Когда была введена паспортная система. Создание системы контроля над населением в ссср


СОВЕТСКАЯ ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДО 1932 Г.

Через считанные дни после октябрьского переворота паспортная система Российской империи была по сути дела объявлена недействительной. 11 (24) ноября 1917 года был обнародован декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»:

«Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются, и устанавливается одно, общее для всего населения России, наименование граждан Российской Республики».

Поскольку паспортная система основывалась на сословном делении (для разных сословий существовали разные правила учета и разные «виды на жительство»), упразднивший его декрет практически уничтожил прежнюю паспортную систему. Причем ее разрушение произошло именно тогда, когда динамика перемещений населения (вследствие войны и революционных потрясений) была наиболее высокой, то есть когда и второй принцип (закрепленности человека за определенным местом) перестал работать. В результате прежняя паспортная система (то есть система учета и контроля населения империи) рухнула. Успешно разрушив внутреннюю паспортную систему, новая власть первым делом озаботилась возведением барьеров между советской Россией и остальным миром. Уже 2 декабря 1917 года Троцкий издал приказ о «визации паспортов» при въезде в РСФСР. Отныне въезд в пределы советской России разрешался лишь лицам, имевшим паспорта, заверенные единственным в те дни советским представителем за рубежом Вацлавом Воровским, находившимся в Стокгольме. Тремя днями позже «впредь до дальнейших распоряжений» нарком НКВД Григорий Петровский распорядился о запрещении выезда из РСФСР граждан воевавших с Россией государств без разрешения местных советов.

С окончанием гражданской войны борьба с «трудовым дезертирством» несколько утихла. Переход к нэпу требовал другой стратегии по отношению к «трудовым резервам». Принцип жесткой закрепленности рабочей силы за предприятиями становился тормозом в осуществлении планов подъема экономики. Этим, по всей видимости, можно объяснить резкое изменение отношения власти к системе контроля и учета населения (и прежде всего, трудоспособного населения). Законом от 24 января 1922 года всем гражданам было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Это право было также подтверждено в статье 5 Гражданского кодекса РСФСР. Более того, вышедший вскоре декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» открывался уникальной статьей:

«Органам управления воспрещается требовать от граждан Р.С.Ф.С.Р. обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории Р.С.Ф.С.Р. […]

Начался короткий и совершенно уникальный в современной российской истории так называемый легитимационный период, когда по сути дела люди были избавлены как от необходимости иметь паспорт, так и от привязки к месту проживания. Такой порядок соответствовал принципам новой экономической политики, обеспечивая свободу развития рыночных отношений. В легитимационной системе паспорт становится обязательным документом лишь при выезде гражданина за границу.

Переломными оказались 1928-1929 годы. В это время было покончено с нэпом и объявлен курс на индустриализацию и сплошную коллективизацию. Страна оказалась ввергнутой в жестокий продовольственный кризис. Начался голод. Огромные массы сельских жителей искали спасения от голодной смерти в городах. Остановить это перемещение могло только новое закрепощение сельского населения. Оно и было введено в 1932 году в виде советской паспортной системы. Разумеется, ее введение не было продиктовано исключительно тем, что в ситуации голода 1931--1932 годов власть стремилась отрезать сельское население от городов. Переход к плановой экономике предполагал наличие налаженной системы учета и контроля рабочей силы. Ну и конечно паспортизация стала важнейшим инструментом «чистки» населения крупных городов и шире -- «режимных зон».

А.К. Байбурин. К предыстории советского паспорта (1917--1932)

ВВЕДЕНИЕ ПАСПОРТОВ

В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании Положения о паспортах.

2. Ввести единую паспортную систему с обязательной пропиской по всему Союзу ССР в течение 1933 года, охватив в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы, Минска, Ростова-на-Дону и Владивостока.

3. Поручить Совету народных комиссаров Союза ССР установить сроки и очередность введения паспортной системы во всех остальных местностях Союза ССР.

4. Поручить правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим Постановлением и Положением о паспортах.

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов”

ВЗГЛЯД ПОЭТА

как будто

скривило

господину.

господин чиновник

краснокожую паспортину.

как бомбу,

как бритву

обоюдоострую,

как гремучую

двухметроворостую.

многозначаще

глаз носильщика,

хоть вещи

снесет задаром вам.

вопросительно

смотрит на сыщика,

на жандарма.

С каким наслажденьем

жандармской кастой

исхлестан и распят

что в руках у меня

молоткастый,

серпастый

советский паспорт.

Я волком бы

бюрократизм.

К мандатам

почтения нету.

чертям с матерями

любая бумажка.

из широких штанин

дубликатом

бесценного груза.

завидуйте,

гражданин

Советского Союза.

В.В. Маяковский. Стихи о советском паспорте.

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ПАСПОРТА

Введенная в 1932 году единая паспортная система в последующие годы изменялась и совершенствовалась в интересах укрепления государства, улучшения обслуживания населения.

Заметным этапом в истории формирования и деятельности паспортно-визовой службы явилось постановление СНК СССР от 4 октября 1935 года «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и столов исполнительных комитетов», которые до этого времени подчинялись органам ОГПУ.

На основе Постановления СНК СССР от 4 октября 1935 года в Главном управлении милиции, управлениях милиции республик, краев и областей были созданы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР).

