Какие государства называют суверенными или независимыми. Что означает понятие «суверенное государство


Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, которое не зависит от какого-либо другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанным другими суверенными государствами; в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами [ ] .

История

С конца XIX века, практически весь земной шар был разделён на участки с более или менее определёнными границами, закреплёнными за различными государствами. Ранее достаточно большие земельные участки были либо невостребованными или безлюдным, или населёнными кочевыми народами , которые не были организованы в государства. Однако даже в современных государствах существуют большие пустынные районы, незаселённые людьми, как, например, тропические леса Амазонки , они незаселены или населены исключительно или в основном коренным населением (и с некоторыми из них до сих пор отсутствуют постоянные контакты). Существуют также государства, которые не выполняют де-факто контроль над всей своей территорией, или где этот контроль оспаривается (как в Сомали).

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств, большинство из которых представлены в Организации Объединённых Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчёты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальными режимами.

Определение

Суверенитет - термин, который часто трактуют неправильно . К XIX веку расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные» . Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также значение другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН , Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом . В международном праве также широко признаётся право наций определять свой политический статус и осуществлять постоянный суверенитет в пределах своей территориальной юрисдикции .

В повседневном современном употреблении сроки «страна», «нация», и «государство» часто используются так, будто они синонимы, но при более строгом их рассмотрении их следует различать:

  • Нация - этническая общность (этнос) с общим языком и самосознанием (как личным чувством «национальной идентичности» так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически может использоваться как синоним термина народ .
  • Государство же обращается ко всему имеющемуся комплексу управляющих и вспомогательных институтов, имеющих суверенитет над определённой территорией и её населением.

Признание суверенности государства

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным . Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанно в качестве суверенного .

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальные европейские государства поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны, эмигрантского правительства, как и раньше, участвовали в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то что их страна находилась под нацистской оккупацией.

Например, Суверенный военный Мальтийский орден , который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН , имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

Примечания

  1. Perspectives On International Law, Kluwer Law International, 1995.
  2. sovereign (4th ed.), Houghton Mifflin Company, 2004, . Проверено 21 февраля 2010.
  3. "Sovereignty: organized hypocrisy, Stephen D. Krasner, Princeton University Press , 1999, ISBN 069100711X
  4. Ralph Wilde, ‘From trusteeship to self-determination and back again: the role of the Hague Regulations in the evolution of international trusteeship, and the framework of rights and duties of occupying powers,’ Fall, 2009, 31 Loy. L.A. Int’l & Comp. L. Rev. 85, page 94,
  5. Sovereignty in cases of Mandated Territories, in «International law and the protection of Namibia’s territorial integrity», By S. Akweenda, Martinus Nijhoff Publishers, 1997, ISBN 9041104127 , page 40
  6. Chapter IV Fundamental Rights and Duties of States (неопр.) . Charter of the Organization of American States . Secretariat of The Organization of American States. Дата обращения 21 ноября 2010.

Суверенитет Российской Федерации как демократического фе­деративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в ка­честве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4).

Учение о суверенитете возникло в эпоху Средневековья. Впер­вые термин «суверенитет» был введен французским легистом XVI в. Ж. Боденом. В своем знаменитом произведении «Шесть книг о республике» он определял суверенитет как верховную власть государства, его атрибут. Анализируя сущность суверените­та, Ж. Боден выделял и его признаки: верховенство, постоянство, неограниченность и абсолютизм. Носителем же суверенитета при­знавался абсолютный монарх, который в осуществлении своей власти не связан никакими нормами положительного права. Он обязан лишь считаться с божественным и естественным правом. Итак, понятие «суверенитет» возникло как обоснование абсолют­ной монархии.

Позднее категория «суверенитет» стала применяться для опре­деления верховенства народа в государстве как единственного ис­точника власти в государстве (теория «народного суверенитета»), а также права наций на политическое самоопределение (теория «на­ционального суверенитета»).

