Цели паспортизации в ссср. В ссср введена паспортная система


Паспорт происходит от итальянского (passaporto) и состоит из 2-х слов - «пасса» (проходить) и «порто» (порт, гавань). Этим понятием в Европе обозначали любые документы, которые разрешали проезд или проход через границу.

История российского паспорта берет свое начало несколько столетий назад. В России до начала XVIII столетия так называли заграничные паспорта – документы, выдаваемые иностранцам для нахождения и передвижения по территории России, а также выезда за ее пределы. Паспорта для «внутреннего потребления» в нашей стране были введены лишь в XVIII веке.

До этого функции внутренних удостоверений личности выполняли «прохожие и проезжие грамоты». Эти документы выдавались на одну конкретную поездку и имели непродолжительный срок действия. Вручались они иностранным и русским торговцам, которым необходимо было много путешествовать по территории России, посещая различные города и пересекая границы нескольких районов или областей страны. В те давние времена выдачей подобных документов занимался только верховный правитель государства – царь. Позже, в конце XVI – 1-й половине XVII веков, такие полномочия появились у столичных учреждений - Посольского, Иноземского, Разрядного, Сибирского Приказах, а также Приказа Казанского Двора. В XVII веке права выдачи бумаг, разрешающих выезд за границу, получили также воеводы, которые сидели не только в столице, но и в дальних уездах.

В 1724 году в России указами Петра І и Сената были введены различные документы, выполняющие для населения страны функции идентичные современным паспортам. Но такие бумаги выдавались исключительно мастерам – специалистам в различных сферах, которые были ценны для государства. Люди, получившие такие документы, становились свободными и могли без ограничений передвигаться по всей территории России. В этот же период Петром І были пересмотрены условия выезда за границу дворян. Именно вышеуказанными распорядительными документами и была организована паспортная система, действующая в России до середины XIX столетия.

Со временем функции по выдаче паспортов и различных пропусков были переданы в полицию и другие аналогичные структуры. Так, в начале XIX века паспорта подлежали обязательной регистрации в полицейском участке.

Постепенно меняется и роль «паспортных» документов. Сначала они разрешали проезд по территории России, однако со временем трансформировались в документы, разрешающие лицу временно или на постоянной основе покинуть место жительства. По сути, это были миграционные документы, действующие внутри страны, что еще больше добавило им функций паспорта.

Во второй половине XIX века в России создается Паспортная комиссия, которой было внесено предложение о введении в обиход «вида на жительство». При этом паспорта не должны были храниться по месту жительства, требовать его там предъявить никто не мог. Вместе с тем, в случае, если человек покидал место своего постоянного проживания, ему было необходимо обязательно получать вид на жительство (так тогда называли паспорт). Эта норма касалась всех - и бедных слоев населения, и богатых, и дворян.

Получали же вид на жительство мужчины при достижении 18-летнего возраста, а женщины только в 21 год. Под этим понималось, что этот документ является не только удостоверением личности владельца, но и подтверждает его совершеннолетие (получение гражданских прав).

Для отдельных категорий населения существовали бессрочные паспорта, которые получали по конкретному случаю, но их срок действия не имел ограничений. Такие документы выдавались отставным офицерам, дворянам, чиновникам на госслужбе, гильдейским купцам и потомственным гражданам. Мещане и ремесленники получали паспортные книжки со сроком действия 5 лет или паспорта, действующие в течение года. Так, книжки могли выдаваться только по рекомендациям цехов, артелей или общин, а одногодичные паспорта получали все остальные или те, кто имел проблемы с полицией.

Рабочие и крестьяне получали свои документы на меньший срок. Как правило, он не превышал полугода. Делалось это с целью того, чтобы привязать людей к конкретному месту и сделать их зависимыми.

Важным годом в истории российского паспорта является 1906 год. Именно с этого времени в России вводится единый документ, являющийся удостоверением личности и называющийся «Паспортная книжка». Она содержала практически все данные, которые есть и в современных паспортах: Ф.И.О., сведения о семейном положении, детях, месте жительства и особые приметы.

Такие паспорта просуществовали до 1932 года, когда нормативно были введены и закреплены формы новых документов и требования к ним. Так, паспорт выдавался гражданам, достигшим 16-летнего возраста, и которые проживали в совхозах, рабочих поселках и городах. При смене гражданином места жительства ему в течение 24 часов необходимо было временно прописаться. В паспорта ввели дополнительные графы, в которых указывались данные о его месте работы и социальном положении.

Фотография была введена в паспорт в 1937 году. В середине XX века в СССР паспорта тоже имели срок действия. Бессрочные паспорта выдавались только лицам, достигшим 40-летнего возраста. А вот для жителей села паспортная процедура со времен царя практически не изменилась. Уравнялись права крестьян и жителей городов только в середине 60-х годов. Тогда были введены одинаковые паспорта для всех жителей государства. Бессрочные паспорта для всех были введены в 1974 году.

В России «Указ о паспорте» был принят в 1997 году. Им были определены требования к документу, удостоверяющему личность гражданина РФ. Сейчас в России паспорт выдается по достижении 14-летнего возраста, а не с 16-ти лет, как в СССР или других странах. При достижении 25 и 45 лет фотографии в паспорт не вклеивают, как раньше, он меняется полностью в 20 и в 45 лет. В основном документе гражданина РФ указывается фамилия, имя и отчество владельца, сведения о дате и месте рождения гражданина, его пол, семейное положение, место регистрации, информации о воинской обязанности и выдаче загранпаспорта. В отдельных случаях в паспорт вписывается группа крови.

Российские паспорта и системы их защиты разрабатывались специалистами ФГУП «Госзнак». Первая страница паспорта ламинируется с целью защиты от влаги и механических повреждений, а также делает невозможным внести изменения в персональные данные. Паспорта имеют многоуровневую защиту, подделать которую практически невозможно.

27 декабря 1932 г. Постановление ЦИК СССР №1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов."

Внутренний советский паспорт был изобретен на 16-м году советской власти с заведомо преступными целями.

Об этом мало кто сегодня помнит.