Эти структуры работали в течение 30-х и 40-х годов самостоятельно. В дальнейшем они неоднократно объединялись с паспортными аппаратами органов милиции в единые структурные подразделения и выделялись из них.

Для улучшения идентификации гражданина СССР с октября 1937 года в паспорта стали наклеивать фотографическую карточку, второй экземпляр которой хранился в милиции по месту выдачи документа.

Во избежание подделок ГУМ ввело специальные чернила для заполнения бланков паспортов и спец. мастику для печатей, штампы по креплению фотокарточек.

Кроме того, периодически рассылало во все отделения милиции оперативно-методические ориентировки о способах распознания поддельных документов.

В тех случаях, когда при получении паспортов предъявлялись свидетельства о рождении из других областей и республик, милицию обязывали предварительно запрашивать пункты выдачи свидетельств, чтобы последние подтвердил подлинность документов.

С 8 августа 1936 года в паспортах бывших заключенных «лишенцев» и «перебежчиков» (перешедших границу СССР «самовольно») делалась отметка следующего содержания «Выдан на основании пункта 11 Постановления СНК СССР за№ 861 от 28 апреля 1933 года».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производилась соответствующая отметка органами ЗАГС.

К 1937 году паспортизация населения в определен, правительством местностях была повсеместно закончена,’ паспортные аппараты выполнили задачи, которые на них возлагались.

В декабре 1936 года паспортный отдел ГУ РКМ НКВД СССР был передан в отдел наружной службы. В июле 1937 года паспортные аппараты на местах также вошли в состав отделов и отделений службы управлений рабоче-крестьянской милиции. На их сотрудников возлагалась обязанность повседневного поддержания паспортного режима.

В конце 30-ых годов вносятся существенные изменения в паспортную систему. Ужесточалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортного режима.

Верховный Совет СССР 1 сентября 1939 года принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», а 5 июня 1940 года приказом народного комиссара Обороны СССР объявлены руководящие правила, определившие и задачи милиции в области проведения воинского учета...

В военно-учетных столах отделений милиции (в сельских местностях и поселках в соответствующих исполкомах Советов) велся первичный учет всех военнообязанных и призывников, персональный (качественный) учет рядового и младшего начальствующего состава запаса.

Военно-учетные столы проводили свою работу в тесном контакте с районными военными комиссариатами. Эта работа продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

Развитие паспортной системы в условиях укрепления административно-командной системы в СССР и в период перестройки в России

“НОВОЕ КРЕПОСТНИЧЕСТВО” В ДЕРЕВНЕ

Особенно унизительному закрепощению подвергались жители деревни, так как, согласно вышеуказанным постановлениям Совнаркома СССР № 57/1917 от 27 декабря 1932 года и № 861 от 28 апреля 1933 года, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных “режимными”. Остальные сельчане паспортов не получили. Оба предписания устанавливали длинную, сопряженную со многими трудностями процедуру получения паспортов для стремящихся покинуть деревню. Формально закон определял, что “в тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на один год. По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях” (пункт 3-й постановления СНК СССР № 861 от 28 апреля 1933 года). Фактически же все обстояло иначе. 17 марта 1933 года постановление ЦИК и Совнаркома СССР “О порядке отходничества из колхозов” обязывало правления колхозов “исключать из колхоза тех колхозников, которые самовольно, без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами (так именовались представители администрации, которые от имени советских предприятий ездили по деревням и заключали договоры с колхозниками. - В. П.) бросают свое колхозное хозяйство” 10 . Необходимость иметь на руках договор перед выездом из деревни - первый серьезный барьер для отходников. Исключение из колхоза не могло сильно напугать или остановить крестьян, на собственной шкуре успевших узнать тяжесть колхозных работ, хлебозаготовки, оплату по трудодням, голод. Препятствие состояло в другом. 19 сентября 1934 года принимается закрытое постановление Совнаркома СССР № 2193 “О прописке паспортов колхозников-отходников, поступающих на работу в предприятия без договоров с хозорганами”. Традиционный термин “отходники” камуфлировал массовое бегство крестьян из колхозных “резерваций”.

Постановление от 19 сентября 1934 года определяло, что в паспортизированных местностях предприятия могут принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, “лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему местожительству, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника”. Проходили десятки лет, менялись инструкции и положения по паспортной работе, наркомы, а затем министры внутренних дел, диктаторы, бюрократы, но это решение - основа прикрепления крестьян к колхозным работам - сохраняло свою практическую силу.

В. Попов. Паспортная система советского крепостничества

Введение

Основная функция паспорта сводится к легитимации, т.е. удостоверению личности владельца. Однако с момента появления паспортов они использовались как средство контроля за передвижением населения, потенциал паспортной системы позволял решать вопросы укрепления обороноспособности, государственной безопасности, борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности (например, при эпидемиях, катастрофах и т.д.), при определенных условиях - решать экономические задачи, обеспечивать фискальные интересы государства.

Паспорт является документом, обладание которым означает удостоверение особой связи человека и государства, свидетельство наделения его соответствующим комплексом прав.

Поэтому совокупность (и соотношение) решаемых с помощью паспортной системы задач, условия и порядок выдачи паспортов и их регистрации достаточно полно отражают существующий политический режим, гарантированность декларированных прав и свобод.