Таким образом, государственный суверенитет в зависимости от формы правления, территориальной организации государства, гос­подствующего политического режима в разные исторические пе­риоды понимался неоднозначно.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федера­ции от 7 июня 2000 г. № 10-П дано нормативное определение данного понятия. Суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, неза­висимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, пред­ставляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно­правовой статус.

Полновластие государства на своей территории реализуется пу­тем установления верховенства государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что на террито­рии суверенного государства исключается существование иной вла­сти, кроме государственной, которая определяет всю совокупность правовых отношений в государстве, включая установление общего правопорядка, правоспособности, прав, обязанностей и ответствен­ности государственных органов, управление обществом и осуществ­ление принуждения. Принимаемые государственной властью реше­ния обязательны для исполнения индивидами, учреждениями и ор­ганизациями, а также самими органами государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии систе­мы органов государственной власти, совокупная компетенция кото­рых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государства предполагает самостоятельность го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами, а также недопустимость их вмешательства во внутренние дела.

Однако это вовсе не означает, что государство при осуществле­нии своих функций не принимает в расчет законные интересы дру­гих государств. Суверенное государство всегда учитывает в той или иной мере интересы других государств в целях поддержания ста­бильных, доверительных и взаимовыгодных отношений.

Демократизация общества, государственных и общественных институтов внесла свою лепту в представление о суверенитете. В настоящее время суверенитет России как демократического госу­дарства предполагает также «производность» государственной вла­сти от многонационального народа - единственного источника власти (ч. 1 ст. 3) и «ограниченность» государственной власти Кон­ституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и основан­ными на ней законами.

Часть 1 статьи 4 Конституции РФ устанавливает, что сувере­нитет Российской Федерации распространяется на всю ее терри­торию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ, т.е. в пределах территории РФ не допускается иной власти. Из этого вытекает, постулат о неделимости суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многона­ционального народа России и, следовательно, не предполагает ка­кого-либо иного государственного суверенитета помимо суверени­тета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова­ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой сис­теме государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Российская Федерация вы­ступает в качестве единого и единственного суверена, которому принадлежит верховенство на всей территории РФ, включающей в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды, террито­риальное море и воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67).

Российской Федерации как суверенному государству присущи следующие основные конституционно-правовые характеристики.

1. Провозглашение и закрепление в Конституции РФ государ­ственного суверенитета (ч. 1 ст. 4).

2. Признание государственного суверенитета производным от суверенитета многонационального народа Российской Федерации, ограничение государственной власти Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3. Полновластие Российского государства на своей террито­рии, реализуемое по следующим направлениям:

Установление верховенства Конституции РФ, федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это оз­начает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и основанные на них подзаконные норма­тивные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Захват вла­сти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

Установление пространственного предела государственного су­веренитета России - вся территория Российской Федерации;

Учреждение единой системы органов публичной власти, обеспечивающих единообразное применение и исполнение Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и других нормативных правовых актов. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государст­венная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федера­ции (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11);

Обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ. Любые изменения территории Российской Федерации до­пускаются только в соответствии с Конституцией РФ и на ос­новании федерального законодательства. Это означает: юриди­ческую невозможность уступки Российской Федерацией, ее ор­ганами, а также юридическими лицами части территории РФ иностранному государству; установление запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возложение на органы государственной власти обязанности по принятию достаточных мер по охране сувере­нитета Российской Федерации, ее независимости, территори­альной целостности, обороноспособности, государственной безопасности (ст. 80, 82, 87, 114); невозможность выхода субъ­екта РФ из ее состава; возможность проведения «федеральной интервенции» или иных мер для устранения угрозы территори­альной целостности и неприкосновенности Российской Феде­рации со стороны субъекта Федерации.

4. Независимость (самостоятельность) Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами. Реализация такой независимости происходит по следующим направлениям:

Самостоятельное определение и проведение внешней поли­тики;

Добровольность заключения международных договоров;

Признание общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы при условии их соот­ветствия положениям Конституции РФ;

Обеспечение неприкосновенности своей территории;

Установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, гимна, флага, столицы и т.д.