В конце декабря 1932 года вышло постановление правительства СССР "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". В январе 1933 года началась паспортизация населения и вытекающие из нее мероприятия. А мероприятия вытекали серьезные. Страна оказалась поделенной на две части - на одних территориях вводилась паспортная система, на других - нет. Соответственно делилось и население. Паспорта получали "граждане СССР, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и новостройках". Те, кто получали паспорта, были обязаны прописаться в течение 24 часов.

В первые полгода - с января до июня 1933 г. - проводилась паспортизация с обязательной пропиской паспортов Москвы, Ленинграда (включая стокилометровую зону вокруг них) и Харькова (с пятидесятикилометровой зоной). Эти территории объявлялись режимными. Все прочие существовавшие до того удостоверения и виды на жительство теряли силу на режимных территориях.


Год 1932, который закончился введением паспортов, был страшным. С катастрофическими результатами для населения закончилась первая пятилетка. Резко упал жизненный уровень. По всей стране голод, не только на Украине, где голодной смертью умирают миллионы. Хлеб по доступной цене можно получить только по карточкам, а карточки имеют только работающие. Сельское хозяйство намеренно разрушено коллективизацией. Одних крестьян - раскулаченных - принудительно этапируют на стройки пятилетки. Другие бегут в города сами, спасаясь от голода. При этом правительство продает хлеб за границу, чтобы финансировать строительство и закупку оборудования для военных заводов (один Сталинградский тракторный, то есть, танковый, завод стоил 40 млн. долларов, заплаченных американцам). Успешно закончился эксперимент по использованию заключенных на строительстве Беломор-канала. Масштабы экономического использования заключенных растут, соответственно растет и их число, но этот способ не может решить все проблемы.

Перед правительством стоит задача - пресечь незапланированные перемещения по стране населения, которое рассматривается исключительно как рабочая сила. Во-первых, надо закрепить в деревне ту часть крестьян, которая необходима для производства продовольствия. Во-вторых, обеспечить возможность беспрепятственно перекачивать излишки рабсилы из деревни и из городов на стройки пятилетки, расположенные в глухих местах, куда по доброй воле мало кто хотел ехать. В третьих следовало очистить центральные города от социально-неблагоприятных и бесполезных элементов. В общем, нужно было обеспечить плановым органам возможность манипулировать большими массами населения в целях решения экономических задач. А для этого следовало разделить население на удобные для манипулирования группы. Такую задачу решало введение паспортной системы.
***
Смысл внутреннего паспорта далеко выходил за рамки простого удостоверения личности. Вот что говорилось об этом в строго секретном протоколе заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 15 ноября 1932 г.:

"...О паспортной системе и разгрузке городов от лишних элементов.
В видах разгрузки Москвы и Ленинграда и других крупных городских центров СССР от лишних, не связанных с производством и работой учреждений, а также от скрывающихся в городах кулацких, уголовных и других антиобщественных элементов, признать необходимым:

1. Ввести единую паспортную систему по СССР с отменой всех других видов удостоверений, выданных той или иной организацией и дававших до сих пор право на прописку в городах.
2. Организовать, в первую очередь в Москве и Ленинграде, аппарат учета и регистрации населения и регулирования въезда и выезда".

На этом же заседании Политбюро было решено организовать специальную комиссию, которая так и называлась - Комиссия ПБ о паспортной системе и разгрузке городов от лишних элементов. Председатель - В.А. Балицкий.

В паспорте указывалось социальное происхождение владельца, для чего была разработана сложная классификация - "рабочий", "колхозник", "крестьянин-единоличник", "служащий", "учащийся", "писатель", "художник", "артист", "скульптор", "кустарь", "пенсионер", "иждивенец", "без определенных занятий". В паспорте ставилась также отметка о приеме на работу. Таким образом представители власти имели возможность по паспорту определить, как следовало относиться к его владельцу.

Графа "национальность" выглядела по сравнению с графой "социальное положение" относительно невинно и довольно бессмысленно, тем более что заполнялась она со слов владельца паспорта. Но если участь, что этнические депортации, захлестнувшие в следующие несколько лет СССР, планировались Сталиным уже тогда, ясно, что единственный ее смысл - репрессивный.

В январе 1933 г. Совнарком СССР утвердил "Инструкцию о выдаче паспортов". В секретном разделе Инструкции устанавливались ограничения на выдачу паспортов и прописку в режимных местностях для следующих групп: "не занятых общественно-полезным трудом на производстве" (за исключением инвалидов и пенсионеров), "сбежавших" из деревень "кулаков" и "раскулаченных", даже если они работали на предприятиях или в учреждениях, "перебежчиков из-за границы", прибывших из других мест после 1 января 1931 г. "без приглашения на работу", если они не имеют определенных занятий или часто меняют место работы (являются "летунами") или "подвергались увольнению за дезорганизацию производства". Под последний пункт подпадали те, кто бежал из деревни до начала "сплошной коллективизации". Кроме того, паспорта, а следовательно и прописку, не получали "лишенцы" (люди, лишенные избирательных прав, в частности "кулаки" и дворяне), частные торговцы, священнослужители, бывшие заключенные и ссыльные, а также члены семей всех перечисленных групп граждан.

Скрипач Вахтанговского театра Юрий Елагин так вспоминает об этом времени: "Наша семья была причислена к чуждым и классово-враждебным элементам по двум причинам - как семья бывших фабрикантов, т.е. капиталистов и эксплуататоров, и, во-вторых - потому что мой отец был инженером с дореволюционным образованием, т.е. принадлежал к части русской интеллигенции, в высшей степени подозрительной и неблагонадежной с советской точки зрения. Первым результатом всего этого было то, что летом 1929 года нас лишили избирательных прав. Мы стали "лишенцами". Категория "лишенцев" среди советских граждан - это категория неполноценных граждан низшего разряда. Их положение в советском обществе... напоминало положение евреев в гитлеровской Германии. Государственная служба и профессии интеллигентного труда были для них закрыты. О высшем образовании не приходилось и мечтать. Лишенцы были первыми кандидатами в концлагеря и тюрьмы. Кроме того, во многих деталях повседневной жизни они постоянно чувствовали униженность своего общественного положения. Я помню, какое тяжелое впечатление на меня произвело то, что вскоре после лишения нас избирательных прав к нам в квартиру пришел монтер... и унес наш телефонный аппарат. "Лишенцам телефон не полагается", - сказал он кратко и выразительно..."
Самому Юрию Елагину повезло. Как "артист", он оказался причислен к советской элите, получил паспорт и сохранил московскую прописку. Но его отец паспорт в 1933 г не получил, был выслан из Москвы, арестован и погиб в лагере через два года. По мнению Елагина, из Москвы тогда было выслано около миллиона человек.