С этой точки зрения исследование правовых основ паспортной системы и реально осуществлявшегося паспортного режима в 30-е годы XX в. представляется весьма актуальным, поскольку дает возможность получить дополнительные аргументы для характеристики складывавшейся административно-командной системы управления и тоталитарного политического режима.

Цели и задачи. Основная цель состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа исследовать становление и развитие паспортной системы Советского государства в 30-е гг. прошлого века.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

изучить историю развития системы учета населения и контроля за его передвижением в дореволюционной России и Советском государстве во время функционирования единой паспортной системы;

проанализировать нормативно-правовые акты, регламентировавшие паспортную систему;

изучить установленный паспортный режим;

Создание паспортной системы в СССР

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". Корзан В.Ф. Советская паспортная система. Минск, 2005

Во всех паспортизированных местностях паспорт становится единственным документом, "удостоверяющим личность владельца". В п.10 предписывалось: Паспортные книжки и бланки изготавливать по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатать на двух языках; на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.

Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР (Об Установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов) 27 декабря 1932 года было издано постановление "Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР". Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

паспортизация советский паспортная система

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции - паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.

Оригинал взят у mgsupgs в 80-летний юбилей Паспорта.

Я достаю из широких штанин.


"Введение в конце 1932 года единой паспортной системы и ряд других мероприятий позволили обеспечить учет населения на достаточно высоком уровне. Выявленные в ходе осуществления паспортизации факты красноречиво свидетельствовали об остроте проблемы. Достаточно сказать, что в Магнитогорске до паспортизации числилось 250 тысяч жителей, «фактически же в момент паспортизации оказалось около 75 тысяч». На Сахалине до введения паспортов по отчетным данным проживало 120 тысяч, а по итогам паспортизации - 60 тысяч жителей. Даже на предприятиях расхождения в данных были весьма существенными. К примеру, на заводе «Большевик» по отчетности, существовавшей до введения паспортной системы, значилось 22 тысячи, фактически же работало 19 тысяч человек."

Причины подобного явления заключались в следующем. Во-первых, в ходе паспортизации широко применялись репрессии в отношении лиц, лишенных права получать паспорта, и тех, кому было отказано в прописке. Так, по состоянию на август 1934 года по РСФСР за нарушение правил паспортной системы было «осуждено внесудебным порядком» - 65661, предано суду - 3596, «административно удалено» - 175627, оштрафовано - 185080 человек3. Естественно, что граждане, проживавшие в городах, рабочих поселках, работавшие на транспорте, в совхозах и на новостройках (а именно для них в обязательном порядке вводились паспорта согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 года4), сомневавшиеся в том, что им будут выданы паспорта, чтобы избежать наказания, покидали зоны паспортизации. Однако лишь такой вынужденной «миграцией» объяснить столь существенную разницу в учетных данных о численности жителей ряда городов и регионов, о которой сказано выше, до паспортизации и после нее невозможно, тем более что по сведениям НКВД СССР на этот период по РСФСР было отказано в выдаче паспортов 3,3 процента от числа паспортизированных.

Есть все основания предполагать, что еще одной причиной столь разительных расхождений в учете населения были массовые нарушения со стороны служащих разного уровня и различной ведомственной принадлежности. С 1928 года в стране существовала карточная система и приписки (своего рода «мертвые души») могли стать для работников жилищных, распределительных и других контор источником немалого дополнительного дохода.

"Паспортные столы производят облавы..."

(Семьдесят лет советской паспортной системе)

Внутренний советский паспорт был изобретен на 16-м году советской власти с заведомо преступными целями. Об этом мало кто сегодня помнит.
В конце декабря 1932 года вышло постановление правительства СССР "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". В январе 1933 года началась паспортизация населения и вытекающие из нее мероприятия. А мероприятия вытекали серьезные. Страна оказалась поделенной на две части - на одних территориях вводилась паспортная система, на других - нет. Соответственно делилось и население. Паспорта получали "граждане СССР, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и новостройках". Те, кто получали паспорта, были обязаны прописаться в течение 24 часов.

В первые полгода - с января до июня 1933 г. - проводилась паспортизация с обязательной пропиской паспортов Москвы, Ленинграда (включая стокилометровую зону вокруг них) и Харькова (с пятидесятикилометровой зоной). Эти территории объявлялись режимными. Все прочие существовавшие до того удостоверения и виды на жительство теряли силу на режимных территориях.

Год 1932, который закончился введением паспортов, был страшным. С катастрофическими результатами для населения закончилась первая пятилетка. Резко упал жизненный уровень. По всей стране голод, не только на Украине, где голодной смертью умирают миллионы. Хлеб по доступной цене можно получить только по карточкам, а карточки имеют только работающие. Сельское хозяйство намеренно разрушено коллективизацией. Одних крестьян - раскулаченных - принудительно этапируют на стройки пятилетки. Другие бегут в города сами, спасаясь от голода. При этом правительство продает хлеб за границу, чтобы финансировать строительство и закупку оборудования для военных заводов (один Сталинградский тракторный, то есть, танковый, завод стоил 40 млн. долларов, заплаченных американцам). Успешно закончился эксперимент по использованию заключенных на строительстве Беломор-канала. Масштабы экономического использования заключенных растут, соответственно растет и их число, но этот способ не может решить все проблемы.