Таким образом, Конституция РФ связывает суверенитет Россий­ского государства с волеизъявлением всего многонационального наро­да, который на основе общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов конституировал возрожденную суверенную государственность как исторически сложившееся государственное единство в ее современном федеративном устройстве. Это означает, что характер федеративного устройства исторически обусловлен тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, по­скольку изначально он принадлежит Российской Федерации в целом.

"Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти на своей территории и в отношениях с другими государствами.

Формы суверенитета:

Государственный

Народный

Национальный

Государственный суверенитет - (фр. souveraineté верховная власть) это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

Государственный суверенитет - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Государственный суверенитет означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. Государственный суверенитет есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости.

Достаточно общепризнанным в отечественной литературе, особен­но международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и незави­симость в международных отношениях.

Следовательно, «суверенитет» - это юридическое понятие, отра­жающее наиболее общие юридические свойства, присущие государст­ву. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независи­мость) выражают подлинные качественные особенности любого госу­дарства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Госу­дарство существует как реальная сила, способная осуществлять вер­ховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

Присущие государству признаки суверенитета - верховенство и не­зависимость - неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независи­мости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

Территориальное верховенство. Верховенство государства на своей территории (территориальное верховенство) означает, что государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории. Государ­ство обладает полновластием, полнотой публичной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, ис­ключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной влас­ти. Отдельные изъятия из такого полновластия (установление имму­нитета от юрисдикции государства) возможны лишь при условии со­гласия на то и соответствующего волеизъявления данного государства. Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории.

Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет другой высшей власти, которая могла бы уста­навливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе. Государство обладает верховенством в пределах своей территории исключительно в силу собственных свойств, порож­даемых объективными условиями жизни организованного в государ­ство общества.

Территориальное верховенство государства проявляется и в том, что в его руках концентрируется вся принудительная власть и все сред­ства властного принуждения. Властное принуждение может приме­няться органом государства от лица государства либо непосредственно на то управомоченной негосударственной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государ­ства. Монополизация государством властного принуждения вовсе не означает, что государство только и делает, что принуждает исполнять свою волю, но означает, что только государство может принуждать властными методами и средствами.

Верховенство государства выражается также в том, что только го­сударство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение. Лишь воля государства, выра­женная управомоченным на то органом (органами) государственной власти, становится правом. Существо такой государственной воли, вы­раженной в праве, определяется, естественно, материальными условия­ми жизни и деятельности организованного в государстве общества.

Территориальное верховенство государства, проявляющееся в де­ятельности государственной власти, проистекает, в частности, из двух качественных особенностей последней - ее единства и юридической неограниченности.

Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов составляет в совокупности единую государственную власть. Юридическое единство государственной власти выражает то, что: а) совокупная компетенция органов государственной власти охваты­вает все правомочия, необходимые для осуществления функций госу­дарства и б) различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга пра­вила поведения. Все это должно предусматриваться и обеспечиваться внутренним правом государства.

Единству государственной власти, следовательно, отнюдь не про­тиворечит распределение функций и правомочий государства между органами государственной власти, составляющими в своей совокуп­ности единую государственную власть. Это не разделение власти, а ее организация.

Международное право безусловно исходит из единства государст­венной власти. Так, согласно одному из положений разрабатываемого Комиссией международного права Проекта статей об ответственности государств, поведение любого органа государства, имеющего такой ста­тус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние такого государства. Поведение органа государства, административно-территориального подразделения или организма, управомоченного осуществлять определенные прерогативы государственной власти, при тех же условиях должно в соответствии с международным правом рас­сматриваться как деяние государства, даже если в данном случае этот орган превысил свои полномочия, установленные внутригосударствен­ным правом, или нарушил инструкции, касающиеся его деятельности.