А вот данные из секретной справки Управления Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ председателю Совнаркома Молотову от 27 августа 1933 г "О результатах паспортизации гг. Москвы и Ленинграда". С 1 января 1932 по 1 января 1933 гг. населения Москвы увеличилось на 528 300 чел. и достигло 3 663 300 чел. Население Ленинграда увеличилось за это время на 124 262 чел (достигло 2 360 777 чел).

В результате паспортизации за первые 8 месяцев 1933 г. население Москвы уменьшилось на 214 000 чел, а Ленинграда - на 476 182 чел. В Москве было отказано в получении паспортов 65 904 чел. В Ленинграде - 79 261 чел. Справка уточняет, что в приведенных цифрах "не учтен деклассированный элемент местный и пришлый и сбежавшие из деревни кулаки, которые жили на нелегальном положении..."

Среди тех кому отказали - 41% прибывших без приглашения на работу и живших в Москве более 2 лет. "Раскулаченных" - 20%. Остальные - судимые, "лишенцы" и пр.

Но не все москвичи обращались за паспортом. В справке указывается: "Граждане, получившие извещение в отказе в выдаче паспортов по истечении установленного законом 10-дневного срока, в основном удалены из Москвы и Ленинграда. Однако этим не разрешен вопрос удаления беспаспортных. Москва и Ленинград были засорены огромным количеством деклассированного элемента, живущим на нелегальном положении. При объявлении паспортизации они, зная, что им безусловно откажут в выдаче паспорта, не являлись совершенно на паспортные пункты и укрывались на чердаках, в подвалах, сараях, садах и т.д.

Для успешного поддержания паспортного режима.... организованы специальные паспортные столы, имеющие свою инспектуру и негласное осведомление в домах. Паспортные столы производят обходы, облавы, проверки домоуправлений, бараков для сезонников, мест скопления подозрительных элементов, нелегальных ночлежек...

Этими оперативными мероприятиями задержано беспаспортных:
по Москве - 85 937 чел.
по Ленинграду - 4 766 чел.,
направленных в порядке внесудебной репрессии в лагеря и трудовые поселки. Основную массу задержанных составляли беглецы из Центрального черноземного района и Украины, занимавшиеся в Москве кражами и нищенством".
Это было только начало самого жуткого десятилетия в истории СССР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права

Реферат на тему:

"Значение введения паспортной системы и прописки паспортов для обеспечения тотального контроля над населением СССР"

Москва 2012 г.

Содержание

  • Введение
  • 6. Общая паспортизация
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Основная функция паспорта сводится к легитимации, т.е. удостоверению личности владельца. Однако с момента появления паспортов они использовались как средство контроля за передвижением населения, потенциал паспортной системы позволял решать вопросы укрепления обороноспособности, государственной безопасности, борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности (например, при эпидемиях, катастрофах и т.д.), при определенных условиях - решать экономические задачи, обеспечивать фискальные интересы государства.

Паспорт является документом, обладание которым означает удостоверение особой связи человека и государства, свидетельство наделения его соответствующим комплексом прав.

Поэтому совокупность (и соотношение) решаемых с помощью паспортной системы задач, условия и порядок выдачи паспортов и их регистрации достаточно полно отражают существующий политический режим, гарантированность декларированных прав и свобод.

С этой точки зрения исследование правовых основ паспортной системы и реально осуществлявшегося паспортного режима в 30-е годы XX в. представляется весьма актуальным, поскольку дает возможность получить дополнительные аргументы для характеристики складывавшейся административно-командной системы управления и тоталитарного политического режима.

Цели и задачи. Основная цель состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа исследовать становление и развитие паспортной системы Советского государства в 30-е гг. прошлого века.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

изучить историю развития системы учета населения и контроля за его передвижением в дореволюционной России и Советском государстве во время функционирования единой паспортной системы;

проанализировать нормативно-правовые акты, регламентировавшие паспортную систему;

изучить установленный паспортный режим;

1. Создание паспортной системы в СССР

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". Корзан В.Ф. Советская паспортная система. Минск, 2005

Во всех паспортизированных местностях паспорт становится единственным документом, "удостоверяющим личность владельца". В п.10 предписывалось: Паспортные книжки и бланки изготавливать по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатать на двух языках; на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.

Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР (Об Установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов) 27 декабря 1932 года было издано постановление "Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР". Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

паспортизация советский паспортная система

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции - паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.

2. Функции выполняемые милицией в ходе осуществления паспортной системы

Ответственность за проведение в жизнь паспортной системы и за состояние паспортной работы несли начальники городских и районных управлений милиции. Они организовали эту работу и руководили ею через паспортные аппарата (отделы, столы) подчиненных органов милиции.

К функциям органов милиции по осуществлению паспортной системы были отнесены:

· выдача, обмен и изъятие (прием) паспортов;

· осуществление прописки и выписки;

· выдача гражданам пропусков и разрешений на въезд 1 пограничную зону;

· организация адресно-справочной работы (адресно-розыскной);

· осуществление административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортного режима;

· проведение массово-разъяснительной работы среди населения;

· выявление в процессе паспортной работы лиц, скрывающихся от органов советской власти.

Осуществление перечисленных функций составляло сущность организации паспортной работы. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. 2-е изд. Спб., 1998

Общее руководство работой управления РКМ союзных республик, в том числе и осуществление паспортной системы, было возложено на ГУ РКМ при ОГТУ Союза ССР. На него возлагалось:

а) оперативное руководство всеми республиканскими и местными аппаратами милиции, выделенными для проведения паспортизации;

б) назначение, смещение всего руководящего состава паспортных аппаратов милиции;

в) издание инструкций и распоряжений, обязательных для всех республиканских и местных органов милиции по вопросам, связанным с паспортной системой и пропиской паспортов. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов. 2-е изд. Спб., 1998

При районных и городских Советах для надзора за соблюдением законности при выдаче паспортов были созданы специальные кмиссии, которые рассматривали жалобы граждан на неправильные действия должностных лиц. Следует заметить, что непосредственным поводом к ведению и ужесточению требований паспортной системы в СССР явился резкий скачек уголовной преступности, особенно в крупных городах. Это произошло в результате бурной индустриализации в городах и коллективизации в сельском хозяйстве, нехваткой продовольственных и промышленных товаров.