Перед правительством стоит задача - пресечь незапланированные перемещения по стране населения, которое рассматривается исключительно как рабочая сила. Во-первых, надо закрепить в деревне ту часть крестьян, которая необходима для производства продовольствия. Во-вторых, обеспечить возможность беспрепятственно перекачивать излишки рабсилы из деревни и из городов на стройки пятилетки, расположенные в глухих местах, куда по доброй воле мало кто хотел ехать. В третьих следовало очистить центральные города от социально-неблагоприятных и бесполезных элементов. В общем, нужно было обеспечить плановым органам возможность манипулировать большими массами населения в целях решения экономических задач. А для этого следовало разделить население на удобные для манипулирования группы. Такую задачу решало введение паспортной системы.

Смысл внутреннего паспорта далеко выходил за рамки простого удостоверения личности. Вот что говорилось об этом в строго секретном протоколе заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 15 ноября 1932 г.:
"...О паспортной системе и разгрузке городов от лишних элементов.
В видах разгрузки Москвы и Ленинграда и других крупных городских центров СССР от лишних, не связанных с производством и работой учреждений, а также от скрывающихся в городах кулацких, уголовных и других антиобщественных элементов, признать необходимым:
1. Ввести единую паспортную систему по СССР с отменой всех других видов удостоверений, выданных той или иной организацией и дававших до сих пор право на прописку в городах.
2. Организовать, в первую очередь в Москве и Ленинграде, аппарат учета и регистрации населения и регулирования въезда и выезда". (http://sovdoc.rusarchives.ru РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 907. Л. 1-44; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 14 Л. 13-21. http://istmat.info/node/50261)
фото из http://maxpark.com/community/4375/content/1734018

На этом же заседании Политбюро было решено организовать специальную комиссию, которая так и называлась - Комиссия ПБ о паспортной системе и разгрузке городов от лишних элементов. Председатель - В.А. Балицкий.
В паспорте указывалось социальное происхождение владельца, для чего была разработана сложная классификация - "рабочий", "колхозник", "крестьянин-единоличник", "служащий", "учащийся", "писатель", "художник", "артист", "скульптор", "кустарь", "пенсионер", "иждивенец", "без определенных занятий". В паспорте ставилась также отметка о приеме на работу. Таким образом представители власти имели возможность по паспорту определить, как следовало относиться к его владельцу.
Графа "национальность" выглядела по сравнению с графой "социальное положение" относительно невинно и довольно бессмысленно, тем более что заполнялась она со слов владельца паспорта. Но если участь, что этнические депортации, захлестнувшие в следующие несколько лет СССР, планировались Сталиным уже тогда, ясно, что единственный ее смысл - репрессивный.

В январе 1933 г. Совнарком СССР утвердил "Инструкцию о выдаче паспортов". В секретном разделе Инструкции устанавливались ограничения на выдачу паспортов и прописку в режимных местностях для следующих групп: "не занятых общественно-полезным трудом на производстве" (за исключением инвалидов и пенсионеров), "сбежавших" из деревень "кулаков" и "раскулаченных", даже если они работали на предприятиях или в учреждениях, "перебежчиков из-за границы", прибывших из других мест после 1 января 1931 г. "без приглашения на работу", если они не имеют определенных занятий или часто меняют место работы (являются "летунами") или "подвергались увольнению за дезорганизацию производства". Под последний пункт подпадали те, кто бежал из деревни до начала "сплошной коллективизации". Кроме того, паспорта, а следовательно и прописку, не получали "лишенцы" (люди, лишенные избирательных прав, в частности "кулаки" и дворяне), частные торговцы, священнослужители, бывшие заключенные и ссыльные, а также члены семей всех перечисленных групп граждан.

Скрипач Вахтанговского театра Юрий Елагин так вспоминает об этом времени: "Наша семья была причислена к чуждым и классово-враждебным элементам по двум причинам - как семья бывших фабрикантов, т.е. капиталистов и эксплуататоров, и, во-вторых - потому что мой отец был инженером с дореволюционным образованием, т.е. принадлежал к части русской интеллигенции, в высшей степени подозрительной и неблагонадежной с советской точки зрения. Первым результатом всего этого было то, что летом 1929 года нас лишили избирательных прав. Мы стали "лишенцами". Категория "лишенцев" среди советских граждан - это категория неполноценных граждан низшего разряда. Их положение в советском обществе... напоминало положение евреев в гитлеровской Германии.

Государственная служба и профессии интеллигентного труда были для них закрыты. О высшем образовании не приходилось и мечтать. Лишенцы были первыми кандидатами в концлагеря и тюрьмы. Кроме того, во многих деталях повседневной жизни они постоянно чувствовали униженность своего общественного положения. Я помню, какое тяжелое впечатление на меня произвело то, что вскоре после лишения нас избирательных прав к нам в квартиру пришел монтер... и унес наш телефонный аппарат. "Лишенцам телефон не полагается", - сказал он кратко и выразительно..."
Самому Юрию Елагину повезло. Как "артист", он оказался причислен к советской элите, получил паспорт и сохранил московскую прописку. Но его отец паспорт в 1933 г не получил, был выслан из Москвы, арестован и погиб в лагере через два года. По мнению Елагина, из Москвы тогда было выслано около миллиона человек.