Таким образом, территориальное верховенство государства осу­ществляется не отдельными органами государственной власти, а госу­дарственной властью как единым целым. Если бы государственная власть состояла из нескольких независимых друг от друга органов, то в пределах данного государства было бы несколько осуществляющих территориальное верховенство властей или вообще не существовало бы никакой верховной государственной власти.

Другой качественной особенностью государственной власти явля­ется ее юридическая неограниченность. Действительно, из самого тер­риториального верховенства государства следует неограниченность го­сударственной власти какими-либо внешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающая власть. Госу­дарственная власть не ограничена и национальным правом, поскольку она действует на основе ею же установленного права. Государство в лице государственной власти может изменить или отменить те или иные нормы государственного права, издать иную конституцию. Толь­ко государство в лице государственной власти устанавливает нацио­нальное право, сам порядок правотворчества и в этом смысле стоит над правом.

Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписы­вающей ей нормы поведения.

Это не значит, однако, что государственная власть в лице тех или иных ее органов может игнорировать или нарушать правовые предпи­сания, касающиеся ее правомочий и деятельности, поскольку они дей­ствуют. В противном случае такой орган единой государственной влас­ти или государственная власть в целом утратят свою легитимность и подлежат установленной за это ответственности.

Но юридическая неограниченность власти государства не может означать возможности произвола в деле установления или изменения национального права. Деятельность государства в этой сфере детерми­нирована реальными внутренними и внешними условиями существо­вания и деятельности организованного в данное государство общества. Национальное право должно соответствовать таким условиям жизни данного общества, его интересам и потребностям, правосознанию, об­щественной морали и традициям. Иначе правовые предписания не будут исполняться либо государственная власть, утратившая в резуль­тате этого свою эффективность и, соответственно, легитимность, будет заменена новой усилиями организованного в данное государство об­щества.

Независимость государства. Независимость государства в между­народных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду прежде всего и главным образом его независимость во взаимоотношениях с другими государствами - основными субъек­тами международного права.

Если во внутригосударственных общественных отношениях госу­дарство выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его террито­рии, то в противоположность этому для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведе­ния в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.

Естественно, речь идет о независимости государств как юридичес­кой категории, устанавливаемой и регламентируемой международным правом с добровольного на то согласия заинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозави­симость государств в разрешении все обостряющихся глобальных про­блем современности, порождающая необходимость их сотрудничества и регулирование их взаимоотношений международным правом как совокупностью и системой юридически обязательных норм общего и ло­кального характера. Альтернативы такому регулированию по взаимному согласию государств путем учреждения некой стоящей над государ­ствами мировой власти нет, по крайней мере государства и народы мира пока к тому явно не готовы.

Поэтому в основе современного международного права лежит вы­раженное в его основополагающих нормах требование строгого уваже­ния государствами суверенитета друг друга. Основными такими нор­мами являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отноше­ниях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; мирном разрешении межгосударст­венных споров; межгосударственном сотрудничестве.

В международном праве взаимная независимость государств про­является в двух ее аспектах: в независимости государства в его внут­ренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).

Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулиро­вать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитив­ное воплощение это находит в признании государствами недопусти­мости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Государства могут брать и действительно берут международные обязательства об определенном обращении с находящимися на их тер­ритории юридическими и физическими лицами любой или иностран­ной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннем по­рядке или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затра­гивать и не затрагивают основного существа их компетенции во внут­ренних делах (внутренней независимости) - сферы их общественно-политического устройства. Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государст­венный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство об­щества.

Именно поэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капи­талистические, социалистические или иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республи­ки (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитар­ные государства, автократии и демократии (представительные и непо­средственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.

Внешняя же независимость государства, его независимость во внешних делах, во взаимоотношениях с другими государствами - это сфера международно-правового регулирования. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамках установленного с его согласия международно-правового регулирова­ния его взаимоотношений с другими государствами и иными субъек­тами современного международного права.

