Угрозы названы по именам. К вопросу о концепции общественной безопасности в российской федерации Концепция общественной безопасности утверждена президентом


Государство должно выработать новые меры профилактики коррупции и криминализации общественных отношений. Такую задачу ставит Концепция общественной безопасности, подписанная президентом и опубликованная вчера на сайте Кремля.

Концепция, рассчитанная на срок до 2020 года, называет основные угрозы безопасности, а также определяет методы противодействия этим угрозам. "Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут", - констатируется в документе.

К числу основных угроз концепция относит не только терроризм, экстремизм и преступность. Не менее опасным явлением признана коррупция: "Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств". Все это в итоге существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления. Плюс именно коррупция подрывает доверие граждан к государственным институтам и влияет на формирование общего имиджа России за рубежом.

Официальной угрозой общественной безопасности названа и нелегальная миграция. Именно нелегальная миграция, отмечается в концепции, создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. При этом по сути впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции, то есть переезда граждан России из одного региона в другой. Сейчас, признается в документе, именно особенности внутренней миграции зачастую способствуют возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличению количества этнических организованных преступных групп.

Еще один фактор, официально признанный угрозой общественной безопасности, - это уровень износа объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений. Все это повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наблюдаются тревожные признаки и в области защищенности населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов. Биологическая и химическая промышленность находятся в упадке, отмечается в документе, санитарно-эпидемиологическая ситуация ухудшилась, а это значит, что появляются новые биологические и химические угрозы, повышаются серьезные риски причинения вреда жизни и здоровью людей.

В целом, признается в концепции, состояние общественной безопасности сейчас нестабильно.

Что предлагается сделать? Во-первых, изменить сам подход и оценивать все проблемы, связанные с безопасностью граждан, в комплексе, а не по отдельности. Во-вторых, документ предусматривает создание общей системы мониторинга состояния общественной безопасности: будут установлены критерии оценки угроз, на основании которых должны составляться краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации. В-третьих, будет продолжена работа по совершенствованию законодательства, в том числе установления дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности, а также социальной поддержки жертв преступлений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кстати, в зону законодательных приоритетов включены и проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В-четвертых, будут сформированы комплексные целевые программы обеспечения общественной безопасности, которые и станут основным ориентиром для органов власти. Эти программы должны будут включать не только анализ правоприменительной практики, но и внедрение в российскую действительность передового зарубежного опыта в области обеспечения общественной безопасности.

Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013-2016, 2017-2020 годы. На первом этапе комплексные целевые программы по обеспечению общественной безопасности будут разработаны и апробированы, на втором этапе начнется их выполнение уже в масштабах страны.

В итоге, как отмечается в документе, реализация концепции будет способствовать повышению эффективности защиты жизни, здоровья и прав граждан, а также усилению роли государства как гаранта безопасности.

Кто знает - тот поймёт,
а кто не знает - тому,
значит, и не время .”
(Из комментариев.)


Любопытный документ, опубликованный сегодня на сайте Кремля . Уже из заголовка можно извлечь немало информации. Во-первых, аббревиатура документа, Коб, явно что-то, а точнее, кого-то напоминает. Во-вторых, то же буквенное сокращение, написанное чуть по иному, КОБ, также отсылает ко вполне определённым понятиям. Наконец, употребление именно слова „концепция” - очередной сильный знак в сторону концептуалов КОБ.

6. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) угроза общественной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества ;

б) обеспечение общественной безопасности - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) система обеспечения общественной безопасности - силы и средства обеспечения общественной безопасности;

г) государственная система мониторинга состояния общественной безопасности - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности , предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

д) средства обеспечения общественной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии общественной безопасности и мерах по её укреплению .

К сожалению, до сих пор остались официально неозвученными упомянутые в документе „духовные ценности общества ”. Отсюда и непонятно, а что будет отслеживать „единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности ”.

В любом случае, в государстве намечаются серьёзные перемены. Характер их сегодня точно предсказать сложно, поэтому единственной зацепкой остаётся ключевое слово в названии - Коб.