пример справки сельсовета - "паспорта колхозника" 1944 г.


А вот данные из секретной справки Управления Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ председателю Совнаркома Молотову от 27 августа 1933 г "О результатах паспортизации гг. Москвы и Ленинграда". С 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. населения Москвы увеличилось на 528 300 чел. и достигло 3 663 300 чел. Население Ленинграда увеличилось за это время на 124 262 чел (достигло 2 360 777 чел).

В результате паспортизации за первые 8 месяцев 1933 г. население Москвы уменьшилось на 214 000 чел, а Ленинграда - на 476 182 чел. В Москве было отказано в получении паспортов 65 904 чел. В Ленинграде - 79 261 чел. Справка уточняет, что в приведенных цифрах "не учтен деклассированный элемент местный и пришлый и сбежавшие из деревни кулаки, которые жили на нелегальном положении..."
Среди тех кому отказали - 41% прибывших без приглашения на работу и живших в Москве более 2 лет. "Раскулаченных" - 20%. Остальные - судимые, "лишенцы" и пр.

паспорт 1940-х гг. обратите внимание на запись в графе "социальное положение"
справа вверху - "Раб" - символическая "оговорочка по Фрейду"


Но не все москвичи обращались за паспортом. В справке указывается: "Граждане, получившие извещение в отказе в выдаче паспортов по истечении установленного законом 10-дневного срока, в основном удалены из Москвы и Ленинграда. Однако этим не разрешен вопрос удаления беспаспортных. Москва и Ленинград были засорены огромным количеством деклассированного элемента, живущим на нелегальном положении. При объявлении паспортизации они, зная, что им безусловно откажут в выдаче паспорта, не являлись совершенно на паспортные пункты и укрывались на чердаках, в подвалах, сараях, садах и т.д.

паспорт выдан в 1941 году, действителен 5 лет


...Для успешного поддержания паспортного режима.... организованы специальные паспортные столы, имеющие свою инспектуру и негласное осведомление в домах. Паспортные столы производят обходы, облавы, проверки домоуправлений, бараков для сезонников, мест скопления подозрительных элементов, нелегальных ночлежек...
Этими оперативными мероприятиями задержано беспаспортных:
по Москве - 85 937 чел.
по Ленинграду - 4 766 чел.,
направленных в порядке внесудебной репрессии в лагеря и трудовые поселки. Основную массу задержанных составляли беглецы из Центрального черноземного района и Украины, занимавшиеся в Москве кражами и нищенством".
Это было только начало самого жуткого десятилетия в истории СССР.

бессрочный паспорт 1947 г. выданный Л.И. Брежневу

Постановление снк ссср от 10.09.1940 n 1667 "об утверждении положения о паспортах"

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 1940 г. N 1667
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТАХ
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить представленное Наркомвнуделом СССР Положение о паспортах.
2. Предложить НКВД СССР в месячный срок издать инструкцию о порядке проведения в жизнь Положения о паспортах.
3. Ввести паспортную систему на территории бывшей Бессарабии и Северной Буковины.
4. Выдачу паспортов и прописку в бывшей Бессарабии и Северной Буковине начать с 1 ноября 1940 г. и закончить к 15 января 1941 г.
5. Признать утратившими силу Положение о паспортах, утвержденное Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 27 декабря 1932 г. (С.З. СССР, 1932, N 84, ст. 517), и Инструкцию о выдаче паспортов гражданам СССР в г. г. Москве, Ленинграде и Харькове, в 100-километровой полосе вокруг г. г. Москвы, Ленинграда и 50-километровой полосе вокруг г. Харькова, утвержденную Постановлением Совнаркома СССР от 14 января 1933 г. (С.З. СССР, 1933, N 3, ст. 22), со всеми последующими дополнениями и изменениями.
Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза ССР
В.МОЛОТОВ
Управляющий Делами Совета
Народных Комиссаров СССР
М.ХЛОМОВ

Утверждено
Совнаркомом Союза ССР
10 сентября 1940 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПАСПОРТАХ
I. Организационные принципы паспортной системы
1. Все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, районных центрах, населенных пунктах, где расположены МТС; во всех населенных пунктах Московской области; во всех населенных пунктах 100-километровой полосы вокруг г. Ленинграда и 50-километровой полосы вокруг г. Киева; во всех населенных пунктах в пределах установленных Правительством СССР запретных пограничных зон и пограничной полосе вдоль всей границы Союза ССР, а также работающие на новостройках, водном и железнодорожном транспорте и в совхозах, обязаны иметь паспорта.
2. В местностях, где введена паспортная система, без паспортов проживают:
а) военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, по документам, выдаваемым им командованием частей;
б) не достигшие 16-летнего возраста вносятся в паспорта лиц, на иждивении которых они находятся;
в) лица, находящиеся на излечении в больницах, если они прибыли из местностей, где не введена паспортная система, а также дети, не достигшие 16-летнего возраста, состоящие на иждивении государства (в детских учреждениях), администрацией этих учреждений заносятся в специальную книгу, форма которой устанавливается Главным управлением РК Милиции;
г) колхозники и единоличники, временно работающие в период посевной или уборочной кампании в совхозах и МТС в пределах своего района.
3. Лицам, признанным в установленном законом порядке умалишенными, паспорта не выдаются.
4. В тех случаях, когда лица, проживающие в местностях, где не введена паспортная система, выбывают на жительство в другие местности Союза ССР, они обязаны получать паспорта в районных или городских отделах (отделениях) РК Милиции по месту своего прежнего жительства.
5. В местностях, где введена паспортная система, паспорт является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина.
6. Паспорта изготовляются по единому образцу для всего Союза ССР.
Текст обложки паспорта печатается на языках всех союзных республик, а текст содержания паспорта на двух языках - русском и языке данной союзной или автономной республики. На этих двух языках производится и заполнение паспорта.