Свобода внешнеполитической деятельности государства при усло­вии соблюдения его международных обязательств есть, однако, не ог­раничение его независимости в международных отношениях, а ее ут­верждение и обеспечение, поскольку нормы международного права на­правлены именно на обеспечение независимости всех государств в международном общении. Иными словами, свобода и независимость деятельности государства во взаимоотношениях с другими государст­вами обусловлена, согласно международному праву, его обязанностью не посягать такой деятельностью на свободу и независимость во внеш­них делах любого другого государства.

Независимость государства в международных отношениях проявля­ется, в частности, в том, что юридически обязательной для государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило пове­дения, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. Никакое другое государство или группа государств не могут предписывать госу­дарству правила его поведения в международных отношениях.

Народный суверенитет, или народовластие, означает принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Суверенитет или полновластие народа есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия по распоряжению властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям.

Власть народа обладает и другими, наряду с отмеченными, особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; публично-правовой характер власти указывает на то, что она имеет общесоциальный характер, обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид (личность) самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или иной мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Конституционные формы осуществления суверенитета народа есть предусмотренные Конституцией государственно-правовые формы (институты), механизмы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему власть. К ним относятся институты непосредственной демократии или прямого властвования народа: референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др. Как форма народовластия местное самоуправление обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения и таким образом управлять общественными делами на соответствующей территории.

Институты представительной и непосредственной демократии - действенные государственно-правовые каналы осуществления народовластия. При этом сочетание представительной и непосредственной демократии является высшим проявлением полновластия народа.

Непосредственная (прямая) демократия - это осуществление народом власти через формы непосредственного или прямого волеизъявления. Высшим непосредственным выражением власти народа признаются референдум и свободные выборы. Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие масс в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную (институционную) представительную систему. Субъектами непосредственной демократии выступают многонациональный народ в целом; население субъектов страны и его административно-территориальных единиц (городских, сельских поселений), избирательных округов, трудовые коллективы, группы граждан по месту жительства, отдельные граждане. Характерные черты непосредственной демократии: 1) это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; 2) право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют определенные субъекты на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; 3) прямое волеизъявление не опосредуется какими-либо органами, оно оформляется актами непосредственной демократии. В зависимости от юридического значения (последствий) институты непосредственной демократии могут быть подразделены на две группы: императивного и консультативного характера. Особенность императивных форм: принимаемые народом решения признаются окончательными, обязательными и не требуют последующего юридического утверждения государственными органами или органами местного самоуправления. Пример этого - принятое на референдуме решение. Консультативная форма непосредственных форм демократии позволяет выявить волю народа или населения определенной территории по тому или иному вопросу, которая затем находит отражение в акте (решении) государственного органа или органа местного самоуправления. В то же время, принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может и не должен поступать вопреки народному волеизъявлению. Если властные структуры формируют решения по важным вопросам жизни общества и государства именно таким образом, принимая выявленное мнение населения за основу, то складывается плебисцитарная демократия.

