Административное право общие функции. Основы административного права российской федерации


Под функциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

С учетом структуры общей части (включающей организацию и функционирование государственного управления, управленческий процесс, различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебную защиту прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) традиционно выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется для решения задач исполнительной власти.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

Потенциал регулятивной функции административного права наиболее полно реализуется посредством таких ее подвидов, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.

Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.

Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.

Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.

Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.

Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на , побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

С учетом последних тенденций развития административного права выделяют также его обеспечивающую функцию, которая выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия (бездействия) государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство). Реализация этой функции основывается на содержащихся в ГПК РФ и АПК РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействия , урегулирования административно-правовых споров.

3. Система административного права

4. Источники административного права

1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управ ленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует обществен ные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающие ся в рамках реализации исполнительной власти государства.

Субъектами таких отношений выступают представители органов исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

    предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмот­ренных правовой нормой;

    запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

    дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Под функциями Административного правапонимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права.

Можно выделить 2-е функции Административного права:

· Регулятивная – выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, запретов, обязанностей, ограничений, полномочий и компетенций субъектов Административного права;

· Охранительная – проявляется в воздействии Административного права на субъекты общественных отношений, которые побуждают их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции Административное право может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительной санкции и т.д.

Под принципами правапонимаются основные начала, характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.

Среди основных принципов Административного права выделяют следующие:

1. Принцип законности – означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять свою деятельность только в приделах своей юрисдикции и компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и Законы, а также общепризнанные принципы и нормы Международного права;

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственного действия и правовой защиты, который особенно ярко проявляется тогда, когда речь идёт о взаимоотношениях исполнительной власти с её государственными служащими – с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами – с другой;

3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей – Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти, однако, регулирует определённые отношения в системе законодательной и судебной власти;

4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении - статься 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе;



5. Принцип равенства граждан перед законом – выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и имущественного и должного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений – равны перед законом;

6. Принцип гуманизма – заключается в том,что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

7. Принцип подконтрольности и подотчётности государственных органов и государственных служащих – контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления;

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления – Административное право устанавливает основы управленческой деятельности государственных органов;

9. Принцип гласности – обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, органы исполнительной власти с целью достижения истины; Административное право, регулируя процедуру государственного управления должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности;

10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения – призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

Система Административногоправапредставляет собой внутреннее строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт –это совокупность административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов.

Административное право – это крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет подотрасли права.

Подотрасль права – общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяющих её содержание и характерные особенности.

Таким образом, система Административного праваэто совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей расположенных в определённой последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли права, обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включат нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовые положения субъектов Административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления той или иной отрасли или сфере.

Тема №3: Источники норм Административного права. Место Административного права в правовой системе Республики Беларусь

Источники Административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы Административного права содержаться в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие Источников Административного права Республики Беларусь.

К числу источников Административного права относятся:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. И 17 октября 2004г.;

2. Международные договоры и соглашения ратифицированные Республикой Беларусь;

3. Законы Республики Беларусь принимаемые Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь; Кодексы Республики Беларусь (имеют статус законов);

4. Нормативные акты Президента (указы, декреты);

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

6. Нормативные акты Государственных Комитетов, Министерств и Ведомств (приказы, инструкции и т.д.);

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления;

8. Нормативные акты руководителей Государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений.

Многообразие административно-правовых норм и источников Административного права остро ставит проблему его систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.

Систематизация– это деятельность по упорядочению действующих административно-правовых норм, приведение их в одну внутренне согласованную систему.

Кодификация – это объединение нормативно-правовых актов в один нормативно-правовой акт, который содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определённой области общественных отношений.

Систему административно-правовых норм необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы являются:

1. Повышение качества и взаимосвязи правовых норм, постоянная замена актов более совершенными;

2. Усиление роли законов в регулировании организации функционирования государственной администрации;

3. Устранение пробелов в адми7истративно-правовом регулировании;

4. Принятие актов способствующих осуществлению проводимых в стране реформ.

В правовой системе Республики Беларусь Административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы Административное право тесно связано с другими отраслями права и имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансовое право, трудовое право).

Особенно тесно Административное право взаимодействует с Конституционным правом. Конституционное право является ведущей отраслью права. Конституция непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Административное право берёт исходное начало из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.

Взаимодействие Административного права и Трудового права. Административное право определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение аттестации, присвоение классов, чинов. В целях надлежащей организации трудовых отношений, осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и Техники Безопасности. Правовой статус этих субъектов регламентируется нормами Административного права, т.к. они являются частью государственного управления.

Гражданское право и Административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти – подчинения.

Административное право и Финансовое право взаимодействуют в том, что нормы определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами Административного права.

Административное право и Уголовное право. Нормы Административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы Уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определённых случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

Административное право и Таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм Административного права, т.к. Кодекс об Административном правонарушении содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, а Государственный Таможенный Комитет является органом исполнительной власти.

Компетенцию налоговых органов определяют нормы Налогового права, а их структурную организацию – нормы Административного права.

Административное законодательство и Уголовно-процессуальное законодательство, а также Гражданско-процессуальное законодательство тесно связаны тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основываются на общих процессуальных началах.

Нормы Земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем, государство в лице органов управления предоставляют земельные участки, сдаёт в аренду, производит изъятие и т.д.. Эти отношения регулируются нормами Административного права и Земельного права.