7. Паспорта устанавливаются трех видов: 1) бессрочные; 2) пятилетние и 3) временные удостоверения (на срок не свыше 3 месяцев).
В паспортах указывается:
а) фамилия, имя и отчество;
б) год, месяц, день и место рождения;
в) национальность;
г) социальное положение;
д) отношение к обязательной военной службе;
е) каким органом РК Милиции выдан паспорт;
ж) перечень документов, на основании которых выдан паспорт;
з) дети владельца паспорта, не достигшие 16-летнего возраста.
Примечание. При выдаче бессрочного и пятилетнего паспорта с граждан взимается 3 рубля, временного удостоверения - 1 рубль.
8. Паспорта и временные удостоверения выдаются:
а) бессрочные - лицам, награжденным орденами Союза ССР, а также гражданам, достигшим 55-летнего возраста; инвалидам войны и труда; пенсионерам 1 и 2 групп и пенсионерам по выслуге лет;
б) пятилетние - всем гражданам от 16 до 55 лет;
в) временные удостоверения - гражданам, утратившим бессрочные и пятилетние паспорта, а также гражданам, выезжающим из местностей, где не введена паспортная система.
9. В местностях, где введена паспортная система, проживание без паспортов воспрещается. Исключение составляют лица, перечисленные в ст. ст. 2 и 3 настоящего Положения.
10. Выдача паспортов производится органами РК Милиции по месту жительства граждан: в городах - городскими отделениями, а в сельских местностях - районными отделениями РК Милиции.
11. Для получения паспорта представляются:
а) свидетельство о рождении, выдаваемое отделами актов гражданского состояния, или другой документ, подтверждающий время и место рождения;
б) учетно-воинский билет (лицами, которые обязаны иметь его по закону об обязательной военной службе);
в) справка о постоянном месте жительства, заверенная управляющим домом, а для проживающих в частных домовладениях и в сельских местностях - местным Советом депутатов трудящихся;
г) справка с места работы или учебы или другие документы, удостоверяющие род занятий;
д) две фотокарточки.


12. Иностранцы на территории СССР проживают по видам на жительство для иностранцев, устанавливаемым специальным положением.
13. В паспортах делаются отметки:
а) органами РК Милиции при прописке;
б) администрацией предприятий, учреждений и организаций о времени приема на работу и увольнении;
в) органами актов гражданского состояния о регистрации браков и разводов;
г) органами РК Милиции на паспортах жителей запретных зон и пограничной полосы границ СССР.
Отметки производятся специальными штампами, форма и размер которых устанавливаются Главным управлением РК Милиции НКВД СССР.
Никакие другие отметки в паспортах не допускаются.
14. Паспорта подлежат замене:
а) по истечении срока действия паспорта;
б) при перемене фамилии или имени и при регистрации брака и развода, если при этом меняется фамилия владельца паспорта;
в) при повреждении паспорта и непригодности его к пользованию;
г) при обнаружении утраченного паспорта, если сделано заявление о его утрате.
15. При замене паспорта требуется представление старого паспорта и одного из документов, перечисленных в ст. 11 настоящего Положения.
16. Паспорта подлежат обязательной сдаче:
а) гражданами, призванными на действительную военную службу (в военные комиссариаты по месту призыва);
б) гражданами, перешедшими в иностранное подданство (по месту получения вида на жительство для иностранцев);
в) гражданами, командируемыми на работу за границу, по получении заграничного паспорта.

17. Паспорта, оставшиеся после смерти владельцев, сдаются в отделения милиции или отделы актов гражданского состояния родственниками или лицами, совместно проживавшими с умершим.
18. Производить изъятие паспортов у граждан в качестве залога за выданные ценности или при вербовке на работу воспрещается.
19. Требования о предъявлении паспортов и изъятие паспортов у граждан могут производиться лишь уполномоченными на то органами государственной власти.
20. Лица, работающие на предприятиях оборонной промышленности, угольной промышленности, железнодорожного транспорта, а также работающие в системе Госбанка и сберегательных касс по инкассации, перевозке и хранению ценностей, сдают свои паспорта администрации этих предприятий и учреждений на хранение, получая взамен специальные удостоверения установленного Главным управлением РК Милиции образца.
Найденные паспорта подлежат сдаче в органы РК Милиции.

II. Прописка и выписка
21. Все граждане, меняющие место своего жительства в пределах населенных пунктов, где введена паспортная система, или вновь прибывающие на постоянное или временное проживание в населенные пункты, вне зависимости от того, введена ли в данной местности паспортная система, обязаны прописать паспорт в 24 часа по прибытии на новое местожительство.
При получении паспорта вновь или при замене его прописка также обязательна.

