Взыскание задолженности с государственного бюджетного учреждения. Исполнение судебных актов по искам к бюджетным учреждениям


  • Вопрос: №3411 от: 2018-03-30.

Предъявление исполнительного листа должнику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения отличается от общего порядка.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судебные приставы не имеют полномочий по взысканию средств бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам учреждения подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета такого учреждения субъекта Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов РФ или субъекта РФ.

В Министерство финансов подается следующий пакет документов:

1. Заявление с банковскими реквизитами для перевода денежных средств взыскателю;

2. Исполнительный лист (оригинал);

3. Копия судебного акта, заверенная надлежащим образом, на основании которого выдан исполнительный лист;

4. Доверенность на представителя (оригинал или нотариальная копия, если заявление подписывается и подается представителем взыскателя).

Перечисление денежных средств осуществляется в течение 3-х месяцев со дня предъявления исполнительного листа.

Установлены четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение (ч. 3 ст. 242.1 БК РФ):

Непредставление какого-либо из вышеуказанных документов;

Несоответствие вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Нарушение установленного законодательством срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

Представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

В случае возврата пакета документов взыскателю, последний вправе предъявить исполнительный лист к исполнению в пределах трехгодичного срока с даты вступления в силу судебного акта.

Исходя из вышесказанного, по которому должником является государственное бюджетное учреждение здравоохранения, необходимо в Министерство финансов РФ или субъекта РФ, которое осуществляет открытие и ведение лицевого счета учреждения.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Д. БЕККЕР

Дмитрий Беккер, специалист Консалтинговой группы "Лекс".

Понятно, что если в процессе реализации договорных отношений контрагент становится его должником, то кредитор пытается вернуть свои деньги в полном объеме и в кратчайший срок. Но если в роли должника выступает муниципальное учреждение, то процесс взыскания долга сильно усложняется. Ранее эксперты нашей газеты уже обращались к этой теме ("ЭЖ-Юрист" N 34). Автор, не повторяя пройденного, указывает на важные особенности в отношении порядка взыскания.

Где равноправие?

Современные муниципальные образования окружили себя сетью учреждений, которые осуществляют функции исполнительного характера и действуют в соответствии с заданиями собственника.

Как правило, учреждения для обеспечения своих функций строят работу с ремонтно-эксплуатационными, строительно-монтажными, жилищно-коммунальными предприятиями и организациями на договорной основе. Так учреждения вступают в гражданско-правовые отношения и являются их равноправными субъектами.

Все субъекты гражданских правоотношений обладают определенными правами и обязанностями, не исключением являются и муниципальные учреждения. В соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 и п. 2 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Иными словами, осуществить взыскание с муниципального учреждения можно только за счет средств, заработанных учреждением самостоятельно, в соответствии с предоставленным ему правом на осуществление приносящей доходы деятельности.

Налицо два неблагоприятных фактора для потенциального взыскателя - это особый режим вещного права учреждения (право оперативного управления) и финансирование учреждения за счет средств, выделяемых по смете. Их нужно учитывать при подаче искового заявления о взыскании задолженности с муниципального учреждения в суд, когда целесообразно привлечь в качестве третьего лица собственника, который впоследствии понесет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения в случае отсутствия у него имущества и денежных средств.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" от 01.07.96 N 6/8 муниципальное образование может быть признано ответчиком в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Несмотря на вышеупомянутое совместное Постановление Пленумов, судебная практика по данным категориям дел неоднозначна.

Постановлением кассационной инстанции ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2003 (Дело N Ф04/5478-1886/А27-2003) были отменены решение и постановление Арбитражного суда Кемеровской области, в соответствии с которыми к субсидиарной ответственности по обязательствам Комитета жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Новокузнецка была привлечена администрация г. Новокузнецка. ФАС Западно-Сибирского округа постановил взыскать задолженность основного должника с Финансового управления г. Новокузнецка.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4

Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах, которое заключается в исполнении судебных актов. В связи с этим принятие Закона N 197-ФЗ <1>, дополнившего Бюджетный кодекс РФ гл. 24.1, которая устанавливает порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, - важнейшее событие в порядке судебного производства.

<1> Федеральный закон от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

В настоящей статье мы рассмотрим основные положения новой главы Бюджетного кодекса РФ и попробуем ответить на вопрос: сможет ли новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ стать равноценной заменой исполнительному производству службы судебных приставов.

Принципы исполнения судебных актов

На основании ст. 6 Федерального конституционного закона N 1-ФЗК <2> вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

<2> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФЗК "О судебной системе РФ".

Существующая система исполнения судебных актов основана на следующих принципах. Во-первых, неукоснительному исполнению подлежат только вступившие в законную силу постановления судов судебной системы РФ.