Сущность административного права:

  • является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Воздействие административного права на общественные отношения: регулирует отношения во всех сферах общественных отношений; определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях; устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов; за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность.

Функции – выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ним задач.

Виды функций:

  • регулятивная – выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;
  • правотворческая – заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;
  • координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы – основополагающие начала любого вида деятельности.

Принципы административного права:

  • принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;
  • принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

3. Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а

также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности

общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

· между соподчиненными субъектами государственного управления

(вертикальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии

соподчинения (горизонтальные отношения);

· между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами

местного самоуправления;

· между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

· между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

· между субъектами исполнительной власти и гражданами;

· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

· между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации;

· между органами исполнительной власти субъектов федерации и

исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

· внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов

исполнительной власти вовне;

· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные

отношения.

4. Метод административного права.Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающихи дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.Характеристика административно-правового метода:1. представляет собой определенное соотношение средства предписания,запрета и дозволения;2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного изучастников регулируемого отношения;4. не исключает использования диспозитивных средств;5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение насубъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенныхдействий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложениеобязанностей на участников управленческих отношений воздержаться отопределенного варианта поведения под угрозой применения мер государственногопринуждения.Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникамуправленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемыйвариант поведения в тех пределах, которые определены нормамиадминистративного права. 5. Система административного праваСистема административного права – внутреннее строение административного правакак отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовыхинститутов и норм.Признаки системы административного права:· обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;· представляет собой объективное правовое явление;· характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностьюадминистративно-правовых норм и институтов;· включает определенные элементы;· изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования(управленческих отношений).Институты административного права:· принципов государственного управления;· административно-правового статуса граждан (физических лиц);· административно-правового статуса органов исполнительной власти;· государственной и муниципальной службы;· административно-правового статуса негосударственных (общественных)объединений;· административно-правового статуса предприятий, учреждений и иныхсубъектов управления;· административно-правовых режимов;· форм государственного управления;· методов государственного управления;· административной ответственности;· административного процесса;· обеспечения законности в государственном управлении;· административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);· административно-правовых основ управления в сфере экономики;· административно-правовых основ управления в административно-правовойсфере;· административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

7. Источники административного права

При характеристике источников административного права необходимо определить следующее:

  • Понятие источника административного права;
  • Виды и формы источников.

К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права выделяются следующие нормативные акты: законы, указы, постановления Правительства, другие акты управления.

Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:

  • Основной закон (Конституция) РФ;
  • федеральные конституционные законы (например, о Правительстве РФ);
  • федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);
  • законы РФ(например, об основах муниципальной службы);
  • основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;
  • законы субъектов РФ.

Указы Президента РФ также регулируют важные вопросы организации государственного управления.

Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.

Акты управления составляют группу источников административного права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы управления субъектов РФ и муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.

Положения как источник административного права – самая распространенная и многочисленная форма нормативных актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а также их структурных подразделениях.

Уставы учреждены и действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих в неё органов.

Кодексы как источники административного права.

Первая группа – о юридической ответственности.

Вторая группа имеет целью упорядочение организации отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.

Инструкции содержат общие разъяснения о порядке проведения в жизнь того или иного акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.

Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.

Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в практическом применении законодательства.

8. Общая характеристика административного законодательства

9. Понятие административно-правовых норм и их особенности

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов – взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, – это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Нормами административного права может быть предусмотрена не только юридическая ответственность, но и поощрение за образцовое выполнение своих служебных обязанностей.

Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач: 1) упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления; 2) регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействие государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и физическими лицами; 3) закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития; 4) стимулирование, запретительные меры, определение степени и порядка применения мер административного принуждения, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.

Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать.

Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Поощрение – публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

10.Виды административно-правовых норм и способы их реализации

По целевому назначению:

  • регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;
  • охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

  • Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений, т. е. фактически их административно-правовой статус. Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

По методу воздействия на субъекты отношения:

  • обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.;
  • запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;
  • уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой.

Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения. Например, должностные лица Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) при осуществлении государственного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства вправе давать обязательные предписания по устранению обнаруженных нарушений законодательства; ограничивать или приостанавливать хозяйственную или иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; давать предписания о прекращении финансирования этой деятельности; рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды; аннулировать лицензии; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и т.п. Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а лишь те, которые, по мнению полномочного должностного лица, являются наиболее эффективными.

  • стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
  • рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).

По предметам действия:

  • по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

По юридической силе:

Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

По сроку действия:

  • временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
  • постоянные. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение. Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

11. понятие и основные черты административно-правовых отношений

Административные правовые отношения – регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (властной и подвластной), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (законным) этими субъектами функций и задач государственного управления.

В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны властного субъекта управления на подвластные субъекты управления в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

Право само по себе не может быть реализовано без применения соответствующих способов и средств его обеспечения, поэтому органы исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и задачи государственного управления и правового регулирования, наделяются государственно-властными полномочиями стимулировать добровольное исполнение управленческих решений или применять меры государственного принуждения.

12. Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:

  • Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
  • Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
  • правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:

  • внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
  • внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.

 Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

 Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

  • материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
  • административно-договорные.

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

13. Субъекты административно-правовых отношений

Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

16) Юридические факты в административном праве

17) Виды административно-правовых отношений, их классификация

14.понятие и особенности административной правосубъектности граждан

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.
Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.
Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.
Виды административной дееспособности граждан:
1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);
2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).
Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.