Введение паспортной системы остро поставило вопрос об укреплении паспортных отделов достаточно квалифицированными кадрами.

На работу в паспортные отделы милиции направлялись выпускники учебных заведений системы НКВД СССР, других учебных заведений, мобилизовывались активисты предприятий и учреждений.

Введенная в 1932 году единая паспортная система в последующие годы изменялась и совершенствовалась в интересах укрепления государства, улучшения обслуживания населения.

Заметным этапом в истории формирования и деятельности паспортно-визовой службы явилось постановление СНК СССР от 4 октября 1935 года "О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и столов исполнительных комитетов", которые до этого времени подчинялись органам ОГПУ.

На основе Постановления СНК СССР от 4 октября 1935 года в Главном управлении милиции, управлениях милиции республик, краев и областей были созданы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР).

Эти структуры работали в течение 30-х и 40-х годов самостоятельно. В дальнейшем они неоднократно объединялись с паспортными аппаратами органов милиции в единые структурные подразделения и выделялись из них. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

3. Развитие паспортной системы

Для улучшения идентификации гражданина СССР с октября 1937 года в паспорта стали наклеивать фотографическую карточку, второй экземпляр которой хранился в милиции по месту выдачи документа.

Во избежание подделок ГУМ ввело специальные чернила для заполнения бланков паспортов и спец. мастику для печатей, штампы по креплению фотокарточек.

Кроме того, периодически рассылало во все отделения милиции оперативно-методические ориентировки о способах распознания поддельных документов.

В тех случаях, когда при получении паспортов предъявлялись свидетельства о рождении из других областей и республик, милицию обязывали предварительно запрашивать пункты выдачи свидетельств, чтобы последние подтвердил подлинность документов.

С 8 августа 1936 года в паспортах бывших заключенных "лишенцев" и "перебежчиков" (перешедших границу СССР "самовольно") делалась отметка следующего содержания "Выдан на основании пункта 11 Постановления СНК СССР за№ 861 от 28 апреля 1933 года".

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 в качестве одной из мер борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям установлено, что при вступлении в брак и при разводе в паспортах производилась соответствующая отметка органами ЗАГС.

К 1937 году паспортизация населения в определен, правительством местностях была повсеместно закончена," паспортные аппараты выполнили задачи, которые на них возлагались.

В декабре 1936 года паспортный отдел ГУ РКМ НКВД СССР был передан в отдел наружной службы. В июле 1937 года паспортные аппараты на местах также вошли в состав отделов и отделений службы управлений рабоче-крестьянской милиции. На их сотрудников возлагалась обязанность повседневного поддержания паспортного режима.

В конце 30-ых годов вносятся существенные изменения в паспортную систему. Ужесточалась административная и уголовная ответственность за нарушение правил паспортного режима.

Верховный Совет СССР 1 сентября 1939 года принял Закон "О всеобщей воинской обязанности", а 5 июня 1940 года приказом народного комиссара Обороны СССР объявлены руководящие правила, определившие и задачи милиции в области проведения воинского учета.

В военно-учетных столах отделений милиции (в сельских местностях и поселках в соответствующих исполкомах Советов) велся первичный учет всех военнообязанных и призывников, персональный (качественный) учет рядового и младшего начальствующего состава запаса. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

Военно-учетные столы проводили свою работу в тесном контакте с районными военными комиссариатами. Эта работа продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

Отдельные нормы паспортной системы 1932 года в силу сложившихся к 1940 году внутренней и международной обстановки нуждались в уточнении и дополнении.

Эту проблему в значительной мере решило постановление СНК от 10 сентября 1940 года, утвердившее новое Положение о паспортах. Данный нормативный акт значительно расширил область применения Положения о паспортах, распространив его на пограничные зоны, сотрудников и рабочих ряда отраслей народного хозяйства.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) потребовала от советской милиции дополнительных усилий по поддержанию паспортного режима в стране.

Циркуляр НКВД СССР № 171 от 17 июля 1941 года предписывал наркомам внутренних дел республик и начальникам Управлений НКВД краев и областей следующий порядок документирования граждан, прибывающих без паспортов в тыл в связи с военными событиями: в случае утраты всех документов, проводить тщательный допрос и перепроверять все показания. После этого выдавать справку с анкетными данными (со слов).

Данная справка не могла служить удостоверением личности владельца, но облегчала ему временную прописку и устройство на работу.

Этот циркуляр был отменен только в 1949 году.

4. Паспортная система в годы ВОВ

С первых дней войны вся деятельность милиции, ее служб и подразделений существенно изменилась и расширилась и была приспособлена к условиям военного времени.

Одним из важных средств укрепления советского тыла, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью была паспортная система.

Так, 9 августа 1941 года постановлением СНК СССР было утверждено Положение о прописке граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы. Все эвакуированные, прибывшие на место расселения, как в организованном, так и в индивидуальном порядке, были обязаны прописать свои паспорта в милиции в течение 24 часов.

Учитывая, что вместе с эвакуированным населением в глубь страны устремились и преступные элементы, которые пытались скрыться от органов власти, НКВД СССР в сентябре 1941 года установил обязательную личную явку в милицию граждан для получения разрешения на прописку.

Расширение задач паспортных аппаратов в условиях войны вызвало к жизни новые организационные формы по их выполнению.