Национальный суверенитет - полновластие нации или другой этносоциальной общности людей в реальном определении собственного статуса, путей и форм своего развития, своей судьбы. Национальный суверенитет связан с тем, что не только государство и народ данной страны, но и каждая нация (этнос) имеют свои специфические потребности и интересы, устремления и цели. Национальный суверенитет призван обеспечить удовлетворение на демократической основе национальных потребностей и интересов, реализацию национальных устремлений и целей. По своему существу национальный суверенитет означает обеспечение; каждой нации (этносу) реальной возможности свободно, самостоятельно, суверенно решать любые вопросы своей жизни и взаимоотношений с др. народами. Это конкретно означает, что каждая нация или народность вправе свободно, без вмешательства извне избирать форму своего государственного существования (например, образовать свое самостоятельное государство, войти в состав какого-либо государства на федеративной, конфедеративной, автономной или иной основе, выйти из состава данного государства и т.д.), сохранять и развивать свою культуру, язык, обычаи, традиции, свои национальные культурные организации и учреждения и т.д. Все это находит свое отражение в международном признанном праве наций (народов) на самоопределение. Опираясь на это право, многие народы мира, прежде всего колониальных стран, добились реализации своего национального суверенитета. Национальный суверенитет - неотъемлемое свойство нации (этноса), которое не даруется кем-либо, а присуще ей изначально. Другое дело, что в результате колониального захвата, агрессии или утверждения в стране, особенно многонациональной, антидемократического режима та или иная нация может быть поставлена в условия, когда она не сможет осуществлять свой национальный суверенитет. Задача самой этой нации при поддержке мирового сообщества на основе ее права на самоопределение обеспечить восстановление возможности реализовать национальный суверенитет.В различных условиях пути, формы и методы реализации национального суверенитета могут быть неодинаковыми. Одно дело, когда национальный суверенитет реализуется в условиях отдельного существования нации, а другое - когда речь идет о реализации национального суверенитета в рамках уже давно сложившегося многонационального государства, где национальный суверенитет данного этноса оказывается объективно сопряженным и тем самым ограниченным национальным суверенитетом других совместно проживающих национальностей.

Государственно-правовые признаки суверенитета:

Наличие национальной системы права

Наличие легитимных государственных органов

Наличие гражданства

Наличие кредитно-денежной системы

Наличие народнохозяйственного комплекса

Наличие вооружённых сил

Наличие государственных символов

Обладание международной правосубъектностью

Республика Беларусь – демократическое государство.

Признаки демократического государства:

Устройство и деятельность государства соответствует воле народа

Государство основано на свободе людей

Граждане имеют реальную возможность влиять на содержание управленческих решений

Реальная представительная демократия

Гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Единство прав и обязанностей

Реализация международно-признанных прав человека

Выборность государственных органов и подконтрольность их народу

Свобода мировоззрений (кроме человеконенавистнического)

Веротерпимость, свобода вероисповеданий

Самоуправление

Обязательность принятых большинством решений для всех

Уважительность к мнению большинства

Свобода средств массовой информации (в рамках закона)

Гласность в работе государственных органов и др.

Республика Беларусь – правовое государство.

Признаки правового государства:

Приоритет прав и свобод человека в деятельности органов государства

Верховенство права, главенство Конституции в правовой системе государства

Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права

Независимость суда

Разделение властей

Обязанность государственных органов и должностных лиц действовать на основе права, руководствоваться исключительно Конституцией и законодательством

Республика Беларусь – социальное государство.

Признаки социального государства:

Берёт на себя обязательство заботиться о социальной защищённости граждан

Создаёт условия для полной занятости населения, обеспечивает вопросы охраны труда

Перераспределяет доходы через государственный бюджет, обеспечивает людям прожиточный минимум

Заботиться об образовании, культуре, семье, здравоохранении и т.д.

Республика Беларусь – светское государство.

Признаки светского государства:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

Каждый вправе, исходя из своих убеждений, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, которое не зависит от какого-либо другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанным другими суверенными государствами; в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами.

История

С конца XIX века, практически весь земной шар был разделён на участки с более или менее определёнными границами, закреплёнными за различными государствами. Ранее достаточно большие земельные участки были либо невостребованными или безлюдным, или населёнными кочевыми народами , которые не были организованы в государства. Однако даже в современных государствах существуют большие пустынные районы, незаселённые людьми, как, например, тропические леса Амазонки , они незаселены или населены исключительно или в основном коренным населением (и с некоторыми из них до сих пор отсутствуют постоянные контакты). Существуют также государства, которые не выполняют де-факто контроль над всей своей территорией, или где этот контроль оспаривается (как в Сомали).

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств, большинство из которых представлены в Организации Объединённых Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчёты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальными режимами.