доцент кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

В настоящей статье автором рассматриваются основные позиции, представленные в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и ориентированные на образовательные учреждения (организации). Автором рассмотрены основные источники угроз общественной безопасности: угрозы криминального характера; террористические угрозы; экстремистская деятельность; увеличение количества преступлений; осложнение криминогенной обстановки; увеличение количества преступников; высокий уровень коррупции; незаконная миграция; внутренняя миграция; социальная напряженность в обществе; ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры; вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций; риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде; высокая вероятность возникновения пожаров в России; естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов; сейсмическая опасность. Автором определены цели обеспечения общественной безопасности, обозначены приоритетные (главные) и другие задачи, а также принципы и основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности. В заключении автором делается вывод о том, что общественная безопасность, по сути, предполагает комплексный характер деятельности и способствует правовому обеспечению безопасности образовательного учреждения (организации), дается определение общественной безопасности образовательного учреждения (организации) и результаты деятельности по ее обеспечению.

Ключевые слова:

концепция общественной безопасности, источники угроз, общественная без-опасность, образовательное учреждение, образовательная организация, результаты деятельности, Россия, РФ.

Год назад 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (далее – Концепция).

Как указано в общих положениях Концепции, она представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации. Концепция определяет основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации. Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности, представленные в документе, разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В настоящее время комплексное обеспечение безопасности образовательного учреждения является неотъемлемой частью эффективного функционирования в рамках единой системы образования государства. Данный вид безопасности выступает в роли приоритетного направления развития отечественной науки и практики. Это определено как объективными, так и субъективными причинами. Первых гораздо больше, нежели тех, которые не отражают полной картины развития образования страны.

Одной из главных причин объективного характера является наличие большого количества опасностей различного происхождения. Что, в свою очередь, повлекло адекватные действия со стороны руководства страны. Так наряду с рассматриваемой Концепцией, правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О безопасности", иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Основными источниками угроз общественной безопасности , выделенными в Концепции, являются:

1. Угрозы криминального характера .

2. Террористические угрозы (значительные масштабы последствий террористических актов, расширение географии террористической деятельности, активность международных террористических организаций).

3. Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодежи.

4. Увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

5. Осложнение криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

6. Увеличение количества преступников за счет беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определенного места жительства, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода.

7. Высокий уровень коррупции и ее распространенность (сращивание интересов бизнеса и чиновников, включение в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств).

8. Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой.

9. Внутренняя миграция (основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион)

10. Растет социальная напряженность в обществе , способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни , а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп .

11. Ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры , транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанное с их износом.

12. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах.

13. Серьезные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде (ухудшение обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы общественной безопасности).

14. Высокая вероятность возникновения пожаров в России (выше, чем в других экономически развитых странах).

15. Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов (риски наводнений и иного негативного воздействия вод на население, территорию и объекты экономики в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий).

16. Сейсмическая опасность.

Целями обеспечения общественной безопасности являются:

а) достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;

б) повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;

в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.

Приоритетной (главной) задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Наряду с приоритетной задачей в Концепции выделяются ряд других задач :

а) выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;

б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;

в) принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации;

д) превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;

е) повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;

ж) совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов;

з) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

и) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан;

к) пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

л) противодействие коррупции;

м) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;

н) повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищенности их сотрудников.

Обеспечение общественной безопасности должно осуществляться на основе следующих принципов :

а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) законность;

в) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;

г) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;

д) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.

На практике, вопросами безопасности образовательных организаций напрямую занимаются заместители директора образовательного учреждения по безопасности. Основными направлениями деятельности сил образовательного учреждения по обеспечению общественной безопасности в пределах их компетенции должны быть:

а) в области противодействия терроризму :

совершенствование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации, усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов;

борьба с терроризмом на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, выявлению субъектов террористической деятельности, совершенствования организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями и гражданами;

уменьшение и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, ориентация на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация, минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы, восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;

б) в области противодействия экстремизму :

принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, четкого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путем осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц;

в) в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам :

совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, привлечение сотрудников к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания сотрудников;

выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;

противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, незаконным вывозом и ввозом стратегических ресурсов, причинением ущерба материальным и духовным ценностям общества;

профилактика дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспорте, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

г) в области противодействия коррупции :

выявление и последующее устранение причин коррупции и условий ее возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;

минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

д) в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшение размеров ущерба и потерь от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также осуществление мероприятий по надзору и контролю в области гражданской обороны, защите сотрудников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

е) в области противодействия незаконной миграции : совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне;

совершенствование информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, национальными диаспорами в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

развитие механизмов общественного контроля за расследованием преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

В Концепции также имеется направление в области расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере , но оно к образовательным учреждениям (организациям) применимо опосредовано.

Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции предполагают:

а) укрепление правопорядка, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;

б) повышение эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации;

в) дальнейшее развитие системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;

г) усиление роли государства как гаранта безопасности граждан, прежде всего несовершеннолетних;

д) повышение эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;

е) снижение уровня криминализации общественных отношений;

ж) повышение защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;

з) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма.

В качестве вывода хотелось отметить, что общественная безопасность по сути предполагает комплексный характер деятельности и способствует правовому обеспечению безопасности образовательного учреждения (организации).

Используя определение общественной безопасности, представленное в Концепции, дадим определение общественной безопасности образовательного учреждения (организации).

Общественная безопасность образовательного учреждения (организации) состояние защищенности обучающихся и сотрудников, их материальных и духовных ценностей от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Результатом деятельности по обеспечению общественной безопасности образовательного учреждения (организации) является:

а) укрепление правопорядка;

б) повышение эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

в) повышение эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;

г) снижение уровня криминализации общественных отношений;

д) повышение защищенности обучающихся и сотрудников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;

е) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма.

ЛИТЕРАТУРА:

Антоновой Л.Н. Комплексная безопасность образовательного учреждения. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. Сборник законодательных актов, нормативных и информационно-методических материалов. М.: ИПК и ПРНО МО. 2005.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20.11.2013) // URL: http://www.kremlin.ru
Найденко В.Н., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер. 2010.
Парфенов А.А. Физическая охрана образовательных учреждений // Спра-вочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 8.

Заголовок En:

Concept Of The Public Safety In The Russian Federation As A Legal Measure Of The Educational Institutions (Organizations) Security

Аннотация En:

In the present article author researches basic positions presented in the Concept of Public Security in the Russian Federation and focused on the educational institutions (organizations). Author analyzes main sources of threat to the public security: the threat of a criminal nature; terrorist threats; extremist activity; increase in the number of crimes; complication of the crime situation; increase in the number of criminals; high levels of corruption; illegal migration; internal migration; social tension in society; deterioration of the technical state of transport infrastructure; likelihood of emergencies; risk of harm to the human life and health, environment; high probability of fire occurrence in Russia; natural variations in the characteristics of the hydrological regime of water bodies; seismic hazard. Author defines goals of public security, outlines priority (main) and other tasks, as well as the principles and key activities to ensure public security. In the conclusion author concludes that public safety, in fact, involves complex nature of activity and contributes to the legal security of educational institution (organization), gives definition of the public security of the educational institution (organization) and results of operations for its assuring.

Ключевые слова En:

concept of public safety, sources of threats, public safety, educational institution, educational organization, results of activity, Russia, Russian Federation.

II. Основные источники угроз общественной безопасности

11. Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи. Члены экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности.

Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

16. Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.

Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене.

(!) Там еще 24 пункта. Реализация:

VI. Этапы реализации настоящей Концепции

31. Реализация настоящей Концепции будет проходить в два этапа.

На первом этапе (2013–2016 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:

а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности;

б) разработка и апробация комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности;

в) корректировка региональных и муниципальных программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) реализация и мониторинг действующих программ в рамках осуществления основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.

32. На втором этапе (2017–2020 годы) предполагается осуществить следующие мероприятия:

а) принятие комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) реализация и мониторинг принятых комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности;

в) обобщение и анализ правоприменительной практики законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности.

Ущипните меня. Кровавый Путяра (тм), ?

This entry was posted on Среда, Ноябрь 20th, 2013 at 16:21 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can , or from your own site.

Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом России Владимиром Путиным.

Концепция называет основные угрозы безопасности и определяет методы противодействия им. Важно, что документ признает – состояние общественной безопасности нестабильно. Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013-2016 и 2017-2020 годы. На первом этапе комплексные целевые программы по обеспечению общественной безопасности будут разработаны и апробированы, на втором начнется их выполнение в масштабах страны.