Приказом НКВД СССР от 5 июня 1942 года в штаты паспортных отделов управлений милиции были введены должности инспекторов-экспертов, на которых возлагалось:

а) исследование и дача заключений по выявленным фактам подделок паспортов, поступающих из милиции;

б) проверка паспортов лиц, допускаемых к особо важным государственным документам, а также к работе на предприятиях и в учреждениях, имеющих оборонное значение;

в) проверка хранения бланков паспортов в милиции т.д. Кусков Г.С. Советская паспортная система: Учебное пособие. М., 2009

Исключительно важное значение в годы войны приобрела проблема розыска детей, потерявших связь с родителями. 23 января 1942 года СНК СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей". В соответствии с данным постановлением при ГУМ НКВД СССР был образован Центральный детский адресный стол и соответствующие подразделения на местах. Центральный справочный детский адресный стол располагался в городе Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области.

Первоначально детские адресные столы входили в состав отделов и служб боевой подготовки органов милиции, а в 1944 году приказом НКВД СССР были переданы в паспортные столы.

К 1 июня 1942 года в адресные детские столы страны было направлено 41.107 заявлений о розыске детей, при этом было установлено местонахождение 13.414 детей или 32,6% от общего числа разыскиваемых.

Всего уже за военные годы было разыскано более двадцати тысяч детей.

Большая работа была проведена по установлению местожительства эвакуированных граждан Желудкова Т.И., Хоботов А.П. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): Учебное пособие. М., 2002 .

В марте 1942 года при паспортном отделе ГУМ НКВД СССР было создано Центральное справочное бюро.

Аналогичные бюро были созданы и при паспортных отделах управлений милиции республик, краев и областей.

Ежедневно в Центральное справочное бюро поступало 10-11 тысяч заявлений об установлении места жительства эвакуированных. Работниками этого бюро было установлено свыше двух миллионов разыскиваемых.

Используя материалы прописки паспортов (заполненные адресные листки) кустовые адресные бюро городов также способствовали населению страны в установлении места жительства их родных и близких.

5. Паспорта в послевоенные годы

В послевоенные годы паспортная работа проводилась в широких масштабах. Работники паспортных аппаратов налаживали учет населения городов и рабочих поселков, выдавали возвращавшимся гражданам большое количество различного рода справок и ответов на запросы о без вести пропавших или потерявших связь с родственниками.

Правовой основой по учету послевоенного населения послужило Постановление СНК СССР от 4 октября 1945 года "О паспортизации населения". Оно имело целью определение общей численности его по всей территории страны, установление соотношения сельского и городского населения.

Достоверные данные о численности, составе и размещении населения служили основой государственного управления, планирования экономического и социального развития.

В 1952 году был организован паспортно-регистрационный отдел (ПРО), утверждены его структура и штаты. А 21 октября 1953 года Постановлением Совета Министров СССР утверждено новое Положение о паспортах.

Положение устанавливало единый для СССР образец паспорта с текстом на русском языке и языке соответствующей союзной или автономной республики.

Вместо выдававшихся ранее в большинстве случаев пятилетних паспортов устанавливались бессрочные, десятилетние, пятилетние и краткосрочные.

В 1955 году введено в действие Положение о паспортно-регистрационном отделе. На этот отдел возлагались следующие функции:

а) организация и руководство всей деятельностью работы по проведению в жизнь паспортной системы;

б) выдача и обмен паспортов;

в) прописка и выписка населения;

г) ведение адресно-справочной работы;

д) выявление преступников, разыскиваемых оперативными и судебно-следственными органами;

е) выявление и удаление из местности с особым паспортным режимом лиц, подпадающих под паспортные ограничения;

ж) выдача гражданам пропусков на въезд в запретную пограничную зону;

и) регистрация актов гражданского состояния (рождений, смертей, браков, разводов, усыновления и т.д.). Желудкова Т.И., Хоботов А.П. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): Учебное пособие. М., 2002

Паспортно-регистрационный отдел, кроме того, оказывал практическую помощь паспортным аппаратам на местах, командируя туда своих работников, разрабатывал и предъявлял руководству ГУМ проекты приказов и других руководящих документов по осуществлению паспортной системы и регистрации актов гражданского состояния; обеспечивал милицию бланками паспортов, свидетельствами регистрации актов гражданского состояния, пропусками и т.д.; вел учет разыскиваемых и принимал меры по заявлениям и жалобам граждан, поступающим в отдел; решал кадровые вопросы.

В целях активизации адресно-справочной работы, повышения ее уровня - вместо кустовых адресных бюро в большинстве управлений милиции были созданы единые республиканские, краевые, областные адресные бюро.

19 июля 1959 года Совет Министров утвердил Положение въезда в СССР и выезда за границу. Это Положение было дополнено перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам).

В последующий период для зарубежных поездок в дружественные страны по служебным и частным делам вводились специальные удостоверения (серии "АВ" и "НЖ"), совершались безвизовые поездки по внутренним паспортам СССР со специальным вкладышем.

В 1959 году ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление "Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране". В это время в нашей стране на первый плац выдвинулись задачи усиления организаторской и идеологи, ческой работы среди населения по укреплению социалистической законности и правопорядка, предупреждению и пре, сечению преступлений и нарушений общественного порядка.

После принятия Постановления появились специализированные группы и внештатные сотрудники по поддержанию паспортного режима в крупных населенных пунктах и городах СССР. Большую помощь паспортным аппаратам оказывали домовые, уличные и квартальные комитеты и объединяемый ими актив, в состав которого, как правило, входили работники домоуправлений данной территории.

Важным шагом, направленным на улучшение деятельности органов милиции, явилось утверждение СМ СССР от 17 августа 1962 года нового Положения о Советской милиции.

В Положении были закреплены принципы советской паспортной системы, определены конкретные задачи по ее осуществлению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 года "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" (объявлен Приказом МВД СССР № 1258-196Эг) были введены новые правила прописки и выписки граждан в сельской местности.

За органами внутренних дел сохранилась функция прописки в районных центрах и поселках в тех местностях, где имеются штатные работники паспортных аппаратов, а также в населенных пунктах, отнесенных к пограничной зоне.

22 сентября 1970 года Совет Министров СССР утвердил новое Положение о въезде в СССР и выезде из СССР, в которое были внесены существенные изменения и дополнения.

Впервые в законодательной практике страны были определены основания отказа гражданам о выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам.

6. Общая паспортизация

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в августе 1974 года рассмотрели вопрос "О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР", а 28 августа 1974 года Совет Министров СССР утвердил новое Положение "О паспортной системе в СССР".