Определение

Суверенитет - термин, который часто трактуют неправильно . К XIX веку расовые концепции «стандарта цивилизации» определяли некоторые народы в мире, которым не хватало организованного сообщества, как «нецивилизованные» . Эта позиция нашла своё отражение в том, что их «суверенитет» либо полностью отсутствует, или хотя уступает по характеру, концепцией по сравнению с «цивилизованными» народами.

Суверенитет приобрёл также значение другого содержания с развитием принципа самоопределения и запрета на угрозу силы или её применения как Jus cogens норм современного международного права. Устав ООН , Декларация о правах и обязанностях государств, а также уставы региональных международных организаций закрепляют в той или иной форме мнение о том, что все государства юридически равны и имеют те же права и обязанности, основанные на самом факте их существования в качестве институтов соответствии с международным правом . В международном праве также широко признаётся право наций определять свой политический статус и осуществлять постоянный суверенитет в пределах своей территориальной юрисдикции .

В повседневном современном употреблении сроки «страна», «нация», и «государство» часто используются так, будто они синонимы, но при более строгом их рассмотрении их следует различать:

  • Нация - этническая общность (этнос) с общим языком и самосознанием (как личным чувством «национальной идентичности» так и коллективным сознанием своего единства и отличия от других). В этом смысле фактически может использоваться как синоним термина народ .
  • Государство же обращается ко всему имеющемуся комплексу управляющих и вспомогательных институтов, имеющих суверенитет над определённой территорией и её населением.

Признание суверенности государства

Признание правового статуса государства означает решение одного суверенного государства осуществлять отношения с другим государством, считая его также суверенным . Признание может быть либо явно выраженным, или подразумеваемым, оно, как правило, обратное по своим последствиям. Признание также не обязательно означает стремление к установлению или поддержанию дипломатических отношений.

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности. На практике, критерии в основном политические, а не правовые . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанно в качестве суверенного .

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальные европейские государства поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны, эмигрантского правительства, как и раньше, участвовали в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то что их страна находилась под нацистской оккупацией.

Например, Суверенный военный Мальтийский орден , который является наблюдателем Генеральной Ассамблеи ООН , имеет двусторонние дипломатические отношения со 104 государствами, в то время, не имея собственной территории с 1798 года и обладая только экстерриториальными областями, то есть посольствами и консульствами .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто.

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.

Определение понятия государства

Рано или поздно человек начинает задумываться над происхождением некоторых известных ему понятий. Причем люди осознают, что означает, то или иное понятие, но не знают, как оно произошло. А может быть, данное понятие имеет не только известное человеку значение. Поэтому большинство людей интересуется значением или происхождением некоторых известных понятий, чтобы убедиться и забыть, что именно такое принято определение данного понятия. И не исключением является понятие суверенное государство

Слов государство не вызывает у людей сомнения значения. Но почему оно суверенное? Для этого необходимо разобраться со значением слова «суверенное».

Слово суверенный с французского языка (souverain) переводится, как высший, верховный. В свою очередь понятие суверенное государство можно трактовать, как государство, имеющее верховную (суверенную) государственную власть. Характеризуется суверенное государство по нескольким признакам и в первую очередь — своей независимостью от других государств. А также способностью вступать в международные отношения с другими признанными суверенными государствами. Т.е. другими словами это государство, которое на своей территории осуществляет внутренний и внешний суверенитет. Из этого вытекает еще одно понятие, как суверенитет государства.

Слово суверенитет произошло в свою очередь уже от другого слова и уже не от французского, а от латинского слова supraneitas (supra — выше). И означает верховенство власти.

Суверенитет государства это уже, как свойство государства и означает оно независимость и самостоятельность выполнения функций государства, как на своей территории так и за ее пределами. Понятия «суверенитет государства» и «суверенное государство» на первый взгляд схожие, но отличия заключаются, в том, что первое понятие это свойство второго.

Из всего этого можно сделать вывод, что употребление понятия «суверенное и независимое государство» может и не совсем правильно, т.к. суверенное государство и подразумевает такое свойство, как независимость. Но на это и существует своя точка зрения!