленных на коренное улучшение условий и охраны труда.

Затраты предприятий на осуществление организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда осуществляются в плановом порядке в соответствии с планом мероприятий, включаемых в коллективный договор.

Текущие затраты на мероприятия по охране труда (в рамках установленных нормативов) относят на себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты, осуществляемые сверх установленных нормативов, оплачиваются из прибыли организаций. Затраты на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции. Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

…НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ . Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

  • - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;
  • - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;
  • - проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

… НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

  • - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;
  • - на проведение периодических медицинских осмотров;
  • - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;
  • - на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Затраты работника - материальные, в том числе денежные, расходы и нематериальные потери работника, понесенные им в результате трудовой деятельности.

Затраты работника, занятого на рабочем месте с вредными условиями связаны с повышенным расходом физической, интеллектуальной, эмоциональной энергии в процессе трудовой деятельности работника. Они носят, как правило, материальный, хотя и не денежный характер.

Одно из направлений государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 210 ТК РФ).

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

В статье 219 ТК РФ сказано, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Компенсации работникам устанавливаемые в соответствии со ст. 210, 219 ТК РФ, направлены на обеспечение возможности профилактического лечения и реабилитации в целях сохранения (восстановления) здоровья. Согласно статьи 165 ТК РФ при предоставлении компенсаций выплаты производятся за счет средств работодателя.

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Если рассматривать затраты, согласно положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» ст. 253 , то расходы связанные с производством и (или) реализацией, в том числе и затраты в области охраны труда подразделяются на:

  • 1) материальные расходы;
  • 2) расходы на оплату труда;
  • 3) суммы начисленной амортизации;
  • 4) прочие расходы.

К материальным расходам можно отнести затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В состав расходов на оплату труда входят:

Прочие расходы или другие в области охраны труда это:

  • · обеспечение нормальных условий и охраны труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • · сертификация работ по охране труда;
  • · аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • · оплата консультативных и иных аналогичных услуг касающихся вопросов охраны труда;
  • · лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • · оплата услуг по управлению охраной труда в организации;
  • · на подготовку и переподготовку персонала по охране труда;
  • · оплата учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • · лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные продукты;
  • · содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
  • · выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При планировании расходов по охране труда рекомендуется принимать во внимания «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда», утвержденные постановлением Минтруда России от 27.02.95 №11.

Ответственность за нарушение законодательства…

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

…АДМИНИСТРАТИВНАЯ

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

…УГОЛОВНАЯ

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • - исправительными работами на срок до двух лет;
  • - лишением свободы на срок до года.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители организаций, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.

При составлении планов работы по охране труда следует иметь в виду, что многие мероприятия, обеспечивающие соблюдение требований безопасности и гигиены труда, не требуют существенных финансовых или материальных затрат. Они включаются в планы в обязательном порядке, как и мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда большому числу работников.

Улучшение организации обучения по охране труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важными элементами системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве.

Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда работников проводятся в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», ГОСТ 12.0.004 «ССБТ».

На постоянных рабочих местах в помещениях необходимо принимать расчетную температуру воздуха 22и относительную влажность не более 60% в течение всего года.

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха производственных и вспомогательных помещений регламентируются одноименным CТБ 4.02.01- 03, ГОСТ 12.4.021, ГОСТ 12.2.137.

Рациональное освещение рабочих мест является одним из элементов благоприятных условий труда. Неправиль­ное и недостаточное освещение может приводить к возник­новению опасных и вредных производственных факторов на производстве. Наиболее комфортные условия труда обеспечиваются только естественным солнечным светом.

Для создания оптимальных условий зрительной рабо­ты расчетные характеристики системы освещения долж­ны быть увязаны с цветовым окружением.

Благоустройства и озеленение территории. Рекомендуется по возможности промышленные предприятия располагать продольной осью параллельно или под углом 45к направлению господствующих ветров.

Территория предприятия должна отвечать требовани­ям СанПиН 10-5-2002 «Санитарно-защитные зоны и сани­тарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 9-94-98 «Санитарные правила и нормы содержания и эксплуатации производственных пред­приятий», Межотраслевым общим правилам по охране труда.

В соответствии с этими документами территорию пред­приятий следует максимально озеленить и содержать в чис­тоте. Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены и освещены. Хранение сыпучих и порошковых материалов необходимо осуществлять в закрытых складах. При отсутствии такой возможности санитарные разрывы от открытых складов пылящих материалов до производственных зданий необхо­димо принимать не менее 20 м, до зданий бытовых помеще­ний – 25 м, до прочих вспомогательных зданий – 50 м. Эти разрывы нужно озеленить и регулярно очищать.

Улучшению санитарно-бытовых условий труда работающих (оборудование душевых, комнат отдыха и приема пищи, гардеробных, комнат личной гигиены женщин, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты). В соответствии с действующим законодательством и CНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», на каждом предприятии должен быть комплекс общих бытовых помещений.

Санитарно-бытовые помещения следует размещать в отдельно стоящем здании, в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных факторов.

Между отдельно стоящими бытовыми зданиями с помещениями для обслуживания работающих и отапливаемыми производственными зданиями следует предусматривать отапливаемые переходы.