Данное Положение установило единый для всего населения страны порядок, предусматривающий обязанность иметь паспорт всем гражданам СССР, достигшим шестнадцати лет независимо от места проживания (город или село).

Введение всеобщей паспортизации стало главной обязанностью сотрудников всех паспортных аппаратов.

Действие нового паспорта не ограничивалось каким-либо сроком. Для того чтобы учесть внешние изменения черт лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривается последовательная вклейка трех фотокарточек:

· Первая - при получении паспорта, достигшим 16-ти лет;

· Вторая - по достижении 25-ти лет;

· Третья - по достижении 45-ти летнего возраста.

В новом паспорте сократилось количество граф, содержащих сведения о личности гражданина и обязательные отметки.

Сведения о социальном положении вообще исключены из паспорта, так как в процессе жизни социальное положение постоянно меняется.

Не записываются в паспорт сведения о приеме на работу и увольнении, поскольку есть трудовая книжка.

Новое Положение вводилось в действие (за исключение выдачи самих паспортов) с 1 июля 1975 года.

В течение шести лет (до 31 декабря 1981 года) предстояло заменить и выдать паспорта миллионам городских и сельских жителей.

В органах внутренних дел был проведен большой комплекс организационных и практических мероприятий по современной паспортизации населения.

В 70-х и 80-х годах на формирования и деятельное, паспортно-визовой службы значительное влияние оказали участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБЕ - ОБСЕ) и начавшийся процесс пере, стройки.

После подписания Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки в 1975 году службой было реализовано остановление Совета Министров, обязывающее МВД и МИД СССР либерализовать практику рассмотрения заявлений граждан о выезде и въезде.

Ранее наши правовые акты и инструкции, регламентирующие работу паспортной службы, на протяжении десятилетий составлялись без учета международных обязательств, На протяжении девяностых годов наша страна приводит свое национальное законодательство в полное соответствии с международными обязательствами.

С учетом итогов Венской встречи СБСЕ в 1986-1989 гг. были осуществлены дальнейшие изменения в законодательстве и либерализации правил, касающихся порядка выезда и въезда, правил пребывания иностранных граждан. В частности, действующее положение о въезде в СССР и выезде из СССР решением Правительства дополнено открытым разделом о порядке рассмотрения заявлений о выезде из СССР и въезде в СССР по частным делам. С 1987 года были практически отменены все существующие ограничения на выезд из страны во все страны мира, в том числе на постоянное место жительства, за исключением случаев, связанных с безопасностью государства.

В Венском итоговом документе (19 января 1989 года) подробно (в отличие от Хельсинского заключительного акта 1975 года) говорится о гражданских и политических правах, в том числе о религиозных свободах, свободе передвижения, праве на защиту в суде и т.п.

Наиболее сложная проблема для России - это осуществить свободное передвижение граждан и выбор места жительства. В настоящее время во многих странах ограничений этого права нет. В исключительных случаях они могут устанавливаться только законом.

В СССР с 1925 года существовал порядок прописки, которого нет в других странах.

Однако, отказываться от нее не так-то легко, потому что это социальная проблема, которая крепко переплетена с экономическими проблемами. В то же время ее решение имеет большое политическое значение.

В процессе строительства правового государства остро обозначилась задача создания гарантий правовой и социальной защищенности человека.

5 сентября 1991 года на съезде народных депутатов СССР была принята Декларация прав и свобод человека. Статья 21 Декларации гласит: "Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор места жительства и места пребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом".

22 декабря 1991 года Постановление Верховного Совета РСФСР утвердило Декларацию прав человека и гражданина, где в статье 12-ой закрепляются права граждан на свободное передвижение и выбор жительства.

Эти права нашли отражение в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Додин Е.В., Голосниченко И.П. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правил паспортной системы в СССР: Учебное пособие. Киев, 2002

В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) в статье 27 записано: каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ может беспрепятственно возвращаться в РФ.

С принятием в 1991 году Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" на паспортно-визовую службу были также возложены обязанности по решению вопросов гражданства.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1993 года № 124 управления (отделы) виз, регистрации и паспортной работы, а также паспортные отделения (паспортные столы) и отделения (группы) виз и регистрации милиции были реорганизованы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел Российской Федерации, как в центре, так и на местах.

На УПВС (ОПВС) и их подразделения возложены функции по выдаче паспортов, пропусков на въезд в пограничную зону, осуществлению регистрации граждан, адресно-справочной работе, регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства (пребывающих на территории России), выдаче им документов на право проживания; оформление документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезд за границу, исполнению законодательства по вопросам гражданства.

Паспортно-визовая служба, используя свои возможности, принимает активное участие в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка и профилактики правонарушений.

Кроме того, в части, относящейся к ее компетенции, она осуществляет реализацию законодательных актов в области обеспечения прав и свобод человека.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года № 232 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации 8 июля 1997 года (№ 828) утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации. В том же Постановлении Правительства Министерству внутренних дел предписывалось:

а) приступить с 1 октября 1997 года к выдаче паспортов гражданина РФ;

б) произвести выдачу паспортов в первоочередном порядке гражданам, достигшим 14-16-летнего возраста, военнослужащим, а также другим гражданам в случаях, определяемых МВД РФ;

в) осуществить до 31 декабря 2003 года поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

В органах внутренних дел ныне проводится большой комплекс организационных и практических мероприятий по реализации Указа Президента от 13 марта 1997 года и Постановления Правительства от 8 июля 1997 года.

Приказом МВД России от 7 октября 2003 года № 776 Паспортно-визовое управление МВД России преобразовано в Главное паспортно-визовое управление МВД России, а Центр паспортно-визовой информации в Центр паспортно-визовых информационных ресурсов МВД России, Центр обращений граждан по паспортно-визовым вопросам МВД России и Центр оформления приглашений иностранным гражданам МВД России.