Во-вторых, исполнение судебных актов основано на принципе добровольного исполнения. Должнику после вступления судебного акта в силу, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от совершения таковых, предоставляется возможность добровольного исполнения судебного акта. В случае если должник добровольно не исполнит постановление суда, к нему могут быть применены меры принудительного исполнения судебного акта. Органы, на которые в соответствии с законом возложены обязанности по принудительному исполнению постановлений суда, обязаны предоставить должнику возможность добровольного исполнения судебного акта. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ <3> в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Применение принудительных мер исполнения судебных актов возможно только после истечения срока, установленного для добровольного исполнения постановлений суда.

<3> Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В-третьих, принудительное исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов, к которым относятся исполнительный лист и судебный приказ. При этом исполнительные документы должны соответствовать требованиям, установленным ст. 8 Закона N 119-ФЗ.

Исполнительный лист - это исполнительный документ, выдаваемый судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Судебный приказ является судебным постановлением, вынесенным мировым или федеральным судьей общей юрисдикции единолично. Кроме того, судебный приказ одновременно выступает исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

В-четвертых, система исполнения судебных актов судов допускает поворот в исполнении решения суда, который означает, что в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (ст. 325 АПК РФ <4> и ст. 443 ГПК РФ <5>).

<4> Арбитражный процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 24.07.2002 N 94-ФЗ.
<5> Гражданский процессуальный кодекс РФ, утв. Федеральным законом от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

В-пятых, система исполнения судебных актов предусматривает защиту прав взыскателя, должника и других лиц от действий (бездействий) органов, исполняющих судебные акты, которая выражается в праве на обжалование действий (бездействий) указанных органов.

Принципы системы исполнения судебных актов в равной степени распространяются и на отношения по исполнению судебных актов, по которым обязанными совершить или воздержаться от совершения определенных действий выступают бюджетные учреждения.

Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.

Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.

Во-первых, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов. В связи с чем исполнительными документами, которые предъявляются к исполнению бюджетным учреждениям, могут быть исполнительные листы и судебные приказы.

Во-вторых, исполнение судебных актов осуществляется иными государственными органами, не являющимися службой судебных приставов.

Законом N 197-ФЗ помимо внесения изменений в БК РФ одновременно были внесены изменения в ст. 1 Закона N 119-ФЗ, исключающие возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов.

Ранее нормы об исключении службы судебных приставов из органов, которые могут исполнять судебные акты, обращенные к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ, ежегодно устанавливались законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной год начиная с 2003 г. <6>. Однако Конституционный Суд РФ признал практику установления законодателем норм, определяющих порядок исполнительного производства судебных актов, в специальных законах, какими являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, нарушающей принцип верховенства права, поскольку включение положений об исполнительном производстве в специальные законы приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Поэтому законодателем БК РФ был дополнен отдельной главой, посвященной исполнительному производству судебных актов по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

<6> Федеральные законы о Федеральном бюджете на 2003 - 2005 гг.

Появление указанной главы в БК РФ, посвященной исполнению судебных актов, также было обусловлено тем, что Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П признал за государством право определять органы, которые обладают полномочиями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Право государства определять органы, обладающие полномочиями по исполнению судебных актов, продиктовано тем, что государство должно стабильно и непрерывно осуществлять возложенные на него функции. Исполнение судебных актов не должно нарушать стабильность и непрерывность реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

С другой стороны, Конституционный Суд РФ установил, что государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации исходя из того, что независимо от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, вступивший в силу с 1 января 2006 г., должен опираться на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ, которое фактически предопределило его принятие законодателем.

Для определения того, учел ли законодатель при принятии гл. 24.1 БК РФ установленные КС РФ принципы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, необходимо обследовать основные положения новой главы БК РФ.

Органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительный документ к исполнению

В соответствии с новым порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими исполнение судебных актов, были определены:

  • орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);
  • орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;
  • орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.

Общий признак, объединяющий указанные органы, - ведение и открытие этими органами лицевых счетов для бюджетных учреждений. Вместе с тем законодатель, руководствуясь признаком открытия лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства, установил, что исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (ст. 254 БК РФ).

Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (ст. 242.1 БК РФ).

Требования, предъявляемые к исполнительным документам

В соответствии с п. 3 ст. 242.1 БК РФ исполнительные документы, предъявляемые взыскателями к исполнению, должны соответствовать требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом N 119-ФЗ. В содержании исполнительного документа в соответствии со ст. 8 Закона N 119-ФЗ должны быть указаны:

  1. наименование суда, выдавшего исполнительный документ;
  2. дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
  3. дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
  4. наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства; дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
  5. резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
  6. дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
  7. дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Дополнительные требования установлены для содержания принимаемых судами общей юрисдикции и мировыми судьями судебных приказов, которые кроме указанных выше требований должны содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Поскольку законодателем не определен единый орган, осуществляющий исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, не лишним было бы судебному органу указать в исполнительном документе наименование и адрес органа, в котором открыт лицевой счет должника - бюджетной организации и который в соответствии с гл. 24.1 БК РФ обязан исполнить предъявленный ему исполнительный документ.