22. Проживают без прописки:
а) военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР, размещенные в казармах и на судах;
б) военнослужащие, уволенные из частей на срок до 3 суток, при наличии документа части об увольнении;
в) колхозники, единоличники и другие лица, проживающие в сельской местности, где не введена паспортная система, прибывающие в города своей области на срок до 5 суток. Эти лица обязаны зарегистрироваться по месту проживания.

23. Подлежат выписке:
а) все лица, выбывающие с места жительства в другие местности на срок свыше 1 1/2 месяцев, за исключением уезжающих в командировки, отпуска, на лечение, лагерные сборы и на дачи;
б) меняющие место жительства в пределах одной местности (перемена квартиры);
в) умершие.
24. Прописка и выписка производится по домовым и поселковым (в сельской местности) книгам.
Формы этих книг устанавливаются Главным управлением РК Милиции НКВД СССР.
25. Для прописки и выписки граждан в органы РК Милиции обязательно представляется паспорт. Исключение составляют:
а) лица, состоящие на действительной военной службе, проживающие вне казарм и судов, прописываемые и выписываемые по удостоверениям, выдаваемым командованием частей;
б) лица, не достигшие 16-летнего возраста, и умалишенные, вписываемые в адресные листки тех лиц, в паспорта которых они вписаны;
в) лица, не достигшие 16-летнего возраста, прибывшие на самостоятельное проживание, прописываемые и выписываемые по свидетельству о рождении;
г) больные, доставляемые в лечебные заведения, временно прописываемые по любому документу.
26. Прописка и выписка граждан производится в городах, рабочих поселках и районных центрах через управления или комендантов домов, а в частных домах - через домовладельцев.
В сельских местностях прописка и выписка производится через уполномоченных сельских советов.


27. За прописку паспорта взимается государственная пошлина в размере одного рубля, за исключением курортных местностей, где Постановлением Совнаркома СССР установлен специальный курортный сбор.
От уплаты государственной пошлины за прописку освобождаются военнослужащие, состоящие на действительной военной службе в Красной Армии, Военно-Морском Флоте и войсках НКВД СССР, сотрудники и начальствующий состав органов государственной безопасности, рядовой и начальствующий состав РК Милиции.
III. Ответственность за нарушение паспортной системы
28. Подделка, а равно проживание или пользование подложным или чужим паспортом или временным удостоверением влекут за собой уголовную ответственность по ст. 72 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
29. Должностные лица учреждений, предприятий и организаций за прием граждан на работу без паспортов и с непрописанными паспортами, за незаконное изъятие и хранение паспортов в качестве залогового документа, за невнесение отметок в паспорта рабочих и служащих о приеме и увольнении подвергаются в административном порядке штрафу в размере до 100 рублей.
30. Должностные лица (управдомы, коменданты) и домовладельцы за допущение проживания без прописки, без паспортов или с просроченными паспортами привлекаются к ответственности в административном порядке - штрафу до 100 рублей.
31. Повторное допущение должностными лицами (управдомами, комендантами) и домовладельцами проживания лиц без паспортов или с просроченными паспортами, а также повторное допущение должностными лицами приема на работу без паспортов или с просроченными паспортами влекут за собой уголовную ответственность по ч. I ст. 192 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

32. Граждане Союза ССР за проживание без паспорта или с просроченным паспортом, а также без прописки подвергаются в административном порядке штрафу до 100 рублей.
33. Повторное нарушение гражданами правил прописки паспортов и нарушение, совершенное впервые лицами, находящимися без определенных занятий более 3 месяцев и не имеющими постоянного местожительства, влекут за собой уголовную ответственность по ч. II ст. 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
34. Проживание в режимных местностях лиц, не подлежащих прописке в данной местности, после того, как органами РК Милиции у них отобрана подписка о выезде, влечет за собой уголовную ответственность по ч. II ст. 192-а УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.
35. Штрафы в административном порядке на нарушителей налагаются начальниками соответствующих органов РК Милиции.
Народный Комиссар
Внутренних Дел Союза ССР
Л.БЕРИЯ

О зарождении учета и документирования населения свидетельствует еще «Повесть временных лет». При Петре I появилось в России слово «паспорт». Тогда же паспортное дело становится одним из важнейших для полиции.

В ХIХ веке паспорт уже становится очевидной приметой российской жизни не только для отъезжающих за границу или путешествующих по своей надобности по просторам России господ, но и для простонародья.

В 1918 году паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ - от справки волисполкома до профсоюзного билета.

27 декабря 1932 года постановлением ЦИК и СНК СССР паспорта вернули в городах, поселках городского типа, райцентрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности. В паспортах содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении, прописке. В 1960-е годы Н.С.Хрущев дал паспорта крестьянам.

28 августа 1974 года Совмин СССР утвердил Положение о паспортной системе: паспорт стал бессрочным. Паспортизация распространилась на все население страны, кроме военнослужащих. Графы паспорта остались прежними, за исключением социального положения.