В соответствии с п.13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 образовано ФМС России, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции МВД России

Заключение

Каждое общество и государство на определенном этапе развития для успешного решения целого комплекса разнородных задач вводило систему учета населения и контроля за его передвижением. В европейских феодальных государствах это решалось посредством учреждения паспортов. Развитие капитализма, расширение товарооборота, когда товаром становится и рабочая сила, паспортная система начинает оказывать сдерживающее влияние на развитие всех областей общественной и государственной жизни. И чем интенсивней развивались буржуазные отношения, тем быстрее в тех или иных странах отказывались от обязательных внутренних паспортов, переходя к т. н. легитимационной системе, когда для удостоверения личности было достаточно предъявления любого документа.

В общем и целом Россия шла именно по такому пути. Однако совокупность особых обстоятельств наложила отпечаток на развитие паспортной системы. Прежде всего - это глубокие феодальные пережитки, сохранившиеся и после отмены крепостного права и не позволившие в течение более полувека провести реформу паспортной системы, вошедшей в явные противоречия с реальной обстановкой.

Законодательство о паспортах закрепляло не только классовое и социальное неравенство, но и содержало дискриминационные нормы по национальному и исповедальному признакам, ущемляло в правах женщин и детей. Поэтому вполне закономерно, что программы всех (за исключением крайне правых) политических партий - в том числе и большевистской, лидер которой, В.И. Ленин, неоднократно резко критиковал отсутствие в дореволюционной России реальной возможности свободного передвижения и выбора места жительства - содержали требования в большей или меньшей степени коренных преобразований паспортной системы.

Определенное время Советское государство придерживалось прежних идейно-политических установок. Однако обострение гражданской войны и неясные перспективы военных операций на фронтах в целом, растущее антисоветское движение в тылу (да и весь комплекс мер, названный "военным коммунизмом") заставили налаживать систему учета и контроля за передвижением прежде всего потенциальных противников новой власти, "нетрудящихся" ("бывших" по терминологии более поздних времен). Первыми нормативно-правовыми актами первые советские документы, удостоверяющие личность, вводились по социально-классовому принципу. В этом отношении наблюдаются явные совпадения с принципами дореволюционной паспортной системы с той, однако, разницей, что ограничения теперь адресовались именно тем, кто до революции пользовался наибольшими паспортными льготами.

В обстановке гражданской войны при осуществлении всеобщей трудовой повинности предпринимались попытки введения единых документов, удостоверяющих личность, для всех граждан РСФСР, которые не были реализованы из-за нехватки ресурсов. Местные же власти по тем же самым причинам начали вводить "свои" подобные документы.

Более того, анализ всего комплекса нормативно-правовых актов, регламентировавших паспортизацию в СССР, их воплощение в жизнь, свидетельствует, что основной разработчик проектов и главный субъект реализации - ОГПУ, затем НКВД - сосредоточил внимание именно на том, как использовать потенциал паспортной системы в интересах укрепления безопасности.

Охранительные" интересы вошли в противоречие с хозяйственными. Очистка городов "от лишнего" населения вызвала на начальном этапе затруднения в работе предприятий, руководители которых в целях восполнения нехватки рабочих рук вынуждены были нарушать паспортное законодательство и принимать на работу лиц, которым было отказано в выдаче паспортов или прописке. Многочисленные жалобы хозяйственников явились одной из главных причин введения уже в 30-е гг. послаблений в паспортный режим.

С началом паспортизации существенно расширилась сфера применения внесудебных репрессий, поскольку ОГПУ ведомственным актом разрешило своим Полномочным представительствам определять нарушителям паспортного режима различные виды наказания вплоть до заключения в концлагерь на срок до трех лет.

О том, что паспортная система является весьма эффективным средством обеспечения безопасности, а ее ведение (или изменение ограничений) диктуется реально складывающейся ситуацией в той или иной стране свидетельствуют недавние шаги, предпринятые правительствами ряда государств в рамках реализации программ борьбы с международным терроризмом. Примером может служить Англия, одна из первых европейских стран, перешедшая к легитимационной системе, где в конце прошлого года объявлено о введении внутригосударственных удостоверений личности.

Список литературы

1. Именной указ, данный Сенату, от 7 декабря 1811 г. "Об обозначении в паспортах, выдаваемых купцам, мещанам и крестьянам, кто женат или холост, а ежели вдов, то после котораго брака" // ПСЗ. Собр.1. T. XXXI. №24902.

2. Свод уставов о паспортах и беглых // Свод законов Российской Империи.Т. XIV. - Спб., 1833.

3. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1923 г. "Об удостоверении личности" // СУ РСФСР. 1923. №61. Ст. 575.

4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июля 1927 г. "Об удостоверениях личности" // СУ РСФСР. 1927. №75. Ст. 514.

6. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI первой половины XVII в. Комментарии / Под ред. Н.Е. Носова и В.М. Панея-ха. Л., 2007

7. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право: Пособие для студентов.2-е изд. Спб., 1998

9. Желудкова Т.И. Хоботов А.Н. Из истории становления и развития паспортной системы в СССР (октябрь 1917-1974 гг.): Учебно-методические материалы. М., 2000

10. Желудкова Т.И., Хоботов А.П. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): Учебное пособие. М., 2002

11. Корзан В.Ф. Советская паспортная система. Минск, 2005

12. Курицын В.М. Советское государство и право в 1929-1941 гг. М., 2008.

13. Кусков Г.С. Основные этапы развития советской паспортной системы // Труды ВШ МВД СССР. Вып. 20. М., 1998.

14. Кусков Г.С. Паспортная система в СССР и ее осуществление. Управление в области административно-политической деятельности. М. 1999.

15. Кусков Г.С. Советская паспортная система: Учебное пособие. М., 2009

16. Рыбальченко Р.К. Паспортная система в СССР. Киев, 1997.

17. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

18. Савицкий С., Худяков А. Новая паспортная система СССР. Алма-Ата, 1976. -

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика понятия, содержания и целей паспортной системы Российской Федерации. Особенности прав и обязанностей граждан в условиях паспортной системы. Классификация видов паспортов (внутренний, заграничный). Порядок выдачи заграничного паспорта.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2010

    Исторический обзор паспортной и регистрационной системы. Паспортная система и административные правонарушения против порядка управления. Примеры ущемления прав, свобод и законных интересов граждан без регистрации в различных отраслях законодательства.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие административного процесса, его специфика в органах внутренних дел. Реализация надзора за дорожным движением. Меры по обеспечению паспортной системы. Охрана общественного порядка при авариях, природоохранительная деятельность, пресечение пьянства.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Понятие паспортной системы, ее сущность и особенности, история становления и развития в России, место и значение в современном обществе. Визовый режим в РФ и некоторых странах, классификация и разновидности виз, порядок получения и необходимые документы.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2009

    Приспособление государственного аппарата к нуждам военного времени. Чрезвычайные органы государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Особенности функционирования правоохранительной системы и системы охраны тылы в военное время.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    Развитие системы управления Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР. Кадры центрального аппарата НКВД 1934-38 гг. История массовых репрессий, разведывательная и контрразведывательная деятельность НКВД во время Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 15.02.2015

    Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственно-политической системы СССР в 1945–1953 гг. Основные тенденции развития советского права во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Пособие одиноким матерям.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2013

    История развития паспортной системы в России, реализация прав и обязанностей граждан в условиях паспортного режима. Проблемы и недостатки в организации работы отделов управления федеральной миграционной службы и ее паспортно-регистрационной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Основные этапы развития судебной системы СССР. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.). Законодательство о суде 20-30-х гг. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период. Структура советской судебн

    курсовая работа , добавлен 14.05.2005

    Социальная политика во время становления советской власти. Развитие социальной политики СССР довоенного периода. Социальная политика СССР во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Построение в СССР государства всеобщего благосостояния.

Введение

Основная функция паспорта сводится к легитимации, т.е. удостоверению личности владельца. Однако с момента появления паспортов они использовались как средство контроля за передвижением населения, потенциал паспортной системы позволял решать вопросы укрепления обороноспособности, государственной безопасности, борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности (например, при эпидемиях, катастрофах и т.д.), при определенных условиях - решать экономические задачи, обеспечивать фискальные интересы государства.

Паспорт является документом, обладание которым означает удостоверение особой связи человека и государства, свидетельство наделения его соответствующим комплексом прав.

Поэтому совокупность (и соотношение) решаемых с помощью паспортной системы задач, условия и порядок выдачи паспортов и их регистрации достаточно полно отражают существующий политический режим, гарантированность декларированных прав и свобод.

С этой точки зрения исследование правовых основ паспортной системы и реально осуществлявшегося паспортного режима в 30-е годы XX в. представляется весьма актуальным, поскольку дает возможность получить дополнительные аргументы для характеристики складывавшейся административно-командной системы управления и тоталитарного политического режима.

Цели и задачи. Основная цель состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа исследовать становление и развитие паспортной системы Советского государства в 30-е гг. прошлого века.

Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

изучить историю развития системы учета населения и контроля за его передвижением в дореволюционной России и Советском государстве во время функционирования единой паспортной системы;

проанализировать нормативно-правовые акты, регламентировавшие паспортную систему;

изучить установленный паспортный режим;

Создание паспортной системы в СССР

27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А.С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". Корзан В.Ф. Советская паспортная система. Минск, 2005

Во всех паспортизированных местностях паспорт становится единственным документом, "удостоверяющим личность владельца". В п.10 предписывалось: Паспортные книжки и бланки изготавливать по единому для всего Союза ССР образцу. Текст паспортных книжек и бланков для граждан различных союзных и автономных республик печатать на двух языках; на русском и на языке, общеупотребительном в данной союзной или автономной республике.

В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.

Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР (Об Установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов) 27 декабря 1932 года было издано постановление "Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР". Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом. Рябов Ю.С. Советская паспортная система. М., 2008.

паспортизация советский паспортная система

В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции - паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.

Первые зачатки паспортной системы в России стали появляться в Смутное время в виде «проезжих грамот», вводимых, главным образом, с полицейской целью. Окончательно паспортная система оформилась только в эпоху правления Петра I. Лица, не имевшие при себе паспорта или «проезжей грамоты», признавались за «недобрых людей» или даже «прямых воров». Паспортная система сужала возможности передвижения населения, поскольку никто не мог изменить место жительства без разрешения соответствующих властей.

После Октябрьской революции паспорта внутри страны были отменены как одно из проявлений политической отсталости и деспотизма царской власти. Законом от 24 января 1922 г. всем гражданам Российской Федерации было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Право свободного передвижения и поселения было также подтверждено в Гражданском кодексе РСФСР (ст. 5). А статья 1 декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 г. «Об удостоверении личности» запретила требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР. Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались. Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, но не обязанностью.

Ужесточение политического режима в конце 20-х - начале 30-х гг. повлекло за собой стремление властей усилить контроль за передвижением населения, что повлекло за собой восстановление паспортной системы.

27 декабря 1932 г. в Москве председателем Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калининым, председателем Совета Народных Комиссаров СССР В. М. Молотовым и секретарем Центрального Исполнительного Комитета СССР А. С. Енукидзе было подписано постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Одновременно с постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое возлагались функции введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этими работами.

Положение о паспортах устанавливало, что «все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта». Теперь вся территория страны и её население делились на две неравные части: ту, где была введена паспортная система, и ту, где её не существовало. В паспортизированных местностях паспорт являлся единственным документом, «удостоверяющим личность владельца». Все прежние удостоверения, ранее служившие видом на жительство, отменялись.

Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции «не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство». Обязательной стала и выписка - для всех, кто выбывал «из пределов данного населённого пункта совсем или на срок более двух месяцев»; для всех, покидающих прежнее местожительство, обменивающих паспорта; заключённых; арестованных, содержащихся под стражей более двух месяцев. Нарушение порядка паспортной системы отныне могло повлечь за собой привлечение к административной и даже уголовной ответственности.

Лит.: Любарский К. Паспортная система и система прописки в России // Рос. бюл. по правам человека. 1994. Вып. 2. С. 14-24 ; Попов В. Паспортная система советского крепостничества // «Новый мир». 1996. № 6; То же [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/6/popov.html ; 70-летие советского паспорта [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2002. 16-31 дек. (№ 93/94). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2002/093/arxiv01.php ; ФМС России: история создания [Электронный ресурс] // Федеральная миграционная служба. 2013. URL: http://www.fms.gov.ru/about/history/ .