Что предлагается? Во-первых, принципиально изменить сам подход и оценивать проблемы, связанные с безопасностью, в комплексе, а не по отдельности (то есть то, что называют «системный подход»). Во-вторых, создать масштабную систему мониторинга состояния общественной безопасности – установить критерии оценки угроз, на их основании составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы, принимать решения. В-третьих, усовершенствовать законодательство, включая дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере общественной безопасности (первые шаги уже видны – Госдумой принято законодательное решение о досудебном порядке блокировки экстремистских сайтов). В-четвертых, сформировать комплексные целевые программы обеспечения общественной безопасности, которые и станут главным ориентиром для органов власти. Такие программы должны включать внедрение в российскую действительность передового зарубежного опыта в области обеспечения общественной безопасности.

Документ долгожданный и правильный, по объему большой – проблем накопилось немало. Я выделю именно то, что мне показалось важным.

Среди основных угроз названа нелегальная миграция, которая создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Впервые на уровне документа такого уровня к числу угроз отнесены и неблагоприятные тенденции во внутренней миграции – переезда жителей восточных республик в столичные и промышленные центры. В документе признается, что именно такая миграция способствуют увеличению количества этнических организованных преступных групп, возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни.

О чем еще говорится впервые? Среди мер по обеспечению безопасности в пункте 5.а предлагаются меры по пресечению «преступлений, связанных… с торговлей людьми». Вдумайтесь: торговля людьми уже констатируется как одна из опасных угроз, и не кем-то, а Президентом, гарантом Конституции. Значит, дело зашло далеко…

Выдержки из Концепция общественной безопасности в Российской Федерации:

«Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности… являются: принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов… противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».

«Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации…».

«Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наемников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие».

«Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны… создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остается переселение мигрантов с востока страны в центр, в результате чего… растет социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп».

…К моему удивлению, документ этот, своего рода Священное Писание для административных структур и всего общества на долгие годы, остался, фактически, без серьезных комментариев и откликов. То ли слишком масштабным он показался, то ли народ перенасытился разного рода «программами» и «концепциями», но глубокого анализа я, как не искал, так и не смог найти ни в печатных изданиях, ни на форумах в сети.

Мне бросилась в глаза такие особенности концепции. Во-первых, социальные и межнациональные конфликты идут в одном ряду, делается акцент на их профилактике. Во-вторых, единым блоком представлены материальные и духовные ценности общества – это повторяется многократно и под разными ракурсами.

Под общественной безопасностью понимается «состояние защищенности… материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств», под угрозой общественной безопасности – «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба… материальным и духовным ценностям общества», целями обеспечения общественной безопасности названо «достижение и поддержание необходимого уровня защищенности… материальных и духовных ценностей общества», «превентивная защита материальных и духовных ценностей общества».

Духовные ценности общества… А о чем, собственно, идет речь? Конкретизации нет, а жаль…

Что меняет «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации»? Многое. Еще недавно сама констатация фактов в духе того, то в России самый высокий среди европейских стран уровень убийств на душу населения или несоизмеримо высокие на фоне, например, Израиля, гражданские потери от терактов, выглядели, как оппозиционная крамола. Теперь все эти аргументы звучат в рамках реализации концепции, подписанной Президентом и Главнокомандующим. Теперь тот, кто будет отвергать предлагаемые меры по повышению безопасности – уже не либерал и не защитник свобод, а, как минимум, человек, недопонимающий уровень существующей для общества опасности…

Исходя из сложившейся ситуации, вопросы общественной безопасности должны решаться оперативно. Сделать это вполне реально. Любые попытки имитации борьбы, будут оцениваться крайне отрицательно – народ чутко реагирует на все политические движения, как рентген видит любое «шевеление под одеялом».

Один из вопросов, который сразу же возникает, – можно ли осуществить концепцию общественной безопасности, не имея национальной идеи, концепции, объединяющей народы страны? И сам собой возникает второй вопрос – а может ли сама Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей? Может быть, мы это поймет тогда, когда она начнет не на бумаге, а реально осуществляться?

Сергей Синенко

2018-04-12T14:57:38+05:00 Сергей Синенко Анализ - прогноз Антитеррор Блог Сергея Синенко анализ,антитеррор,прогноз,Россия Может ли Концепция общественной безопасности России стать ее национальной идеей? Когда у страны и общества нет основополагающей идеи, сложно осуществлять задачи второго, третьего и далее уровней. Среди правительственных документов, обнародованных в конце прошлого года, один, безусловно, – стратегически важный. Это «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утвержденная 20 ноября Президентом... Сергей Синенко Сергей Синенко [email protected] Author Посреди России