Бюджетным кодексом для взыскателя установлены дополнительные требования, которые необходимо выполнить при предъявлении исполнительного документа к исполнению. В соответствии с п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие к взысканию. В этом случае законодатель "пошел на встречу" взыскателю, обязав суды выдавать вместе с исполнительным листом копию судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист (ст. 428 ГПК РФ, ст. 319 АПК РФ).

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.

Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения - должника соответствующего запроса-требования.

После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.

В случае нарушения должником - бюджетным учреждением порядка исполнения исполнительных документов новым положением об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены меры, обеспечивающие исполнение предъявленного исполнительного документа. К ним относится обязанность органа приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - бюджетного учреждения (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), если должником - бюджетным учреждением нарушены сроки исполнения обязательств по предъявлению органу платежного поручения на списание средств с лицевого счета по исполнительному документу. Наличие такой меры обеспечения не позволит бюджетному учреждению, являющемуся должником по исполнительному листу, затягивать процесс исполнения для сохранения средств на его лицевом счете. Но, к сожалению, применение органом этих мер к бюджетному учреждению никак не связано с принуждением к исполнению предъявленного исполнительного документа.

В такой ситуации взыскатель может только обжаловать определенные действия (бездействия) органа, которому был предъявлен исполнительный документ, и принудить его к совершению определенных действий или отказаться от совершения действий с помощью суда. Однако взыскатель не может принудить орган совершить действия, которые не предусмотрены гл. 24.1 БК РФ.

Поэтому можно сделать вывод, что законодатель в гл. 24.1 БК РФ создал систему исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, определив органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительные документы к исполнению, и порядок взаимодействия этих органов в структуре органов бюджетной системы РФ, основанную на второстепенной роли взыскателя в исполнении предъявленного им исполнительного документа.

Тем не менее указанная глава БК РФ открыла новую страницу в процессе исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Основными особенностями исполнения судебных актов в соответствии с положениями гл. 24.1 БК РФ являются:

  • добровольный характер исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, исключающий применение мер принуждения;
  • ответственность за исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе судебного органа, возложена на бюджетное учреждение - получателя средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, по денежным обязательствам которого вынесено судебное решение. При этом предусмотрена обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник, обеспечить своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов должнику, необходимых для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае их недостаточности у должника;
  • применение субсидиарной ответственности к главному распорядителю средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по долгам находящегося в его ведении получателя средств - бюджетного учреждения;
  • установление единственной меры обеспечения исполнения судебных актов в форме приостановления операций по лицевым счетам, открытым должникам, при невыполнении получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ требований, содержащихся в исполнительных листах судебного органа;
  • установление порядка взыскания средств по денежным обязательствам получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с лицевых счетов за счет лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Однако указанные особенности, которые дают определенные преимущества новому порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по сравнению с прежним порядком, не дают гарантий, что указанная система эффективна.

На основании проведенного анализа норм гл. 24.1 БК РФ следует отметить, что разработанные законодателем положения исполнения судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ имеют некоторые упущения.

Так, законодатель не определил единого органа, который осуществлял бы функции исполнения судебных актов по искам, обращенным на средства бюджетов бюджетной системы РФ, каким является служба судебных приставов, что является дискриминацией по отношению ко взыскателю. Кроме того, законодатель, исключив возможность службы судебных приставов возлагать на бюджеты всех уровней обязанности, установленные исполнительными документами, по совершению определенных действий или воздержанию от совершения этих действий, не установил, какой орган государственной власти будет осуществлять указанные функции. Данный вопрос актуален, поскольку указанная ситуация делает невозможным применение мер обеспечения к бюджетным учреждениям, а также невозможным исполнение судебных актов по искам, не связанным с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Также законодатель ограничил перечень исполнительных документов, которые могут быть предъявлены к исполнению в новом порядке. Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ к таким документам он отнес исполнительный лист и судебный приказ. Таким образом, остался нерешенным вопрос исполнения других исполнительных документов, которые определены ст. 7 Закона N 119-ФЗ.

Юридически бессмысленным является наличие такого положения, согласно которому взыскатель должен подать в суд заявление об обращении взыскания на средства главного распорядителя средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам бюджетного учреждения. Данное положение нарушает принцип обязательности исполнения судебных актов органами государственной власти, который не предусматривает повторного обращения взыскателя в суд, чтобы исполнить судебный акт. Исполнительный документ уже наделен юридической силой, которая позволяет обращать взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя средств.