Так например, В. Борисенко в своей статье отмечает, что после победы советской власти паспортная система была отменена, однако уже скоро была сделана первая попытка её восстановления. В июне 1919 г. были введены обязательные "трудовые книжки", которые, так не называясь, фактически были паспортами. В качестве документов, удостоверяющих личность, использовались также метрики и разные "мандаты". Настоящая паспортная система была введена в СССР в конце 1932 г., когда в ходе индустриализации потребовался административный учет, контроль и регулирование передвижения населения страны из сельских районов в промышленные и обратно. Кроме того, введение паспортной системы прямо обусловливалось обострением классовой борьбы, необходимостью охраны крупных промышленных и политических центров, в том числе и социалистических новостроек, от преступных элементов. (Следует отметить, что знаменитые "Стихи о советском паспорте" В.Маяковского, написанные в 1929 г., посвящены паспорту международному и не имеют отношения к паспортной системе, установленной в начале 30-х гг.), - иными словами, паспортизация началась в СССР, когда понадобилась подконтрольная рабочая сила для строек социализма... когда понадобился рабский труд...

13 марта 1997 года вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Положение о паспорте гражданина РФ, образец бланка и описание паспорта гражданина России утверждены постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828. В соответствии с постановлением, в новом документе на четыре страницы меньше, чем в паспортах старого образца, нет графы «национальность». Введено понятие «Личный код». Сохранена регистрация по месту жительства, отношение к воинской обязанности, семейное положение. На обложке нового российского паспорта изображен тисненый Государственный герб России, на его внутренней стороне - Московский Кремль.

Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортная система играет существенную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т. п Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. Административное право. Учебник. 2-е изд-е., - М., НОРМА, 2005, - 152 с..

Главными субъектами паспортной системы в РФ является граждане и органы внутренних дел.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт). Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД.

Однако “легитимационный” период в советской истории оказался столь же кратким, как и период нэпа. Начавшиеся на рубеже 20-х и 30-х гг. индустриализация и массовая насильственная коллективизация села проводились при огромном сопротивлении народа. Особое сильное сопротивление оказывало крестьянство, которое бежало из разоренных и вымирающих от голода сел в города. Намеченные мероприятия могли быть проведены только фактическим введением принудительного труда, невозможного при легитимационной системе. Поэтому 27 декабря 1932 г., через 20 лет после написания процитированных выше ленинских слов, ЦИК и СНК СССР издали постановление, которым в СССР вводилась паспортная система и обязательная прописка паспортов. Под постановлением стояли подписи М.Калинина, В.Молотова и А.Енукидзе.

Полицейский характер вводимой системы явствовал уже из самого текста постановления, где причины введения паспортной системы разъяснялись так:

“В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков, новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях и школах и не занятых общественно-полезным трудом... а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов...”.

“Укрывающиеся в городах кулацкие элементы” - это и есть “беглые” крестьяне, а “разгрузка” городов от “не занятых общественно-полезным трудом” - это принудительные направления в места, где ощущается острая нехватка рабочей силы.

Главной особенностью паспортной системы 1932 г. было то, что паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство сразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства, к своему колхозу. Уехать в город и жить там без паспорта они не могли: согласно п.11 постановления о паспортах такие “беспаспортные” подвергаются штрафу до 100 руб. и “удалению распоряжением органов милиции”. Повторное нарушение влекло за собою уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 г. в УК РСФСР 1926 г. статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет.

Таким образом, для колхозника ограничение свободы места жительства стало абсолютным. Не имея паспорта, он не мог не только выбрать, где ему жить, но даже покинуть место, где его застигла паспортная система. “Беспаспортный”, он легко мог быть задержан где угодно, хоть в транспорте, увозящем его из села.

Положение “паспортизованных” жителей городов было несколько лучшим, но не намного. Передвигаться по стране они могли, но выбор постоянного места жительства был ограничен необходимостью прописки, причем паспорт стал единственно допустимым для этого документом. При приезде на выбранное место жительства, даже при перемене адреса в пределах одного населенного пункта, паспорт должен был быть сдан на прописку в течение 24 часов. Прописанный паспорт был необходим и при приеме на работу. Таким образом, механизм прописки стал мощным инструментом регулирования расселения граждан по территории СССР. Разрешая или отказывая в прописке, можно эффективно влиять на выбор места жительства. Проживание без прописки каралось штрафом, а при рецидиве - исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев (уже упомянутая ст.192а УК РСФСР).

При этом также колоссально возросли возможности контроля за гражданами, резко облегчился механизм полицейского сыска: возникла система “всесоюзного розыска” через сеть “паспортных столов” - специальных справочных центров, созданных в населенных пунктах. Государство готовилось к “большому террору”.

Большая Советская Энциклопедия 1939 г., “забыв” о том, что 9 лет до того писала энциклопедия малая, уже заявляла вполне откровенно:

“ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА, порядок административного учета, контроля и регулирования передвижения населения посредством введения для последнего паспортов. Советское законодательство, в отличие от буржуазного, никогда не вуалировало классовую сущность своей П.с., пользуясь последней в соответствии с условиями классовой борьбы и с задачами диктатуры рабочего класса на разных этапах строительства социализма”.

Паспортную систему начали вводить с Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Минска, Ростова-на-Дону, Владивостока и в течение 1933 г. распространили на всю территорию СССР. В последующие годы она неоднократно дополнялась и совершенствовалась, наиболее значительно - в 1940 г.