Указанные выше упущения свидетельствуют о том, что законодателю не удалось создать систему исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы бюджетов бюджетной системы РФ, которая охватила бы все аспекты указанного исполнительного производства и являлась бы равноценной системе службы судебных приставов РФ.

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. 13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Согласно Постановлению №143, вам необходимо, кроме исполнительного документа, оформить заверенную в установленном порядке копию решения суда, на основании которого и был выдан данный исполнительный лист.Здесь имеется некоторая трудность, поскольку в ст. 9 закона говорится, что для проведения исполнительных действий достаточно одного документа – исполнительного листа.

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Как взыскать с бюджетной организации

За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги. Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом.

Внимание

Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга. Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.


Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.

Важно

Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.


(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу

Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

После этого у должника есть 30 рабочих дней, чтобы подготовить платежное поручение о возврате долга. Если у должника деньги есть, он обязан отправить в казначейство такое поручение. Если денег нет, он может вернуть долг частично. А что в это время делать вам? Заметьте: весь этот обмен документами между казначейством и должником происходит без вашего участия.

И только от вас зависит, будете ли вы пассивно ждать денег или возьмете ситуацию под свой контроль. Вы можете уведомить должника о том, что направили исполнительный лист в казначейство, затем запросить уже у казначейства, проинформировало ли оно должника о поступлении исполнительного листа. У казначейства также можно узнать, как отреагировал должник – готов ли он погасить долг, и в какой части.

Шаг 5. Казначейство ждет три месяца со дня, когда вы к ним обратились. Этот срок закон дает бюджетному учреждению на то, чтобы погасить долг.

Чтобы выйти из этой ситуации, на копии решения суда попросите судью сделать не только надпись «Копия верна», но и «Решение вступило в законную силу». 3 Подайте документы в исполнительный орган, через который осуществляется финансирование вашего должника. Согласно Постановлению, органом, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации, является Федеральное казначейство. Направьте в территориальный орган по месту регистрации заверенную копию судебного решения и сопроводительное письмо.

Взыскание задолженности с бюджетного учреждения Должник подает в Казначейство платежный документ на полное или частичное перечисление денег по исполнительному листу (10 рабочих дней с даты уведомления Казначейством). 3. Если лимитов бюджетных обязательств для исполнения недостаточно, должник обращается к главному распорядителю средств федерального бюджета за выделением денег.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8.

Порядок взыскания с бюджетного учреждения по исполнительному листу

  • Как взыскать долг с бюджетного учреждения?
  • Исполнение решений судов о взыскании с казны
  • Как взыскать с бюджетной организации
  • Взыскание задолженности с бюджетного учреждения
  • Исполнение судебных актов в отношении учреждений
  • На данный момент проводятся технические работы
  • Все дела: гражданские и уголовные. юридический форум

Как взыскать долг с бюджетного учреждения? Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Внимание Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.
Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение. 2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России. При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях.

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см.

В резолютивной части таких решений указывается: «Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике». Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения.

Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края. Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений.

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

  1. Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта. Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Важно

Шарон 2015 год Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. N А05-2385/2007. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».


Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//(«Арбитражные споры», 2014, N 4) Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5 дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г.

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

ФЗ) 10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Особенности взыскания с должников – получателей средств бюджета

Инфо

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.


13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

Особенности взыскания с должников - получателей средств бюджета

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора – есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником. На первый взгляд, такие должники исправные - деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

  1. Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ): 1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц; 2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением. Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

Взыскание с бюджетной организации

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение Как еще вы можете повлиять на ситуацию? Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма. Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.

Внимание

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования). Во втором случае это будут органы казначейства. Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

  1. Куда предъявлять исполнительный документ?

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом копию судебного акта. Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов (однако, это общее правило не распространяется на бюджетные учреждения.

Если бюджетное учреждение Высший арбитражный суд РФ периодически выпускает разъяснения по самым разным вопросам применения судами действующего законодательства. На этот раз Пленум ВАС РФ в постановлении от 17 мая 2007 г. № 31 ответил на вопрос, можно ли с учреждения во внесудебном порядке взыскивать суммы обязательных платежей и санкций. Случается, что и бюджетное учреждение не уплачивает вовремя налоги или взносы в Пенсионный фонд РФ. Задолжало учреждение - заплатит бюджет В Высшем Арбитражном Суде РФ подготовлен проект постановления Пленума, которое может изменить сложившийся порядок взыскания с бюджетных учреждений неустойки и пеней за просрочку платежей по хозяйственным договорам. Новое постановление затрагивает интересы тех организаций и предпринимателей, которым задолжало государственное или муниципальное учреждение (школа, больница и т.